Однокоренные слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Урок объяснения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaharova_a.v.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе.

Тема: «Однокоренные слова».

    Программа: Т.Г.Рамзаевой "Русский язык". 1-4 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений". - Москва: Вентана-Граф, 2014 г. и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Учебник: Т.Г.Рамзаева «Русский язык» 2 класс. В 2 ч. – М.: Дрофа, 2015 г.

 Цель: Создать условия для формирования знаний об однокоренных словах.

 Задачи урока:

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  • Познакомить со способом подбора однокоренных слов; находить и выделять  корень в словах.
  • Формировать умение подбирать однокоренные слова; находить однокоренные слова в предложениях.
  • Развивать орфографическую зоркость.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  • Развивать умение формулировать цели своей деятельности;
  • Развивать умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
  • Развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности;
  • Развивать мышление, внимание через такие мыслительные операции, как анализ и синтез;
  • Развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать.  

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  • Воспитывать аккуратность;
  • Воспитывать чуткое отношение к птицам.

2.

Оборудование урока: таблицы с однокоренными словами

План урока с хронометражем:

  1. Оргмомент. Настрой на работу  (5 минут)
  2. Мотивация (3минуты)
  3.  Актуализация знаний  (6 минут)
  4. Постановка проблемы ( 3 минуты)
  5. Формулирование темы урока (2 минуты)

6. Закрепление и обобщение изученного материала (6 минут)

     7. Физкультминутка(2 минуты)

     8. Самостоятельная работа. Работа в парах (исследование групп слов) (8 минут)

     9. Дифференцированная работа (6 минут)

    10. Рефлексия (2минуты)

    11. Домашнее задание (2 минуты) 

Ход урока.

Этап урока  

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Теоретическое обоснование

  1. Оргмомент. Настрой на работу.

Всё начинается со школьного звонка

Дорога к звёздам, тайны океана

Всё это будет поздно или рано

Всё это будет впереди ребята, а пока…

В нашем классе стало тихо

Прозвенел звонок, начинается урок.

  1. Мотивация.

- Ребята, я знаю, что вы умные дети. Скоро вы сами поймёте, как многое умеете, если будите постоянно работать над собой, ставить цели и стремиться к их достижению.

  1. Актуализация знаний.

а) Работа с пословицей.

- Посмотрите на запись. Что это такое? Какую работу надо выполнить?

( Умение и труд рядом живу).

Это пословица будет эпиграфом урока.

б) Подведение к теме урока.

Ответить  на вопрос, одним словом. Записать слова в тетрадь.

1. Человек, слепленный из комков снега.

2. Мелкий снег.

3. Внучка деда Мороза.

4. Атмосферные осадки – белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда.

5. Тонкий слой ледяных кристалликов на ветвях деревьев.

6. Небольшая певчая птичка с красной грудкой. Самопроверка по эталону.

- Какое можно выполнить задание с этими  словами?

Запись пословицы в тетрадь. Взаимопроверка.

Ребята подчеркивают  опасные места, выделяют корень. Взаимопроверка

  1. Постановка проблемы.

-Сравните, чем сходны между собой слова и есть ли отличие?

- Почему и где  у вас возникло затруднение? Почему?

Работа со словами: ледовый, ледокол, ледник, леди, заледенеть.

-У всех слов корень, одинаковый по написанию и звучанию.

-Затруднение в том, что смысловое значение разное.

  1. Формулирование темы урока.

На доске записаны слова (работа проводится на интерактивной доске):

         гора                     хорошо

         горный                хороший

         гористая              прекрасный

         горе                     хорошенький

- Найдите лишнее слово

- Давайте сравним слова в первом столбике.

- Рассмотрим слова, записанные во втором столбике.

Тема нашего урока: «Родственные (однокоренные) слова»

-Здесь лишним будет слово горе, так  как оно не связано с горами. Значение у этого слова другое, отличное от остальных.  А общая часть (корень) одинаковая у всех слов.)

-Значение у всех слов одинаковое, а общая часть в одном из слов отличается от остальных.  Следовательно слово прекрасный будет лишним.)

  1. Закрепление и обобщение изученного материала.

а) Составление ттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттт ттт

  1. Физкультминутка.

  1. Самостоятельная работа. Работа в парах  (исследование группы слов).

  1. Дифференцированная работа.

  1.  Рефлексия.

  1.  Домашнее задание.

  1. Оргмомент. Настрой на работу.

Всё начинается со школьного звонка

Дорога к звёздам, тайны океана

Всё это будет поздно или рано

Всё это будет впереди ребята, а пока…

В нашем классе стало тихо

Прозвенел звонок, начинается урок.

  1. Мотивация.

- Ребята, я знаю, что вы умные дети. Скоро вы сами поймёте, как многое умеете, если будите постоянно работать над собой, ставить цели и стремиться к их достижению.

    3.  Актуализация знаний.

а) Работа с пословицей.

- Посмотрите на запись. Что это такое? Какую работу надо выполнить?

( Умение и труд рядом живу).

Это пословица будет эпиграфом урока.

Запись пословицы в тетрадь. Взаимопроверка.

б) Подведение к теме урока.

Ответить  на вопрос, одним словом. Записать слова в тетрадь.

1. Человек, слепленный из комков снега.

2. Мелкий снег.

3. Внучка деда Мороза.

4. Атмосферные осадки – белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда.

5. Тонкий слой ледяных кристалликов на ветвях деревьев.

6. Небольшая певчая птичка с красной грудкой. Самопроверка по эталону.

- Какое можно выполнить задание с этими  словами?

(подчеркнём опасные места, выделим корень). Взаимопроверка.

4.

4. Постановка проблемы.

- Почему и где  у вас возникло затруднение? Почему?

Работа со словами: ледовый, ледокол, ледник, леди, заледенеть.

- Какое слово получилось по вертикали? (слайд)

- Почему у нас получилось именно это слово?

5.Формулирование темы урока.

- Какова же тема нашего урока?

Появляется на доске слайд, учащиеся читают слово корень.

Задайте  вопросы по этой теме.

( - Что такое корень слова? Как его находить? Как его выделять (значок)? Какова его роль в слове? Как пишутся корни? Для чего нужно находить корень?)

Работа со слайдом (чтение вопросов урока)

- А что мы знаем об этом слове? (многозначное) – А как вы это понимаете?

6. Закрепление и обобщение изученного материала.

а) Беседа о  зиме. (Слайд)  

б)  Работа с деформированным  тестом. (Слайд)

   - А сейчас я хочу показать вам письмо, которое приготовил для вас Снеговик, но оно всё запутано. – Что надо сделать? – А для чего?

       2. « Начинается новый трудовой день. 4. Ты идёшь в школу. 3. Твой главный труд - учёба. 1. Помни: никакие трудности не страшны, если научишься хорошо работать, трудиться.    

5.

                                                                          

- Какова тема текста? – Какова главная мысль текста?

- Какая цель этого задания, которое приготовил Снеговик? (найти и выписать однокоренные слова, выделить корень)

Дописать ещё к этой группе слова. (Трудяга, трудная, трудоёмкая)

Самостоятельная работа. Взаимопроверка.

7. Физкультминутка.

8. Самостоятельная работа. Работа в парах (исследование групп слов)

Задание: вставить пропущенные буквы, убрать лишнее слово.

Учащиеся получают слова и исследуют группы слов по алгоритму.

I группа – лес, лесок, лесной, лесник. леска.

II группа – корм, корка, кормушка, кормить. 

III группа – домашний, дом, домино, домик.

IV группа – вода, водитель, водичка, водяной

- Теперь попрошу представителя от каждой пары представить результаты исследования.

Оценивание.

9. Дифференцированная работа.

Помощь птицам.

Наступила зима. Трудно приходится птицам. Зимой для них мало корма.

 Им голодно и холодно. Особенно  страшен птицам голод.

Поэтому птиц зимой нужно кормить. Ребята делают кормушки.

Каждый день они приносят птичкам корм.

6.

Зелёный: Прочитай текст. Выпиши из текста однокоренные слова, определи части речи.

Синий: Выпиши однокоренные слова с корнем -зим-, добавить свои слова. Определи части речи. Составь и запиши предложение с любым из слов.

Красный: Составь и запиши текст из 3-4 предложений о птицах зимой.

- Проверка.

1. Какие однокоренные слова нашли?

2. Какие однокоренные слова подобрали? Посмотрите, какие ещё можно было подобрать слова?

3. Послушаем тексты ребят.

- А вы как помогаете птицам зимой?

10. Рефлексия.

Кому урок показался интересным?

Кто из ребят был самым активным?

Что вам было легко делать?

Где встретились трудности?

Как поработал ты? – А как твои одноклассники?

11. Домашнее задание.

7.

        

Фрагмент календарно-тематического планирования учителя по изучаемой теме:

название раздела (крупной темы), конкретная тема урока, № урока по теме (каким по счету является данный урок в изучении раздела или крупной темы), характеристика деятельности учащихся.

п/п

Содержание

( тема )

Тип урока.

Кол-во

часов

Планируемые результаты (предметные)

Элементы содержания

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

РОДСТВЕННЫЕ (ОДНОКОРЕННЫЕ) СЛОВА (9ч)

122.

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах.

Урок

 введения новых знаний

1 час

Ознакомление с признаками родственных слов. Работа над развитием умения сравнивать слова

Осознание роли языка и речи в жизни человека.

Распознавать текст – рассуждение  и выделять его характерные признаки.

Строить сообщения в устной и письменной форме.

Анализировать, делать выводы, сравнивать.

8.

Самоанализ урока.

№ п\п

Порядковый № в схеме,

Параметр оценки

Балл (3,2,1)

Самооценка

учителя

Оценка преподавателя НИРО

1

1

Сложность  содержания, его соответствие возможностям учащихся

2

2

2

Реализация компетентностного подхода

2

3

3

Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность

2

4

4

Развивающая направленность заданий

2

5

6

Логика построения урока

3

6

7.

Формы учебной  работы, их разнообразие и оптимальность выбора

2

7

8

Методы обучения и методические приемы, целесообразность их выбора

2

8

9

Характер используемой наглядности

2

9

10

Целесообразность и функциональность используемых средств обучения

2

10

12

Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей

2

11

13

Формирование мотивационного компонента учебной деятельности

3

12

14

Постановка учебных задач. Организация целеполагания

3

13

15

Формирование познавательных УУД

2

14

16

Формирование регулятивных УУД

2

15

17

Формирование коммуникативных УУД

2

                                              Всего баллов

33

№ п/п

Структурные части проекта и параметры их оценки

Балл (3,2,1)

Самооценка

учителя

Оценка преподавателя НИРО

1

Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачетной работы

2

2

Качество диагностического блока проекта

2

3

Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока

2

4

Соблюдение требований к плану урока

2

5

Качество теоретического обоснования

2

6

Адекватность самоанализа урока (объективность выставления учителем баллов за свой конспект)

2

9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме "Закрепление знаний об однокоренных словах и единообразном написании корня в однокоренных словах»

Данный урок представлен в игровой технологии в форме игры "Счастливый случай" по учебнику А. В. Поляковой....

Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов.

Тема урока: «Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов»Тип урока: объяснение нового материалаЗадачи урока: уточнить представление о признаках родственных  слов, формиро...

Урок русского языка в 3а классе. Тема: Однокоренные слова. Признаки однокоренных слов.

Цель:  Научить распознавать однокоренные слова и выделять корень и уточнить представление о признаках родственных слов.Задачи: 1. Развивать навык работы  с алгоритмом нахождения однокоренных...

Проект урока по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов

Проект урока·        Учебный предмет русский язык·        УМК «Школа России», учебник «Русский язык» 3класс Москва. Просвещение 20...

Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе. УМК "Школа России"...

Конспект урока по рускому языку, 3 класс, Школа России, "Однокоренные слова, обобщение, уточнение, представление об однокоренных (родственных) словах, о корне слова."

Конспект урока по рускому языку, 3 класс, Школа России, "Однокоренные слова, обобщение, уточнение, представление об однокоренных (родственных) словах, о корне слова."...

Русский язык 3 кл. УМК "Школа России" "Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных словах, о корне слова"

Цели деятельности учителя:способствовать закреплению представлений об однокоренных словах; развивать умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать.Планируемые результа...