Конспект по русскому языку в 1 классе по теме "Жи-Ши"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Конспект по русскому языку в 1 классе с заданиями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zhi-shi_otkr._russk._1_v.docx | 32.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
1 класс
Программа «Начальная школа XXI века»
Тема: «Речевая ситуация:
обсуждение поступков.
Правописание сочетаний жи-, ши-»
Учитель: Кудрявцева Т.Л
Тема: Речевая ситуация: обсуждение поступков. Правописание сочетаний жи-, ши- (С. 63-66 Т. с. 68)
Цели деятельности педагога: создать условия для овладения диалогической формой речи, нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; научить применять правила правописания обозначения гласных после шипящих (жи-, ши-), письму предложений с соблюдением гигиенических норм.
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
знают твёрдые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки, слово и предложение, кратко характеризуют условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных, решают учебные и практические задачи –используют нормы речевого этикета, списывают тексты, ставят точку в конце предложения; получат возможность научиться участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Коммуникативные УУД: используют речь для регуляции своего действия, оперируют диалогической формой речи, соблюдают грамматические нормы произношения. Познавательные УУД: общеучебные – моделируют на основе приведенного текста монологические высказывания о собственных поступках; овладевают нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; применяют правила правописания сочетаний жи-, ши-; логические – формулируют простые выводы о характере героя, его поступках (с опорой на текст); осуществляют анализ речевых формул извинения в соотношении с приведёнными ситуациями общения. Регулятивные УУД: умеют принимать и сохранять учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Личностные УУД: адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с приложенными усилиями, трудолюбием; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда. | |
Формы работы | Фронтальная, в парах, индивидуальная. | |
Ресурсы | Рабочая тетрадь №1, мультимедийная установка, оформленная доска, карточки для индивидуальной работы и работы в парах. |
Ход урока:
I. Организационный момент. Приветствие, доброжелательный настрой школьников. II. Актуализация знаний (шипящие согласные). - Прочитайте звуки: [ж], [ш], [л], [щ'], [ч'] - назовите лишний (лишний [л] - сонорный) - что общего у остальных звуков (это согл. звуки, шипящие) - разделите шипящие на две группы. - чем они отличаются ( [ж], [ш] - непарные твёрдые, [щ'], [ч'] - непарные мягкие). - К нам на урок пришёл гость. - Из какой сказки? (Валерия Шульжика "Приключения Фунтика") - Кто главные герои сказки? (дядюшка Мокус, обезьянка Бамбино)- Об увлекательных приключениях поросёнка Фунтика и его друзей вы можете узнать из серии книг: Неуловимый Фунтик. Фунтик почти попался. Фунтик и старушка с усами. Фунтик в цирке. - Наш герой предлагает собрать пословицу - дана Ж. знь дела на добрые - Подумал Фунтик и записал слово жизнь так - Жызнь. - Согласны или нет? ІІІ. Сообщение темы и цели урока. - Догадались, какая тема урока? - "Правописание сочетаний жи-ши" - Поставьте перед собой цель, чему будем учиться? - Научимся правильно писать сочетания жи-ши . ІV. Работа над правилом. - Скажите, какие гласные можно писать после букв ж и ш? - Составьте сочетания. - Сделайте вывод, какие гласные будем писать в сочетаниях: жи-ши - Повторите правило. Давайте исправим ошибку Фунтика. Запишите пословицу на листе. Подчеркните орфограмму. V. Работа по теме урока. 1. - Как вы понимаете значение пословицы. - Что такое доброта? Обратимся к словарю С. И. Ожегова. Дежурные по словарю (вторая парта). Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Послушайте, как Фунтик поёт о доброте. (Покачиваемся в такт.) - Вы обратили внимание на строки, в которых сказано, что доброта идёт от сердца к сердцу. Прочитайте пословицу: «Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать». 2. Работа над словарным словом - язык. Язык - слово словарное. Делим на слоги, ставим ударение. Назовите 1 слог, 2- слог. Запишите с новой строки. Сейчас работа в парах. - Возьмите жёлтую карточку и карандаш. Послушайте задание. В левом столбике даны "крылатые выражения", а в правом - их значения. Только они перепутались. Соедините крылатое выражение и его значение. - Проверим. Когда так говорят? 2. Упражнение 1 в учебнике с. 63. Учитель читает стихотворение А. Барто – Как зовут героя этого стихотворения? Можем сказать, что мальчик не плохой? Почему? 2. Речевое общение. Работа над высказываниями. - Посоветуйте Вовке, как ему лучше попросить прощения. В учебнике на стр. 65 прочитаем, как еще можно попросить прощения. (Читает 1 ученик) - Прочитайте слова. Поставьте вопрос. ("Что делаю?") Что общего в словах? (часть - сь) Часть слова -сь - обозначает - себя. - Почему нельзя попросить прощения так - "я извиняюсь"? (значит - "я извиняю себя") - А как нужно сказать? "Извините меня" (вместе повторить) Прочитайте выделенное слово (решил), поставьте вопрос. Какое правило нужно помнить, чтобы не допустить ошибку? VI. Физминутка. Игра "Больше - меньше" Если "жи" - больше, если "ши" - меньше. Сторожит, шуршит, ворошит, жужжит, кружит. Что общего у этих слов? (Отвечают на вопрос - что делает?) VII. Продолжение работы по теме урока. 3. Работа над упражнением 5 стр. 66. Послушайте задание. Прочитайте отрывок из стихотворения Елены Благининой и Владимира Суслова. 1 вар. - найдите первую строчку в стихотворении Е. Благининой. Запишите на лист. 2 вар. найдите первую стр. в стихотворении В. Суслова. Запишите на лист. Проверим. В каких словах встретили жи-ши, как написали. Найдите в упражнении слова, которые отвечают на вопрос - что делала? - (шила), найдите слова, которые отвечают на вопрос - что делает? - (бежит, дрожит). Запишите. Подчеркните сочетания жи-ши. − Прочитайте пары словосочетаний: ручей бежит – котёнок бежит; ручей дрожит – котёнок дрожит. − В каких случаях прямое значение, а в каких – переносное? VІІI. Закрепление. Задание по - выбору. - Задание по выбору. Прочитайте задание и выполните его на карточке. 1. Вставьте пропущенные в словах буквы. Выделите жи-ши. Подчеркните лишнее слово. Ш ... шки, снеж ... нки, луж ..., кувш ... н, подш ... л. 2. Подберите подходящее по смыслу слово из слов для справок. Подчеркните жи-ши. Летучие..., колючие.., густые .... Слова для справок: камыш, ёж, мышь. 3. Замените выделенные слова близким по значению словом с сочетанием жи-ши. Выделите орфограмму. просторные улицы - _____________________ ароматный чай - _________________________ мохнатые ели - __________________________ | 1 слайд - ТИТ Д. 2 слайд (иллюстрации из сказки) Картинка на доску (Фунтик) И слово - Жызнь на Д. На доске открыть тему и, и, ы, ы. выбор. жи ши. 3 слайд- правило жи-ши Д. - Жизнь 4 слайд- определение доброты из словаря 5 слайд- мультфильм 6 слайд- Доброта. Словарное слово - язык. Работа в парах. 7 слайд - Когда так говорят (о языке) 8 слайд - Высказывания. Прощение. 9 слайд - Высказывание - "извиняюсь" На доске. Вопросы и выполнение 10 слайд Прямое - переносное значение: котенок бежит - ручей бежит. 11,12,13,14 слайд. На экране проверка (Задание по выбору). |
IX. Итог урока. Рефлексия. - Итак, какова была тема урока? Чему учились? Продолжите высказывания: У меня получилось... Мне было сложно... - Оцените свои успехи. Покажите, где находитесь на шкале знаний. - Мы расстаемся с нашим добрым героем. Фунтик будет ждать вас на страницах книг Валерия Шульжика. - Спасибо за урок , ребята. | 15 слайд "Рефлексия" 16 слайд заключительный. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 3 класс(школа России)
На уроке использовалась групповая работа. Урок построен в технологии деятельностного подхода. На этапе закрепления проведено интересное творческое задание....
Конспект урока русского языка 3 класс
Урок-смотр знаний по теме "Упражнение в правописании слов с безударными гласными и парными согласными в корне". Тип урока:обобщение и систематизация знаний.организация работы в группах. ...
конспект урока русского языка 4 класс УМК "Школа России"
Конспект урока русского языка 4 класс по учебнику Рамзаевой "Русский язык" УМК "Школа России" по теме "Закрепление знаний об имени прилагательном"...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»
Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...
Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".
Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...