Урок русского языка в 3 классе по теме "Изменение имён прилагательных по родам".
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка в 3 классе. УМК "Школа России". Тема: Изменение имён прилагательных по родам.Тип урока: проблемный.Проблема урока: почему имена прилагательные изменяются по родам?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka._romanova_n.a.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе
Учитель Романова Нина Анатольевна,
МОУ «СОШ «Свердловский ЦО»
Тема: Изменение имён прилагательных по родам.
Тип урока: проблемный.
Проблема урока: почему имена прилагательные изменяются по родам?
Имеющиеся знания по теме: род имён существительных, имя прилагательное зависит от имени существительного.
Новое знание: чтобы определить род имени прилагательного, нужно определить род имени существительного, с которым оно связано.
Цель: открыть новое знание по грамматическим особенностям имени прилагательного.
Задачи: развивать умение самостоятельно добывать знания;
развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать;
совершенствовать морфологические умения;
формировать общеучебные умения и навыки: определение коллективных учебных задач, выбор последовательности действия для решения учебной задачи, формулирование проблемы и определение способов её решения, выслушивание мнения других, организация совместной деятельности.
Ход урока
- Организационный момент.
Ученики
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять -
Буду грамотно писать.
- Актуализация знаний.
Учитель открывает слайд с заданием.
- Найдите лишнее слово:
урок, школа, перемена, школьный, занятие (школьный — прилагательное, остальные существительные)
- Проговорите определение имени прилагательного в парах.
- Что обозначает имя прилагательное? С какой частью речи связано имя прилагательное?
- Создание ситуации успеха.
Учитель открывает слайд с текстом.
Начался весёлый праздник. Повсюду раздаётся детский смех. У каждого есть интересное дело. Девочки танцуют красивый танец. Малыши слушают любимую сказку.
- Выпишите словосочетания имя прилагательное + имя существительное.
(Учащиеся работают самостоятельно).
- Поменяйтесь тетрадями. Проверьте работу соседа по парте, сверяясь с моей записью.
(Учитель открывает слайд со словосочетаниями.)
Весёлый праздник, детский смех, интересное дело, красивый танец, любимую сказку
- У кого не так?
- Молодцы! Вы справились с заданием.
- Задайте вопросы от существительного к прилагательному.
- Праздник ( какой?) весёлый, смех (какой?) детский, дело (какое?) интересное, танец ( какой?) красивый, сказку (какую?) любимую.
- Какой сделаете вывод?
- Имена прилагательные связаны с именами существительными, зависят от них.
- Создание проблемной ситуации.
- Определите род имён прилагательных в выписанных словосочетаниях.
- Кто справился с заданием?
- В чём испытываете затруднение?
- Непонятно, как это делать.
- Не знаем, как определить род имён прилагательных.
- Умеем определять род только у имён существительных.
- Формулировка проблемы урока.
- На какой вопрос будем искать ответ?
- Как определить род имени прилагательного?
-Верно. Посмотрите, как я сформулировала проблему, над которой мы будем работать на уроке.
Учитель открывает запись на доске:
Почему имена прилагательные изменяются по родам?
- Чему будем учиться на уроке?
- Изменять имена прилагательные по родам.
- Определять род имён прилагательных.
- Поиск решения.
- Высказывание способов решения проблемной ситуации.
- Как бы вы ответили на главный вопрос урока? Обсудите в группах.
Идёт обсуждение.
- Выскажите мнения групп.
- Надо задать вопрос к прилагательному.
- Может, род определяется по окончанию.
- Может, определить род прилагательного как-то поможет имя существительное.
2) Разбор гипотез.
- Посмотрим, какая группа нашла верное решение.
- Задайте вопрос к любому прилагательному.
Работа в группах.
- Помог вопрос определить род имени прилагательного?
- Не помог. Мы не знаем, на какой вопрос отвечают прилагательные в мужском, женском или среднем роде.
- Выделите окончания прилагательных и попробуйте определить род по окончаниям.
- По окончаниям тоже не определить род. Не знаем, какие окончания у прилагательных в мужском, женском или среднем роде.
- Определите род имён существительных и выясните, помогает ли это действие определить род имён прилагательных, связанных с этими существительными.
- Помогает, если считать, что у прилагательных и существительных род совпадает.
- Чтение правила.
- Проверим, верна ли догадка этой группы. Откройте учебник. Прочитайте правило.
Правило в учебнике:
Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано.
-Молодцы! Вы пришли к правильным выводам.
- Первичное закрепление
- Перед вами карточки со словосочетаниями существительное + прилагательное.
Кто может самостоятельно определить род имён прилагательных? Кто будет продолжать работу в группах?
Образец задания:
Определите род имён прилагательных, выделите окончания имён прилагательных.
Пушистая ёлка, пушистый снег, верный друг, верное решение, сладкая ягода, сладкий арбуз, золотая медаль, золотое кольцо, тяжёлый груз, тяжёлая работа, новогоднее представление, новогодний подарок, вкусная конфета, вкусный торт.
(Самостоятельная работа.)
- Поменяйтесь работой с соседом по парте, проверьте работы по записи на экране.
- У кого нет ошибок? У кого одна ошибка? Две? Три и больше?
- Молодцы! Вы хорошо поработали.
- Подведение итогов. Рефлексия.
- На какой вопрос искали ответ?
Почему имена прилагательные изменяются по родам?
- Какой ответ дадим на поставленный вопрос?
- Чтобы определить род имени прилагательного, надо определить род имени существительного, с которым оно связано.
- Род имени прилагательного определяет род имени существительного, поэтому прилагательные изменяются по родам.
- Как вы оцениваете свою работу? Кого можно похвалить?
- Похвалим группу, которая нашла верное решение.
- Похвалим тех, кто самостоятельно выполнял задание.
- Все ребята хорошо работали, все старались. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 4 класс Тема: Склонение имён прилагательных женского рода.
Урок насыщен здоровьесберегающими приёмами и элементами...
Презентация для урока русского языка 4 класс по теме "Склонение прилагательных женского рода"
Презентация связана с литературным чтением и произведением "Синяя птица" . Позволит в интересной и доступной форме усвоить тему урока...
Конспект урока русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода "
Конспект урока русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода....
Презентация к уроку русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода"
Презентация к уроку русского языка 4 класс ""Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода"...
Конспект урока русского языка "Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода"
Цель: учить правильно писать окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах.Планируемые результаты:Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в уче...
Конспект урока русского языка "Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»
Тип урока: формирования умений и навыков. Цель: учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. закреплять умения правильно писать окончан...
презентация к уроку русского языкав 4 классе по теме: "Склонение прилагательных женского рода"
Данная презентация позволяет открыть тему: "Склонение прилагательных женского рода" в 4 классе по развивающей системе Л.В.Занкова...