УРОК русского языка "Парные звонкие и глухие согласные"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
Данный урок проведён в 3 классе по теме "Парные звонкие и глухие согласные" в игровой форме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3Б КЛАССЕ МОУ «СОШ №11»
Тема: Парные звонкие и глухие согласные.
Дата проведения: 03.12.2019
Цели:
- Содействовать формированию умения применять на практике правила правописания парных звонких и глухих согласных. Учить сопоставлять произношение и написание парных согласных в середине и в конце слова.
- Обогащать словарный запас речи учащихся. Воспитывать интерес к родному языку, развивать орфографическую зоркость.
- Развитие положительной мотивации школьной деятельности, формирование навыков интеллектуального труда, умение работать коллективно.
Задачи:
- обобщить знания учащихся о способах деятельности при проверке парных согласных в корне и на конце слов;
- сформировать алгоритм деятельности при проверке парных согласных в корне слова;
- закрепить умение проверять слова с парными согласными в конце и в середине слова.
- развивать у учащихся память, внимание, логическое мышление, устную речь;
- развивать умение формулировать выводы, аргументировать свои высказывания.
Вид урока: урок – исследование.
Методы работы на уроке – коллективная работа, беседа, индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа.
Формы проведения: урок.
Средства обучения – индивидуальные карточки, компьютер, учебная доска, презентация урока
Формы контроля – индивидуальный опрос, самостоятельная работа, фронтальный опрос.
Ход урока.
Ι. Организационный момент.
- Я улыбнулась вам, а вы посмотрите друг на друга – улыбнитесь друг другу и подумайте:
Как хорошо, что мы сегодня с вами вместе.
II. Эмоционально - психологический настрой.
- Я хотела бы видеть вас активными и мыслящими. Пожелаем друг другу удачи на уроке.
- Каждый урок русского языка для вас необычный потому, что каждый раз вы открываете тайну. Сегодня я предлагаю провести урок-исследование. А что значит исследовать? (ответы детей)
- А вот как толковый словарь дает значение слова исследовать – подвергнуть научному изучению, выяснению!
- Мы сегодня с вами будем исследователями. Давайте узнаем тему нашего исследования.
III. Определение темы урока. Письмо
К нам пришло письмо одно.
Очень странное оно.
Вместо марок -
Три снежинки,
А конверт из чистой льдинки,
А письмо не на листке,
А на беленьком снежке.
В сказочной стране живут приятели - согласные, но характер у них разный. Один веселый, голосистый, а второй – сердитый. Чуть что – сразу начинает шипеть, свистеть, ворчать. Они ужасные спорщики. Так получилось, что они отправились на прогулку и увидели телеграфный стол…(б/п) стоит, а одной буквы не хватает. Они начали спорить, кому из двух согласных встать в слово. Зимушка-зима.
- Ну, что ребята поможем Зимушке-зиме решить спор приятелей?
- Что это за приятели-согласные? Мы можем их узнать? (Это парные согласные Б - П)
- Сформулируйте тему нашего исследования?
- Чему мы сегодня должны научиться?
- Какие задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей)
План на доске.
VІ. Повторение.
- Начинаем наше исследование.
- Давайте вспомним, по какому признаку согласные делятся на парные согласные. (По звонкости и глухости)
- Разделите на звонкие и глухие.(слайд)
- Давайте вспомним, как проверить написание парных звонких и глухих согласных:
Парные согласные –
Самые опасные!
Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется.
В корне ты их проверяй-
Рядом гласный подставляй!
- Приведите примеры.
V. Чистописание.
Отгадайте – ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега. (декабрь)
- Правильно, ребята! Это первый месяц зимы.
У зимы не счесть хлопот.
Скоро праздник – Новый год.
- Говорят, как встретишь Новый год, так его и проведешь. Поэтому люди стараются встретить Новый Год весело, с песнями, плясками. На Новый год загадывают желание, украшают свои жилища.
- Что является символом этого праздника?
- Чем принято украшать ёлку?
- Мы сегодня будем украшать нашу красавицу. За активную работу на уроке вы будете получать жетон – игрушку, а в конце урока мы посмотрим, сможет ли наша елочка порадоваться нашим знаниям.
Игра «Звук заблудился»
- Посмотрите на доску, что мы видим? (слова)
-Давайте составим из этих слов предложение. (1 у доски, все остальные в тетради) (слайд)
- Как вы понимаете его смысл? (Декабрь гот кончает, зиму начинает).
- Почему я написала 2 буквы т- д?
- Какая орфограмма встретилась в слове?
- Дайте характеристику этому звуку.(Согласный, глухой, твердый, парный)
-Сегодня мы пропишем пару парных согласных.
- Уловите закономерность, запишите Дт, Тд, Дт, …… (слайд)
VІ. Словарно - орфографическая работа.
- Посмотрите внимательно на выделенное слово. Что это за слово? (словарное слово, которое надо запомнить)
(Работа со словом декабрь: деление на слоги, ударение, схема).
- Какие еще зимние месяцы вы знаете?
- Запишите их через запятую.
- Ребята, как вы поступите, если забыли правописание словарного слова?
Ответы детей: Словарные слова нужно учить наизусть или проверить по «Орфографическому словарю».
Вывод. Правописание словарных слов необходимо запоминать или проверить по «Орфографическому словарю». Проверка на слайде (декабрь, январь, февраль)
Мы применили 1 задачу нашего исследования.
VІІ. Актуализация знаний учащихся. Работа в парах.
- Продолжим наше исследование.
- У вас на столе лежит конверт, а в нем задание. Посмотрите внимательно, кто мне может сказать, какое задание вы будете выполнять.
- Дополните предложение. Подставьте вместо пустого прямоугольника картинку.
Выпал мягкий, белый, пушистый ….
Зимой мы ныряли в…..
……- это ледяной шарик.
На Новый год дарит детям подарки……
- Сравните с образцом на слайде. Запишите получившиеся предложения.
VІІІ. Физкультминутка.
- Давайте немножко отдохнем. 1 ученик у доски.
Я смотрю, что вы устали
И поэтому все встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Мы походим на носках, а потом на пятки
Все проверили осанку и свели лопатки.
ІХ. Работа по теме урока.
- Продолжим наше исследование.
- У меня в руках волшебная шкатулка, я открываю, а там ребятки – орфографические загадки.
- Запишите отгадки, подчеркните орфограммы. Подберите проверочные слова.
- Две сестренки,
Две плетенки
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки)
- Сидит на макушке,
Связаны ушки. (шапка-ушанка)
- Без рук, без топорища
Построено мостище. (Лед)
- Проработав целый день,
Намела гору метель.
Что за горка? Как зовётся?
Вам ответить мне придётся. (сугроб)
(варежки - варежечки, шапка-шапочка, лед – ледок, сугроб - сугробы) -(Проверка на слайде)
- Что мы сейчас с вами делали? (подбирали проверочные слова)
Мы применили 2 задачу нашего исследования:…….
Х. Работа по учебнику.
с. 113 упражнение 221
Найдите и выпишите предложение, в котором встретились слова (слово) с орфограммой на парные звонкие и глухие согласные.
Подчеркните грамматическую основу.
ХІ. Физкультминутка.
Для глаз и для пальцев.
А теперь закройте глазки, глубоко вдохните и выдохните вчерашнюю обиду и беспокойство. Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей.
ХІІ. Закрепление изученного (карточка).
- Применим 3 задачу нашего исследования.
Ночью был ле..кий моро… Реки оделись л…дяным ко..ром. Ребята надевают ша..ку, варе..ки и бегут играть в сне..ки. Малыши вылепили снеговика. Вместо носа морко..ка. В пушистый сне.. спрятались елоч…ки.
- Сравните текст с образцом на слайде.
- Какие орфограммы встретились в тексте
- У парных согласных есть свои секреты. Результатом нашего исследования стали эти секреты. Вы возможно не догадались, но проводя исследование вы сами их открыли.
1 секрет – один (сугроб) много (сугробы) – проверочное слово сущ. во мн. ч.
2 секрет – большая (варежка) маленькая (варежечка)
3 секрет - есть (прорубь) нет (проруби) изменение формы слова
4 секрет – что? лед какой? Ледяной прилагательное
5 секрет – что? () что делать? () проверочное слово - глагол
XІІІ. Домашнее задание.
- Придумать загадку о зиме.
- Сочинить стихотворение.
- Нарисовать зимний пейзаж.
ХІV. Сделаем вывод нашего исследования:
- Какую орфограмму сегодня повторяли?
- Как проверить парную согласную в корне слова?
- Почему нужно проверять слова с парными согласными?
- Какие слова называются проверочными?
- Что вызвало затруднение?
ХV. Рефлексия.
Оцените свою работу. Продолжите предложения.
Мне удалось….
Мне понравилось…..
Я могу похвались себя за….
Отметки.
- Мне понравились ответы……. Посчитайте жетоны. У кого 2 и более – 5, 1 жетон – 4.
Вы получили жетон-игрушку. Напишите на одной из них пожелание и давайте украсим ими нашу елочку.
-И наша елочка на слайде заскучала, давайте украсим и нашу елку игрушками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Звонкие и глухие согласные"
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Звонкие и глухие согласные"...
Урок русского языка "Звонкие и глухие согласные"
Закрепление написания парных согласных в корне слова...
Урок русского языка "Звонкие и глухие согласные".
Урок по русскому языку во 2 классе по теме "Звонкие и глухие парные согласные. Способы их проверки" разработан и проведён в соответствии с содержанием программы по УМК "Перспектива" с использова...
Урок русского языка "Звонкие и глухие согласные в корне"
Урок русского языка в 3 классе "Звонкие и глухие согласные в корне"...
Внеклассное занятие по русскому языку "Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова"
Цель предлагаемого занятия: закрепить знания обучающихся по выбору проверочного слова к словам с парной согласной в корне слова, расширить словарный запас обучающихся....
План-конспект урока русского языка "Звонкие и глухие согласные"
Урок для 1 класса....
Урок русского языка "Звонкие и глухие согласные звуки" 3 класс.
Урок русского языка "Звонкие и глухие согласные звуки" 3 класс....