конспект урока по русскому языку 2 класс "Правописание парных звонких и глухих согласных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата_______________                                                                                                                            Учитель: Соловьева Т.А.

Технологическая карта урока № 87

Тема урока «Правописание парных  звонких и глухих согласных»

Цели для ученика:

1. формировать навык грамотного письма слов с парными звонкими и глухими согласными;

2. развивать умение  находить слова с парными звонкими и глухими  согласными  и проверять их.

Цели для учителя и средства контроля их достижения:

Обучающие: организовать учебную деятельность учащихся  по усвоению ими  темы «Правописания парных звонких и глухих согласных» и выработки умений находить слова на данное правило в тексте и проверять их.

Развивающие: создать условия для развития орфографической зоркости  учащихся при написании слов с парными согласными  в корне слова, способствовать  развитию устойчивого положительного отношения к процессу познания нового,   к учебной деятельности,

Воспитательные: создать условия для формирования у учащихся правильных межличностных отношений в процессе групповой формы работы, способствовать воспитанию у детей любви к родному краю, гордости за свою малую родину

Тип урока урок применения знаний и умений, урок рефлексии.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.

Планируемые результаты

Предметные:

  • уметь распознавать орфограмму;
  • уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки
  • формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных  в корне слова;

Метапредметные

  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной целью;
  • вступать в диалог, выслушивать разные точки зрения, отстаивать своё мнение, приводя аргументы;
  • оценивать результаты своей работы и работы одноклассников
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
  •  оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
  • обосновывать высказанное суждение;
  • договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.

Личностные:

  • проявлять интерес к новым знаниям;
  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • любить родной край и гордиться своей малой родиной;
  • вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов в группе;
  • уважительно относиться к иному мнению.

Оборудование:  ноутбук,  презентация к уроку, карточки  с заданиями для  групповой работы

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг. момент.

Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня мы должны хорошо потрудиться, поэтому давайте настроимся на работу. Повернитесь к соседу по парте и улыбнитесь ему. Теперь посмотрите на меня и так же подарите мне хорошее настроение. Спасибо!

А сейчас сядут те, у кого имя начинается с парных согласных звуков? Назовите их.

Как вы считаете, где в жизни  вам может пригодиться умение  грамотно писать?

   Это умение пригодится, чтобы без ошибок писать диктанты, изложения, сочинения, чтобы хорошо сдать  ЭГ и поступить в институт.

Личностные: доброжелательное отношение друг к другу; положительный эмоциональный настрой на урок

Коммуникативные: умение слушать друг друга, вступать в диалог

2.Самоопределение к деятельности

Сейчас вам предстоит выполнить самостоятельную работу в парах

Найдите словарные слова на правописание парных звонких и глухих согласных.

Отгадайте загадку.

- Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные

Отгадай, наряд какой

Я люблю носить зимой?

Свитерок и юбку,

Ну а сверху… (шу́бку).

- Назовите в слове все буквы, обозначающие согласные звуки (шбк) (Слайд №2)

- Что между ними общего? (парные)

- На какие 2 группы их можно разделить? (звонкие и глухие) (щелчок)

- Назовите парные им по звонкости/глухости

(ш-ж;б-п;к-г)

- Все ли парные согласные мы назвали? Назовите недостающие пары

Встаньте!

Хором еще раз повторим все парные согласные (Слайд №5)

- С какой целью мы запоминаем парные согласные? (парные согласные на конце слова оглушаются, их надо проверять)

Работают с орфографическим словарем

-выполняют минутку чистописания

Ответы детей

ответы детей

(словарные слова…)

(парные согласные на конце слова оглушаются, их надо проверять)

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; принимают инструкцию педагога и чётко следуют ей; осуществляют пошаговый и итоговый контроль.

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.

3.Целеполагание

Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Парные согласные на конце слова) (слайд 3)

Постановка проблемы и открытие новых знаний

- Прочитайте слова 

Назовите выделенные буквы. Скажите, какие звуки они обозначают?

алмаз, берег, улыбка, морковь

(алмаз – буква З обозначает звук [с], …)

- Как вы думаете, какое слово лишнее? Почему?

(лишнее слово улыбка – парная согласная в середине слова, в остальных словах – парная согласная на конце)

- Уточните тему урока (Парные согласные на конце и в середине слова)        слайд 4 )

Если забыли, где можем узнать? (в учебнике, с.22)

алмаз – алмазы

Какие цели поставите перед собой? (Какие цели поставите перед собой? (научиться узнавать слова с парной согласной в корне, на конце слова; правильно писать слова с парной согласной в корне, на конце слова; подбирать проверочные слова).
- В течение урока мы ответим на вопросы:
Что
Где                                         надо проверять?
Как
Чем

Дети выдвигают гипотезы. Формулируют тему, цель урока.

Читают правило в учебнике

 (научиться узнавать слова с парной согласной в корне, на конце слова; правильно писать слова с парной согласной в корне, на конце слова; подбирать проверочные слова).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; принимают инструкцию педагога и чётко следуют ей; осуществляют пошаговый и итоговый контроль.

4.Работа над темой урока.

      Грамматическая сказка

. Я хочу рассказать вам сказку.
Спор согласных.
- В одном королевстве жили-были согласные звуки. Однажды между звонкими и глухими согласными произошёл удивительный спор.
- В таких словах, как ГРИБ, ЗУБ, ГЛАЗ, ГОРОД, нужно писать на конце букву звонкого согласного звука, - твердили звонкие согласные.
- Нет, неправда. Нужно писать глухую согласную, - говорили глухие.
Глухие не унимались, потому что им хотелось, как говорится, взять власть в свои руки.
- Попробуйте доказать, что в словах ОГОРОД, ДУБ, ЗУБ, ОБЕД  нужно писать букву звонкого согласного звука на конце, а не глухую, - усмехались глухие согласные.
Звонкие приуныли. Ведь они не знали самого главного – правила.
И чуть не погибли. Но на помощь им пришёл сам король – всемогущее ПРАВИЛО.
- Как вы думаете, что сказал король – всемогущее ПРАВИЛО?
Правило-вывод.
Чтобы правильно написать парную согласную в середине слова, надо подобрать проверочное слово, для этого нужно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный или звонкий согласный звук (н).
-Вспомним алгоритм проверки парной согласной.
Алгоритм

                                                         

  • Прочитать слово
  • Выделить корень
  • Определить парную согласную
  • Подобрать проверочное слово

Самостоятельная работа

Какое задание мы должны выполнить?

- Вставьте пропущенные буквы, подбирая проверочные слова

Вставьте пропущенные буквы, подбирая проверочные слова

пого . ка___________                фла .  ________________                

гла . ки____________                сапо .    __________________

гри . ки______________           тетра . ь ____________________

сне . ки_____________                         пру .________________________

мы . кА______________             малы .  __________________

Что общего во всех этих словах?

А чем отличаются?

Физминутка.
Давайте, выполним упражнения не под счёт, а под произношение парных согласных звуков. Называете твёрдые парные согласные звуки и выполняете круговые движения плечами вперёд. Называете мягкие парные согласные и выполняете круговые движения плечами назад.

Работа в группах.

Урок наш продолжаем,

Трудиться  не  кончаем.

Согласный будем проверять

Работу в группах выполнять.

                                                             слайд 7

-Работайте дружно!

- Нужно найти и исправить ошибки в тексте. Подготовьтесь доказать свой ответ.

Ангелина  и София – подрушки  Ангелина любит читать книшки. Она читает скаски, загатки.

София  приехала из платовки в горот  Оренбург. У Ангелины на даче красивый прут.

Летом девочки ходят на лук за ягодами.

- Итак, приготовьтесь защитить свою работу (Слайд №8)

(от каждой группы капитан объясняет по одному предложению)

Для чего необходимо знание этой орфограммы? ( Чтобы грамотно писать.)

Хорошо.   А что ещё очень важно уметь,  чтобы писать без ошибок?  Почему ученики  часто делают ошибки на изученные орфограммы, хотя и хорошо знают правила?

 Поэтому важно ещё, дети,   развивать  орфографическую зоркость, умение находить опасный звук, требующий проверки и проверять его.

Найдите имена собственные.

Фонетический разбор слова София

 

Слушают

Ответы детей

Самостоятельно выполняют задание

Взаимопроверка

взаимопроверка

Работа в паре

самопроверка

ответы детей

Чтобы грамотно писать.

Читают и исправляют ошибки

Находят и записывают имена собственные

Выполняют транскрипцию

Регулятивные: Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата

Познавательные: Видеть орфограмму в слове

Коммуникативные УУД:

Участие в диалоге, умение слушать одноклассников

Познавательные: общеучебные – используют схемы для решения учебной задачи; логические – осуществляют поиск необходимой информации; дополняют и расширяют свои знания и представления об изучаемых орфограммах

6..Итог урока.

- Вернёмся к целям, которые мы ставили в начале урока.

- Добились поставленных целей?

-Получился ли урок таким, каким вы его хотели увидеть?

- - За что похвалите себя на уроке?

- Над чем надо поработать?

- - Какое задание больше понравилось?

- За что вы можете себя похвалить?

 

Тест (на листах(Слайд №9-11)

- Обведите букву правильного ответа

1. Найди строчку, в которой все согласные парные

А) л, м, н, р

У) г, к, б, п

М) х, ц, ч, щ

К) ж, ш, а, з

2. Найди слово с парным согласным на конце слова

К) двор

Л) гром

М) труд

Н) слон

3. Подбери проверочные слова. Найди слово с парным согласным б

Н) оши . ка

Е) скре . ка

Т) кно . ка

О) ре . ка

4. Найди слово, которое не требует проверки

А) пирог

И) круги

У) овраг

Е) флаг

5. Какое из данных слов будет проверочным для слова город?

А) пригород

Ц) города

Н) городской

И) городки

6. Найди лишнее слово

О) труд

У) клад

А) мост

И) народ

- Прочитайте только те буквы, которые вы обвели. Что получилось? (Умница)

- Вот и еще один успех! Поздравляю вас. Поднимите правую руку, опустите на голову. Погладьте себя и скажите: «Молодец!»

- Кто доволен своей работой?

Ответы детей

Выполняют тест

взаимопроверка

Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

8.Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке.  Поднимите свои имена.

Вы хорошо трудились, прошли все испытания.

Благодарю за урок. За активную работу.

Ответы детей

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

7. Домашнее задание.

С. 28 упр.48 пов.с.20

Записывают в дневники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 2 класс. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.

Упражнения в распожнавании и проверке парных звонких и глухих согласных в слове....

Тест по русскому языку "Правописание парных звонких и глухих согласных".

Тест составлен для проверки знаний учащихся по теме "Парные звонкие и глухие согласные". УМК "Перспектива". 2 класс. 2 четверть....

План-конспект урока по русскому языку "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова"

обобщить знания о написании парных согласных в корне слова и  умения  проверять их в слабой позиции...

урок по русскому языку Тема "Парные звонкие и глухие согласные в конце слова" 2 класс

Тема "Парные звонкие и глухие согласные в конце слова" 2 класс...

Методическая разработка урока по русскому языку "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" (2 класс)

Методическая разработка конспекта урока по русскому языку для 2 класса ("Школа России"). Тема:"Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" (обобщающий урок)....