Конспект по русскому языку в 1 классе по теме "Жи-Ши"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Кудрявцева Татьяна Леонидовна

Конспект по русскому языку в 1 классе с заданиями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zhi-shi_otkr._russk._1_v.docx32.18 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

1 класс

Программа «Начальная школа XXI века»

Тема: «Речевая ситуация:

обсуждение поступков.

Правописание сочетаний  жи-, ши-»

Учитель: Кудрявцева Т.Л

   

Тема:  Речевая ситуация: обсуждение поступков. Правописание сочетаний  жи-, ши- (С. 63-66 Т. с. 68)

        Цели деятельности педагога:  создать условия для овладения диалогической формой речи, нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; научить применять правила правописания обозначения гласных после шипящих (жи-, ши-), письму предложений с соблюдением гигиенических норм.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

знают твёрдые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки, слово и предложение, кратко характеризуют условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных, решают учебные и практические задачи –используют нормы речевого этикета, списывают тексты, ставят точку в конце предложения; получат возможность научиться участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Коммуникативные УУД:

используют речь для регуляции своего действия, оперируют диалогической формой речи, соблюдают грамматические нормы произношения.

Познавательные УУД:

общеучебные – моделируют  на основе приведенного текста монологические высказывания о собственных поступках; овладевают нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; применяют  правила правописания сочетаний жи-, ши-; логические – формулируют простые выводы о характере героя, его поступках (с опорой на текст); осуществляют  анализ речевых формул извинения в соотношении с приведёнными ситуациями общения.

Регулятивные УУД:

умеют принимать и сохранять учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Личностные УУД:

адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с приложенными усилиями, трудолюбием; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.

Формы работы

Фронтальная, в парах, индивидуальная.

Ресурсы

Рабочая тетрадь №1, мультимедийная установка, оформленная доска, карточки для индивидуальной работы и работы в парах.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Приветствие, доброжелательный настрой  школьников.

II. Актуализация знаний (шипящие согласные).

- Прочитайте звуки: [ж],  [ш],  [л],  [щ'],   [ч']

- назовите лишний (лишний [л] - сонорный)

- что общего у остальных звуков (это согл. звуки, шипящие)

- разделите шипящие на две группы.

- чем они отличаются

 ( [ж],  [ш] - непарные твёрдые, [щ'], [ч'] - непарные мягкие).

- К нам на урок пришёл гость.

- Из какой сказки? (Валерия Шульжика "Приключения Фунтика")

- Кто главные герои сказки? (дядюшка Мокус, обезьянка Бамбино)

- Об увлекательных  приключениях  поросёнка Фунтика и его друзей  вы можете узнать из серии книг: Неуловимый Фунтик. Фунтик почти попался. Фунтик и старушка с усами. Фунтик в цирке.

- Наш герой предлагает собрать пословицу - дана  Ж. знь  дела  на  добрые

- Подумал Фунтик и записал слово жизнь так -  Жызнь.

- Согласны  или  нет?

ІІІ. Сообщение темы и цели урока.

- Догадались, какая тема урока?

- "Правописание сочетаний  жи-ши"

- Поставьте перед собой цель, чему будем учиться?

- Научимся правильно писать сочетания  жи-ши .

ІV. Работа над  правилом.

- Скажите, какие гласные можно писать после букв ж и ш?

- Составьте сочетания.

- Сделайте вывод,  какие гласные  будем писать в сочетаниях: жи-ши

- Повторите  правило.

Давайте исправим ошибку Фунтика. Запишите пословицу на листе. Подчеркните орфограмму.

V. Работа по теме урока.

1. - Как вы понимаете значение пословицы.

 - Что такое доброта? Обратимся к словарю С. И. Ожегова. Дежурные по словарю (вторая парта). Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. 

Послушайте, как Фунтик поёт о доброте. (Покачиваемся в такт.)

- Вы обратили внимание на строки, в которых сказано, что доброта идёт от сердца к сердцу.

Прочитайте пословицу: «Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать».

2. Работа над словарным словом - язык.

Язык - слово словарное. Делим на слоги, ставим ударение. Назовите 1 слог, 2- слог. Запишите с новой строки.

Сейчас работа в парах.

- Возьмите жёлтую карточку и карандаш. Послушайте задание. В левом столбике даны "крылатые выражения", а в правом - их значения. Только они перепутались. Соедините крылатое выражение и его значение.

- Проверим. Когда так говорят?

2. Упражнение 1 в учебнике с. 63.

Учитель читает стихотворение А. Барто

– Как зовут героя этого стихотворения?  Можем сказать, что мальчик не плохой? Почему?

2. Речевое общение. Работа над высказываниями.

- Посоветуйте Вовке, как ему лучше попросить прощения. В учебнике на стр. 65 прочитаем, как еще можно попросить прощения. (Читает 1 ученик)

- Прочитайте слова. Поставьте вопрос. ("Что делаю?")  Что общего в словах? (часть - сь) Часть слова -сь - обозначает - себя.

- Почему нельзя попросить прощения так - "я извиняюсь"? (значит - "я извиняю себя")

- А как нужно сказать? "Извините меня" (вместе повторить)

Прочитайте выделенное слово (решил), поставьте вопрос. Какое правило нужно помнить, чтобы не допустить ошибку?

VI.  Физминутка.  Игра "Больше - меньше" Если "жи" - больше, если "ши" - меньше.  Сторожит, шуршит, ворошит, жужжит, кружит. Что общего у этих слов? (Отвечают на вопрос - что делает?)

VII. Продолжение работы по теме урока.

3. Работа над  упражнением 5 стр. 66. Послушайте задание.

Прочитайте  отрывок из стихотворения Елены Благининой и  Владимира Суслова. 1 вар. -  найдите  первую строчку в стихотворении  Е. Благининой. Запишите на лист.  2 вар. найдите  первую стр. в стихотворении   В. Суслова. Запишите на лист.  

Проверим.  В каких словах встретили  жи-ши, как написали. Найдите в упражнении слова, которые отвечают на

вопрос -  что делала? - (шила), найдите слова, которые отвечают на вопрос - что делает? - (бежит, дрожит). Запишите.  Подчеркните  сочетания  жи-ши.

 − Прочитайте пары словосочетаний: ручей бежит – котёнок бежит; ручей дрожит – котёнок дрожит.

− В каких случаях прямое значение, а в каких – переносное?

  VІІI. Закрепление. Задание по - выбору.

- Задание по выбору. Прочитайте задание и выполните его на карточке.

1. Вставьте  пропущенные  в  словах  буквы.

Выделите  жи-ши. Подчеркните лишнее слово.

Ш ... шки,      снеж ...  нки,      луж ...,    кувш ...  н,    подш ... л.

2. Подберите подходящее по смыслу слово из слов для справок.

Подчеркните  жи-ши.

Летучие...,  колючие..,  густые ....

 Слова для справок: камыш, ёж, мышь.

3.  Замените выделенные  слова  близким по значению словом  с сочетанием  жи-ши. Выделите орфограмму.

просторные  улицы - _____________________

ароматный чай - _________________________

мохнатые  ели - __________________________

1 слайд - ТИТ

Д.

2 слайд (иллюстрации из сказки)

Картинка на доску (Фунтик)

И слово - Жызнь на Д.

На доске открыть тему

и, и, ы, ы. выбор.

жи   ши.

3 слайд- правило жи-ши

Д. - Жизнь 

4 слайд- определение доброты из словаря

5 слайд- мультфильм

6 слайд- Доброта.

Словарное слово - язык.

Работа в парах.

7 слайд - Когда так говорят (о языке)

8 слайд - Высказывания. Прощение.

9 слайд - Высказывание - "извиняюсь"

На доске.

Вопросы и выполнение

10 слайд

Прямое - переносное значение: котенок бежит - ручей бежит.

11,12,13,14 слайд. На экране проверка  (Задание по выбору). 

IX.  Итог урока. Рефлексия.

-  Итак,  какова была тема урока? Чему учились? Продолжите  высказывания:

У  меня получилось...

Мне было сложно...

- Оцените свои успехи. Покажите, где находитесь на шкале  знаний.

- Мы расстаемся с нашим добрым героем. Фунтик будет ждать  вас на страницах книг  Валерия  Шульжика.

 - Спасибо за урок , ребята.  

15 слайд "Рефлексия"

16 слайд

заключительный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 3 класс(школа России)

На уроке использовалась групповая работа. Урок построен в технологии деятельностного подхода. На этапе закрепления проведено интересное творческое задание....

Конспект урока русского языка 3 класс

Урок-смотр знаний по теме "Упражнение в правописании слов с безударными гласными и парными согласными в корне". Тип урока:обобщение и систематизация знаний.организация работы в группах. ...

конспект урока русского языка 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка 4 класс по учебнику Рамзаевой "Русский язык"  УМК "Школа России"  по теме "Закрепление знаний об имени прилагательном"...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...