Рабочая программа по предмету Русский родной язык 1-4 классы
рабочая программа по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Ковалевская Татьяна Михайловна

В учебные планы образовательных организаций, реализующих ФГОС НОО, введены  предметы «Родной язык» и  «Литературное чтение на родном языке».  Предлагаю примерную  рабочую программу по предмету «Родной язык».Материал предназначен  для использования в практической деятельности учителям начальных классов. Изучение родного языка направлено на развитие языковой компетентности, коммуникативных умений, диалогической и монологической речи. В ходе изучения родного языка формируются речевые способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планируемые результаты учебного предмета.

Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» должно обеспечивать:

        воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;

приобщение к литературному наследию русского народа;

        обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте  его функциональных  возможностей  в  соответствии  с  нормами  устной  и письменной речи, правилами речевого этикета;

        расширение знаний о  родном  языке  как  системе  и  как  развивающемся явлении,  формирование аналитических  умений  в  отношении  языковых  единиц  и  текстов  разных функционально-смысловых типов и жанров.

Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:

  1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:

        осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;

        осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;

        осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;

        распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями  между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);

        понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений  и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление  эпитетов и сравнений  в речи;

        понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

        понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

        понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).

2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:

        осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

        соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

        соблюдение на письме и в устной  речи  норм  современного  русского литературного языка (в рамках изученного);

        обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:

        произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);

осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;

соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:

        выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее  точно соответствует обозначаемому  предмету или явлению реальной действительности;

        проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;

        выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;

        редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;

соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:

        употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;

        употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;

        выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

        редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;

соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):

        соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;

        соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;

совершенствование умений пользоваться словарями:

        использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова,  для уточнения нормы формообразования;

        использование учебных фразеологических  словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в  процессе редактирования текста;

        использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;

        использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова;

        использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов;

3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:

        владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

        владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

        чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;

        умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных;  выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;

        умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;

        умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;

        уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

        уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение  правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

        умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;

        создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;

        создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);

        создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;

        оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

        редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.

соблюдение основных норм русского речевого этикета:

        соблюдение принципов  этикетного  общения, лежащих в основе русского речевого этикета;

        различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.

  1. класс

Личностные:

  • учащихся будут сформированы:

         -ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем

           возрасту);

               - осознание роли речи в общении людей;

  -понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной  

   звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;

- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

- интерес к изучению языка.

- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;

- воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

- развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;

- формирование духовных и эстетических потребностей.

Регулятивные УУД:

Обучающиеся научатся:

- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того,

  что еще неизвестно.

-  составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

 -  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

- учиться работать по предложенному учителем плану.

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

 - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

Обучающиеся научатся:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие текст;.

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- вычитывать все виды текстовой информации: по факту, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения.

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

Обучающиеся научатся:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,  уточнять непонятное);

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- владеть ( в соответствии с возрастными особенностями) монологической и диалогической формами речи.

- уметь донести свою позицию до собеседника;

- уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

              - уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

- учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между

   участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные

   роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

Обучающиеся будут знать:

- антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: сравнения, олицетворение, эпитеты;

- типы текстов: повествование, описание

Обучающиеся научатся:

- распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

- использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;

- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

- осознавать смыслоразличительную роль ударения;

- различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

- владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

- использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

- владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

- анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты.

- определять прямое и переносное значение слова;

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.

- восстанавливать деформированный текст;

- устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении;

- составлять планы различных видов.

              - распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта, понимать значение устаревших слов по указанной

                тематике;

Предметные результаты:

Обучающиеся будут знать:

- многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омоформы, омофоны ;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, пословицы, загадки,  олицетворение, фразеологизмы ,  

  эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный (художественный, научный), газетно-публицистический;

- основные элементы композиции текста.

              - типы текстов: рассуждение, повествование, описание;

- структуру текста рассуждения.

уметь:

- распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

- использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;

- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

- определять тему текста и основную мысль;

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- многозначные слова, фразеологизмы в тексте;

- определять грамматические значения заимствованных слов;

- строить словообразовательные цепочки.

              - уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

- выразительно читать небольшой текст по образцу;

- определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

 - вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие слова.

Содержание учебного предмета.

Первый год обучения (33 ч)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 часов)

Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.

Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок».  

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.).  2) Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха,  сарафан, лапти и т.д.)  

Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).

Проектное задание: «Словарь в картинках».

Раздел 2. Язык в действии (10 часов)

Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).

Смыслоразличительная роль ударения.

Звукопись в стихотворном художественном тексте.

Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).

Раздел 3. Секреты речи и текста (9 часов)

        Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи.  Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).

Резерв учебного времени – 2 ч.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

1.

Русский язык: прошлое и настоящее

12

2.

Язык в действии

10

3.

Секреты речи и текста

9

4.

Резерв учебного времени

2

Второй год обучения (17 ч)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (8 часов)

Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).

Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).  

Проектное задание: «Почему это так называется?».

Раздел 2. Язык в действии (5 часов)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.

Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов  и сказок, в которых есть слова с необычным произношением  и  ударением».

Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.

Совершенствование орфографических навыков.  

Раздел 3. Секреты речи и текста (4 часа)

Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).

Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.

Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).

Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.

Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

1.

Русский язык: прошлое и настоящее

8 часов

2.

Язык в действии

5 часов

3.

Секреты речи и текста

4 часа

Третий год обучения (17 ч)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (7 часов)

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений  между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).

Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).

Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.  

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).

Раздел 2. Язык в действии (6 часов)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка  (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).

Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне).  Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).

Совершенствование навыков орфографического оформления текста.

Раздел 3. Секреты речи и текста (4 часа)

Особенности устного выступления.

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.).

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

1.

Русский язык: прошлое и настоящее

7 часов

2.

Язык в действии

6 часов

3.

Секреты речи и текста

4 часа

Четвёртый год обучения (17 ч)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (8 часов)

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.

Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.  

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».

Раздел 2. Язык в действии (3 часа)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.  

Раздел 3. Секреты речи и текста (6 часов)

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

Информативная функция заголовков. Типы заголовков.  

Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.  

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в  процессе редактирования текста.  

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

1.

Русский язык: прошлое и настоящее

8 часов

2.

Язык в действии

3 часа

3.

Секреты речи и текста

6 часов

Календарно-тематическое планирование по русскому родному языку в 1 классе

№ урока

Тема урока

Количество часов

Примечание

СЕКРЕТЫ РЕЧИ И ТЕКСТА – 8 ч.

1

Как люди общаются друг с другом.

1

2

Как люди общаются друг с другом. Обобщение.

1

3

Вежливые слова

1

4

Вежливые слова. Обобщение

1

5

Как люди приветствуют друг друга

1

6

Зачем людям имена

1

7

Спрашиваем и отвечаем

1

8

Спрашиваем и отвечаем. Обобщение

1

РУССКИЙ ЯЗЫК: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ – 12 ч.

9

Как писали в старину

1

10

Как писали в старину. Обобщение

1

11

Как писали в старину. Обобщение пройденного.

1

12

Как писали в старину. Закрепление

1

13

Дом в старину: что как называлось

1

14

Дом в старину: что как называлось. Обобщение

1

15

Дом в старину: что как называлось. Обобщение пройденного

1

16

Дом в старину: что как называлось. Закрепление

1

17

Во что одевались в старину

1

18

Во что одевались в старину. Обобщение

1

19

Во что одевались в старину. Обобщение пройденного.

1

20

Во что одевались в старину. Закрепление.

1

ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ – 10 ч.

21

Выделяем голосом важные слова.

1

22

Выделяем голосом важные слова. Обобщение.

1

23

Выделяем голосом важные слова. Закрепление.

1

24

Как можно играть звуками.

1

25

Где поставить ударение

1

26

Где поставить ударение. Обобщение

1

27

Где поставить ударение. Обобщение пройденного.

1

28

Где поставить ударение. Закрепление

1

29

Как сочетаются слова

1

30

Как сочетаются слова. Обобщение

1

СЕКРЕТЫ РЕЧИ И ТЕКСТА – 1 ч.

31

Сравниваем тексты.

1

32

Резервный урок

1

33

Резервный урок

1

Календарно - тематическое планирование по русскому родному языку во 2 классе

№ урока

Тема урока

Количество часов

Примечание

РУССКИЙ ЯЗЫК: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ –8 ч.

1

Игры, забавы, игрушки в прошлом

1

2

Предметы традиционного русского быта

1

3

Одежда детей в прошлом

1

4

Пословицы, поговорки, фразеологизмы

1

5

Русские пословицы и поговорки и пословицы и поговорки других народов

1

6

Фразеологизмы в разных языках

1

7

Проектное задание: «Почему это так называется?».

1

8

Проектное задание: «Почему это так называется?».

1

ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ – 5 ч.

9

Как правильно произносить слова

1

10

Смыслоразличительная роль ударения.

1

11

 Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте

1

12

Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов  и сказок, в которых есть слова с необычным произношением  и  ударением».

1

13

Толкование значения слов

1

СЕКРЕТЫ РЕЧИ И ТЕКСТА – 4 ч.

14

Приемы общения

1

15

Особенности русского речевого этикета.

1

16

Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи.

1

17

Связь предложений в тексте.

1

Календарно - тематическое планирование по русскому родному языку в 3 классе

№ урока

Тема урока

Количество часов

Примечание

РУССКИЙ ЯЗЫК: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ – 7 ч.

1

 Особенности мировосприятия и отношений  между людьми

1

2

Слова, называющие природные явления и растения

1

3

Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры

1

4

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения

1

5

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий

1

6

Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»

1

7

Проектные задания: «История моего имени и фамилии»

1

ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ – 6 ч.

8

Правильное произношение слов

1

9

Суффиксы в русском языке

1

10

Грамматические категории русского языка

1

11

Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных.

1

12

Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных.

1

13

  Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа

1

СЕКРЕТЫ РЕЧИ И ТЕКСТА – 4 ч.

14

Особенности устного выступления.

1

15

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.

1

16

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).

1

17

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.).

1

Календарно- тематическое планирование по русскому родному языку в 4 классе

№ урока

Тема урока

Количество часов

Примечание

РУССКИЙ ЯЗЫК: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ –8 ч.

1

Слова, связанные с качествами и чувствами людей

1

2

Слова, называющие родственные отношения

1

3

Пословицы, поговорки и фразеологизмы

1

4

Русские традиционные эпитеты

1

5

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира.

1

6

Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке»

1

7

Проектные задания: «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»

1

8

Проектные задания: «Русские слова в языках других народов».

1

ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ – 3 ч.

9

Как правильно произносить слова .

1

10

Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне).

1

11

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).

1

СЕКРЕТЫ РЕЧИ И ТЕКСТА – 6 ч.

12

Диалог

1

13

Заголовок текста

1

14

План текста

1

15

Текст.

1

16

Текст. Редактирование текста

1

17

Текст. Редактирование текста

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету Русский родной язык для 2 класса

Рабочая программа по предмету Русский родной язык для 2 класса. Школа России....

Рабочая программа по предмету Русский родной язык 1-4 классы

В учебные планы образовательных организаций, реализующих ФГОС НОО, введены  предметы «Родной язык» и  «Литературное чтение на родном языке».  Предлагаю примерную...

Рабочая программа по предмету «Русский родной язык» для 2 класса

Рабочая программа по предмету «Русский родной язык» 2 кл Рабочая программа предмета «Русский родной язык» составлена на основе Федерального го¬сударственного стандарта начального общего образ...

Рабочая программа по предмету « русский родной язык» 4 б,в класс (класс) 34 часа

Рабочая программапо  предмету « русский родной язык»  4 б,в  класс(класс)34 часа...

Рабочая программа по предмету «Русский родной язык» для обучающихся 3 класса на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:

Рабочая программа по предмету «Русский родной язык» для обучающихся 3 класса   на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:Федеральный З...

Рабочая программа по предмету "Русский родной язык". 1 класс (учебник О.М.Александровой)

Рабочая программа по предмету "Русский родной язык". 1 класс (учебник О.М.Александровой)...