Конспект урока + презентация русского языка. Тема: "Разделительный ъ и ь знак" (УМК "ПНШ", 2 класс).
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Прохорова Мария Сергеевна

Цели деятельности учителя: развитие умения правильно употреблять в словах разделительные твёрдый и мягкий знаки.

Планируемые результаты

Предметные

знать: правила употребления ъ и ь знак в слове; что такое морфемы.

уметь: сравнивать и группировать слова с ъ и ь по определенным признакам; выделять морфемы

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки на основе нравственных норм; формировать и развивать эстетические и этические чувства и ценности.

Оборудование: УМК «ПНШ» учебник Русского языка: 2 класс, Чуракова Н. А., презентация, раздаточный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 16.04.2019                                                                              ФИО учителя: Добрикова Виктория Николаевна

Школа:148                                                                            ФИ студента: Прохорова Мария Сергеевна 

Класс: 2 «Г»                                                                              ФИО методиста: Галиуллина Нажия Камиловна

Кабинет: 209

Конспект урока русского языка

Тема: Разделительный ъ и ь знак.

Цели деятельности учителя: Развитие умения правильно употреблять в словах разделительные твёрдый и мягкий знаки.

Планируемые результаты

Предметные

знать: правила употребления ъ и ь знак в слове; что такое морфемы.

уметь: сравнивать и группировать слова с ъ и ь по определенным признакам; выделять морфемы

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки на основе нравственных норм; формировать и развивать эстетические и этические чувства и ценности.

Тип урока: рефлексия

Оборудование: УМК «ПНШ» учебник Русского языка: 2 класс, Чуракова Н. А., презентация, раздаточный материал.

Челябинск, 2019

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

2 мин

-Здравствуйте, ребята! (слайд 1)

-Меня зовут Мария Сергеевна. Я сегодня проведу у вас урок русского языка.

Я желаю вам продуктивной работы!

-Открываем тетради и записываем число, классная работа.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

II.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: подводящий диалог

Наглядный: презентация

Практический: выполнение задания по карточке группировка        

3 мин

Парная форма работы

-посмотрите на листочки. Там представлен ряд слов и вам необходимо вместо пропусков вставить ъ или ь знаки и записать эти слова в 2 столбика. (слайд 2)

 С_езд, руч_и, в_юга, в_езд, дерев_я, в_юн, об_явление, комп_ютер, пред_явить, при_езд, пред_юбилейный

-Поменяйтесь тетрадями. Посмотрите на экран и проверьте запись в тетради.

-Все ли вы выписали слова?

-какое слово вы не вписали?

Почему?

Вставляют ъ или ь знаки, записывают слова в 2 столбика.

Ручьи, вьюга, деревья, вьюн, компьютер

Съезд, въезд, объявление, предъявить, предъюби-лейный

Взаимооценивание.

Нет.

Мы не выписали слово приезд

Потому что оно лучше всего звучит без ъ или ь знака.

К.: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

П: анализ объектов с выделением существенных признаков

Р.: осуществлять самоконтроль;

III. локализация индивидуаль-ных затруднений

Словес.: диалог

Наглядный: презентация

2мин

Фронтальная форма работы

-Какие трудности у вас возникли при выполнении задания? (слайд 4)

-Какими правилами мы пользовались при решении данного задания?

Трудности с постановкой в словах Ъ и Ь./не возникло трудностей.

1. Разделительный Ь пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И.

2.Разделительный показывает, что буква ГЛАСНОГО, которая за ним идёт, обозначает два звука, один из которых [й’]:         пьЕса,       льЁт,       пьЮ,      семьЯ,       муравьИ.

3. Разделительный Ь пишется НЕ ПОСЛЕ приставки.

Помни! После приставки перед корнем пишется разделительный Ъ!

П: подведение под понятие

П: построение речевого высказывания

К: умение полно и точно выражать мысли.

П.: выстраивание структуры знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.        

IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений Словесный: опрос.

Наглядный: демонстрация.

Словесный: побуждающий диалог.

3 мин

Фронтальная форма работы

-Сегодня наш урок пройдет под девизом: «Друз…я, учение нас об…единяет.» (слайд 3)

Я специально пропустила буквы в словах. Вставьте пропущенные буквы и прочитайте наш девиз.

-Кто уже понял какая тема нашего урока?

-это тема новая для вас?

-Если эта тема для нас не новая, то какую цель мы с вами поставим на урок?

-Перед тем как мы приступим к выполнению задания, мы с вами повторим правила. (слайд 4)

 

Друзья, учение нас объединяет.

Разделительный ъ и ь знак.

Нет.

-закрепить пройденный материал; отработать правила, которые мы уже знаем; выполнить упражнения.

1. Разделительный Ь пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И.

2.Разделительный показывает, что буква ГЛАСНОГО, которая за ним идёт, обозначает два звука, один из которых [й’]:         пьЕса,       льЁт,       пьЮ,      семьЯ,       муравьИ.

3. Разделительный Ь пишется НЕ ПОСЛЕ приставки.

Помни! После приставки перед корнем пишется разделительный Ъ!

Р: целеполагание.

П.: выполнение упражнения, обобщение знаний.

П.: поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности;

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; владение монологической и диалогической формами речи

Динамическая пауза

2 мин

С при - приставкою присесть,

С по - приставкой потянуться,

С под - подпрыгнуть, подмигнуть,

Без приставки улыбнуться.

С вы - вытягиваем руки,

С о - опустим их опять,

Вот и всё, настало время

С за - разминку завершать.

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.

V. Реализация построенного проекта

Словесный: опрос.

Наглядный: демонстрация.

Практический:  работа с учебником; анализ задания упражнения, презентации.

Словесный: объяснение материала.

Практический: выполнение упражнения.

Словесный: побуждающий диалог.

1 мин

1 мин

1 мин

1 мин

1 мин

1 мин

1 мин

1 мин

1 мин

2 мин

3 мин

Фронтальная работа

-Открываем учебник на стр.110, упражнение 118. Прочитайте задание. (слайд 5)

-Что нам нужно сделать?

-Хорошо приступайте к выполнению задания.

Какое слово вы выписали?

- В этом слове есть приставка? Почему?

-Какой там пишется знак: Ъ или Ь?

-Где он находится: в корне или после приставки перед конем? Почему?

-Читаем следующее задание.

Что нам нужно сделать?

-Хорошо приступайте к выполнению задания.

-Какое слово вы выписали?

- В этом слове есть приставка? Почему?

-Какой там пишется знак: Ъ или Ь?

-Где он находится: в корне или после приставки перед конем? Почему?

-Какой вывод вы можете сделать о написании разделительного Ь?

-Вы хорошо справились со 118 упражнением, переходим к упражнению 119.Прочитайте задание. (слайд 6)

-Что нам надо сделать.

-Хорошо, приступаем к выполнению.

-Какие слова с разделительным знаком вы увидели?

-Что ещё надо сделать в этом упражнении?

-Приступаем к выполнению.

-Можно ли сказать, что все эти слова- с приставками? Почему вы так решили?

-Вы сможете объяснить почему часть из этих слов пишется с разделительным Ъ, а часть – без него?

-Посмотрите, какую помощь оказывает нам Миша. Внизу страницы 111 написан столбик слов без разделительного Ъ. Прочитайте его:

Обезд, везд, подезд, сезд, отезд.

-Скажите, как звучат эти слова?

-А теперь прочтите эти слова правильно с разделительным Ъ.

-Но ведь у нас во втором слове слова обходятся без Ъ знака. Прочитайте этот столбик со словами.

- А теперь вы сможете объяснить почему часть из этих слов пишется с разделительным Ъ, а часть – без него?

-А теперь посмотрите на экран, и сравните 2 столбика слов с приставками. (слайд 7)

Объезд

Въезд

Подъезд

Съезд

отъезд

Приезд

Поезд

Проезд

выезд

-На какие буквы заканчиваются приставки из левого столбика: это буквы гласных или согласных звуков?

-А на какие буквы заканчиваются приставки из правого столбика?

-После каких именно приставок нужно писать разделительный Ъ?

-Посмотрите на стр.112. Внизу дано задание скажи всё правило целиком. Приступаем к выполнению этого задания по предложению начинаем с первого ряда по цепочке.(слайд 8)

-Правильно ребята. Теперь прочитаем это ещё раз и запомним. Закрываем учебники и убираем их в сторону.

Один ученик читает задание вслух.

Нам надо открыть словарь «Произноси правильно» и прочитать все слова на букву В. И записать все слова в которых есть Слово с разделительным знаком.

Выписывают слова с Ъ и Ь.

Вьюга.

Нет. Потому что это одно слово.

Ь

В корне. Потому что это одно слово словарное.

Один ученик читает задание вслух.

Нам надо прочитать список слов на букву К. Найти слова с разделительным знаком и выписать его.

Выписывают слова с Ъ и Ь.

Компьютер

Нет. Потому что это одно слово.

Ь

-В корне. Потому что это одно слово словарное.

Разделительный Ь пишется: после гласных Е, Ё, Ю, Я, И; в корне слова; не пишется после приставки.

Один ученик читает задание вслух.

Нам надо открыть Обратный словарь на букву –Д. И увидеть столбец слов с приставками. Среди группы слов с корнем –езд- найти слова с разделительным знаком и выписать их в столбик.

-объезд, въезд, подъезд, съезд, отъезд.

Слова без разделительного знака выписать во второй столбик.

-Да, потому что в каждом слове мы можем выделить приставку: в слове приезд- приставка при; в слове поезд- приставка по…

-нет.

Читают столбик со словами.

-Эти слова звучат не красиво без разделительного Ъ.

- объезд, въезд, подъезд, съезд, отъезд.

Приезд, поезд, проезд, выезд.

-потому что некоторые слова красиво звучат без него, а некоторые слова красиво и лучше звучат с разделительным Ъ.

- б, в, д, с, т - это буквы согласных звуков

-и, о, ы - это буквы гласных звуков.

-После приставок заканчивающихся на буквы согласных звуков.

  1. Разделительный Ъ пишется сразу после приставки, оканчивающейся на букву согласного звука, перед корнем.
  2. Разделительный Ъ пишется перед гласными е,ё,ю,я и показывает, что после него следуют буквы, обозначающие звуки й и гласные.

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; владение монологической и диалогической формами речи

П.: поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности;

К.: инициативное сотрудничество в сборе информации; участие в диалоге на уроке; правильное оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; владение монологической и диалогической формами речи

П.: поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности;

К.: инициативное сотрудничество в сборе информации; участие в диалоге на уроке; правильное оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; владение монологической и диалогической формами речи

П.: поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности;

К.: инициативное сотрудничество в сборе информации; участие в диалоге на уроке; правильное оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

VI. Обобщение затруднений во внешней речи

Словесный: диалог.

Наглядный: демонстрация

 

Практический: работа с упражнениями из рабочей тетради.

4 мин

Фронтальная работа.

- Запишите слова в тетрадь в 2 столбика. (слайд 9)Объясни, какой знак (ъ или ь) пропущен в данных словах.

В…езд, в…ётся, об…явление, с…ёмка, с…ёжился, обез…яна, с…ехал, солов…и, л…ёт, под…ём, п…ёт, в…юга.

-Рассуждай так: «В слове въезд приставка в-,  корень начинается с гласной буквы, поэтому надо писать разделительный твёрдый знак».

Групповая работа (слайд 10)

А сейчас мы будем работать в группах, у каждой группы на столе лежать картинки. Вам необходимо сделать так, чтобы в подписях к ним были слова с разделительным Ъ и Ь.

Анализируют задание.

Ответы детей.

Въезд, объявление, съёмка, съёжился,

съехал, подъём,

вьётся, обезьяна, соловьи, льёт, пьёт, вьюга.

 

съедобный гриб

взъерошенный воробей

подъемный кран

кленовые листья

умная обезьяна

большая семья

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; владение монологической и диалогической формами речи

П.: поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности;

К.: инициативное сотрудничество в сборе информации; участие в диалоге на уроке; правильное оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

VII. Самостоятель-ная работа с самопроверкой

Практический: работа с заданиями на карточках

Наглядный: демонстрация.

5 мин

Индивидуальная работа (слайд 11)

-У вас на столах лежит 2 карточки. На первой карточке вы решаете Тест из 6 вопросов. А на второй карточке вы вставляете разделительный Ъ и выделяете приставки в словах.

Тест «Разделительные знаки»

1. Где пишут разделительный Ь в словах?

а) сразу после приставок;

б) в корне и после корня слова.

2. Где пишут разделительный Ъ в словах?

а) сразу после приставок;

б) в корне и после корня слова.

3. С каких букв должен начинаться корень?

а) с гласных;

б) с согласных.

4. На какую букву должна оканчиваться приставка перед разделительным Ъ?

а) на согласную;

б) на гласную.

5. Перед какими гласными пишут разделительный Ь? Обведи нужные буквы.

А, е, ы, ё, ю, я, о, э, у, и.

6. Перед какими гласными пишут разделительный Ъ? Обведи нужные буквы.

А, е, ы, ё, ю, я, о, э, у, и.

- Спишите, вставив разделительный Ъ.

Под…ход, под…езд, раз…яренный, по…яснил, под…ем, с…есть.

Выделите приставки.

-Посмотрите на экран и проверьте.

Выполняют тест.

1.б

2.а

3.а

4.а

5.е,ё,ю,я,и.

6. е,ё,ю,я.

Вставляют разделительный твердый знак.

 Подход, подъезд, разъяренный, пояснил, подъем, съесть.

Выделяют приставки.

Р.: определение последовательности действий.

П.: выстраивание структуры знаний; выделение необходимой информации в письменной форме.

Р.: определение последовательности действий.

П.: выстраивание структуры знаний; выделение необходимой информации в письменной форме.

VIII. Включение в систему знаний

Словесный: ответы на вопросы обобщающего характера

Практический: упражнение на сравнение.

Словесный: диалог

Наглядный: демонстрация.

 2 мин

Фронтальная работа.

-Заполнение сравнительной таблицы по правилам.

-Какие буквы употребляются после согласных, если мы употребляем Ъ? Если мы употребляем Ь?

-Назовите часть слова после которой употребляется Ъ?

-Назовите часть слова, в котором употребляется разделительный Ь?

 

-Проговаривают правило

Ъ-е,ё,ю,я.

Ь-е,ё,ю,я,и.

Приставка

Корень и после корня

П.: выстраивание структуры знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; выделение необходимой информации в устной форме

Домашнее задание

1 мин

Т2 72

Записывают домашнее задание в дневники.

IV. Рефлексия деятельности

Словесный:  формулирование выводов, обобщений.

2 мин

Предметная

-Ребята, какую тему мы ставили с вами вначале урока?

-Ребята, какую цель мы с вами ставили в начале урока?

-Мы её достигли?

-Оцените свою работу по следующему плану:

 1.Я научился…

2.Было интересно…

3.Было трудно…

4.Могу похвалить себя за то, что…

5.Могу похвалить одноклассников за то, что…

6.Больше всего мне понравилось…

7.Мне показалось важным…

8.Для меня было открытием то, что…

-До новых встреч! Хорошего дня!

Ответы детей.

Разделительный ъ и ь знак.

-закрепить пройденный материал; отработать правила, которые мы уже знаем; выполнить упражнения.

Оценивают свою работу.

До свидания!

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

Р: осуществление итогового контроля


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуйте! 16 апреля.

Слайд 2

Парная работа С_езд , руч_и , в_юга , в_езд , дерев_я , в_юн , об_явление , комп_ютер , пред_явить , при_езд , пред_юбилейный Ручьи, вьюга, деревья , вьюн , компьютер Съезд, въезд , объявление, предъявить, предъюбилейный

Слайд 3

Разделительный ъ и ь знак. закрепить пройденный материал; отработать правила, которые мы уже знаем; выяснить причины ошибок. «Друз…я, учение нас об… единяет .» Тема: Цели: « Друзья , учение нас объединяет .»

Слайд 4

Правила: 1. Разделительный Ь пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И. 2.Разделительный показывает, что буква ГЛАСНОГО , которая за ним идёт, обозначает два звука, один из которых [ й ’] : п ьЕса , льЁт , пьЮ , семьЯ , муравьИ . [й ’ э ], [й ’ о ], [й ’ у ], [й ’ а ], [й ’ и]. 3. Разделительный Ь пишется НЕ ПОСЛЕ приставки. Помни! После приставки перед корнем пишется разделительный Ъ!

Слайд 5

Работа с учебником. Стр. 110, упражнение 118 Вьюга Компьютер Р азделительный Ь пишется: после гласных Е, Ё, Ю, Я, И; в корне слова; не пишется после приставки.

Слайд 6

Работа с учебником. Стр. 110, упражнение 119 приезд п оезд п роезд выезд объезд въезд подъезд съезд отъезд

Слайд 7

о б ъезд в ъезд по д ъезд с ъезд о т ъезд пр и езд п о езд пр о езд в ы езд

Слайд 8

С кажите всё правило целиком. 1. Разделительный Ъ пишется сразу после приставки, оканчивающейся на букву согласного звука, перед корнем. 2. Разделительный Ъ пишется перед гласными Е,Ё,Ю,Я и показывает, что после него следуют буквы, обозначающие звуки [ й ’] и гласные.

Слайд 9

В… езд , в… ётся , об…явление, с…ёмка, с…ёжился, обез … яна , с…ехал, солов …и, л… ёт , под… ём , п… ёт , в…юга. въезд объявление съёмка съёжился съехал подъём вьётся обезьяна соловьи льёт пьёт вьюга

Слайд 10

Работа в группах

Слайд 11

Карточка №1 Тест 1.б 2.а 3.а 4.а 5.е,ё,ю,я,и. 6. е,ё,ю,я . Карточка №2 под ход под ъезд раз ъяренный по яснил под ъем с ъесть

Слайд 12

Употребление разделительных Ъ и Ь знаков

Слайд 13

Тема? Цели? Закончите предложения 1.Я научился… 2.Было интересно… 3.Было трудно… 4.Могу похвалить себя за то, что… 5.Могу похвалить одноклассников за то, что… 6.Больше всего мне понравилось… 7.Мне показалось важным… 8.Для меня было открытием то, что…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку с применением современных методов обучения для 1 класса по УМК «Перспективная начальная школа» на тему: «Слова-предметы. Слова-действия».

Конспект урока по русскому языку  с применением современных методов обучения для 1 класса по УМК «Перспективная начальная школа» на тему: «Слова-предметы. Слова-действия».Цели: формировать ...

Конспект урока по русскому языку (обучение грамоте письмо).Строчная буква ф .1 класс УМК ПНШ

Урок разработан на основе ФГОС нового поколения с формированием УУД у обучающихся....

Конспект урока по русскому языку. Изложение по рассказу В.Чаплиной "Мушка" 4 класс

Это конспект урока по развитию речи изложение-повествование....

Конспект урока по русскому языку по теме "Склонение имён существительных" в 3 классе УМК "Школа России"

Данный урок предназначен для учащихся 3 классо УМК "Школа России" - Урок -закрепления...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Слова с непроизносимыми согласными" 3 класс

Данный урок направлен на ознакомление с правилом проверки написания слов с непроизносимыми согласными. в ход урока включены разные методы работы с учащимися:работа по учебнику, самостоятельная работа,...

Презентация к конспекту урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные" (УМК "Школа 2100) 4 класс

На слайды вынесены основные моменты из урока по русскому языку по теме: "Несклоняемые имена существительные"....