Открытый урок по русскому языку УМК «Гармония» 1 класс по теме: «Освоение алфавита»
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс)

Урок по русскому языку УМК «Гармония»1 класс по теме: «Освоение алфавита» Предметные результаты: - отвечать на вопросы по теме «Алфавит», располагать слова по алфавиту, решать проблемную ситуацию (какое слово следует писать первым, если два слова начинаются с одинаковой буквы), структурировать знания об алфавите.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6

Г. САФОНОВО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Открытый урок по русскому языку

УМК «Гармония»

1 класс

по теме: «Освоение алфавита»

(2-ой урок по теме)

Учитель начальных классов

первой квалификационной категории:

                                               Шпакова Е.А.

                                               1 «Б»кл. МБОУ «СОШ№6»

г. Сафоново Смоленской обл.

                                               

Педагогические задачи:

 - создать условия для разучивания алфавита, списывания слов в алфавитном порядке;

 - содействовать расширению сведений о расположении слов в словаре;

 - повторять ранее изученные правила орфографии;

 - способствовать развитию орфографической зоркости, мышления и речи.

Планируемые результаты:

Предметные:

 - отвечать на вопросы по теме «Алфавит», располагать слова по алфавиту, решать проблемную ситуацию (какое слово следует писать первым, если два слова начинаются с одинаковой буквы), структурировать знания об алфавите.

Личностные:

 - оценивать свою деятельность на уроке, соблюдать правила общения на уроке, проявлять познавательный интерес.

Метапредметные:

Регулятивные: самостоятельно ставить учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, проявлять начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные: общеучебные – участвовать в беседе, формулировать ответы на вопросы, читать формулировки вопросов и заданий; логические – осмысленно читать текст, уметь выделять существенную информацию, анализировать, делать выводы.

Коммуникативные: уметь строить взаимодействие со сверстниками, формулировать собственное мнение, строить монологические высказывания.

Использование элементов педагогических технологий: игровой, личностно – ориентированного обучения, словесной продуктивной и творческой деятельности;   педагогика сотрудничества.

Оборудование:

 - картинки с изображением мультипликационных героев Смешариков;

 - музыка из мультфильма «Смешарики»;

 - алфавит (плакат);

 - касса букв (плакат);

 -  маленькие изображения Смешариков для раздачи;

 - картинки с изображением: библиотеки, поликлиники, мобильного телефона;

  - словарь , справочник, телефонная книга, журнал учителя для показа;

 - сигнальные карточки красного и зелёного цвета у каждого учащегося;

 - слова-отгадки в рисунках на доске.

Используемая литература:

 - Соловейчик М. С.

Русский язык: Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных организаций (с примером рабочей программы). Пособие для учителя / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. — Смоленск: Ассоциация 21 век, 2017. — 160 с.

 - Русский язык. 1 класс: система уроков по учебнику М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко / авт.-сост. Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 223 с.

 - Волина В. В.

Праздник Букваря. – М. .: АСТ-ПРЕСС, 1995. – 384с.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Проверка готовности класса к уроку. Эмоциональный и психологический настрой.

    - В начале нашего урока пожелайте друг другу удачи и успешной работы. (Дети поворачиваются друг к другу и хлопают друг друга по ладошкам).

    - Как мы должны организовать свою работу, чтобы получить хороший результат?

(активно отвечать, думать, слушать учителя, аккуратно и правильно вести записи в тетради)

    - Покажите своей посадкой, что вы готовы к работе.

II. Повторение пройденного.

Звучит музыка из мультфильма «Смешарики». 

 - К нам в гости сегодня пришли друзья Смешарики, они хотят поучаствовать в наших играх, проверить ваши знания и предложить свои упражнения. Показ.

- Что вы должны были вспомнить дома? (алфавит наизусть)

 - Смешарик Кар-Карыч (Показ.) очень мудрый, он хочет убедиться и в ваших знаниях.

1. Устная работа.

Предлагается игра «Узнай букву по звуку». (Учитель называет согласные звуки, а дети по цепочке должны назвать букву. За верный ответ  - учитель хлопает ребёнка ладошкой по ладошке, передавая «пятёрку» от Кар-Карыча..)

[б] – бэ,  [с'] – эс , [к] - [к']  - ка, [ж] – жэ и т. д.

Кар-Карычу понравилось, как быстро и правильно вы выполнили задание, и он останется на нашем уроке до конца.

 - Какую группу букв мы ещё не назвали? (гласных).

2.Работа у доски.

- К Кар-Карычу присоединяется Смешарик Лосяш (Показ.), который хочет предложить вам поиграть в прятки с буквами.

Предлагается игра «Прятки с буквами». На доске запись:

…льга (О),  Л…ня (ё),  …ра (Ю),  Дан…(я),  …ля (Э), Л…на(е), М…рия(а),  …льяна (У), К…ра(и)

 - В именах детей нашего класса Лосяш спрятал гласные буквы, попробуйте их найти и восстановить. (Кто догадался, по одному подходят к доске, записывают букву, говорят: - Палы-галы «Ю», читают имя и.т.д. За верный ответ  - учитель хлопает ребёнка ладошкой по ладошке, передавая «пятёрку» от Лосяша).

 - Какая гласная буква не встретилась? (ы)

 - Какие гласные заглавные написали? Почему?

 - Какие ещё буквы не участвовали в наших играх? Почему? (ь, ъ)

III. Работа над новым материалом.

1. Целеполагание.

 - Смешарик Пин (Показ.)  интересуется, где применяют алфавит ? (в библиотеке, в поликлинике, в словарях и справочниках, в телефонных книгах, мобильном телефоне, в журнале у учителя). Показ.

 - Хотите сами научиться располагать слова по алфавиту? Сегодня мы научимся этому и узнаем о том, что нужно при этом учитывать.

 - Какие знания нам понадобятся? (знания алфавита)

2. Самостоятельная работа.

 - Смешарик Крош (Показ.) предлагает вам проверить свои знания в самостоятельной работе, сделав задание из упражнения 99 с.64. 

 - На какой вопрос нужно ответить?

 - Что нами дано?

 - Как будем действовать?

 - Будем ли выписывать все группы? Почему?

Взаимопроверка с соседом по парте.

 - Кто озвучит Крошу группу, которую он выписал?

 - Поднимите зелёную карточку, у кого так; красную – у кого не так. Почему?

 - Всем, кто правильно ответил, Крош дарит свою фотографию.

3. Работа в парах.

 - Смешарик Нюша (Показ.) узнала, что вы дружные ребята и  предлагает вам поработать в парах. Упражнения 101 с.17 в рабочей тетради.

 - Какое задание нужно выполнить?

 - Что нами дано?

 - Как будем действовать?

 1) Запись букв по номерам алфавита.

 2) Составление и запись слов.

 - Кто озвучит Нюше слова, которые получились?

 - Поднимите зелёную карточку, у кого так; красную – у кого не так. Почему?

- Всем, кто правильно ответил, Нюша дарит свою фотографию.

Физкультминутка

(для рук и пальцев)

Смешарик Совунья (Показ.) очень любит спорт и здоровый образ жизни. Она предлагает вам отдохнуть.

Дети встают из-за парт, становятся в проход так, чтобы можно было вытянуть вперед руку и не задеть товарища.

Вот помощники мои, - вытягиваем ручки вперед 
Их, как хочешь, поверни. - 
поворачиваем кистями в разные стороны
Раз, два, три, четыре, пять. 
Постучали, повертели - 
хлопаем в ладоши
И работать захотели. 
Тихо все на место сели. - 
дети садятся за парты

4. Самостоятельная работа. Соревнование.

 - Смешарик Бараш (Показ.) предлагает вам игру «Кто быстрее?» Для участия в игре нужно прочесть задание упражнения100 с. 17 в рабочей тетради.

- Какое задание нужно выполнить?

 - Что нами дано?

 - Как будем действовать?

- Кто озвучит Барашу, что получилось?

- Поднимите зелёную карточку, у кого так; красную – у кого не так. Почему?

 - Кто справился быстрее всех, за 1,2,3 место Бараш дарит свою фотографию.

5. Решение проблемной ситуации. Коллективная работа.

Индивидуальная работа по вариантам.

 - Смешарик Копатыч (Показ.) предлагает вам разгадать загадки.

1) Отгадывание загадок о школьных принадлежностях.

  • Новый дом несу в руке,

           Двери дома на замке,

           А живут в доме том

           Ручка, книжка и альбом.(портфель). – Покажите его.

  • Если ты его отточишь,

     Нарисуешь все,

Что хочешь!

Солнце, море,

Горы, пляж...

          Что же это?(карандаш). -  Покажите его.

  • В этой узенькой коробке
    Ты найдешь карандаши,
    Ручки, перья, скрепки, кнопки,
    Что угодно для души.(пенал) -  Покажите его.
  • То я в клетку, то в линейку.
    Написать по ним сумей-ка!(тетрадь) -  Покажите её.
  • Рисовать я буду в нём,

Потому что он…(альбом)

Все слова – отгадки на доске. Под картинкой запись словарного слова с закрытой безударной гласной. Показ.

- Что объединяет эти слова? (учебные вещи)

- Откройте в рабочей тетради с.18 упражнение 102.

  - Какое задание нужно выполнить?

 - Что нами дано?

 - Как будем действовать?

- Объясните «опасные» при письме места. (Это словарные слова, их надо запомнить).

- Найдите их в словаре. Как будете искать их в словаре? (по алфавиту).

 - Откройте букву на картинке, опираясь на словарь.

 - Впишите буквы на месте пропусков. Расположите слова по алфавиту, указывая цифрами номера букв в тетради.

2) Обсуждение проблемы: в случаях, когда два слова начинаются с одинаковой буквы, какое слово следует писать первым?

 - Какие слова «спорят» за место в этом списке? Почему? Как поступить?

3) Решение проблемы: чтение сообщения в рамке.

 - Давайте посмотрим, правы ли мы?

4) Запись слов в тетрадь в алфавитном порядке.

  - 1 вариант работает с первой группой слов; 2 вариант работает со второй группой слов.

5) Коллективная проверка по вариантам.

- Кто озвучит Копатычу порядок слов, который у него получился?

 - Поднимите зелёную карточку, у кого так; красную – у кого не так. Почему?

За верный ответ  - учитель хлопает ребёнка ладошкой по ладошке, передавая «пятёрку» от  Копатыча).

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности. 

- Чему учились на уроке?

- Какие новые сведения узнали?

- Какие герои учились вместе с нами? Им совсем не хочется с вами расставаться, но наш урок подходит к концу. Все Смешарики построились для прощания. Смешарик Ёжик (Показ.)  предлагает всем героям выйти из класса в алфавитном порядке. Помогите им стать правильно, используя новые сведения. (Расставляют героев в алфавитном порядке).

 - Всем спасибо. Урок окончен. Смешарики вам говорят: «Молодцы! До новых встреч!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»

Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...

Открытый урок по русскому языку 3 класс по теме: "НЕ С ГЛАГОЛАМИ" с элементами ФГОС

Открытый урок по русскому языку 3 класс по теме: "НЕ С ГЛАГОЛАМИ" с элементами ФГОС....

Открытый урок по русскому языку 3 класс по теме" Имя существительное"

Урок. «Путешествие по стране Имени Существительного» 3 класс «Б»Учитель: Полтавская Ирина Юрьевна. Тема. « Обобщение знаний об имени существительном» }  Цель урока: 1. Проверять знания ...

Открытый урок по русскому языку 3 класс по теме" Имя существительное"

Урок. «Путешествие по стране Имени Существительного» 3 класс «Б»Учитель: Полтавская Ирина Юрьевна. Тема. « Обобщение знаний об имени существительном» }  Цель урока: 1. Проверять знания ...

Открытый урок по русскому языку 4 класс по теме: "Изменение имен существительных по падежам"

Развитие умений извлекать информацию на слух и при чтении из разных источников (учебных, художественных текстов, стихотворных строк, таблиц) преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу...

Открытый урок по русскому языку 3 класс по теме "Имя сущесивительное"

Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа Росии"...