Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тюрина Елена Алексеевна

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце  слова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе

Тема урока: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце  слова

Цель: Создать условия для формирования знаний о способах проверки слов с парными согласными на конце

Тип урока: урок обобщающего повторения

Задачи урока: 

обучающие: -  актуализация  и конкретизация знаний учащихся о парных звонких и глухих согласных;

  • формирование умения применять полученные знания на практике;
  • формирование знаний о способах проверки слов с парными согласными на конце;
  • совершенствование умения распознавать слова с парными согласными на конце;

развивающие:  - развитие логического  и творческого мышления, умения делать выводы;

  • развитие устной и письменной речи учащихся;
  • развитие слуховой и оперативной памяти;
  • развитие орфографической зоркости учащихся;
  • формирование познавательной мотивации;

воспитывающие: -  воспитывать дисциплинированность, ответственность;

            - воспитывать  любознательность;

  • воспитание чувства взаимопомощи и сотрудничества;
  • воспитание аккуратности при работе.

Учитель: Грибанова Н.Ю.

Планируемые результаты:

Предметные:

-  знать алгоритм проверки написания парных согласных звуков в конце слова;

- уметь применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;

Метапредметные:

Познавательные: 

-учить ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных   и   несущественных признаков;

- проводить сравнение  и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;

- ориентироваться в своей системе знаний;

- учить выдвигать гипотезы, доказывать;

- учить в сотрудничестве с учителем формулировать учебные задачи, подводить итог урока.

Регулятивные:

- осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя;

- выполнять учебные действия в устной и письменной речи, во внутреннем плане,

формировать умение оценивать правильность выполнения заданий;

- формировать умение оценивать себя;

- формировать умение осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные: 

- формировать умение слышать, слушать и понимать партнера;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками:

- воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию,

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- формировать умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;

- формировать умение договариваться.

Личностные:

развивать доброжелательность, внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

развивать доброжелательность, внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе;

- проявлять интерес к изучению темы урока.

Форма урока: фронтальная, работа в парах, индивидуальная, групповая.

Основные понятия: орфограмма, парные  звонкие и глухие согласные.

Ресурсы:

Информационные: Программа: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;  рабочая программа по русскому языку (Полякова А.В.)  система развивающего обучения Занков

Учебник: А.В. Полякова . Русский язык . 2 класс. В 2 частях. Часть 2.

Технические:

Средства ТСО: мультимедийный видеопроектор

Наглядность: карточки с заданиями, набор магнитных букв,  раздаточный материал

Технологические:  интеграция ИКТ с технологией проблемного обучения и элементами  здоровьесбережения

  • использование медиа-ресурсов как источника информации;
  • компьютерная поддержка деятельности педагога на разных этапах занятия;
  • работа с выделением проблемы от заданного действия;
  • технологии сохранения и стимулирования здоровья (физ.минутка, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика)

Основные понятия: орфограмма, парные  звонкие и глухие согласные.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I Мотивационный

Создание комфортной обстановки для восприятия содержания урока

1.Ребята, к нам сегодня на урок пришли гости. Повернитесь, поприветствуйте их.

2.Сначала сядьте те, чьё имя начинается с гласного звука, а затем те, чьи имена начинаются с согласного звука.

-  Я рада, что в этот необыкновенно красивый зимний день мы снова собрались все на урок русского языка.

 -   Сегодня урок   будет особенным.   Пусть он пролетит, как одно мгновение, но оставит полезный след в ваших умных  головках.

- Продолжите, пожалуйста, предложение:

Сегодня я пришел на урок русского языка для того, чтобы…    (Слайд 2) 

- Сегодня, ребята,  мы с вами отправимся в сказку.

А героем нашей сказки будет…угадайте кто?

На деревьях бахрома,

В белом инее дома.

Это значит — разгулялась

Наша русская ....

(Слайд 3)

-Верно, это зима. Итак, отправляемся в сказку.    Слайд

        Нас встречает зимний лес.

        Он стоит, как белый терем.          

        Полный сказок и чудес.

        Солнце брызнуло сквозь ветки

        И по снежному ковру

        Вмиг рассыпались монетки

        Серебром по серебру.

(Слайд 4)

- Обратите внимание на замечательный зимний пейзаж.

- А какие чувства он у вас  вызывает?

- Но лес этот, ребята, не только красивый, а  ещё и волшебный. Он приготовил для вас много интересных заданий.  Для того  чтобы справиться с этими заданиями вам понадобятся ваши знания.

Настраивается на активную работу на уроке.

Предполагаемые ответы детей:

  - Научиться  правильно выражать свои мысли,

-давать полные ответы,

- узнать новые правила и научиться их применять

-научиться  грамотно и красиво писать.

Дети называют отгадку (зима)

Дети любуются зимним пейзажем.

Предполагаемые ответы детей:

- Любви, покоя, красоты, восхищения, радости, умиротворения.

Л: проявление интереса к учебной деятельности, положительное отношение
к школе, одноклассникам, учителям

Р: Принимать и сохранять учебную задачу; анализ; контроль действий одноклассников

II Актуализация знаний

Актуализация тематики урока через постановку проблемного вопроса.

Постановка учащимися цели и задач урока в  «сопровождении» учителя.

1.Минутка чистописания

2. Словарная работа

3. Самоопределе

ние  к  деятельности

- Прежде чем начать работать в тетради, давайте разомнём наши пальчики.

«Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять
(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили 
("кормим птичек ")
С горки мы потом катались 
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись 
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели ("едим суп"), 
спать легли 
(ладошки под щечку).

- Откройте тетради и запишите число, классная  работа       (Слайд 5)

 -Просигнальте, кто готов работать дальше.                                                                                                                            

 - Внимание на доску. Здесь разбросаны буквы.

- Какое задание вы можете предложить?

- На какие две группы их можно разделить?

- Составьте из них пары. Иди к доске…..

Б Д  В  Ж  З Г

П Т Ф Ш С К

  (Слайд 6)

– Итак, на доске пары букв.  Давайте  попробуем произнести звуки, которые они  обозначают. Приложите ладошки к горлышку.  

- Что вы заметили?

- Какой можно сделать вывод?

-Запишите эти пары букв в тетрадь, соединяя друг с другом.

Учитель следит за осанкой.

Сижу красиво

Пишу красиво

- Не торопитесь, выводите каждую букву.

- Хочется похвалить за осанку….

-Возьмите в руки простой карандаш и  подчеркните  ту пару букв, которая у вас получилась красивее,  лучше всего.  Запомните и  старайтесь так писать всегда.    

СЛОВАРНАЯ РАБОТА.      (Слайд 7)

- Внимание! На доске слова с пропущенными буквами

 Вет…р, яг…да,  ин..й, мес.ц, м.дведь.…..

 -Какие это слова?

 -  Запишите их, вставляя пропущенные буквы.                        Проговаривая только по слогам. Ударение….

- Обменяйтесь тетрадями в парах, проверьте, правильно ли записали слова.

(Слайд 8)

-Назовите слово, в котором  звуков больше, чем букв.  Почему?

– Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков. Объясни.

– Какая  ещё орфограмма есть в этом слове?

-  А  что  ещё  вы можете сказать про слово медведь?

- Сколько пар согл  вы знаете?                                    

Может ли написание этого  слова  вызвать у вас затруднение?

- Что мы затрудняемся определить в этом слове?

- Почему?

- Тогда что же нам нужно сделать с этими словом?

- На какой вопрос мы будем искать сегодня ответ?

- Может кто-то возьмёт на себя смелость и озвучит тему нашего урока?

- Итак, тема урока «Правописание  парных согласных на конце слов»  (Слайд 9)

-Давайте определим цель нашего урока.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику

Дети начинают работу в тетради

( записывают число, кл. работа)

Предполагаемые ответы детей:

- эти буквы обозначают парные согл. звуки

- звонкие и глухие

- при произнесении звонких согласных голосовые связки напрягаются, происходит вибрация

- Звонкие  согл произносятся   с  голосом  и  шумом, а глухие  согласные  состоят  только  из  шума.)

 - В произнесении звонких согласных участвует  голос и шум. А при произнесении глухих- только шум

Минутка чистописания

Предполагаемые ответы детей:

- словарные

взаимопроверка

-ягода, т.к. буква я в начале слова обозначает 2 зв.

-медведь, т.к. буква ь звуков не обозначает.

- парная согл. на конце слова

Имя сущ,  ед число, м.р., двусоставное, второй слог ударный

- 6

мы будем учиться проверять слова  с парными согласными на конце слова

Принимать и сохранять учебную задачу.

Проверка по эталону.

Допускать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Умение принимать и сохранять ученую  задачу.

Планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Анализ, обобщение, классификация.

- Итак, мы с вами отправимся  в «Сказку парных  согласных звуков».

  А теперь  слушайте сказку.   Слайд 10-12

-Живёт себе Зимушка, живёт,  не тужит. Землю лёгким пуховым одеялом укутывает, согревает. Деревья в белоснежные  одежды наряжает: чистые, сверкающие. Развешивает бахрому на ветви елей. Создаёт покой и уют в лесном царстве.

-Но не ходит Зима одна, с ней её верные помощники. Угадайте, кто они. 

- Приготовьте карточки с парными согласными.

Белое покрывало

Землю покрывало

Солнце припекло

Одеяло утекло…(Снег)

 Как по зеркалу качусь,

На коньках кручусь-верчусь,

Разгонюсь, как самолёт -

Под ногами что же? (Лед)

Невидимкой осторожно

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на окне.

- Что заметили в этих словах?

   Сделайте вывод:  Чтобы проверить парный согласный на конце слова, нужно….

- Почему в слове лёд слышится звук т?

   

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать парный  согл. на конце слова?                    

«Глухие звуки это непоседы,
Они спокойно не желают жить
Они стремятся звонкого соседа
Во чтобы то ни стало заглушить».

- Ребята, а вы знаете,  что означает выражение «мороз  по  коже»?  Вот ещё несколько фраз, читаем их. А кто-нибудь из вас знает как называются такие  народные крылатые выражения?

Слайд  13-14

Дети  называют отгадки и, с помощью карточек с буквами, показывают букву, которую нужно писать на конце этого слова.

Доказывают, подбирая проверочные слова.

Учатся решать проблему, доказывать, объяснять, слушать,  делать выводы.

Предполагаемые ответы детей:

- Мороз –морозы, нет мороза, морозец,  день (какой?) морозный.  

Предполагаемые ответы детей:

- нужно подобрать проверочное слово так, чтобы после этого согласного стоял гласный или звук н.

- в конце слова парные согл. звуки  произносятся глухо

Дети повторяют правило хором, по одному.

Организовать самостоятельную

Работу.

Включить учащихся

в работу.

Проверка  по  эталону.

Регулятивные:

Формирование умения оценивать свои действия.

Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей.

- А теперь соединим каждую фразу с её значением.

- А где мы можем найти значения фразеологизмов? Прочитайте значение этих фразеологизмов.

  Найдите и назовите слова с парными согласными на конце слова  которую надо проверить.

- Мы обогатили нашу речь знанием новых фразеологизмов. Молодцы!

Физминутка    Слайд

- Выполняем движения, внимательно слушаем песню, встретятся ли вам в песне слова на орфограмму, которую мы с вами сегодня повторяем  на уроке?

- А  теперь все тихо сели

- На меня все посмотрели    

- В этой песне нам встретились слова с парными согласными, какие?      

          Работа с учебником

  - Отправляемся в нашу сказку дальше.

-Зимушка приготовила для вас  следующее задание  (упр. 31) – самостоятельно.

Слайд 15

Подчеркните орфограмму.  Проверка.

Продолжите фразу…  Слайд 16

-Чтобы проверить парный согласный на конце слова, нужно….

- Послушайте, как звучит это правило в стихотворном виде.

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг!

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй!

-Повторите последние строчки .

-Ребята, а вы любите играть в снежки? Вот мы сейчас и поиграем. Я буду вам бросать снежок и называть слово с парной согласной, а вы бросаете снежок мне и называете проверочное слово (голубь, хлеб, зуб, друг, гриб, поход, сосед, ястреб, поезд, прорубь, водопад, велосипед, ёж, шарф, обед, народ)

 

-Следующее задание зимушки: работа в группах.

Работа в группах.

  • 1-я группа: образовать новые слова из первых слогов. Проанализировать полученные слова, обратить внимание на выделенные буквы. Попробовать сделать вывод о местонахождении парного согласного и способе его проверки.

ЗАБОР, ГАДКИЙ,

КАМЕРА

ЗАГАДКА

КРОЛИК, ВАТРУШКА, КАША

КРОВАТКА

РУСАЛКА, БАШМАК, КАНАТ

РУБАШКА

  • 2-я группа: отгадать кроссворд: (подобрать проверочные слова)

1. В золотой клубочек спрятался дубочек. (желудь)

2. Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки, слетают все рубашки. (дуб)

3. В огне не горит, и в воде не тонет.(лед)

4. Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук)

  • 3-я группа: раскрасить синим карандашом звездочки со словами, оканчивающиеся парными согласными, которые надо проверить, а красным карандашом - звездочки со словами, которые не надо проверять.

Отчет старших о работе, проделанной в группах.

- Какой вывод сделали ребята, работающие в первой группе? (парный согласный не всегда находится в конце слова) Как его можно проверить?

Работа в  парах: у каждой  пары конверт (в конверте карточки со словами).

- Посмотрите, что находится у вас в конвертах? (слова)

- Что можно составить из слов?

- Что такое предложение?

- Составьте из слов предложение. Запишите, подчеркните главные члены. Проверка.

- Как справились с заданием?

- На какие орфограммы встретились слова?

- Прочитайте полученные предложения согласно тому номеру, который указан на вашем конверте (дети читают текст из четырех предложений)

- Что у нас получилось? (текст)

Слайд 17

- Что такое текст?

- Молодцы!

Фразеологизмы

Во фразеологическом словаре

Дети проговаривают правило хором, по рядам, по одному.

Делают вывод:

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй!

Дети  под приятную музыку выполняют упражнения для глаз

- Наш урок-сказка подходит к концу. Помните: «Сказка – ложь, да в ней намек. Добрым молодцам - урок»  Предлагаю показать Зимушке, что наш урок прошел не зря, что мы не только раскрыли секреты парных согласных, но и научились ими пользоваться.

  Но у зимушки осталось  ещё одно задание-тест.

Выполняют тест на листах.

- Сверьте свои ответы с ответами на слайде.

Слайд 18

- Кто справился с тестом, поднимите руку. Молодцы!

- Какой теме был посвящен наш урок?

- Какие задачи мы ставили?

Справились мы с ними?

- Кто испытывал трудности на уроке? Как считаете почему? Какую ты поставишь себе задачу для преодоления этой проблемы?

Дети выполняют тесты

Дети отвечают на вопросы и подводят  итоги с помощью учителя

Рефлексия

  -  Давайте вспомним свои впечатления от урока:  Слайд 19

- На уроке:

Я чувствовал себя……

 Я работал с …. настроением.

Я испытывал затруднения…...

Что бы ты хотел рассказать другу, которого не было на уроке?

Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.  

Информация о домашнем задании

-  И последний сюрприз от зимы:

Разгулялся  ветер, и с неба посыпались ажурные снежинки.  Они кружатся в воздухе и медленно  падают на ваши парты - одна красивее другой.

Возьмите их в руки. А снежинки эти не простые, а с заданием.  

- Большая снежинка –  это трудное задание.  Нужно восстановить деформированные предложения и вставить пропущенные буквы.

- Снежинка поменьше – задание легче. Нужно списать текст, вставить пропущенную  парную  согласную.  

Работу выполнять будете в тетрадях.

-Оцените свои силы и покажите каждый, какое задание вы выбрали.

- Я очень рада, что многие из вас трудностей не боятся.

- Большое спасибо. Урок окончен     Слайд 20         

Дети самостоятельно выбирают себе задание на дом, оценивая свои возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова".

Данный материал можно использовать во 2 классе по учебникам  Л.М. Зелениной или Т.Г.Рамзаевой....

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

Урок русского языка во 2 классе УМК "Школа России.  Урок закрепляет и конкретизирует знания учащихся о том, что звонкие и глухие согласные в конце слов произносятся одинаково глухо; развивает у у...

Обучение правописанию парных звонких и глухих согласных.

Обучение правописанию парных звонких и глухих согласных представляет определённые трудности в начальной школе. Много работая над этой проблемой,тем не менее, трудно добиться хороших результатов.В свое...

Презентация "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова"

В данной презентации дан алгоритм проверки парных согласных в корне слова и упражнения для закрепления...

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Урок в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" для обучающихся с нарушениями интеллекта....

План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова"

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова" для обучающихся с нарушениями интеллекта....