Непроизносимые согласные
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Доля Ольга Ивановна

Урок русского языка "Непроизносимые согласные в корне слова" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neproiznosimye_sogl.doc48 КБ
Файл neproiznosimye_soglasnye_v_korne.pptx2.77 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова

 

 

Обучающие цели:        

- повторить безударные гласные в корне слова;

- повторить парные согласные в корне слова;

- упражняться в написании слов с непроизносимыми согласными в корне;

- обучать  работе в группе

Развивающие цели:        

Моделирование способа проверки непроизносимой согласной в корне слова. Развивать умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы; умения использовать словарный запас и устойчивые выражения для достижения поставленной цели (первый уровень коммуникативной компетентности); орфографическую зоркость, внимание, память, логическое мышление.

Воспитывать настойчивость, упорство, дисциплинированность, интерес к предмету, уважение к родному языку, традициям русского народа.

Личностные: проявляет учебно-познавательный интерес  к новому учебному материалу и  способам решения новой задачи.

Предметные: проверяет слова с непроизносимыми согласными; подбирает родственные слова; делит слова  на группы по видам орфограмм; умеет пользоваться орфографическим и этимологическим словарями;

Регулятивные: определяет, формулирует  учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства; умеет организовывать своё рабочее место и работу.

Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной и письменной речи; обосновывает высказанное суждение; умеет задавать уточняющие вопросы

1. Оргмомент.

- Слово «здравствуй» лучшее из слов…
-Кто согласен сыграет со мной в игру!


Игра «Давайте поздороваемся»
(Дети хаотично двигаются по классу и по команде учителя (хлопок в ладоши) здороваются со всеми, кто встречается на пути) здороваться надо определенным способом:
- 1 хлопок – здороваемся за руки;
- 2 хлопка – здороваемся плечиками
- 3 хлопка – здороваемся спинками.
Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры, только улыбаться.

С праздником вас, ребята!               СЛАЙД 1

-А кто знает,  с каким праздником я вас поздравляю?

-Правильно, с Масленицей.                 СЛАЙД 2

   -Как празднуют этот праздник?

    Со времён старинных, давних...

 

Со времён старинных, давних
Праздник Солнца к нам спешит.
ПОНЕДЕЛЬНИК – день 
для встречи,
В гости все к друзьям идут.
А во ВТОРНИК – песни, пляски.
Заигрышем день зовут.
В СРЕДУ – стол от угощений
Ломится: ешь, пей, казак!
А в ЧЕТВЕРГ – день примирений...
"
Тёщин день" – зовётся так.
В ПЯТНИЦУ идут 
гулянья,
Пир на улицах идёт.
День СУББОТНИЙ величаво
Посиделками зовут.
ВОСКРЕСЕНЬЕ – день 
прощанья,
Проводы седой зимы.
Сейчас мы запишем в тетради число, классная работа и, раз уж на дворе праздник, поиграем!

 

2.Ситуация успеха.

Запись отгадок:

Для любимой бабушки
Испеку оладушки.
Так румяны и вкусны
Эти пышные ...
(Блины.)                                                              СЛАЙД 3,4

Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз.)                                                                                              СЛАЙД 5,6

***

Что вверх корнем растёт? (Сосулька.)                                               СЛАЙД 7,8  

Сосулька Толковый словарь Ушакова

сосульки, ж. 1. Обледеневшая при стоке жидкость в виде заостренного книзу стержня. Сосульки на крышах. Борода в сосульках. 2. То, что можно сосать, соска (обл.). Хлебная сосулька. 3. перен. О ничтожном или слабом, хилом человеке (презрит.). Сосульку, тряпку принял за важного человека! Гоголь.

***

Тётушка крутая, Белая да седая, В мешке стужу везёт, На землю холод трясёт. Сугробы наметает, Ковром землю устилает. (Зима.)                                                                                      СЛАЙД 9,10

***

Заря-заряница, Красная девица, Травку выпускает, Росу расстилает. Едет стороной, С сохой, бороной, С ключевою водой. (Весна.)                                                                                        СЛАЙД 11,12

***

Доброе, хорошее На людей глядит, А людям на себя Глядеть не велит. (Солнце.)           СЛАЙД 13

3. Ситуация затруднения.

          Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

       Но пишутся в тетрадке.

4. Групповая работа. Решение проблемы.

- Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Я раздам каждой группе по одному слову с пропущенной орфограммой. Ваша задача – подобрать проверочное. Слова будут связаны с масленицей: солнце, радостный, праздник, здравствуй.

- Какое затруднение возникло при написании этих слов?

 

- В этих словах звуки «пропадают», когда мы их произносим. Такие звуки  в русском языке называются непроизносимыми.

-Какие звуки пропадали?

 

 - Почему непроизносимый согласный стал слышаться четко?

- Сформулируйте в группах правило правописания непроизносимого согласного в корне слова.

 (Публичное выступление)

- Запишите в тетрадь:

Солнце,  радостный, праздник, здравствуй.

Работа с правилом учебника.

5.Чистописание.

  • Запишите, продолжив закономерность. (1 мин.)

Лдтв Дтвл Твлд Влдт

6. Физминутка:                                                                         СЛАЙД 14,15
Почта 

Игра начинается с переклички водящего с игроками: 
- Динь, динь, динь! 
- Кто там? 
- Почта! 
- Откуда? 
- Из города … 
- А что в городе делают? 

Под музыку дети жестами демонстрируют чем люди занимаются в праздник.

7.Работа с учебником.

8.Закрепление изученного.(правописание слов с сочетанием –сн-)

  • А сейчас посмотрим, как вы умеете применять правило.

На доске открывается запись:

  • Запишите слова. Подчеркните сочетание –сн-.
  • Запомните:

Не чудесно, не прекрасно,                      СЛАЙД 16

А ужасно и опасно

Букву Т писать напрасно

В словах «вкусный», «интересный».

9.Письмо по памяти. «Кто больше!» Групповая работа:

        Вкусный, гласный, интересный.

                        Безопасный и небесный,

                        И чудесный, и прекрасный,

                        И ужасный. И напрасный –

                        Этих слов не забывайте,

                        Букву Т в них не вставляйте!

  • А сейчас проверим вашу память.
  • Прочитайте стихотворение о правописании слов с сочетанием –сн-

                

-Выберите и запишите определения нашему уроку.

10.Рефлексия.

 Используется метод незаконченного предложения.

  • Я научился…
  • Я хотел бы больше…
  • Оказывается, что…

Слайд 17.

-Спасибо за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

С праздником Масленицы!

Слайд 2

бл . ны и

Слайд 3

моро . з

Слайд 4

с . сулька о

Слайд 5

з . ма и

Слайд 6

в . сна е

Слайд 7

со . нце л

Слайд 10

Вкусный, гласный, интересный, Безопасный и небесный, И чудесный, и прекрасный, И ужасный. И напрасный – Этих слов не забывайте, Букву Т в них не вставляйте!

Слайд 11

С праздником Масленицы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Тема Упражнение в правописании слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными, непроизносимыми согласными 3 класс

На уроке  систематизируюся  знания по теме «Орфограммы корня», закрепляется  умение выполнять алгоритм  действий по решению орфографических задач; развивается орфографическая...

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема: Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержате...

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова". 3 класс

Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.Тип урока: обобщение знаний....

Проверочная работа по русскому языку 2 класс "Безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная в корне слова"

Проверочная работа по русскому языку 2 класс "Безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная в корне слова"...

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова Логинова Мари

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема:Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными...