Род имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока русского языка с использованием материала на тему снятия блокады Ленинграда. Упражнения направлены на закрепление умения определять род и число имен существительных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_rod_imen_sushchestvitelnyh.docx | 26.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 3 г
Дата: 27.01.2020 г.
Тема: Род имен существительных.
Цель: развивать умение определять род имен существительных.
Задачи:
- Закреплять навык определения рода имен существительных.
- Развивать внимание, память, умение слушать.
- Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность.
Планируемые достижения обучающихся:
Формировать УУД:
Общеучебные УУД: будут знать, как определять род имен существительных
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД: будут уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, выделять необходимую информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей; установка на здоровый образ жизни, способность к самооценке.
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Коммуникативные УУД: оценку и самооценку деятельности, развитие умения выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Методы: монологический, диалогический, исследовательский.
Оборудование:
учебник русского языка 3 класс;
рисунки домиков;
напечатанные слова.
Ход урока
I. Организационный момент.
Заливисто звенит звонок,
Мы начинаем наш урок.
К нам вновь спешит желанный гость,
Словечек новых несет горсть.
Предметы четко называет
Вниманьем их не обделяет.
Точное, удивительное
Имя… (существительное)
1. Минутка чистописания.
— Откроем тетради и запишем сегодняшнее число, классная работа.
Двадцать седьмое января.
Классная работа.
II. Актуализация знаний
— Что кроется за обычной календарной датой? Простые будние дни, наполненные повседневной работой, учебой и уроками. Но в народной памяти сегодняшнее число имеет особое историческое значение.
Перевернулась времени страница.
Известно нам, что прошлое, как дым.
Меж ним и нынешним крепка граница,
Мы издали на зиму ту глядим.
Она превращена в воспоминанье,
Уже почти не зла, не холодна.
Ей вязких красок посвятит пыланье
Художник на отрезке полотна,
И в сердце снова ясность и упорство.
Сквозь область смерти все ведут пути.
И в доме не отыщешь корки черствой.
И день прожить – не поле перейти.
И только ты меня окликнешь рядом:
«Опомнись, что ты?» Близится рассвет.
Лишь шепчет дождь над спящим Ленинградом.
И хлеба вдоволь. И блокады нет.
С. Спасский
III. Самоопределение к деятельности.
22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков.
Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли.
Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти в плотную к Ленинграду и окружить его.
Началась блокада. Бесконечная борьба за жизнь города, за свою жизнь, за жизнь Родины.
27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал своё освобождение.
Сегодня с помощью материала, подобранного на военную тему, мы с вами проверим орфографические навыки и покажем, чему мы научились на уроках русского языка.
IV. Работа по теме урока.
— Прочитайте слова, написанные на доске.
Танк, солдаты, сражение, мужество, разведчик, пулемёт, армия, героизм, командир.
— К какой части речи относятся написанные слова? (Имя существительное.)
— Выпишите в левый столбик одушевленные, а в правый столбик неодушевлённые имена существительные.
Проверка. Одушевленные: солдаты, разведчик, командир. Неодушевленные: танк, сражение, мужество, пулемет, армия, героизм.
— Определите число и род имен существительных.
Заслушиваются ответы учащихся.
1. Индивидуальная работа.
— Откройте конверты с заданием. Выполните задания, написанные на карточках.
1 вариант. Карточка № 1
Спишите. В первом и втором предложении найдите и подчеркните основу предложения. Назовите собственные имена существительные.
Пошли по железной дороге грузы.
Бегут вагоны на город Тихвин и дальше на город Волхов. Здесь, в Волхове, — стоп, остановка. Дальше железной дороги нет. Дальше дорога в руках фашистов.
2 вариант. Карточка № 2
Спишите. Во втором предложении найдите и подчеркните основу предложения. Назовите собственные имена существительные.
Захвачен врагами Тихвин. Оборвались пути в Ленинград через Тихвин.
Однако нельзя оставлять Ленинград без помощи. Было принято решение построить новую дорогу к Ладожскому озеру. Начали строить дорогу автомобильную, дорогу для грузовых машин.
V. Физкультминутка
— Предлагаю отдохнуть необычным способом. Если я назову имя существительное мужского рода, то вы будете приседать, если слово женского рода, то покружитесь, если среднего рода – хлопайте в ладоши.
Защита, оружие, миномет, самолет, город, осада, крепость, войско, армия, мужество, отвага, героизм, враг, долг, вера, победа.
VI. Закрепление изученного материала.
1. Словарная работа
Он готов в огонь и бой,
Защищая нас с тобой.
Он в дозор идёт и в град,
Не покинет пост.
(Солдат)
— Определите лексическое значение слова «солдат».
Солдат - это первичное, младшее, нижнее, воинское звание, рядового в армиях многих государств.
— Запишите слово в словари. Определите количество слогов, букв и звуков в слове. Поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
(Один ученик работает у доски).
Составьте и запишите предложение с новым словом. Определите число и род имен существительных.
2. Формирование орфографической зоркости. (Слайд 13, 14).
Однажды во время войны в военкомат пришёл 8-ми летний мальчик. Он принёс заявление. Комиссар прочитал это заявление и приказал: «Немедленно в школу!» Как вы думаете, почему?
Хачю быть салдатом! Отправьте меня нафронт. Учиться нехочю.
Песат и четат уже умею. ванька.
(Дети исправляют ошибки, называя орфограммы).
- Ваша основная задача в такое замечательное мирное время, не знающее тягот и лишений войны – учёба. И сейчас выполним следующее задание.
3. Указать число и род выделенных имён существительных. (Слайд 15, 16).
— Достаньте из конвертов задание № 2. Выполните его.
В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, –
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.
Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей…
4. Спишите текст, исправив ошибки. (Слайд 17, 18).
Из чего он только невыпекался — ленинградский блокадный хлеп! Дабавляли к ржаной муке муку овсяную, ячменную, соевую, кукурузную. Использовали отруби, проросшее зирно, мельничную пыль, рисовую шелуху и многое другое. По десять рас перетряхивали мишки из-под муки.
Хлеб был кисловатым, горьковатым, травянистым на вкус. Но галодным ленинградцам казался милее милого.
Мечтали люди об этом хлебе.
— Дайте тексту название. (Ответы детей.)
— Спишите текст, исправив ошибки.
— В последнем предложении найдите и подчеркните основу.
— Определите число имен существительных.
— Употребляется ли слово «люди» в единственном числе? (Нет.)
VII. Итог урока
Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты. Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями « За оборону Ленинграда», медалями жителю блокадного Ленинграда.(24 слайд)
За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой. 650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.
Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей.
VIII. Рефлексия.
— Какой памятной дате был посвящен наш урок?
— Чем этот урок был интересен для вас?
— Чему учились на уроке?
IX. Домашнее задание.
Р.т. № 33,34.
- Урок окончен. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Склонение имен существительных. Упражнение в определении падежей имен существительных
Урок русского языка, 3класс, программа "Планета знаний"...
Тест по русскому языку. 3 класс. Тема: «Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных».
Тест для учеников 3 класса, обучающихся по системе развивающего обучения....
Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"
Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...
Урок русского языка. Тема: «Повторение знаний об имени существительном. Падежи имен существительных».
Урок русского языка с использованием краеведческого материала....
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...
Конспект урока + презентация по русскому языку на тему: "Падеж имен существительных. Что такое склонение имен существительных" 3 класс
ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.ЧТО ТАКОЕ СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ...