Русский язык Программа А.В. Поляковой При проведении контрольных работ на написание диктанта отводится один урок. Проверочные работы выполняются в течение нескольких уроков. Эти работы не обязательно проводить за одну неделю. Вы можете отводить на них от 10 до 15 минут урока в зависимости от уровня сложности заданий и уровня подготовки вашего класса. 1-й класс На восстановление деформированного текста Работа 1 Тут выскочил Егорка на крыльцо. Курочка с цыплятами клевала зернышки. Цыплята прятались под крылья матери. Вдруг полил сильный дождь. Он схватил большую картонную коробку и накрыл семейство. (27 слов) Порядок работы Предложения записываются на доске, каждое с новой строчки. Грамматические задания 1. Из данных предложений составь текст. Запиши его. 2. Раздели для переноса слово Егорка. На систематизацию согласных звуков
Работа 2 1. Мягкие – ... . 2. Шипящие твердые – ... . 3. Звонкие – ... . 4. Парные звонкие – ... . 5*. Непарные звонкие – [...], [...], [...], [...]. 6. Дать 2 примера на парные звуки в конце слова с проверочными словами – ... , ... . 7*. Непарные глухие – [...], [...], [...], [...]. Порядок работы Перечень названий согласных звуков записывается на доске в указанном порядке. Дети списывают с доски и дополняют недостающие слова, записывая их после черточки на месте многоточий. Работа 3 е, ё, и, ю, я, ь Порядок работы Буквы записываются на доске. Грамматические задания 1. Ответь кратко: какую роль выполняют указанные буквы для согласных звуков? 2. В каком случае буквы е, ё, ю, я выполняют эту роль (каково их место в слове)? Запиши один пример. 3*. В чем особенность букв е, ё, ю, я, если они стоят в начале слова? Обозначь особенность каждой буквы в начале слова (сколько звуков они обозначают). На узнавание основы предложения Работа 4 1. Шепчет лесная чаща. 2. Снег выпал только в январе. 3. В лунном сиянии снег серебрится. Порядок работы Предложения записываются на доске. Учитель обращается к детям: «На уроках и из учебника вы узнали части речи (ч. р.): имя существительное (сущ.), имя прилагательное (прил.), глагол (гл.) и вопросы, на которые отвечают эти части речи. Прочитайте предложения». Грамматические задания 1. Выпишите основы предложений (главные члены). Напишите часть речи и вопрос, на который отвечает слово: 2. Подчеркните в основах предложений образные выражения. 3. Какое предложение вызывает у вас наиболее яркую картину природы? Поставьте крестик (+) перед номером предложения. Работа 5 1. Придумайте и запишите свое предложение, в котором употребите одно существительное, один глагол. 2. Подчеркните основу (главные члены предложения). Порядок работы Учитель проходит по рядам, смотрит, какие предложения придумали дети. Ученики, правильно выполнившие задание, зачитывают свои предложения и указывают основу предложения, определяют часть речи и ставят вопрос. Грамматическое задание Какое свое предложение прочитал ученик: повествовательное, вопросительное, восклицательное? На узнавание родственных слов Работа 6 (диктант с последующим орфографическим проговариванием) Много малины растет у нас в саду. Целый малинник. Малиновое варенье вкусное и пахнет солнышком. (15 слов) Грамматические задания 1. Подчеркните родственные слова. 2. Подберите проверочное слово к слову (в) саду. Напишите к нему 2–3 родственных слова. Схема анализа контрольных работ Классификация ошибок | Количество учащихся | Работа 1 Текст составлен с помощью учителя В слове Егорка отделили букву е Работа 2 Не написали названия вторых вариантов согласных звуков Подобрали один пример Не написали проверочные слова Работа 3 Не указали на роль обозначения мягкости согласных звуков Не указали в слове место букв, обозначающих мягкость согласных Не привели пример Работа 4 Выписали не все основы предложений или выписали неправильно Не написали часть речи Не написали вопрос Нашли одно образное выражение Не оценили образность предложения (нет знака +) Работа 5 Не придумали предложение Придумали предложение, не соответствующее заданию Не определили вид предложения Работа 6 Подчеркнули не все родственные слова Подобрали одно родственное слово к слову (в) саду | |
2-й класс На выявление умения разбивать непунктированный текст на предложения Работа 1 Кудрявая березка стоит у реки ветерок шевелит молодые листочки на верхушку дерева сел соловей мы слушаем пение соловья лесная дорожка привела нас к дому лесника мы сели на лавку бабушка Аксинья принесла кружку молока лесник Илья Петрович повел нас на пчельник он угостил нас свежим медом. Порядок работы Непунктированный текст записывается на доске. Текст читает учитель, делая остановку после каждого предложения. После этого ученики самостоятельно читают текст еще раз, наблюдая начало и конец предложений. Грамматические задания 1. Напиши цифрой, сколько предложений в тексте. 2. Озаглавь текст. 3. Запиши слова: соловья, Аксинья, Илья, пчельник. В чем различие роли мягкого знака в данных словах? В одном слове мягкий знак обозначает... Запиши в тетради только ответ. В трех словах мягкий знак является... Запиши в тетради только ответ. На выявление умения находить части речи Работа 2 (диктант) Красная полоса заката озарила небо. Над водой проносились черные стрижи. Они пронзительно кричали. Обрывистый берег реки покрывали белым ковром одуванчики. Стена берега была изрыта норками стрижей. Они подлетали к гнездам. Стрижи цеплялись лапками за глинистую землю. Далеко по воде раздавались их резкие крики. (43 слова) Порядок работы Учитель сначала читает весь текст по орфоэпическим нормам, затем диктует его по предложениям, орфографически диктует слова с выделенными орфограммами. После самостоятельной проверки ученики еще раз проверяют текст диктанта, который орфографически медленно читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета. Учитель предлагает детям найти в тексте предложение и выделить его: Стрижи цеплялись лапками за глинистую землю. Грамматические задания 1. Подчеркни во втором предложении подлежащее и сказуемое. Напиши над ними названия частей речи, укажи число. 2. Подчеркни в выделенном предложении слова, обозначающие неодушевленные имена существительные. 3*. К слову пронзительно запиши близкое по значению слово (синоним), подходящее к слову крик. На систематизацию признаков изученных частей речи Работа 3 1. Имя существительное обозначает ... . 2. Имя прилагательное обозначает ... . 3. Глагол обозначает ... . 4. Имя существительное изменяется ... , но не изменяется по ... . 5. Существительное отвечает на вопросы ... . 6. Глаголы отвечают на вопросы ... . 7. Глаголы имеют времена ... . 8. Имя прилагательное изменяется ... . 9. Прилагательные отвечают на вопросы ... . 10. Какова зависимость прилагательного от существительного (что определяется в зависимости от существительного)? ... 11. В каком числе прилагательные не изменяются по родам? ... 12. Придумай предложение: существительное + глагол ... 13. Придумай выражение: прилагательное + существительное. Как называется в грамматике такое соединение этих частей речи? ... Порядок работы Перечень вопросов записывается на доске. Они разделяются на два занятия. Первое занятие включает вопросы 1–7, второе – вопросы 8–13. Дети не списывают вопросы, а отвечают на них, записывая в строчку слова-ответы через точку с запятой. Например: 1) предмет; 2) признак предмета и т.д. На проверку однокоренных слов и проверку безударных гласных Работа 4 (диктант) Весеннее солнце пробудило от сна муравьев. Ожил муравейник. Муравьишки выбрались из зимних квартир. Они стали чинить свое жилище. Муравьи носили веточки, сучья, сухую хвою. Рыжие муравьи истребляют лесных вредителей. Они помогают нам сохранять леса. Нельзя губить домики муравьев и раскапывать палкой муравьиные кучи. (43 слова) Порядок работы Учитель сначала читает весь текст, затем диктует его по предложениям; ясно (орфографически) диктует слова с выделенными орфограммами. После самостоятельной проверки ученики еще раз перепроверяют текст диктанта, который орфографически читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета. Грамматические задания 1. Подчеркни однокоренные слова. 2. Выпиши формы двух слов от слова муравьи. 3. К словам с безударными гласными в корне: чинить, жилище, носили, лесных, вредителей, помогают, сохранять – подбери однокоренные проверочные слова. Запиши каждую пару слов через черточку, а все слова запиши в строчку. 4. В проверочных словах поставь знак ударения. На группировку слов по частям речи Работа 5* весеннее, сон, солнце, пробудило, ожил, зимняя, квартира, чинили, носили, жилище, веточка, сухой, рыжие, лесные, вредитель, помогают, сохраняют, муравьиная Порядок работы Слова записываются на доске. Дети читают слова про себя. Учитель объясняет форму записи слов в тетрадях. Например, столбик: сущ. … … – род, число Ученики выявляют части речи и указывают название части речи над столбиком. Грамматические признаки указываются для каждого слова через черточку от него (в принятом сокращении: м. р., ед. ч. и т.п.). Грамматические задания 1. Распредели слова на группы по частям речи (запись столбиками). 2. Над столбиком надпиши название части речи. 3. Рядом со словом после черточки указывай соответствующие род, число или время. Примечание. В результате группировки слов по частям речи должна получиться следующая запись в работах учеников: прил. весеннее – ср. р., ед. ч. зимняя – ж. р., ед. ч. сухой – м. р., ед. ч. рыжие – мн. ч. лесные – мн. ч. муравьиная – ж. р., ед. ч. сущ. сон – м. р., ед. ч. солнце – ср. р., ед. ч. квартира – ж. р., ед. ч. жилище – ср. р., ед. ч. веточка – ж. р., ед. ч. вредитель – м. р., ед. ч. гл. пробудило – пр. в., ед. ч. ожил – пр. в., ед. ч. чинили – пр. в., мн. ч. носили – пр. в., мн. ч. помогают – н. в., мн. ч. сохраняют – н. в., мн. ч. Схема анализа контрольных работ Классификация ошибок | Количество учащихся | Работа 1 Выделили не все предложения Не озаглавили текст Не определили различие роли мягкого знака в предложенных словах Работа 2 Не подчеркнули главные члены предложения Не подписали части речи Не подчеркнули неодушевленные имена существительные * Не подобрали синоним Работа 3 Указали не все грамматические признаки частей речи в вопросах 1–7 и 8–11 Не придумали предложение существительное + глагол (№ 12) Не придумали словосочетание прилагательное + существительное (№ 13) Работа 4 (диктант) Подчеркнули не все однокоренные слова проверочные Не нашли формы слов среди родственных Подобрали не ко всем словам проверочные В найденных проверочных словах не везде поставили знак ударения | |
Ошибки, допущенные в диктантах Орфограммы | Количество ошибок | 1. Пропуск, замена, перестановка букв 2. Буквы безударных гласных в корне, проверяемые ударением 3. Родовые окончания прилагательных 4. Буквы гласных после шипящих 5. Буквы парных согласные на конце слова 6. Перенос слов 7. Раздельное написание предлогов 8. Разделительный мягкий знак 9. Мягкий знак в конце и в середине слова | |
Уровни выполнения работы 4-й уровень – выделены три группы частей речи, записаны названия частей речи по группам. Указаны грамматические признаки, в том числе не проставлен род у прилагательных во множественном числе. Ответы, находящиеся на данном уровне, свидетельствуют о высокой обобщающей способности мышления в условиях данного задания; 3-й уровень – наблюдается пропуск названия одной группы частей речи и ошибки в указании грамматических признаков (в прилагательных во множественном числе указан как признак род) при правильном наборе слов данной части речи. Хотя ответ носит неполный характер, можно говорить о зачатках обобщения; 2-й уровень – наблюдается смешение изученных частей речи при отнесении их к группам. В этом случае ученик неотчетливо осознает части речи с точки зрения их отличительных признаков, следовательно, не обобщает их по этим признакам; 1-й уровень – ответа не дано, обобщающая деятельность в данном случае отсутствует. 3-й класс На выявление умения разбирать предложение по членам предложения и по частям речи Работа 1 Ночные птицы любят глушь леса. Порядок работы Предложение записывается на доске. Грамматические задания 1. Запиши предложение, разбери его по членам предложения и по частям речи. Члены предложения подчеркни, части речи надпиши. 2. Найди в предложении словосочетания и запиши их в столбик: сначала группу подлежащего, затем группу сказуемого. 3. Выполни грамматический разбор слов в предложении. Надпиши, где нужно, род, число, склонение, падеж или время. Примечание. Возможен другой вариант предложения. Утреннее солнце косыми лучами осветило лес. На узнавание предложений с однородными членами Работа 2 Весной потоки воды размывают овраги, роют ямы на их дне, образуют боковые овражки. После сильного, холодного дождя в глубокой яме стояла светлая, как стекло, вода и просачивалась в соседнюю яму. Сережа, Вадик и Дима стояли у ямы, пускали маленькие сучья, веточки, бумажные кораблики. По всем овражкам журчат ручьи. Пробуждаются каждый кустик, дерево и травинка. (54 слова) Порядок работы Текст записывается на доске. Грамматические задания 1. Выпиши только однородные члены предложения, каждые с новой строчки вместе с членом предложения, к которому они относятся. Рядом в скобках укажи, главные они или второстепенные. Образец. Потоки размывают, роют, образуют (гл. чл. пр.). 2. Укажи падежи существительных, которыми выражены однородные члены предложения. 3. Напиши, как в языке называется выражение: светлая, как стекло, вода. 4. Напиши проверочное слово к слову овражки. На определение склонения имен существительных и разбор слова по составу Работа 3 Весеннюю красную клюкву парят в горшочках и пьют с ней чай. Этот кисловатый напиток очень приятен в жаркие дни. А какой замечательный кисель бывает из сладкой клюквы! А еще клюкву считают лекарством от болезней. Клюква растет в болотах. Собирают ее поздней осенью. Сладкая клюква бывает весной, когда она пролежит зиму под снегом. (52 слова) Порядок работы Текст записывается на доске. Первый раз текст выразительно читает учитель. Затем ученики читают текст про себя. Грамматические задания 1. Выпиши из текста имена существительные в начальной форме (в именительном падеже, в единственном числе) по склонениям. 2. Подчеркни известные орфограммы в корне этих слов. 3. Разбери по составу слова: клюква, горшочек, напиток, болото, болезнь, осень. Укажи нулевое окончание. Работа 4 (диктант) Поспела в лесу земляника. Папа взял кружку, мама – чашку, девочка Женя – кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко. Пришли они в лес и стали собирать ягоду. Мама выбрала Жене полянку. Девочка присела, нагнулась к самой земле, заглянула под листочки и стала брать ягодку за ягодкой. Скоро она набрала полный кувшинчик и вернулась к своей семье. Все пошли по узкой дорожке к дому. По пути они увидели на сосне белку. (68 слов) Порядок работы Учитель читает весь текст, затем диктует его по предложениям, указывая запятые. Орфографически проговариваются ошибкоопасные части слов с неизученными орфограммами. После диктанта ученики самостоятельно проверяют работу и делают исправления. Затем учитель еще раз медленно читает текст диктанта, проговаривая целые слова орфографически, дети сверяют и делают исправления ручкой другого цвета. В написании глаголов учитываются только ошибки в изученных приставках. Грамматические задания 1. Подчеркни орфограммы в корне слов: кружку, чашку, ягодку, семье, узкой, дорожке, сосне. 2. Из первого и шестого предложений выпиши существительные. В словах укажи склонения, обозначь окончания. 3. Сделай звуковую запись второй буквы е в слове семье. На определение словоизменения и словообразования Работа 5* Солнце теплое ходит высоко И душистого ландыша ждет. (А. Фет) Порядок работы Задание требует рассмотрения способов изменения слов: словоизменения или словообразования. Учитель записывает на доске строчки из стихотворения А. Фета «Весенние мысли». На основе слов из записанного предложения на доске записываются примеры: 1. Солнце – под солнцем; солнышко. 2. Теплое – теплый; тепленький. 3. Ходит – ходишь; уходит. 4. Ландыша – ландыш; ландышевый. Грамматические задания 1. Запиши строчки из стихотворения А. Фета. 2. Выпиши через точку с запятой из записанного на доске перечня слов формы слов из № 1, 2, 3, 4. 3. С новой строчки выпиши через точку с запятой однокоренные слова из № 1, 2, 3, 4. 4. Перед группой слов поставь знак «+», если наблюдаются однокоренные слова, то есть словообразование. Перед группой слов поставь знак «+», если наблюдаются формы слов, то есть словоизменение. 5. Придумай и запиши по одному примеру на словоизменение и словообразование. Примечание. В результате выявления словоизменения или словообразования в работах учеников должна быть следующая запись: 1) солнце – под солнцем; теплое – теплый; ходит – ходишь; ландыша – ландыш; 2) солнышко; тепленький; уходит; ландышевый. Схема анализа контрольных работ Классификация ошибок | Количество ошибок | Работа 1 Подчеркнули не все члены предложения Надписали не все части речи Работа 2 Выписали не все однородные члены предложения Не все однородные члены предложения обозначили как главные или второстепенные Не надписали падеж существительных Не указали образное сравнение («как стекло») Неправильно подобрали проверочное слово (овражки) Работа 3 Выписали не все существительные 1-го склонения Выписали не все существительные 2-го склонения Выписали не все существительные 3-го склонения Подчеркнули не все орфограммы в корнях слов Неверно разобрали слова по составу Не указали нулевое окончание Работа 4 (диктант) Не подчеркнули орфограмму в словах: кружку, чашку, ягодку, семье, узкой, дорожке, сосне Выписали не все существительные из указанных предложений Не для всех существительных указали склонение Сделали ошибки в обозначении окончаний существительных из первого и шестого предложений Сделали ошибки в звуковой записи буквы е в слове семье. | |
Ошибки, допущенные в диктантах Орфограммы | Количество ошибок | 1. Буквы безударных гласных в корне, проверяемые ударением 2. Буквы непроверяемых безударных гласных в корне слова 3. Буквы парных согласных в корне слова 4. Разделительный мягкий знак 5. Буквы гласных после шипящих 6. Падежные окончания существительных 7. Правописание приставок и предлогов 8. Знаки препинания в предложениях с однородными членами 9. Прочие ошибки | |
4-й класс На различение простых предложений и простых предложений с однородными членами; на выявление навыков правописания окончаний существительных, прилагательных и глаголов Работа 1 (диктант) ПОСЛЕДНЯЯ ПЕСНЯ Давно ушел с болота медведь к берлоге. Снялись журавли, махнули крылом и улетели к полям в большие стаи. Лес затих, приготовился к осени, к густым обложным дождям. Последнюю песню в лесу всегда поет лось. Он выходит на край мохового болота, задолго слушает, потом запрокидывает тяжелые рога, поднимает голову и трубит в осеннюю чистоту голубого неба. Молчит лес, дятел и синицы, вода в озере. Грубый звук долго звенит под огнем последних берез. (73 слова) (По А. Оневу) Порядок работы Текст читает учитель, орфографически проговаривая ошибкоопасные части слов. Грамматические задания 1. Над первым словом каждого предложения надпиши, какое это предложение: пр. (простое), с одн.чл. (с однородными членами). 2. Выдели окончания прилагательных и укажи падежи. 3. Выбери безударные окончания 3-го лица в форме единственного числа. 4*. Что означает образное выражение под огнем? На выявление навыков правописания окончаний прилагательных, глаголов 3-го лица и неопределенной формы перед (-ся) Работа 2 (выборочный диктант) Чтобы увидеть глухарей, нужно подняться до рассвета, забраться в глушь старого леса. Скоро начнут пробуждаться лесные жители. Сначала послышится шум и раздается какой-то глухой звук. Звук повторяется чаще. Отрывочные звуки начинают сливаться в бормотании. Это первая песенка весны, а поет ее глухарь. Порядок работы Сначала учитель читает выразительно весь текст, затем диктует выделенные части предложения. На доске выписать слова: подня... , рассвета, забра... , стар... , послыши... , раздае... , повторяе... , слива... , бормотание. Указать запятую в первом предложении после придаточного. Ученики записывают каждую группу слов через запятую. Грамматические задания 1. Над именами существительными укажи склонение. 2. Выдели окончания прилагательных и укажи падежи. 3. Разбери по составу слова: глухарей, глушь, весны. На определение спряжения глаголов Работа 3 1. Серого журавля можно приручить. Он никуда не улетит и станет следить за порядком во дворе. Журавль не терпит ссор в птичнике. Если петухи и гуси спорят, журавль прекращает драку сердитыми ударами клюва. Журавль очень любит ласку. Но обиду долго не забывает. 2. Входишь в лес и гладишь ладонью деревья, будто старых друзей хлопаешь по спине. Ствол теплый, будто дышит. Прислонишь плечо к стволу, как к другу. Порядок работы Оба текста записываются на доске с пропуском букв на месте окончаний глаголов (они подчеркнуты). Грамматические задания 1. Выпиши из 1-го и 2-го текстов глаголы по спряжениям. Допиши окончания. 2. Напиши неопределенную форму данных во 2-м тексте глаголов. 3. Есть ли в 1-м или 2-м текстах глаголы-исключения? Если есть, подчеркни. Работа 4 (диктант) ГРОЗА Стояло удивительное лето. От сильного зноя пожелтела трава. По полянке лениво пробежал ветерок. Раздался удар. Это за соседней рощей пробормотал первый гром. Темная туча медленно проползла через рощу и закрыла солнце. Путники с опаской смотрели на тучу. В темном небе вспыхнула ослепительная молния. Тяжелым взрывом грохнул весь горизонт. Хлынул дождь. Путники побежали к сторожке лесника. По крыше сторожки сбегали потоки воды. От мокрой земли потянуло холодом. Дождь стих только к вечеру. (71 слово) Порядок работы Учитель читает текст, обращает внимание учащихся на то, что необходимо подумать над каждым словом, вспомнить орфограммы. Затем учитель читает текст по предложениям в привычном для данного класса темпе диктовки, орфографически проговаривает отдельные места в словах. После диктанта ученики самостоятельно проверяют работу и вносят исправления. Правильные исправления за ошибку не считаются. Ошибки в правописании наречий не учитываются. Грамматические задания 1. Третье предложение разбери по членам предложения. 2. Глаголы какого времени употреблены в тексте? Надпиши над глаголами, где нужно, род и число. 3. Разбери по составу слова путники и лесника. На выявление способности к самостоятельному выводу, обобщению Работа 5* Из дебрей туманы несмело Родное закрыли село; Но солнышком вешним согрело И ветром их вдаль разнесло. (А. Фет) Дебри – места, заросшие непроходимым лесом. Порядок работы Значение требует рассмотрения изученных в начальных классах частей речи с разных точек зрения – изменяемости/неизменяемости и классификации слов по общности этих признаков. Учитель записывает на доске строчки из стихотворения А. Фета. Грамматические задания 1. Запиши отрывок из стихотворения А. Фета. 2. Выпиши через запятую название каждой части, учитывая последовательность слов в этом тексте. 3. Выпиши только те слова, которые можно перевести в начальную форму или изменить. 4. Выпиши слова, которые нельзя изменить. 5. По пунктам 3 и 4 распредели названия частей речи в отдельные столбики. 6. Сделай вывод: на какие две группы делятся все известные тебе части речи? Надпиши над каждой группой частей речи (над столбиками) их общий признак. Примечание. В результате группировки частей речи по изменяемости/неизменяемости должна получиться следующая запись в работах учеников: Изменяемые существительные (сущ.) местоимения (мест.) наречия (нар.) прилагательные (прил.) глаголы (гл.) | Неизменяемые предлоги (предл.) наречия (нар.) союзы (союзы) |
Схема анализа контрольных работ Классификация ошибок | Количество учащихся | Работы 1 и 2 (диктанты) Не выделили предложения с однородными членами Указали не все падежи прилагательных Выделили не все безударные окончания глаголов 3-го лица Не во всех существительных правильно указали окончание Не разобрали слова по составу Работа 3 Выписали не все глаголы I спряжения Выписали не все глаголы II спряжения Не надписали неопределенную форму глаголов из 2-го текста (I и II спряжение) Не выписали глаголы-исключения (терпит, дышит) Работа 4 (диктант) Подчеркнули не все члены предложения Над глаголами не надписали род и число Неверно разобрали слова по составу | |
Ошибки, допущенные в диктантах Орфограммы | Количество ошибок | 1. Буквы безударных гласных в корне, проверяемые ударением 2. Буквы парных согласных 3. Правописание приставок 4. Правописание предлогов 5. Падежные окончания существительных 6. Падежные окончания прилагательных 7. Безударные личные окончания глаголов 8. Орфограмма -тся (-ться) 9. Перенос слов 10. Пропуск, замена, вставка букв 11. Прочие ошибки | |
Уровни выполнения работы 4-й уровень – выделены две группы частей речи по признаку изменяемости/неизменяемости, записаны названия частей речи по группам. Ответы, находящиеся на данном уровне, свидетельствуют о высокой обобщающей способности мышления в условиях данного задания; 3-й уровень – наблюдается пропуск 1–2 изученных частей речи или приведены вместо названий конкретные слова, относящиеся к той или иной части речи. Хотя ответ носит неполный или конкретный характер, можно говорить о зачатках обобщения; 2-й уровень – наблюдается смешение изученных частей речи при отнесении их к группам. В этом случае ученик неотчетливо осознает части речи с точки зрения из изменяемости/неизменяемости, следовательно, не обобщает их по этим признакам; 1-й уровень – ответа не дано. Ученик не в состоянии подвести знания о частях речи под общий признак изменяемости/неизменяемости, то есть обобщающая деятельность в данном случае отсутствует.
* Задания со звездочкой выполняются коллективно, затем записываются под диктовку учителя. |