Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему: "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Морозова Лариса Викторовна

Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему: "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологиская карта урока

2класс

Учитель начальных классов  Морозова Лариса Викторовна

Предмет: русский язык

Класс: 2-А

Тема урока: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Тип урока:  учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Цели:

 1. Образовательная:  способствовать совершенствованию умений учащихся  классифицировать         имена существительные на одушевленные и неодушевленные.

2.  Развивающая:   развивать  познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение

3.Воспитательная: содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию у воспитанников чувства любви и  интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.

4.Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

 Планируемые образовательные результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла   учения
  • умение высказывать личные суждения
  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить
  • выходы из спорных ситуаций;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характер
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в

 ситуации неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  •  активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  •  логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;
  •  готовность слушать собеседника и вести диалог;  излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно
  •  взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.
  • первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;
  • распознавать одушевленные и неодушевленные существительные ;
  •  находить грамматическую группу слов – имена существительные, отличать от других частей речи;
  • определять у имени существительного значение

Основные понятия, изучаемые на уроке: части речи, имя существительное, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

№ п/п

Этап

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

Учителя

Обучающегося

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Мотивация

Актуализация знаний, умений.

Анализ изученного содержания

Выделение главного в изученном

Установление межпредметных и внутрипредметных связей. Работа по учебнику

Рефлексия.

Домашнее задание.

Личностные:

Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).

Познавательные УУД:

Общеучебные:

- поиск и выделение информации;

Логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- выбор оснований  и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

Коммуникативные.

Постановка вопросов

 ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Регулятивные:

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Познавательные:

Общеучебные

- формулирование познавательной цели;

Логические. Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований  и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

Регулятивные: Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Коммуникативные:

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

Постановка вопросов ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Познавательные:

Общеучебные

- формулирование познавательной цели;

Логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- выбор оснований  и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

Действия постановки и решения проблем:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные УУД

Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).

Общеучебные

- знаково-символические

- моделирование

Логические

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

-установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные 

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Регулятивные:

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

Регулятивные:

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Личностные:

Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Организация начала урока.

Ребята, у нас сегодня гости. Повернитесь, улыбнитесь. Давайте поздороваемся

А  теперь они хотят посмотреть на вас, как вы отвечаете, пишете, сотрудничаете, справляетесь с проблемами.

Ножки – вместе,

Спинки – ровно

И к уроку все готово!

Запишем: число, классная работа

Минутка чистописания.

-Зябко зайчику зимой

По земле поземка,

Заскользил по льду косой от лисы и волка.

-Какой звук вы услышали почти в каждом из слов стихотворения?

- Давайте запишем красиво:

зм  зв  за  зи  зя   зы

зима,  зимний, зимовать …

-  Допишите однокоренные слова. (зимушка, зимовье).

Словарная работа.

- Запишите по порядку зимние месяцы.

- Какие еще словарные слова на тему «Зима» вы знаете?

- Запишите зимующих птиц нашего края

Самопроверка по слайду. Оцените свою работу.

- Что общего у всех этих слов?

- На какие две группы можно их разделить эти слова?

 - Назовите одушевлённые имена существительные.

 - Назовите неодушевлённые имена существительные.

Целеполагание. Определите основную тему нашего урока.

- Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.

Какие цели вы поставите себе на этот урок?

Вспомним (части речи, словарные слова)

Узнаем (больше об одушевленных и неодушевленных именах существительных, на какие вопросы отвечают одушевленные и неодушевленные имена существительные)

Научимся (различать одушевленные и неодушевленные имена существительные)

Подготовка к усвоению материала.

 -Для успешной работы на уроке нужно повторить известный вам материал об этой части речи:  работа в парах:

Игра «Продолжите  фразу».

  • Имя существительное обозначает …
  • Имена существительные отвечают на вопросы … и …
  • Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос …
  • Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос …

Самооценка

1.Игра «Поможем лосям спуститься на землю» (интерактивная доска «Smart Board»).

2. Игра «Рыбалка» (выберите слова-названия одушевленных предметов).

3. Игра «Лишнее слово»

Сформулируйте задание.

Группировка существительных по признаку одушевлённости.

- Оцените работу товарища.

 -Обменяйтесь тетрадями, проверьте.

Смена динамических поз

1. Физминутка

- Сделайте вывод, что же надо делать, чтобы определить одушевлённое существительное или нет?

2. Проблемная ситуация.

  Перед вами картина «Зимний лес».    

Откройте учебник на странице 49 упр. 83.

Прочитайте.

- Сколько в тексте предложений? (6)

Групповая работа.

Организует работу в группах с текстом.

1 группа

Спишите первое и второе предложения.

2 группа

Спишите третье и четвертое предложения.

3 группа

Спишите пятое и шестое предложения.

Найдите нераспространенное предложение и подчеркните в нем главные члены.

Организует  проверку.

Организует самооценку.

Если останется время организует работу по индивидуальным разноуровневым карточкам.

1 уровень

Спишите слова. Над существительными надпишите од. или неод.

 Синица, лед, снегирь, шарф, шуба,  Снегурочка, зима.

Проверка

2 уровень

Спишите предложения. Над существительными  надпишите од. или неод.

  Наступила зима.  Белое пушистое одеяло  укрыло землю. Белка приготовила на зиму орехи.

Проверка

3 уровень

Составьте предложения, запишите. Над существительными надпишите од. или неод.

  К, прилетели, кормушке, синицы, суетливые.

На, орехи, приготовила, белка, зиму.

Проверка

- Продолжи фразу:

- сегодня на уроке я познакомился _________

- одушевленные имена существительные обозначают ____________

- неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос ______________

-на уроке мне понравилось _______________________

- А закончить урок я хочу словами:

Учите русский язык

С душой, с усердием, с умом.

Вас ждет великая награда

И та награда в вас самих!

с. 51 упр. 86

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

Отвечают на вопросы.

Прописывают соединения букв и слова в тетради.

Предлагают варианты заданий:

 - подчеркнуть орфограммы

- выделить ударный слог

Записывают словарные слова:  декабрь, январь, февраль, мороз, метель, иней, снегирь,  воробей,  ворона.

Осуществляют самопроверку и самооценку.

Отвечают на вопросы.

 - Это имена существительные.

- Одушевлённые и неодушевлённые.

 - Снегирь, воробей, ворона.

 

-декабрь, январь, февраль, мороз, метель, иней.

- Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Ставят цели.

Работают в парах.

Проверка:

3 ученика из разных пар  читают по 1 предложению, остальные проверяют.

Осуществляют самооценку

Работы своей пары и своё участие в работе пары.

По одному человеку выходят к доске и распределяют слова в две группы – «Одушевлённые» и «Неодушевлённые». Остальные записывают слова в тетрадях в два столбика.

 

-Задать вопрос.

Выполняют упражнения.

Дети должны над каждой картинкой прикрепить вопрос: Кто? Или Что?

Делают вывод: одушевленные имена существительные отвечают на вопрос Кто?, неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос Что?

Работают в группах.

Сравнивают свою работу с тем, что получилось на доске. Высказывают своё мнение.

Командир группы оценивает работу своей группы.

Каждый оценивает своё участие в работе группы.

Работают по индивидуальным карточкам.

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд  5,6

Слайд 7,8

Слайд 9

Электрон-

Ное приложение к учебнику «Русский язык»

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13,14

2 мин

3 мин

5 мин

5 минут

2 мин.

7 мин.

6 мин.

8  мин.

5 мин.

2 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 2 класс "Одушевленные и неодушевленные именна существительные"

Открытый урок по русскому языку 2 класс "Одушевленные и неодушевленные именна существительные"...

Презентация к открытому уроку по русскому языку 2 класс "Одушевленные и неодушевленные именна существительные"

Презентация к открытому уроку по русскому языку 2 класс "Одушевленные и неодушевленные именна существительные"...

Урок русского языка. 2 класс. Система Занкова. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Обучение осуществляется по  системе Л.В. Занкова с применением технологии разноуровневого обучения, по учебнику А.В. Поляковой «Русский язык», 2 класс (1 часть)....

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Школа Росии" «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.»

Предмет: русский языкКласс: 2 «а»Тема урока: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.»Цели урока: Формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос что?; учить находить имена сущест...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Школа России" «Собственные и нарицательные имена существительные.»

Предмет: русский языкКласс: 2 «а»Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные.»Цели урока: Формировать умение отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать пр...

Презентация по русскому языку (3 класс) на тему "Собственные и нарицательные имена существительные"

Данная презентация создана специально для урока по русскому языку....