Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школа русского языка»
рабочая программа по русскому языку (1 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школа русского языка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
popkova_e.v._migranty_rabochaya_programma_vneurochka.docx | 84.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры Протокол № _______от «__»________ 201 г. | «Согласовано» ______________________ (подпись курирующего заместителя директора) «__»____________201 г. | «Утверждено» приказом директора гимназии от «__»__________201 г. №___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Школа русского языка»
(общеинтеллектуальное направление)
для 1-4 классов
(начальное общее образование)
Количество часов: 64 ч.
Составитель:Попкова Е.В..
учитель начальных классов
МБОУ гимназии г. Советский
1. Пояснительная записка
. Получение образования на втором (неродном) языке является одним из ведущих способов интеграции в новый социум, способствует преодолению и предотвращению этнических конфликтов и закладывает основы для движения к обществу «гармонии разнообразия» различных культур. В настоящее время в России поставлена государственная задача адаптации детей международных мигрантов средствами образования
В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья. В последние годы увеличился эмиграционный приток в г. Советский. Естественно, что перед новоприбывшими представителями различных этносов, встает вопрос включения в социальную жизнь города. Но процесс культурно-языковой адаптации весьма затруднён, поскольку для подавляющего большинства мигрантов русский язык не является родным, а для многих национальных групп он утратил роль государственного языка и языка межнационального общения.
Как правило, такие дети не только слабо владеют русским языком, но и плохо понимают или почти не понимают русскую речь. К сожалению, проблема плохого знания русского языка не единственная. Не менее сложно протекает социальная и психологическая адаптация обучающихся к новой культуре, традициям и обычаям, ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа русского языка» для детей-мигрантов начальной школы МБОУ гимназии г. Советского составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.), на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требований к результатам освоения ООП НОО, программы формирования универсальных учебных действий (УУД). Программа индивидуально-групповых занятий является компилятивной, составлена на основе «Программы по русскому языку для детей мигрантов и переселенцев, слабо владеющих русским языком», авторов–составителей Ф.Ф.Азнабаева, О.И. Артеменко., Г.С. Скороспелкина, Т.Н.Орлова. под редакцией Р.Г. Давлетбаевой
Актуальность данной программы обусловлена тем, что она позволяет детям мигрантов повысить уровень овладения устной и письменной русской речью и применять полученные знания на практике. Кроме того, именно работа по развитию активной речи, направлена на формирование интереса к изучению русской культуры и положительное отношение к русским обычаям, традициям, установкам.
Основной целью изучения русского языка, как иностранного, является его усвоение как орудия общения и выражения мысли, как средства освоения культуры России. Об этом говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования. И в числе требований стандартов второго поколения называется формирование гуманистических ценностных ориентаций, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, уважительное отношения к иному мнению, обычаям и культуре других народов и др.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
Таким образом, программа курса для лиц с родным нерусским языком представляет собой комплексный курс, изучая который дети из семей мигрантов будут постигать не только правила русской речи и письма, но и правила русской жизни. Программа ориентирована на создание ситуации успеха, что позволяет каждому обучающемуся участвовать в достижении общей цели с помощью сотрудничества и взаимодействия.
Программа рассчитана на детей, которые делают «первые шаги» в освоении русского языка, а также на детей, имеющих базовые пассивные знания русского языка. Изучение грамматики не выделяется в самостоятельное направление работы. Она вводится через ситуативно-тематическую организацию учебного процесса, то есть через практику в речи. Перед ребёнком ставится задача выразить определенную мысль или идею, а грамматика становится лишь инструментом ее осуществления.
2. Цель и задачи программы:
Цель программы курса: создание условий в общеобразовательном учреждении, способствующих интеллектуальному, нравственному, физическому, эстетическому развитию личности детей мигрантов в русскоязычной школе.
Данная цель достигается через решение следующих задач:
- Обучающие:
- Формировать грамматическую базу по учебному предмету «Русский язык» начальной школы.
- Расширять словарный запас и кругозор учащихся.
2. Развивающие:
- Развивать умения понимать русскую речь на слух, говорить, читать и писать.
- Корректировать и развивать навыки произношения и интонирования речи.
- Развивать лексическую базу, обеспечивающую общение в рамках, обозначенных тем бытового характера, а также овладение лексикой основных предметов базового плана начальной школы, обеспечивающей включение ребенка в процесс обучения.
3. Воспитательные:
- Воспитывать положительное отношение к русским как носителям культуры и государственного языка России и уважение к нравственным нормам и морали.
- Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим.
- Формировать толерантность через создание доброжелательной атмосферы взаимодействия в классе, когда каждый ученик сможет прояснить для себя непонятное, предложить свою точку зрения в обсуждении, принять мнение одноклассника, непохожее на собственное.
3. Общие характеристики программы учебного курса
Организационные условия программы. Курс «Школа русского языка» рассчитан на четыре учебных года для учащихся 6,6-11 лет. Данный курс включает 135 занятий. На первом году обучения проводится по 1 занятию в неделю, т.е. 33 занятия в год. Со второго по четвёртый годы обучения проводится 1 занятие в неделю, т.е. 34 занятия в год. Продолжительность занятия – 40 минут. Набор на занятия курса внеурочной деятельности «Школа русского языка» осуществляется на добровольной основе по заявлению родителей (законных представителей).
Наполняемость групп зависит от количества детей из семей мигрантов обучающих в образовательном учреждении, их возрастного состава и класса обучения, но не может превышать более 25 учащихся.
Этапы реализации программы.
Определение уровня владения языком.
Изучение уровня владения языком учащихся, которое следует проводить, как минимум, в двух направлениях:
- изучение факторов, влияющих на уровень языковой подготовки ученика; определение исходного уровня владения русским языком. (Диапазон факторов, влияющих на уровень владения русским языком учащихся-мигрантов, очень широк: особенности функционирования русского языка в регионе, конкретном населенном пункте, откуда прибыл ученик; наличие/отсутствие русской языковой среды; семейно-бытовые условия и язык в семье; средства массовой информации и т.д.)
- Тестирование и написание входных контрольных работ позволяют определить уровень владения русским языком (слабый, средний, нулевой уровень)
Слабый уровень. Ученик с трудом, но понимает русскую речь, yмеет читать, писать по-русски, говорить на определенные темы (о себе, своей семье, общаться в магазине, в транспорте и т.п.). Лексический запас очень ограничен. Сильный акцент, мешающий нормальному общению с учителем и другими учениками. Сильная лексическая и грамматическая интерференция из-за влияния родного языка, замедленный темп речи, т.е. ученик постоянно «ищет слова для выражения своей мысли (переводит с родного)».
Средний уровень. Акцент, ошибки в ударении и интонационном оформлении, лексическая и грамматическая интерференция. Ученик с трудом понимает объяснения учителя-предметника из-за незнания терминов и терминологических сочетаний, используемых в той или иной области науки (физике, химии, математике и т.п.).
Нулевой уровень. Ученик почти не понимает русскую речь, плохо читает и пишет по-русски. Лексический запас очень ограничен. Сильный акцент, мешающий нормальному общению с учителем и другими обучающимися. Сильная лексическая и грамматическая интерференция из-за влияния родного языка, замедленный темп речи, т.е. учащийся почти не понимает речь окружающих (другие учащиеся переводят ему).
Данный обучающийся (Т. Н.) имеет слабый уровень владения русским языком.
Особенности обучающейся: (Т. Н.) прибыла в МБОУ гимназия г.Советский из Таджикистана. О себе сообщает мало. Разговаривает на русском языке плохо, слабо понимает его. Путает род существительных. В школу ходит с желанием, учиться хочет, но испытывает трудности в обучении.
Данные обучающийся (Тошматова Зебо.) и (Аухадиев .Фуат.) имеют нулевой уровень владения русским языком.
Особенности обучающихся: Т. З. и А.Ф. прибыли в МБОУ гимназия г.Советский из Таджикистана. О себе сообщить ничего не могут так, как не разговаривают на русском языке и не понимают его. В школу ходят с желанием, учиться хотят, но испытывают трудности в обучении. Из Таджикистана приехали с удовлетворительными оценками по предметам. Программа по русскому языку за 1 класс не усвоена и требует повторного изучения и повторения изученного материала. Т.З.. легко вступает в отношения со сверстниками, слушает и уважительно относится к учителю. А.Ф. вообще ничего не говорит, только повторяет слова. Поведение удовлетворительное, соответствует требованиям школьного устава. Дружелюбны. Приветливы.
Учащиеся с нулевым знанием русского языка могут изучать его вместе с русскими детьми. Учителю при этом следует постоянно помнить, что это неродной язык для ребенка и оценивать его успехи соответственно. Самое главное, чтобы ребенок говорил, не боясь ошибок и плохой оценки. Для детей со слабым и средним уровнем владения учителю необходимо подбирать материалы для индивидуальной и самостоятельной работы, помогающие устранить пробелы в знаниях, увеличить лексический запас. В этом учителю поможет и языковая среда, и русские друзья ребенка. Для всех учащихся начальной школы необходимо предусмотреть дополнительные занятия. В течение всего года целесообразно ввести дополнительные занятия (1-2 ч в неделю).
3.Формы работы с детьми – мигрантами:
При фронтальном опросе учитель должен принимать во внимание особенности детей- мигрантов, формулировать свои вопросы и задания так, чтобы они были понятны и доступны. Это относится не только к учителям русского языка, но и ко всем педагогам школы, а при организации парной, групповой работы, работы по цепочке большую помощь могут оказывать русские ученики.
Материалом для парной работы может служить составление диалога по заданной ситуации, обмен информацией о прочитанном тексте.
Работа по цепочке может быть использована при отработке техники чтения, при закреплении знаний грамматических форм и структур со зрительной опорой и без нее, при составлении рассказов по сюжетным и ситуативным картинкам, при пересказе.
Групповая работа удобна для разыгрывания предлагаемых учителем ситуаций. Ученики делятся на две-три группы, каждая из которых получает определенное задание. Состав пар и групп лучше менять от задания к заданию.
Наиболее широкие возможности предоставляет индивидуальная самостоятельная работа. Эта форма универсальна, она может быть использована в любых классах. С организационной точки зрения самостоятельная работа может выполняться в школе, на уроке, а также за пределами школы, дома.
Педагогический коллектив учителей, работающий с учащимися, слабо и плохо говорящими по-русски, должен учитывать психологическую закономерность освоения чужого языка; на этапе адаптации учителя воздерживаются от выставления оценок, при этом не забывая поощрять ученика за усердие. Когда ученик почувствует уверенность, вводится система щадящих оценок, а потом вводится традиционная система.
Новизна программы.
Занятия первого года обучения направлены на развитие устной речи учащихся. Большая часть произведений, первого года обучения (в 1, 2 и 3 четвертях), читается педагогом. Занятия второго, третьего и четвёртого годов обучения направлены как на развитие устной речи, так и на развитие письменной речи учащихся. Программой курса предусмотрены натурные уроки (на детской площадке, во дворе школы, в спортивном зале, на улице города, в столовой, в библиотеке согласно учебной теме), а также сюжетно-ролевые и развивающие игры под руководством преподавателя с максимальной творческой активностью детей.
Отличительные особенности программы.
К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому ребёнку.
В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий. Основными из них являются следующие:
- Принцип систематичности в подаче языкового материала. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых и вычислительных умений.
- Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы определяется с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика.
- Принцип занимательности. Занимательность - является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к занятиям кружка. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность.
- Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала, знание жанров художественной литературы.
Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - нагляднодейственное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Учет возрастных и психологических особенностей детей. Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.
Учитывая возрастную и национальную специфику детей-мигрантов, а также её дальнейшие перспективы, программа предусматривает не только языковую, но и культурологическую адаптацию ребёнка, а также фактор его «психологической готовности к школе», другими
словами, мотивационную, волевую, интеллектуальную готовность, а также определённый уровень развития зрительно-моторной координации.
Практическая значимость программы. Содержание занятий курса направлено на освоение обучающимися русского языка. Полученные знания пригодятся обучающимся в дальнейшей учёбе для речевого, интеллектуального и нравственного развития, в применении знаний на уроках, внеурочной деятельности и в повседневной жизни.
На занятиях используются следующие формы:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на мини-группы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Виды заданий на занятиях: работа с карточками и учебниками, игра, списывание, заучивание, повторение, проговаривание вслед за учителем, подражание звучащему образцу. Широко используются игровые методы обучения, проблемное и развивающее обучение как основа активизации учебной деятельности учащихся.
Во время проведения занятий используются различные методы: наглядные, словесные практические, репродуктивные и продуктивные. Выбор и использование того или иного метода определяется содержанием, целями и задачами занятия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребёнка.
Структура занятий:
- введение в речевую ситуацию и создание мотивации речи,
- разминка,
- определение учебной задачи,
- нахождение способов и алгоритмов её решения,
- организация учебной и речевой деятельности по восприятию или порождению высказываний в устной и письменной форме,
- контроль и анализ с последующей корректировкой созданных высказываний и текстов,
- выводы и обобщения относительно достигнутых целей речи,
- творческая работа.
Формы контроля уровня сформированности речевых и культурологических умений и навыков. Контроль уровня сформированности речевых и культурологических умений и навыков учащихся осуществляется в различных формах: ролевая игра, игра-соревнование, собеседование, тест, ситуативные задания, ответы на вопросы, творческие задания, а также в форме «творческого отчета» учащихся (инсценировка сказки, концерт, утренник, праздник).
Текущий контроль в игровой форме осуществляется на каждом уроке с целью проверки понимания и усвоения конкретного учебного материала.
Промежуточный контроль призван проверить уровень сформированности частных речевых и культурологических умений и навыков. Он проводится четыре раза в год, в конце каждой учебной четверти.
Итоговый контроль проводится в конце каждого учебного года, в виде тестирования или диктанта.
3. Планируемые результаты.
Первый год обучения
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Второй год обучения:
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Обучающиеся должны знать:
- Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
- Признаки гласных и согласных звуков.
- Буквы русского алфавита.
- Состав слова.
Обучающиеся должны уметь:
- Вступать в коммуникацию, знакомиться с кем-либо, представляться или представлять другого, здороваться, прощаться, обращаться к кому-либо, благодарить, извиняться, отвечать на благодарность и извинения, просить повторить.
- Задавать вопрос и сообщать о факте или событии, лице, предмете, о качестве, принадлежности предмета, о событии, действии, времени и месте действия его причине.
- Выражать желание, просьбу, предложение, приглашение, согласие или несогласие, отказ.
- Выражать свое отношение: давать оценку лицу, предмету, факту, действию.
Учащиеся должны уметь реализовывать элементарные коммуникативные намерения в следующих ситуациях общения:
- В магазине, киоске, кассе.
- В буфете, столовой.
- В библиотеке.
- На уроках.
- На улицах города, в транспорте.
- В поликлинике, у врача, в аптеке.
- В разговоре по телефону.
Учащиеся должны уметь осуществлять элементарное речевое общение в устной форме в рамках актуальной для данного уровня тематики:
- Школа. Я в школе, в классе, на уроке. Моя школьная жизнь. Вместе с классом после уроков.
- Город. Я на улице. Я в транспорте.
- Мой дом. Моя семья, мои родственники. Где мы живем. Наша квартира,
- Ждем гостей. Убираем дом, готовим угощение.
- Мой день. В школе и дома. Мой распорядок дня. Мои любимые занятия.
- Работа по дому.
- Время года. 4 сезона. Погода. Игры, спорт. Моя одежда.
- Растительный мир. Дикие растения. Культурные растения.
- Животный мир (звери, птицы, рыбы, насекомые).
- Дикие животные. Детеныши животных.
- Домашние животные. Детеныши животных.
- Питание. Я за столом. Что и когда мы едим? В магазине «Продукты».
- Здоровье. Части тела. Я иду к врачу. Я вызываю врача.
- Что полезно, вредно, опасно (травмы, их лечение, ОБЖ).
- Магазин. Я в магазине. Универмаг.
- Мои друзья. Играем вместе.
- Кем мы хотим быть? Профессии.
По видам речевой деятельности формируются следующие умения:
Аудирование:
- Умение различать в потоке речи отдельные звуки, слоги, слова, словосочетания и предложения.
- Умение понять на слух информацию, содержащуюся как в монологической, так и диалогической речи в рамках актуальных сфер общения (бытовой и учебной).
Говорение (в рамках изученных тем):
- Умение самостоятельно продуцировать связанные высказывания в соответствии с предложенной темой и коммуникативно-заданной установкой.
- Строить монологическое высказывание репродуктивного типа, на основе услышанного или прочитанного текста.
- Умение отвечать на ключевые вопросы по содержанию услышанного или прочитанного текста.
- Умение составить описание или повествование по картинкам.
- Умение адекватно реагировать на реплики собеседника.
- Умение инициировать диалог и выражать коммуникативные намерения в минимальном наборе речевых ситуаций.
Чтение:
- Умение соотносить звуки и буквы.
- В рамках изученных тем умение сознательно и правильно читать слова, словосочетания, предложения и элементарные тексты.
Письмо:
- Умение писать слоги, слова и предложения в рамках изученных тем.
- Умение написать свое имя, свою фамилию и свой адрес.
- Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове.
- Выполнять звукобуквенный анализ слов.
- Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
- Правильно писать слова с сочетанием жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
- Делить слова на слоги.
- Переносить слова по слогам.
- Находить в предложении слова, отвечающие на вопросы: Кто? Что? Какое? Какая? Какой? Какие? Что делал? Что сделал?
- Писать с большой буквы имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, деревень, сел, рек, озер, морей, стран.
- Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
- Ставить в конце предложения точку, восклицательный или вопросительный знак.
- Писать начало предложения с большой буквы.
- Правильно списывать слова, предложения, проверять написанное, сравнивать написанное с образцом.
- Составлять текст по вопросам учителя.
Тематическое планирование 1-го года обучения
№ | Тема | Дата | |
По плану | По факту | ||
1. | Я живу в России (страна, округ, город). Знакомство с учебниками. | 1неделя | |
2. | Москва – столица России. «Что мы Родиной зовём» В. Степанов «Страна, где мы живём» С. Баруздин | 2неделя | |
3. | Город Советский. Автобусная экскурсия по городу. Транспорт. | 3неделя | |
4. | «Родина – мать» К. УшинскийАрмянская народная песня «Отчий дом» | 4неделя | |
Итого: | 4 ч |
| |
5. | «Времена года» А Кузнецов | 5неделя | |
6. | Погода осенью. «Осень» И. Винокуров. | 6неделя | |
7. | Школа. Класс. Учебные вещи. | 7неделя | |
8. | Наш класс. «Вставайте дружно каждый раз» С. Маршак «Я сказала кукле» С. Капутикян | 8неделя | |
9. | Я в школе. «Лисёнок-первоклассник» В. Сухомлинский | 9неделя | |
10. | Я на уроке. «Как я под партой сидел» В. Голявкин | 10неделя | |
11. | В библиотеке. Экскурсия в школьную библиотеку. | 11неделя | |
12. | Я в библиотеке. «Учебник» В. Берестов «Мой друг» Н. Найдёнова | 12 неделя | |
13. | Я после уроков. «Отчего загрустили игрушки» В Шуграева «Настоящие друзья» С. Михалков | 13 неделя | |
Итого: | 9ч |
| |
14. | Погода зимой. Экскурсия в снежный городок. | 14 неделя | |
15. | Погода зимой. «Зимний праздник» Н. Саконская | 15 неделя | |
16. | В столовой. Посуда. Электроприборы. Экскурсия в школьную столовую. | 16 неделя | |
17. | Мой распорядок дня. «Стихи о человеке и его часах» С. Баруздин | 17 неделя | |
18. | Моя семья. Состав семьи. | 18 неделя | |
19. | Человек. Части тела человека. | 19 неделя | |
20. | Одежда. | 20 неделя | |
21. | Обувь. | 21 неделя | |
22. | Дом, в котором я живу. «Новый дом» Г. Виеру | 22 неделя | |
23. | Квартира. В кухне. Продукты. Овощи. Фрукты. Ягоды. | 23 неделя | |
24. | Квартира. В зале. В детской комнате. В спальне. | 24 неделя | |
25. | Магазин. Заочное путешествие в универсам. | 25 неделя | |
26. | Друзья. «Три товарища» В. Осеева. «Печенье» В. Осеева | 26 неделя | |
27. | Дружба. «Урок дружбы» М. Пляцковский | 27 неделя | |
28. | Добро и зло. Радость. Подарок. «Первая рыбка» Е. Пермяк «Первая добыча» О. Аксёнова | 28 неделя | |
29. | Хорошие и плохие поступки. «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковский | 29 неделя | |
30. | Домашние обязанности. «Блестящие ботинки» В. Сухомлинский «Хороший разговор» С. Баруздин | 30 неделя | |
31. | Погода весной. «Весна» А. Плещеев. «Весенняя песня» В. Бирюков. | 31 неделя | |
32. | Друзья. «Три товарища» В. Осеева. «Печенье» В. Осеева | 32 неделя | |
33. | Резерв. | 33 неделя | |
34. | Резерв | 34 неделя | |
Итого: | 21ч |
|
Содержание программы 1-ого года обучения
Раздел 1 «Я живу в России» (4 часа)
Знать и называть: страну (Россия), столицу России (город Москва), область (Тюменская, город Тюмень), округ (Ханты-Мансийский автономный, город Ханты-Мансийск), город (Советский). Употреблять в речи слова и словосочетания по данной теме.
Словарь: страна, Россия, столица, Москва, область, Тюмень, округ, Ханты-Мансийск, Советский, жители, народ, женщина, мужчина, ребёнок, дети, север, город.
Круг детского чтения:
- «Что мы Родиной зовём» В. Степанов
- «Страна, где мы живём» С. Баруздин
- «Родина – мать» К. Ушинский
- Армянская народная песня «Отчий дом»
Раздел 2 «Школа» (9 часов)
Формировать представление о школе, учебных кабинетах, библиотеке, столовой, спортивном зале, бассейне и о составе класса. Учить правилам поведения в школе (классе) и на школьной территории (во дворе, спортивной площадке), на уроке и на перемене.
Словарь: школа, класс, столовая, туалет, коридор, лестница, дверь, окно, стена, пол, стул, стол, парта, доска, мел, учитель, ученик, ученица, первоклассник, портфель, ручка, карандаш, фломастер, линейка, ластик, книга, учебник, тетрадь, мальчик, девочка, перемена, книги, газета, журнал, библиотека, библиотекарь, бассейн, посуда (вилка, ложка, тарелка, кружка, кастрюля, сковорода).
Круг детского чтения:
- «Вставайте дружно каждый раз» С. Маршак
- «Я сказала кукле» С. Капутикян
- «Лисёнок-первоклассник» В. Сухомлинский
- «Учебник» В. Берестов
- «Мой друг» Н. Найдёнова
- «Отчего загрустили игрушки» В Шуграева
- «Настоящие друзья» С. Михалков
- «Как я под партой сидел» В. Голявкин
- «Стихи о человеке и его часах» С. Баруздин
- «Наставление» Дм. Гулиа
Раздел 3 «Дом. Семья. Товарищи» (21 час)
Формировать представление о доме, квартире, семье. Знать названия комнат в квартире, состав семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сёстры). Называть своих близких родственников. Уметь называть и классифицировать по группам игрушки, одежду, обувь, продукты, овощи, фрукты и ягоды. Учить детей общаться, делать добрые дела, оказывать посильную помощь тем, кто в ней нуждается. Отличать хорошие поступки от плохих.
Словарь: дом, квартира, кухня, зал, детская комната, ванная комната, семья, большая, маленькая, мама (мать), папа (отец), родители, дети, сын, дочь, брат, сестра, младший, старший, бабушка, дедушка, внук, внучка, старый, молодой, работать, (не) работает, учиться, учится, игрушки (кукла, машинка, самолёт, заяц, медведь, лиса), одежда (шапка, рубашка, брюки, кофта, носки, платье, юбка, пальто, куртка), обувь (туфли, сапоги, ботинки, валенки, тапочки), продукты (молоко, хлеб, масло, макароны, колбаса, рыба, сыр), овощи (капуста, картофель, морковь, лук, помидор, огурец, свекла), фрукты (банан, апельсин, вишня, слива, яблоко, груша, киви) и ягоды (брусника, черника, малина, клубника).
Круг детского чтения:
- «Новый дом» Г. Виеру
- «Три товарища» В. Осеева
- «Печенье» В. Осеева
- «Урок дружбы» и «Добрая лошадь» М. Пляцковский
- «Первая рыбка» Е. Пермяк
- «Первая добыча» О. Аксёнова
- «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковский
- «Блестящие ботинки» В. Сухомлинский
- «Хороший разговор» С. Баруздин
- «Трус» И. Бутмин
- «Плохо» В. Осеева
- «Врунишка» Г. Ладонщиков
- «Обида» А. Аччыгыйа
- «Пока они спорили» М. Майн
- «Как Малышу маму нашли» В. Орлов
Тематическое планирование 2 -го года обучения
№ | Тема | дата | |
По плану | По факту | ||
1. | Я живу в России (страна, округ, город. Знакомство с учебниками. Речь устная и письменная. | 1неделя | |
2. | Город Советский. Экскурсия по городу. Составление рассказа о городе Советский. | 2 неделя | |
Итого: | 2 ч |
| |
3. | Погода летом. «Ярко солнце светит» И. Суриков.Диалог. Монолог. | 3 неделя | |
4. | Растения летом. «На лугах» И. Соколов-Микитов. Текст. Предложение. Слово. | 4 неделя | |
5. | Как я провёл лето. «Англичанин Павля» В. Драгунский. Тема. Тема и основная мысль текста. | 5 неделя | |
Итого: | 3 ч |
| |
6. | Осень. «Осень» М. Лермонтов. Предложения по цели высказывания и по интонации. | 6неделя | |
7. | Признаки осени. «Золотая российская осень» Г. Кублицкий. Промежуточный контроль. Тест. | 7неделя | |
8. | Ранняя осень. «Славная осень» Н. Некрасов. Работа над ошибками, допущенными в тесте. | 8неделя | |
9. | Осень в лесу. «Письмо из осеннего леса» Г. Сапгир. Слово и его значение. | 9неделя | |
10. | Осень в горах. «Осенний лес в горах» Р. Рашидов. Звуки и буквы. Слог. | 10неделя | |
11. | Животные осенью. «Приспособился» В. Бианки. Состав слова. Окончание, основа, корень. | 11неделя | |
12. | Поздняя осень. «К зиме» К. Бальмонт. Состав слова. Суффикс. | 12неделя | |
Итого: | 7 ч |
| |
13. | Зима. «Зима» И. Суриков. Состав слова. Приставка. | 13неделя | |
14. | Признаки зимы. «Первый снег» А. Чехов. Состав слова. Обобщение. | 14неделя | |
15. | Промежуточный контроль. Диктант. | 15неделя | |
16. | Любимый зимний праздник. «Праздник Нового года» А. Митяев. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 16неделя | |
17. | Любимый зимний праздник. «Новогоднее пожелание» Е. Серова Имя существительное – часть речи. | 17неделя | |
18. | Растения зимой. «Ёлка» А. Барто. Склонение имён существительных. | 18неделя | |
19. | Животные зимой. «Беличья память» М. Пришвин. Предлог. | 19неделя | |
20. | Работы зимнее время года. «Зимой в деревне» Г. Скребицкий. Множественное число имён существительных. | 20неделя | |
21. | Тематическое занятие, посвящённое Дню защитника Отечества. «Будем помнить» М. Михайлянц. Имя прилагательное. | 21неделя | |
22. | Традиционный русский праздник. «Проводы зимы. Масленица» К. Ступницкий Имя числительное. | 22неделя | |
Итого: | 10 ч |
| |
23. | Весна. «К нам весна шагает» И. Токмакова. Местоимение. | 23неделя | |
24. | Признаки весны. «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце» Э. Шим. Глагол – часть речи. | 24неделя | |
25. | Промежуточный контроль. Тест. | 25неделя | |
26. | Тематическое занятие, посвящённое международному Дню 8 Марта. «Это мамин праздник» М. Садовский Работа над ошибками, допущенными в тексте. | 26 | |
27. | Настоящее время глагола. | 27неделя | |
28. | Признаки весны. «Снег теперь уже не тот» С. Маршак. Прошедшее время глагола. | 28неделя | |
29. | Тематическое занятие, посвящённое Дню космонавтики. «Первый в космосе» А. Митяеву, В. Бороздину Будущее время глагола. | 29неделя | |
30. | Природа весной. «Зелёный шум» Г. Скребицкий. Неопределённая форма глагола. | 30неделя | |
Итого: | 8 ч |
| |
31. | Тематическое занятие, посвящённое Дню Победы. «Никто не знает, но помнят все» Л. Кассиль. Повторение по теме «Части речи». Подготовка к диктанту. | 31неделя | |
32 | Промежуточный контроль. Диктант. | 32неделя | |
33 | Резервный урок. Приказ №173 от 07.05.2018 г. | 33неделя | |
34 | Резервный урок. Приказ №173 от 07.05.2018 г. | 34неделя | |
4ч. |
Содержание программы 2-ого года обучения
Раздел 1 «Я живу в России» (2 часа)
Знать и называть: страну (Россия), столицу России (город Москва), область (Тюменская, город Тюмень), округ (Ханты-Мансийский автономный, город Ханты-Мансийск), город (Советский), где мы живём. Употреблять в речи слова и словосочетания по данной теме. Составлять рассказ с распространёнными предложениями по теме «Город»
Повторить виды речи (письменная и устная). Развивать умения употреблять в речи предложения разных по цели высказывания: повествовательных, вопросительных,
побудительных. Формировать умение составлять текст с распространёнными предложениями по теме «Город».
Словарь: Страна, Россия, Русь, Российская Федерация, столица, Москва, Красная площадь, отечество, герб, гимн, флаг, республика, область, Тюмень, округ, Ханты-Мансийск, Советский, малая родина, могучая, граждане, нации, народности, диаспора, проживает(ют), приезжает(ют), многонациональная
Раздел 2 «До свидания, лето!» (3 часа)
Знать признаки лета. Называть летние месяцы. Уметь рассказывать о погоде, о жизни растений и животных в летнее время года. Составлять рассказы об увиденном летом, о том, как провели дети лето, о том, чем занимаются люди в летнее время.
Обобщить имеющиеся знания о диалоге и монологе, теме и основной мысли текста. Учить правилам диалога и умениям составлять текст, передавая основную мысль. Совершенствовать навыки речевой культуры.
Словарь: Лето, июнь, июль, август, жара, температура воздуха и воды, солнце,
солнечный удар, трава, деревья, лес, поляна, грибы, ягоды, речка, море, удочка; печет, загорать,
плескаться, гроза, ливень, вокзал, рюкзак, поход, путешествие, палатка, шоссе, рассвет, закат,
Круг детского чтения:
- «Ярко солнце светит» И. Суриков
- Растения летом. «На лугах» И. Соколов-Микитов
- «Англичанин Павля» В. Драгунский
Раздел 3 «Славная осень!» (7 часов)
Знать признаки осени (ранней и поздней), какие изменения происходят с приходом осени в лесу, в горах. Знать и называть осенние месяцы. Уметь рассказывать о погоде осенью, о жизни растений и животных в осеннее время года. Составлять рассказы на осеннюю тематику, чем занимаются люди в городе, на даче осенью.
Обобщить имеющиеся знания о предложении, слове, звуках и буквах. Уметь различать и составлять предложения по цели высказывания и интонации. Знать состав слова. Развивать умения разбирать слова по составу. Совершенствовать навыки речевой культуры.
Словарь: Сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, листва, паутина, туман, грязь, урожай, сад, огород, фрукты, овощи, зонт, ранняя, поздняя, осенняя, грустная, хмурая, дождливая, сырая, перелетные, зимующие, разноцветные, засохшие, мокрые, летят, шелестят, падают, наступает, приходит, прощаются, улетают, убирают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, желтеют, сохнут, капает, мокнут, замерзают, мокро, пасмурно.
Круг детского чтения:
- «Осень» М. Лермонтов
- «Золотая российская осень» Г. Кублицкий
- «Славная осень» Н. Некрасов
- «Письмо из осеннего леса» Г. Сапгир
- «Осенний лес в горах» Р. Рашидов
- «Приспособился» В. Бианки
- «К зиме» К. Бальмонт.
Раздел 4 «Здравствуй, зимушка-зима!» (10 часов)
Знать признаки зимы, какие изменения происходят с приходом зимы. Знать и называть зимние месяцы. Уметь рассказывать о погоде зимой, об изменениях, происходящих в жизни животных в зимнее время года. Составлять рассказы о зимних праздниках (Новый год и День защитника Отечества) и на зимнюю тематику «Зима в городе», «Зимние развлечения детей»,
«Труд людей в городе».
Обобщить и систематизировать знания учащихся о составе слова и способах словообразования. Совершенствовать навыки морфемного и словообразовательного разбора.
Закрепить знания учащихся об имени существительном, имени прилагательном и числительном. Повторить грамматические признаки данных частей речи. Развивать умения правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Словарь: Зима, месяц, декабрь, январь, февраль, лёд, мороз, вьюга, каток, коньки, хоккей, клюшка, шайба, конькобежец, соревнования, результат, холод, метель, снег, снегопад, сугробы, снежинка, снежки, снеговик, спячка, берлога, рождество, гололёд, зимние забавы, тройка лошадей, ледянка, варежки, валенки, сани, морозить, расписывать (о морозе), бело, ледяной, крепкий (мороз, лёд), морозный, холодный, снежный, сильный, холодно, морозно, пасмурно, снежно.
Круг детского чтения:
- «Зима» И. Суриков.
- «Первый снег» А. Чехов.
- «Праздник Нового года» А. Митяев
- «Новогоднее пожелание» Е. Серова
- «Ёлка» А. Барто
- «Беличья память» М. Пришвин
- «Зимой в деревне» Г. Скребицкий
- «Будем помнить» М. Михайлянц
- «Проводы зимы. Масленица» К. Ступницкий
Раздел 5 «Весна идёт, весне дорогу!» (8 часов)
Знать признаки весны, какие изменения происходят с приходом весны. Знать и называть весенние месяцы. Уметь рассказывать о погоде весной, об изменениях, происходящих в жизни растений и животных в весеннее время года. Составлять рассказы о весенних праздниках (День 8 Марта и День космонавтики) и на весеннюю тематику «Весна пришла», «Труд людей весной».
Обобщить и систематизировать знания учащихся по темам «Глагол» и «Местоимение». Формировать умения выделять глагол и местоимение среди других частей речи. Развивать умения изменять глаголы по числам и навыки использования их в речи с целью повышения ее выразительности на литературном материале. Совершенствовать навыки употребления в речи глаголов и местоимений. Развивать умения правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Словарь: Весна, март, апрель, май, звон, капель, ручеёк, проталинки, гололёд, субботник, ракета, старт, космос, космический корабль, греть, расцветать, журчать, просыпаться, весенний, светло, ярко, звонкий, поздний, теплый, яркий, ранний, солнечный, наступать, трещать, радостный, дождливый, шумный, светлый, красивый, тепло, холодно, сыро, грязно, звонко.
Круг детского чтения:
- «К нам весна шагает» И. Токмакова
- «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце» Э. Шим
- «Это мамин праздник» М. Садовский
- «Первый в космосе» А. Митяеву, В. Бороздину
- «Зелёный шум» Г. Скребицкий
Раздел 6 «Никто не забыт, ничто не забыто» (4 часа)
Расширить знания школьников о Великой Отечественной войне; дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле. Способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны. Развивать речь учащихся, продолжить работу по обогащению словарного запаса.
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Части речи». Формировать умения различать части речи. Развивать умения правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Словарь: Победа, Великая Отечественная война, 22 июня 1941 года, 9 мая 1945 года, День Победы, немецко-фашистские захватчики, гитлеровские войска, победители, ветеран, блокада, фронт, мужество, истребитель, лётчик, танкист, снаряды, оружие, парад, герой, орден, медаль, минута молчания, память, обелиски, памятники, город-герой, бессмертный подвиг, ужас, смерть, страх, потери, голод, слезы, горе, почётный караул, вечный огонь, мемориальный комплекс «Вечная слава героям Отечества».
Круг детского чтения:
- «Никто не знает, но помнят все» Л. Кассиль
- «Памяти друга» А. Ахматова
Список рекомендованной литературы
- Сахиповой З.Г., Орловой Т.Н., Бабурина А.В. Учебник для детей мигрантов и переселенцев
«Литературное чтение», 1 класс. М: Просвещение, 2014г.
- Сахиповой З.Г., Орловой Т.Н., Бабурина А.В. Учебник для детей мигрантов и переселенцев
«Литературное чтение», 2 класс. М: Просвещение, 2014г.
- Сахиповой З.Г., Орловой Т.Н., Бабурина А.В. Учебник для детей мигрантов и переселенцев
«Литературное чтение», 2 класс. М: Просвещение, 2014г.
- Сахиповой З.Г., Орловой Т.Н., Бабурина А.В. Учебник для детей мигрантов и переселенцев
«Литературное чтение», 4 класс. М: Просвещение, 2014г.
- Азнабаевой Ф.Ф., Турова Г.А., Артеменко О.И./Под редакцией Г.Н. Никольской Учебник для детей мигрантов и переселенцев «Русский язык», 2 класс. М: Просвещение, 2014г.
- Азнабаевой Ф.Ф., Артеменко О.И./Под редакцией Р.Г. Давлетбаевой. Учебник для детей мигрантов и переселенцев «Русский язык», 4 класс. М: Просвещение, 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Тайны русского языка"
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"
Программа курса предназначена для обучающихся начальной школы (1 – 4 классы). Годы обучения в школе – это период человеческой жизни, специально отведённый для усвоения основ научного, этич...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Занимательный русский язык» направлена на развитие умения чувствовать красоту и выразительность речи, на формирование ст...
Рабочая программа. Курс внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" . 1 класс.
Основная цель курса: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий. Занятия курса способствуют закреплению учащимися изученного на уроках русского языка матери...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Тайны русского языка» общеинтеллектуального направления для 4 «А» класса 2021-2022 учебный год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Тайны русского языка» общеинтеллектуального направления ориентирована на учащихся 4...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школа русского языка»
В настоящее время в России поставлена государственная задача адаптации детей мигрантов средствами образования. Получение образования на втором (неродном) языке является одним из ведущих способов интег...