Открытый урок по русскому языку 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тарнопольская средняя общеобразовательная школа
Открытый урок по русскому языку
2 класс
Метляева Алёна Сергеевна,
Учитель начальных классов
Тема: Слог. Перенос слов.
Цели: Продолжить знакомство учащихся с правилами переноса слов и систематизация известных знаний.
Задачи:
· Закреплять умение делить слова на слоги.
· Обратить внимание на значимость гласных звуков при определении количества слогов.
· Учиться переносить слова с одной строки на другую.
- Развивать правильную грамотную устную речь, мышление, память, воображение.
- Развивать умение различать в слове количество слогов по количеству гласных звуков.
- Воспитывать интерес к родному языку, изучению русского языка, умение слушать и слышать других.
- Воспитывать интерес к предмету, чувство коллективизма.
Планируемые результаты:
Личностные: - проявление творческого отношения к процессу обучения;
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме. Познавательные: - умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Регулятивные: - умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные: - умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Ход урока.
I.Мотивация к учебной деятельности.
- Приветствие учителя
-На каждом уроке русского языка мы открываем новые знания. И сегодня урок не исключение. Нам предстоит открыть новые секреты русского языка. Надеюсь, что урок принесёт вам радость познания.
2. Минутка чистописания.
Теперь откройте ваши тетрадки.
Напишите дату, классная работа.
- Я тетрадочку открою,
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я примусь.
СЛАЙД 2
- Внимательно посмотрите на данный ряд букв. Скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания? п, р, т, о, к Она здесь лишняя, объясните почему?
- Расскажите про букву « О».
- Какие ещё гласные звуки можно поставить в один ряд со звуком О? Объясните.
3. Словарная работа.
Внимательно посмотрите на слова , записанные на второй строчке. Что вы можете о них сказать?
Г..р..х, г..р...д, х..р..ш.., …г…р…д,
Запишите их в тетрадь, поставьте ударение.
Прочтите фразеологизм: Отложить в долгий ящик
Как вы понимаете его значение? Запишите его в тетрадь.
(Сейчас отложишь это в долгий ящик, а потом и вовсе забудешь.
Значение. Отложить какие-либо дела на долгое время.
Происхождение. Возможно, это выражение возникло еще в Московской Руси, триста лет назад. Царь Алексей, отец Петра I, приказал в селе Коломенском перед своим дворцом установить длинный ящик, куда всякий мог опустить свою жалобу. Жалобы опускались, но дождаться решения было очень нелегко: проходили месяцы и годы. Народ переименовал этот «длинный» ящик в «долгий».)
II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
СЛАЙД 3
- Сорока прилетела к вам с сообщением. Давайте прочитаем письмо. «Помогите мне узнать: все ли лесные жители приготовились к встрече со мной. Зима.»
Целевая установка.
СЛАЙД 4
-Нашим проводником будет Лесовик. Он поведёт нас лесными тропами, чтобы посмотреть, как лесные жители приготовились к зиме. С собой в путь мы возьмём наши знания, полученные в первом классе и приготовьтесь к открытию нового.
4. Деление слов на слоги.
Заходим в лес. А вот и первый зверёк встретился на нашем пути. Угадайте кто это?
Загадка:
Кто по ёлкам скачет ловко?
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)
СЛАЙД 5
- Какие запасы сделала белка? ( орехи, грибы, шишки, жёлуди)
-Запишите слова, разделите на слоги. О-ре-хи, гри-бы, шиш-ки, жё-лу-ди.
– Можно ли сразу сказать, сколько слогов будет в этих словах? Почему? (Сколько гласных – столько слогов.)
На другой половине доски записаны эти же слова, но разделённые для переноса.( гри- бы, оре-хи, шиш- ки, жёлу- ди) Почему мои слова записаны по другому? (Они разделены для переноса)
-Как эти правила связаны между собой?
III. Постановка учебной задачи.
1.Подведение к формулированию темы урока
- Как вы думаете, существуют ли правила переноса слов или их можно переносить как кому захочется?
2. Формулирование темы урока.
- Кто может сформулировать тему урока?
- На какой вопрос мы сегодня ответим? ( Как переносить слова с одной строки на другую)
3. Прогнозирование ожиданий
- Что вы ждёте от сегодняшнего урока?
IV.Построение проекта выхода из затруднения.
Составление плана работы.
Давайте спланируем свою деятельность.
1. Повторим правила переноса слов.
2. Поупражняемся в переносе слов
3. Сделаем вывод
V. Реализация построенного проекта.
1. Отгадывание ребуса
- Посмотрите, чей- то носик выглядывает из-за пня. Кто же это? Вы узнаете, если отгадаете ребус.
СЛАЙД 6
Барабан ,,,, с , жук
- Как барсук приготовился к зиме? ( Питается личинками, червяками, ягодами, гнилыми щепками. К осени растолстеет, станет жирным, ленивым, заберётся в нору и уснёт до самой весны)
- Барсук приготовил вам задание, выполнив его, вы откроете новые тайны переноса слов.
1 группа:
Задание:
Рассмотреть предложенные слова: пень, осень, ёж, края, гром, дуб.
Сформулировать и озвучить какое отсюда следует правило переноса.
Вывод: Нельзя переносить односложные слова и слова, которые имеют иметь слог, состоящий из одной буквы в конце или в начале слова.
2 группа:
Рассмотреть предложенные слова: пеньки, подъезд, коньки, деньки, отъезд.
Сформулировать и озвучить правило переноса.
Вывод: ь и ъ не переносятся на другую строку.
3 группа:
Рассмотреть предложенные слова: зайка, лейка, чайка, змейка, чайник.
Сформулировать и озвучить правило переноса.
Вывод: буква й остаётся на предыдущей строке
Вместе: Рассмотреть предложенные слова: касса, Алла, тонна, аллея, русский
Сформулировать и озвучить правило переноса.
Вывод: удвоенные согласные разделяются
VI.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
СЛАЙД 7
- Лесовичок привёл нас к домику Зимы.
Чтобы открыть замок и выпустить Зиму надо выполнить задание.
Задание: Распределить слова на группы: дождь, касса, тропинка, яма, мойка, маленький.
(яма, дождь – не делятся для переноса
мой-ка, кас-са – делятся для переноса 1 раз,
тро- пин- ка, ма- лень- кий - имеет 2 переноса)
Записать эти слова в тетрадь, деля их для переноса
VIII.Включение в систему знаний и повторение.
1.Работа с текстом.
(Учитель читает текст) Тихо в лесу. Лисица приготовила норку. Зайка полез под кусты. Накрылся сухими листьями ёж. Застыли под ветками юркие ящерицы.
- О каких животных идёт речь?
(Учитель читает текст повторно)
Работа в парах.
Выбирают карточку с изображением животного, название которого при написании не переносится (ёж).
Выбирают карточку с изображением животного, название которого можно перенести разными способами (лисица).
Выбирают карточку с изображением животного, в названии которого при переносе надо быть внимательным ( ящерица).
Поднимите карточку с изображением животного, в названии которого при написании надо помнить особое правило.(зайка)
СЛАЙД 8 – 11
Списать текст и разделить названия животных для переноса.
IX. Рефлексия.
- Рефлексия учебной деятельности.
- Над какой темой урока мы работали?
- Что нового узнали?
- Какие тайны переноса слов мы открыли?
- Оправдались ли ваши ожидания?
- Ребята. Как некоторые животные приготовились к суровой зиме, мы с вами узнали. Давайте поможем метели укрыть деревья пуховым одеялом.
СЛАЙД 12
Если вы можете про себя сказать: я молодец, был активным на уроке. У меня всё получилось, я всё понял- прикрепите снежинку на большое дерево.
Если вы можете про себя сказать: я могу лучше работать на уроке. У меня не всё получилось, я не всё понял- прикрепите снежинку на маленькие деревца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....
Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)
Тип урока: повторение изученного Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...
Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.
Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»
Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....