Урок русского языка
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx27.1 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt176 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

 в 4 классе по системе Л.В. Занкова

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 2»  г. Лесосибирска

Лукина Екатерина Карловна

 Тема. Окончание имен прилагательных мужского и среднего рода в Р. п. с мягким согласным на конце основы.

  Цели урока:

  Образовательные: познакомить учащихся и научить правильно писать окончания прилагательных с мягким  согласным на конце основы в Родительном падеже.

  Развивающие:         содействовать развитию у школьников умения распознавать имена прилагательные Р. п., развивать орфографическую зоркость, творческую мыслительную деятельность.

 Воспитательные: воспитывать творческую личность, интерес к овладению навыками грамотного письма.

Тип урока: изучение нового материала.

 Оборудование: карточки, схемы, компьютер, экран.

                                                          Ход урока.

Создание ситуации комфорта

   Улыбкой дверь отворите в пути,

   Улыбку нельзя удержать взаперти

   Улыбка цветёт, растёт на устах.

   Улыбка прогонит и злобу и страх.

- Давайте подарим улыбку друг другу.

1. Организационный момент.

     Сегодня мы продолжим постигать неизвестные для нас

 чудеса русского языка. Проведем наблюдение и сделаем открытие

 в написании окончаний имен прилагательных. При этом вам надо

 быть очень внимательными.

         - Откройте  тетради, запишите число, классная работа.

2. Орфографическая минутка.                                                                    

   - Посмотрите на слова, записанные на доске.

Н.чной, в.чернее, .сенний, з.лёный, х.лодное. 

- Что вы заметили?                                                                                                                                                                                                                     

(В словах пропущены безударные гласные).

       - Как проверить безударную гласную?

Вставьте пропущенные буквы. Ученики пишут в тетрадях только гласные, затем делают взаимопроверку в тетрадях с выставлением оценки на полях. Правильные ответы записаны на обратной стороне доски.

      3. Актуализация знаний.

- Что вы можете сказать об этих словах?

        (Это имена прилагательные).

      - Давайте вспомним все, что знаем об имени прилагательном.

      - На какие группы можно разделить данные прилагательные?

         По родам на две группы:

               м. р.                                         ср. р.

           ночной                                     вечернее

           осенний                                   холодное

           зеленый

   (В м. р. прилагательные имеют окончания –ый, -ой, -ий;

    в ср. р. имеют окончания –ое, -ее)

     По основам на две группы:

основы на тв. согл.                     основы на мягк. согл.

   ночной                                          вечернее

   зеленый                                        осенний

   холодное

(Основа – это часть слова  без окончания.

 Если после согласного, на который оканчивается основа имени при-

лагательного стоят гласные ы, о,  то на конце основы  твердый

 согласный звук; если гласные е, и, то на конце  основы имени  при-

лагательного  мягкий согласный звук).

4. Постановка проблемы.

- Подберите к данным именам прилагательным имена существи-      

тельные и запишите словосочетания в Р. п.                                                                                                        

            Ночной, зеленый, холодное, вечернее, осенний.

       (У ночного  поезда, около зеленого  луга, холодного  утра,

        вечернего  солнца, осеннего  листа).

    - Что вы заметили?

      - От чего это зависит?

      - Постарайтесь определить тему нашего урока (дети объявляют тему урока)

        (Окончание имен прилагательных м. и ср. рода с мягким соглас-

ным на конце основы в Р. падеже).

        (Слайд № 1)

      - Так  какие окончания имеют им. прилагательные м. и ср. рода

в Р.п.?

       (Окончание –ого у прилагательных с твердым согл. на конце

        основы.

        Окончание –его у прилагательных с мягким согл.  на  конце

        основы)

На экране появляется таблица (слайд № 2 )

- Сегодня будем учиться правильно писать окончания                              

имен прилагательных м. и ср. рода в Р. п.                                                                                              

 Выпишите прилагательные с твёрдой согласной на конце основы в        

один столбик, с мягкой – в другой.(2 человека у доски).                            

  крутого                дальнего                               

 свежего                 весеннего  

 легкого                  раннего  

                               позднего

Объясните, почему свежего оказалось в другом столбике?

Вывод: какие окончания у прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже? От чего зависит, какую букву нужно писать в окончании прилагательного?

5.Физминутка.                                                                                                

6. Изучение нового материала.

1). Коллективная работа по цепочке с комментарием.                  

                  Вставить пропущенные окончания.                                            

                 с высок… здания

                 до соседн…дома                                                                                                      

                 у дальн… озера

                 у весен…ручья

                 с ясн… неба

                 с ранн… утра.

           - Так какие имеют окончания имена прилагательные м. и ср. рода

 в Р. п.?

2) Разноуровневая работа по карточкам.                                          

                                                                                                                           

             1 уровень.                                                                                            

             Вставить пропущенные окончания, указать род и падеж.            

                                                                                                                           

            С ранн… утра до  поздн… вечера; от зимн…морозца; порывы    

 ледян… ветра;  лучи весен… солнца.                                                          

                       

             2 уровень.

             Дописать прилагательные, указать род и падеж.

С  _______его утра до ________его вечера трудились на

 колхозном поле ребята. Порывы  _________ого ветра обжигали

лица моряков. От ______его морозца щеки ребят покраснели. Лу-

чи ________его солнца разбудили спящего кота.

            (Слайд № 3. Проверка).

3). Работа по учебнику, упр. 295.                                                        

                 - Сравните окончания прилагательных в В. п. и Р. п.                  

                 - Какой вывод сделаем?

                   (В. п. –ее  Р. п. – его с мягким согласным на конце основы.

                    В. п. –ое Р. п. –ого с твердым согласным на конце основы.

                    В. п. какой?      

                    Р. п. какого?)

7. Закрепление.

                                                                                                                                                                                                            4). А теперь давай те составим таблицу безударных падежных окончаний имён прилагательных м.р. и ср.р. по падежам. Дети самостоятельно составляют таблицу. Затем проверяют, ориентируясь на экран.(слайд № 4)

5). Игра «Веришь – не веришь»

     Дети играют,отвечая на вопросы.

     А верите ли вы, что род, падеж, число имён прилагательных зависит от существительного? (Да)

     А верите ли вы, что окончания имён прилагательных определяют по имени существительному? (Нет, по вопросу).

     А верите ли вы, что у имён прилагательных  ж.р. окончания  ый,  ий, ой? (Нет, ая,яя).

     А верите ли вы, что у имён прилагательных среднего рода окончания ое, ее? (Да).

     А верите ли вы, что имена прилагательные отвечают на вопрос что делать? (Нет, какой? какая? какое? какие?)

      А верите ли вы, что имена прилагательные изменяются по родам? (Да)

      А верите ли вы, что имена прилагательные обозначают предмет? (Нет, признак).

6). Творческая работа.

               Восстановить предложения, определить род и падеж имен

 прилагательных.

  1. На, закате, мы, тропе, по, шли, летнего, дня.
  2. Вечернего, солнца, в, лучах, вокзала, виднелось, здание.

              (Слайд № 5.)

   

                    а) Разобрать 1 предложение по членам предложения и

                        частям речи.

                    б) Продолжить рассказ, используя словосочетания скорый    

                        поезд, дальнее путешествие, поставив их в Р.п.(устно)

              - Какова роль прилагательных в нашей речи?

  Тест. ( На партах лежат карточки, ученики отвечают на вопросы, затем взаимопроверка и оценивание тестов друг у друга по ответам). (Слайд №6 )

         1. Что обозначают имена прилагательные?

         а) предмет                                      в) признак предмета

         б) действия предмета                    г) указывают на предметы, но не называют их                                

         2. С какой частью речи всегда согласовано имя прилагательное?

         а) с местоимением                        в) с глаголом

         б) с существительным                  г) с любой частью речи

         3. На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

         а) кто? что?                                     в) какой? какая? какое? какие?

         б) что делает?                                 г) как? где? куда? откуда?

         4. Определи количество имён прилагательных. Жёлтый, жёлтенький, желтизна, желтеть, желтоватый, желток.

          а) 5                                                 в) 4

          б) 3                                                 г) 2

         5. У имени прилагательного нет следующего признака:

         а) рода                                             в) числа

         б) времени                                      г) падежа

         6. Какие окончания имеют имена прилагательные м.р. и ср.р. в родительном падеже?

         а) им, ым                                         в) ому, ему

         б) ого, его                                        г) ом, ем

       7. Найдите словосочетание:  сущ.+ прил. (в В.п.)

        а) в холодный вечер                       в) на заднем дворе

        б) после горького лекарства          г) за  морским берегом

       8. В каких падежах имён прилагательных м.р. и ср.р. безударные окончания одинаковы?

         а) И.п. и Д.п.                                  в) Р.п. и П.п.

         в) И.п. и В.п.                                  г) В.п. и Т.п.

Лист самооценки.( дети заполняют листы)

Оцените вашу работу на уроке, сдайте учителю и я увижу вашу самооценку.

1.

Я активно работал на уроке.

2.

Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся.

3.

Я знаю, что такое имя прилагательное.

4.

Я умею определять грамматические признаки имен прилагательных.

5.

Я использовал изученные правила, чтобы не ошибиться в написании безударных падежных окончаний прилагательных муж. и ср. рода.

7. Обобщение.

              - Какое открытие на уроке вы для себя сделали?

              - Какой вывод сделаем по уроку?

              - А было ли у нас на уроке опережение? Где?

              - Что хотите узнать нового на следующих уроках?

8. Дифференцированное домашнее задание.

             1. Составить мини рассказ на любую тему с прилагательными  

                 м. и ср. рода.  (письменно)                                                                                

              2. Упражнение 293.                                                                          

                                                                                                                         

                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                         

                                                       

                                                                                                                     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Окончание имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже с мягким согласным на конце основы».

Слайд 3

1 уровень.. С ранн его утра до поздн его вечера; от зимн его морозца; порывы ледян ого ветра; лучи весенн его солнца. 2 уровень. С ранн его утра до поздн его вечера трудились на колхозном поле ребята. Порывы ледян ого ветра обжигали лица моряков. От зимн его морозца щеки ребят покраснели. Лучи весенн его солнца разбудили спящего кота. ср.р., Р.п. м.р., Р.п. м.р., Р.п. м.р., Р.п. ср.р., Р.п. ср.р., Р.п. м.р., Р.п. м.р., Р.п. м.р., Р.п. ср.р., Р.п.

Слайд 4

Падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода И.п. Какой? - ой, - ый, - ий Какое? - ое, - ее В.п. Какой? - ой, - ый, - ий Какое? - ое, - ее Р.п. Какого? - ого, - его Д. п. Какому? - ому, - ему Т.п. Каким? - им, - ым П.п. О каком? - ом, - ем

Слайд 5

На закате летнего дня мы шли по тропе. В лучах вечернего солнца виднелось здание вокзала. м.р., Р.п . ср.р., Р.п .

Слайд 6

Ответы 1) В 2) Б 3) В 4) Б 5) Б «5» - НЕТ ОШИБОК 6) Б «4» - ОДНА ОШИБКА 7) А «3» - ДВЕ ОШИБКИ 8) Б

Слайд 7

Спасибо за урок! Молодцы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....