Технологическая карта Русский язык 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Гойман Людмила Викторовна

Русский язык 2 класс - тема "Однокоренные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_russkiy_yazyk_2_klass.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

 Технологическая карта русского языка

 Тема: «Однокоренные слова» в рамках ФГОС

 Ф.И.О. учителя: Гойман Людмила Викторовна

 Класс: 2  

 УМК " Школа России"

 Предмет: русский язык

Цель урока

Способствовать развитию умению видеть в слове корень и уметь определять группы слов с одинаковыми корнями

Тип урока

Урок открытия  новых знаний.

Планируемые результаты

  Личностные:

  •   имеют адекватное представление  об учении и поведении в процессе учебной деятельности;
  • осуществляют самоконтроль и соотносят собственный опыт
  • принимают и осваивают социальную роль обучающегося;
  • стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми;
  • проявляют самостоятельность, личную ответственность.

Предметные: 

Учащиеся

  •  знают морфему – корень слова;
  •  умеют выделять корень в словах, подбирать однокоренные слова;
  • умеют различать омонимичные корни по значению.

Метапредметные:

 регулятивные 

  • учатся понимать цель выполняемых действий;
  • получают возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
  • высказывают свою версию, пытаются предлагать способ её проверки;
  • планируют собственную деятельность.

   познавательные 

  • извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, словарь однокоренных слов, иллюстрация и др.);
  • наблюдают и делают  самостоятельные  выводы;
  • получат возможность использовать  информацию из других источников;

         коммуникативные  

  • умеют правильно строить речевое высказывание, выслушивать мнение одноклассников, отстаивать своё решение;
  •  оценивать работу класса в целом;
  •  правильно выражают свои мысли в речи;
  • уважают в общении и сотрудничестве партнера и самого себя;
  •  аргументируют свою точку зрения. 

Формы работы

Индивидуальная, фронтальная, парная

Педагогические технологии:

Проблемное обучение

        

Образовательные ресурсы

«Русский язык» 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение»,рабочая тетрадь.

Оборудование

Проектор, мультимедийная приставка, ноутбук, карточки для работы в группе.

Технологическая карта урока

Этап

урока

Содержание взаимодействия с учащимися

 Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

-Начинаем наш урок.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

Приветствует обучающихся, проверяет   их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Регулятивные УУД:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные УУД:

- формирование  умения слушать и слышать.

Актуализация знаний

На доске записаны слова

Часовщик, часто, часы, часики, часовой, часть.

-Выпишите только родственные слова. (Часовщик, часы, часики, часовой)

- Выделите общую часть родственных слов

   (-Час)    

Объясняет задание, организует обучающихся на выполнение задания.

Выписывают родственные слова, выделяют общую часть.

Регулятивные УУД:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Познавательные УУД:

- постановка и решение проблемы; Коммуникативные УУД:

- формирование  умения слушать и слышать.

Целепологание

  - Как называется общая часть родственных слов, вы узнаете, отгадав загадку:

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту,

Я не вверх, а вниз расту. (Корень)

- О каких значениях корня говорится в тексте загадки?

Сколько значений у слова корень? Какой вывод можно сделать? Слово корень - многозначное:

1) подземная часть растения;

2) внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя…

- Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба корень?

- Это важная, необходимая часть.

- Какое отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»?

- Посмотрите на доску.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Сформулировать тему вам поможет и страница 61 учебника.

- Чему будем учиться?

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "корень", формулирует тему, задачи урока и  составляет план совместно с обучающимися.

Отвечают на вопрсы. Ведут диалог, делают вывод, что такое «корень», формулируют тему, некоторые задачи урока совместно с учителем.

Регулятивные УУД:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Познавательные УУД:

- постановка и решение проблемы; Коммуникативные УУД:

- формирование  умения слушать и слышать.

Изучение нового материала

Фронтальная работа 
 Запись на доске: 

Водяной, вода, водить,
Лист, лиса, лисенок,
Лось, лоскут, лосенок.

Белка, беленький, белить,
Водяной, вода, водить,


Где слова родные (однокоренные)?

- Вычеркните слова, которые не являются однокоренными в каждой группе. Запишите оставшиеся слова. Обозначьте корень.

Ответы на вопросы:

- Как называется общая часть родственных слов?

- Почему родственные слова называют однокоренными?

-Прочитайте правило в учебнике на стр. 61.

Организует подводящий диалог, уточняет правило.  Дает образец короткого доказательства.

Записывают однокоренные и вычеркивают лишние слова, выделяют корни. Объясняют написания слов, делают выводы. Читают правило в учебнике. Работают по алгоритму.

Регулятивные УУД:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные УУД:

- постановка и решение проблемы;

Личностные УУД:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные УУД:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Первичное закрепление нового материала

  Игра  «Раздели на группы».  (Задания на карточках):

Гора, лесок, горняк, сад, лес, садовник, горный, лесной, садить.
Раздели на группы однокоренные слова,
определите, кто будет отвечать.

Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление ребят по желанию, обмен мнениями.

Работают в паре.

По желанию озвучивают результат выполненной работы.

Регулятивные УУД:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками, Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска. Личностные УУД:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи,

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Физминутка для глаз

Мультимедийная презентация

Организует выполнение гимнастики для глаз

Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации

Самостоятельная работа.

Работа по словарю однокоренных слов (стр. 135)  упр. 85 стр.61.

Прочитайте задание, проговорите его.

- Самостоятельно запишите слова и предложение.

Проверка задания.

Организует обучающихся на самостоятельную работу

Проговаривают задание (как будут его выполнять).

Работают самостоятельно. Записывают любую группу однокоренных слов, обозначают в словах корень.

Составляют и записывают предложение с любым из этих слов

Производят взаимопроверку.

Регулятивные УУД:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками

Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска

Личностные УУД:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Подведение итогов

Прочитать хором с учебника стр.62, упр.87

Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и ежонком,

Чиж с чижихой и чижонком,

Стриж с стрижихой и стрижонком.

Разбежались кто куда,

Приведи-ка их сюда!


 - Найти в строках однокоренные слова.

- Что такое однокоренные слова?

- Как их можно узнать в тексте?

Помещает однокоренные  слова на доску.

 Задает вопросы по теме  урока.

Читают хором с учебника.

 Называют однокоренные

 слова.

 Делают

 вывод, как их узнали.

Регулятивные УУД:

 - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные УУД:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

- установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;

Личностные УУД:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем, интегрироваться в группу сверстников.

Рефлексия.

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Работа с листом самооценки.

 😐 

Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке.

Дети оценивают себя в листах самооценки.

По желанию комментируют свой выбор.

Регулятивные УУД:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные УУД:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные УУД:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

Домашнее задание

Работа в учебнике стр. 62, упр.88.

Проводит разбор домашнего задания.  

Записывают задание на дом, задают вопросы при необходимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. Тема: "Что такое имя существительное?"

Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. Тема: "Что такое имя существительное?"...

Технологические карты. Русский язык.3 класс.

Технологические карты. Русский язык.3 класс. УМК "Школа России"...

технологическая карта русский язык 1 класс "Заглавная буква в именах собственных"

технологическая карта урока в 1 классе , программа школа России. наглядные материалы прилагаются....

Технологическая карта русский язык 3 класс Программа 2100

Технологическая карта русский язык 3 класс Программа 2100 Тема"Проверочнвя работа № 3 « Буква непроизносимых согласных в корне слова»...

Технологическая карта.Русский язык.4 класс (вариант 6.3)

Технологическая карта урока по русскому языку "Слова, обозначающие предметы" 4 класс.(вариант 6.3)...

Технологическая карта русского языка Составление рассказа – описания по картине Ф. П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка.» 2 класс УМК "Школа России"

Тема: Составление рассказа – описания по картине Ф. П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка.»Цели деятельности учителя: Сформировать умение описывать предмет, определять роль прил...

Технологическая карта русского языка «Предлог как часть речи» 2 класс УМК "Школа России"

Тема: Предлог как часть речиЦели деятельности учителя: создание благоприятных условий для ознакомления с предлогом как частью речиПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое предлог...