Связь слов в предложении
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе
Учитель: Тюрина Е.А.
Тема урока | Связь слов в предложении. |
Цель | Систематизировать знания о предложении (выражения мысли, интонационная законченность, особое оформление на письме); развитие умений устанавливать связь слов в предложении по вопросам и изображать её графически. |
Педагогические цели | Способствовать развитию умения устанавливать связь слов в предложении; создать условия для ознакомления со словами с непроверяемым написанием: яблоко, яблоня |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Задачи | образовательные: - обобщить и систематизировать знания учащихся о предложении; -закрепить умение определять и составлять грамотный порядок предложений в тексте. -проверить сформированность понятий: звук, слог, слово, предложение, текст; - развивать умение выделять главные и второстепенные члены предложения. развивающие: - способствовать развитию познавательных процессов (внимание, память, мышление) -формировать познавательные умения (умения задавать вопросы, применять знания) - расширение кругозора и обогащение речи; воспитательные: - прививать интерес к предмету; - воспитывать у учащихся чувства товарищества, уважения при работе в парах, группах. |
Планируемые | Учатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. |
Личностные | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности |
Универсальные | Регулятивные: делать самостоятельно простые выводы; осуществлять анализ с выделением существенных признаков; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Прогнозировать предстоящую работу. Осуществлять рефлексию. Познавательные: общеучебные – осознанно строят речевое высказывание; логические – владеют навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Обобщают и классифицируют по признакам. Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; развивают познавательный интерес к новым общим способам решения задач; учатся адекватно понимать причины успешности/неуспешности учебной деятельности. |
Используются технологии: | ТРИЗ, проблемно-диалогическая технология, ИКТ – технологии; Прием (приемы) ТРИЗ-технологии: «Системный лифт», «Системный оператор»; |
Формы работы: | работа в парах, индивидуальная работа, фронтальная работа. |
Основное содержание | Связь слов в предложении. Слова с непроверяемым написанием: яблоко, яблоня |
Образовательные | Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска Screen Media; раздаточный материал, презентация. |
Используемая литература: | Книгопечатная продукция: учебник «Русский язык» для 2 класса, авт. В. П. Канакина , В.Г.Горецкий. |
Ход урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
I. Мотивирование к учебной | Эмоциональный, психологический и мотивационный настрой. | Проверка готовности к уроку – Проверь-ка, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке: Учебник, ручка и тетрадка? – Какое сейчас время года? (Осень) (Реже светит солнце. Дни стали короче. Всё чаще льёт дождь. С деревьев облетают листочки. В лесу и поле стало намного тише. Птицы собираются в стаи.) -Ребята, посмотрите на слайд 1,2 Листья жёлтые лежат. Листья жёлтые лежат, А под листьями шуршат Шурш, Шуршиха и Шуршонок - Папа, мама и ребенок. В. Голяховский. -Что мы представляем , когда слышим это стихотворение? - Какие слова выдумал автор стихотворения? -Какой звук мы выделим? Правильно, это звук [ш]. - Что мы знаем о звуке [ш]? (Согласный, твердый, непарный, глухой парный. Пара по звонкости [ж]). - Какой буквой обозначается звук [ш] на письме? (Буквой Ш) | Приветствуют учителя. Организуют свое | самоопределение (Л); смыслообразование(Л); - внутренняя позиция школьника (Л); - учебно-познавательная мотивация (Л); - планирование учебного сотрудничества (К) | |
II.Каллиграфи ческая минутка. | Отработка каллиграфии. | Чистописание. Я тетрадь свою открою Уголочком положу. Я, друзья, от вас не скрою, Ручку правильно держу! - Откройте рабочие тетради, запишите число. Сегодня 21 сентября. На следующей строке запишите Классная работа. - Сегодня на минутке чистописания мы будем прописывать букву Ш прописную и букву ш строчную. Слайд 3 Вопрос-вывод. С какой буквой мы работали? | Вырабатывают каллиграфический почерк | - использование знаково-символических средств (П); - волевая саморегуляция (Р); | |
III. Актуализация знаний | Словарно-орфографичес-кая работа. Яблоня, яблоко (с. 37) | Слайд 4 Записаны слоги: ня ло яб ко ло яб -Посмотрите на слайд. Что это? -А для чего нужны слоги? Какие слова у нас получились? Слайд 5 Яблоня Яблоко -Дайте определение словам «яблоко», «яблоня». ЯБЛОНЯ Фруктовое дерево с бело-розовыми пахучими цветами весной, а осенью с очень вкусными и полезными плодами ЯБЛОКО. Плод яблони. Антоновские, анисовые, коричные яблоки. Летние сорта яблок. Сушеные, моченые, печеные яблоки. Компот из яблок. * «Яблоку негде упасть» (разг.) - о большой тесноте.«Яблоко от яблони недалеко падает» ( о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца, матери). -Запишите эти слова. Поставьте ударение. Выделите «опасные» места зеленым цветом. -Какая орфограмма в слове? - Подберите однокоренные слова. Яблочный, яблочко. | Усваивают написание непроверяемых слов, объясняют значение слов. Воспроизводят полученную информацию. | Познавательные: -Знать, что компоненты речи представляют собой целостную систему. | |
IV. Постановка учебной задачи | Составление предложения, формулировка темы урока | -Составьте нераспространенное предложение со словом яблоко. Яблоко созрело. -Запишите, подчеркните главные члены предложения. Что будет являться подлежащим, а что сказуемым? -От какого слова задавали вопрос? -Какой вопрос задавали? Итак, ребята, что мы можем составить из слов? Предложение. Дайте определение предложению. А что мы составляем из предложений? А вот наш друг Незнайка составил такое предложение: Слайд 6 сильный на идёт дождь улице - Получилось ли предложение у Незнайки? - Что вам не понравилось? (Предложение начинается с большой буквы, заканчивается точкой, восклицательным знаком или вопросительным знаком. Предложение должно иметь законченную мысль. Слова должны быть связаны по смыслу. Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? О чем мы будем говорить? О связи слов в предложении. -Значит, какая тема нашего урока? Слайд 7 Тема: Связь слов в предложении. Давайте подумаем, какие цели мы поставим на уроке? И сформулируем их с помощью опорных слов. Слайд 8 Узнать, как устанавливать связь (слов) в (предложении). Учиться ставить ( вопрос ) от главного слова к зависимому. Оценивать свою (работу) на уроке. -Какую цель поставите вы сами? Тема нашего урока: « Как установить связь слов в предложении?» | Принимают учебную задачу, сформулирован-ную вместе с учителем (Предложение - законченная мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу. Предложения бывают распространённые и нераспространённые.) | учебно-познавательный интерес (Л); - смыслообразование (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); - подведение под понятие (П); - использование знаково-символических средств (П); - определение основной и второстепенной информации (П); | |
V. Усвоение | Связь слов в предложении | Давайте вернемся и поможем Незнайке составить предложение и запишем его. Слайд 9 ( у доски один ученик записывает предложение и разбирает его) Выделим грамматическую основу. На улице идёт сильный дождь. Ученик: В предложении говорится о дожде. Это подлежащее. Подчеркиваем одной чертой. Дождь (что делает?) Идёт. Это сказуемое. Подчеркиваем двумя чертами. – Как связаны между собой главные члены предложения? (Вопросами.) Схема на доске: Слайд 10 – Сейчас давайте составим алгоритм, который будет помогать нам устанавливать связь слов в предложении. Слайд11 Находим в предложении подлежащее и сказуемое. Находим слова, которые связаны с подлежащим и показываем связь. Находим слова, которые связаны со сказуемым и показываем связь. -Докажите, что это предложение распространенное. -Вопрос-вывод. Как установить связь слов в предложении? | Высказывают свое | - постановка познавательной цели (П); - познавательная инициатива (Р); - построение логической цепи рассуждений (П); - использование знаково-символических средств (П); - построение речевых высказываний (П); - выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); - определение основной и второстепенной информации (П); | |
Физминутка | Правильное выполнение движений | Вот мотор включился, (покрутить сцепленными Потянули, потянули – И открыли! (Расцепить пальцы,
| Выполняют элементарные физические упражнения (в соответствии с текстом стихотворения). Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня, активно участвуют |
| |
VI. Закрепление знаний и способов действий. | Распростра-ненное предложение. Работа в парах | Работа по учебнику. с. 37 (правило) - Откройте учебники на странице 37. -Прочитайте, чему мы с вами сегодня научимся? Упр. 43 -Прочитайте два предложения и найдите распространённое предложение, прочитайте… Спелое яблоко упало с яблони. - Назовите основу предложения? (Яблоко упало.) - Что называют основой предложения? (подлежащее и сказуемое) -Какое слово поясняет подлежащее? Как определить? (задать вопрос) Яблоко (какое?) спелое. - Какое слово поясняет сказуемое? (вопрос) Упало (откуда?) с яблони. -Как установить связь между словами в предложении? I.Работа в парах. Слайд12,13. Игра «Составь и докажи» Берлоги, бурый, медведь, из, вылез. Задание: -Составьте предложение. Докажите, что вы составили предложение. 1вариант. Находит грамматическую основу и слова, которые связаны с подлежащим. 2вариант. Находит грамматическую основу и слова, которые связаны со сказуемым. Проверка с доской. Самооценка. II.Работа в парах с взаимопроверкой. Один ученик записывает предложение у доски, остальные в тетрадях.
В небе светит яркое солнце. Установите связь слов в предложении по алгоритму. Взаимопроверка. Самостоятельная работа. Разноуровневые задания. – Сейчас вы будете выполнять задание самостоятельно. 1 уровень. (Задание на карточках раздает учитель) Подчеркнуть подлежащее и сказуемое, установить связь между словами по алгоритму: На поляне появились первые подснежники. Остальные дети выполняют задание, записанное на доске: Слайд14 2-3уровень. Вставить в предложения пропущенные слова и установить связь между словами по алгоритму. 1ряд: (Как?) … налетел (какой?) …ветер. (Быстро, осенний) 2ряд: (Где ?)…закружились (какие?) листья. ( В саду, сухие) 3 ряд: (Когда?) … наступят (какие ?) дни. (Скоро, холодные)
Проверка:слайд15; 1 уровень самопроверка, выполненное задание записано на доске. 2-3 уровень(Самопроверка) – дети зачитывают свои предложения. – А теперь оцените, как вы справились с заданием. – Что у вас вызвало затруднения? Можно ли сказать , что у нас получился текст? Докажите. | Устанавливают Умеют работать Осуществляют взаимопроверку. Выполняют разноуровневые задачи. Текст- высказывание, состоящее из двух и более пред.Объединены общей темой и связаны по смыслу.Текст можно озаглавить. | -планирование учебного сотрудничества (К); - разрешение конфликтов (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - понимание относительности мнений и подходов для решения проблем (К); - адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К) - самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р); - использование знаково-символических средств (П); - волевая саморегуляция (Р); - познавательная инициатива (Р); - использование общих приемов решения задач (П); - осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р); - самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р); | |
VII. Рефлексия учебной деятельности | Обобщение на уроке сведений, оценивание | – Какая цель стояла перед нами? – Удалось ли ее решить? Закончите предложение: Слайд 13 Сегодня на уроке я -узнал… -открыл для себя… -научился… -смог… -могу похвалить себя и своих одноклассников за… – Поднимите руку, кому все было понятно и интересно? – Кто испытывал затруднения? - Почему? -Удалось ли вам достигнуть цели, которую вы сами поставили? | Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения; определяют свое эмоциональное состояние | - самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, переоценка результатов работы (Р); | |
VIII. Информация о Д/З | Объяснение учителя. | 1 уровень: упр.44 с37. 2-3 уровень: упр.45 с.38. | Дети записывают домашнее задание в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в I классе на тему: "Связь слов в предложении. Главные члены предложения."
Данный материал можно использовать для проведения одного из уроков русского языка в 1 классе....
Тема: «Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Связь слов в предложении».
Урок русского языка во втором классе.Цели урока: 1).Развивать умение распознавать предложение, оформлять его на письме, находить главные члены предложения.2) Формировать навык грамотного письма.3) Фор...
Связь слов в предложении. Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении.
1.Переводить информацию из одной формы в другую (схемы), упорядочивать её (строить алгоритмы рассуждений). 2.Дальнейшее обогащение сло...
Конспект урока русского языка. "Предложение. Связи слов в предложении".3 класс
Конспект урока. Русский язык, 3 класс. СРО Занкова. "Предложение. Связи слов в предложении"....
Презентация к уроку русского языка. "Предложение. Связи слов в предложении". 3 класс. СРО Занкова.
Презентация "Путешествие в зимний лес", уроку русского языка. "Предложение. Связи слов в предложении. 3 класс. СРО Занкова....
Предложение. Связь слов в предложении
Урок открытия нового знания...
Предложение. Связь слов в предложении
Урок открытия нового знания...