Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
I. Организационный момент. Цель – активизация учащихся.
II. Актуализация знаний. Цель: подготовить к восприятию нового материала.
| «Добрый день!» - тебе сказали, «Добрый день!» - ответил ты. Нас две ниточки связали Теплоты и доброты. (слайд 1) - Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям. - Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернулись, улыбнулись гостям, поздороваемся, улыбнёмся друг другу. - Сегодня на уроке русского языка мы откроем «Детективное агентство». - Чем занимаются детективные агентства. - Правильно, нам придётся сегодня наблюдать сравнивать, разыскивать, делать выводы. - А для начала нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и ручку и запишем число классная работа.
-Мне прислали конверт. А там. Что это? (учитель достаёт карточки родовых окончаниё имёни прилагательных) - Что мы будем узнавать на уроке? (Что это за записи, кому принадлежат, что с ними нужно сделать.) -Но для начала выполним минутку чистописания. Минутка чистописания. - Исправь ошибки, Запиши. обратите внимание на написание прописной буквы б, в. Карточка Яркасинем, висенем небе билеют аблока. |
В ярко - синем, весеннем небе белеют облака.
- Выполните разбор этого предложения.
- Оцените свою работу по шкале (критерии оценивания: наклон, высота, правильность написания). | Ученик проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя. Садятся.
Приветствуют гостей.
Ответы учащихся.
Дети прочитывают окончания. Высказывают предположения , что это за записи, кому принадлежат, что с ними нужно сделать.)
Ученики находят ошибки, исправляют их на карточке. Записывают предложение в тетрадь. 1 ученик выполняет с объяснением у доски. | Личностные УУД: самоорганизация. Регулятивные УУД: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.
Личностные УУД: осознание своих возможностей. Регулятивные УУД: умение регулировать свои действия. Познавательные УУД: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в письменной форме, слушать и понимать речь других |
III. Самоопределение к деятельности. Цель: создать проблемную ситуацию, подготовить учащихся к восприятию нового материала, убедить в необходимости изучения данной темы.
| - Прежде чем мы продолжим наше расследование, проведём подготовительную работу. - А провести её мне помогут загадки. Я загадываю загадку, а вы записываете отгадки. Не забудьте поставить ударение и выделить орфограмму.(1 ученик у доски) 1. Переживания человека. (чувства). 2. Цветок, у которого лепестки становятся похожими на гвоздик, когда высохнут. (гвоздика). 3. Рядовой военнослужащий (солдат). 4. Горел в траве росистой Фонарик золотистый. Потом померк, потух И превратился в пух.(одуванчик) 5. У этого кустарника гроздья махровые, То голубые, то зелёные Их в старину называли синелью, А мы называем кустарник (сиренью). 6. Береза, рябина, арбуз, помидор, морковь, камыш, капуста, горох, - как назвать одним словом. (растение) 7. Антоним к слову белый (чёрный). - Взаимопроверка.
- Выполним ещё одно задание - Определите род словарных слов.
- У всех слов получилось определить род?
- Почему возникло это затруднение? (Другая часть речи). - А могут ли изменяться по родам прилагательные?
-Определите тему урока, нашего розыска. - Какую цель мы будем преследовать?
- А что мы должны будем сделать, чтобы этому научиться?
|
1 ученик работает у доски.
Ученики в парах меняются тетрадями, проверяют друг у друга, оценивают.
По цепочке ученики определяют род словарных слов. - Не можем определить род у слова чёрный.
- Это слово не имя существительное, а имя прилагательное. У имён прилагательные ещё не научились определять род.
Изменение имён прилагательных по родам. - Научиться определять род имени прилагательного. - Составить алгоритм или вывести правило, как определить род прилагательного. |
Личностные УУД: осознание своих возможностей. Регулятивные УУД: умение регулировать свои действия. Познавательные УУД: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других |
IV. Работа по теме. Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение к самостоятельному выводу способа действия с информацией. | РАБОТА В ГРУППАХ – Допишите к именам существительным имена прилагательные: добрый, дальний, лесной в нужной форме. Выделите окончания имён прилагательных. Сделайте вывод. -Изменяются ли имена прилагательные по родам? Единственное число | Мужской род какой? | Женский род какая? | Средний род Какое? | день …… | весть…… | дело……….. | путь ….. | роща….. | поле…….. | зверь….. | тишь……. | эхо………….. |
-Изменяются ли имена прилагательные по родам? - Как вы это определили? ( изменились окончания имён прилагательных.
Работа по ТАБЛИЦЕ.
-На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского (женского, среднего) рода? Какие они имеют окончания?
Чтение статьи « Обратите внимание» с. 73.
- Сравните в каждой таблице и род существительного и прилагательного.
- Что заметили.
- Сделаем вывод: - Отчего зависит род имени прилагательного.
Чтение ПРАВИЛА с. 72.
- Что узнали нового?
- Вернёмся к нашему заданию из конверта. Можем мы с вами определить, что нам такое прислали?
-Какие окончания будут иметь имена прилагательные женского рода? мужского рода? среднего рода?
-От чего зависит род имени прилагательного?
-Как же определить род у имени прилагательного? -Давайте составим алгоритм. -Что мы должны сделать сначала?
-Что дальше?
-А затем?
-Что же нужно знать, чтобы определить род имени прилагательного? |
Учащиеся самостоятельно записывают нужные прилагательные.
- Да. - У прилагательных изменились окончания.
Ученики открывают учебник с. 73 - Ответы учащихся.
Ученики читают самостоятельно вполголоса.
- Что имя прилагательное в каждом словосочетании стоит в том же роде что и имя существительное. - От рода имени существительного.
Ученики читаю правило самостоятельно.
-Да, это родовые окончания имени прилагательного.
Ж.р.: -ая, -яя. М.р.: -ой, -ий, -ый. Ср.р.: -ое, -ее.
От рода имени существительного.
1. Найти существительное, определить его число и род. 2. Задать вопрос от существительного к прилагательному. 3. По роду существительного и вопросу определить род имени прилагательного. 4. Выделить окончание. Алгоритм. | Личностные УУД: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания Регулятивные УУД: умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму, осуществлять контроль по результату Познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения; построение логической цепи рассуждений; доказательство; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи языка, разрешение конфликтов.
|
Физминутка. | -А сейчас немного отдохнём! Все встали! -Я буду называть словосочетания «сущ.+прил.». Если прилагательное мужского рода, вы топаете ногами, женского рода – хлопаете в ладоши, среднего рода – поднимаете руки вверх. Чистый лист, яркое небо, хорошая погода, светлое озеро, служебная собака, крикливый петух, ласковая мама, доброе сердце, школьный дневник, родная сторонка, верный пёс, горное село, старательный ученик. | Учащиеся выполняют соответствующие движения. |
|
2. Первичное закрепление изученного материала. | - Чтобы наши окончания больше не терялись, выполним упражнение для закрепления. С. 73 упр.126. выполняем с комментирование.
| Учащиеся выполняют упражнение с комментированием 1 строчку. Вместе с учителем по алгоритму проговариваем 1 словосочетание. 2, 3, 4 строчки по рядам 2 строчка – 1 ряд 3строчка – 2 ряд 4 строчка – 3 ряд. Выполняют самопроверку. |
|
- Первичный контроль.
Самостоятельная работа. | РАБОТА В ПАРЕ -Ярослав составил текст. Алена прочитала и огорчилась. Прочитайте и подумайте, почему огорчилась Алёна? Погода стояла ясное. Мы сели на красивое парусник. Вокруг было синяя море. Нас ждало интересная приключение. |
- Посоветуйтесь друг с другом в паре. В чем ошибка? - Исправьте ошибки. Запишите текст. Определите род прилагательных. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ №1 (высокий уровень) Из данных слов составить и записать предложения, определить род. ранняя ,пришла , весна. солнышко , последний , согнало, яркое, снег. на, цветок, расцветает, поляне, нежный . подснежник, это. |
№2 (средний уровень) Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, определить род. Пришла ………… весна. …………. солнышко согнало …………. снег. На поляне расцветает …………… цветок. Это подснежник. |
№3 (низкий уровень) Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, определить род. Пришла ……….. весна. ………. солнышко согнало ………. снег. На поляне расцветает ………….. цветок. Это подснежник. Слова для справок: Последний, ранняя, нежный , яркое. |
| Учащиеся выполняют задание.
- В окончаниях прилагательных.
Ученики выбираю карточку по своим возможностям и желанию и выполняют задание. | Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания. Регулятивные УУД: коррекция — внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Познавательные УУД:самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Коммуникативные УУД: управление поведением партнера, контроль; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблем |
V. Подведение итогов урока. Рефлексия. Цель – зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности.
VI. Домашнее задание. |
-Итак, подведем итоги нашего расследования сегодня. -Что нового узнали во время расследования? -Как вы думаете, достигли мы поставленной цели? - Вспомните алгоритм определения рода имени прилагательного. -Как вы думаете, закончилось ваше расследование по теме по «Имя прилагательное»? -Пользуясь полученными знаниями, составьте, пожалуйста, словосочетания, которые соответствуют нашему уроку. Урок: интересн__, ярк__, творческ__. Настроение: хорош__, прекрасн__, чудесн__. Ученики: активн__, умн__, грамотн__.
Домашнее задание. - выучить правило, таблицу стр.72,
- выполнить упр.128 стр.74
Спасибо за урок! До свидания! |
Ответы учеников.
Конечно нет, предстоит еще многое узнать.
Ученики записывают домашнее задание в дневник.
| Личностные УУД: умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке Регулятивные УУД: оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика Познавательные УУД: формирование внутреннего плана действий, структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |