Открытый урок по русскому языку 3 класс Тема: «Поговорим о начальной форме глагола».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Открытый урок по русскому языку

3 класс

 

Тема: «Поговорим о начальной форме глагола».

Цель урока:

- продолжать учить ребят рассуждать, определять принадлежность слова к классу глаголов и форму, в которой он употреблен, ставя глагол в указанную форму;

- закреплять умение написания суффиксов неопределенной формы глагола и правописание слов с ними;

- работать над орфографической зоркостью;

- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование:

- выписка из толкового словаря;

- текст Н. Сладкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_3kl.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Многопрофильная гимназия № 12

г.Чита

Открытый урок по русскому языку

3 класс

Тема: «Поговорим о начальной форме глагола».

Цель урока: 

- продолжать учить ребят рассуждать, определять принадлежность слова к классу глаголов и форму, в которой он употреблен, ставя глагол в указанную форму;

- закреплять умение написания суффиксов неопределенной формы глагола и правописание слов с ними;

- работать над орфографической зоркостью;

- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование:

- выписка из толкового словаря;

- текст Н. Сладкова.

Учитель начальных классов

       Емельянова Марина

             Анатольевна

                                                 23 ноября 2005г.


1.

– Прочитайте слова.

– Что объединяет их в одну группу?

– Назовите не меньше трёх таких особенностей:

        идти                                                шествовать

        ступать                                        плестись

        шагать                                        тащиться

        вышагивать                                брести

 Синонимы глаголы, обозначают действие, отвечают на вопрос что делать? (неопределенная форма) заканчивается на ть, ти изменяются по временам, лицам.

– Поставь эти слова в настоящее время в форму того лица и число, которые требует местоимение «Я», «Он».

2.

Он – ноябрь, что делает? (идет)

– Записываем в тетради сегодняшнее число:

Двадцать третье ноября.

Классная работа.

- За ноябрем будет шествовать декабрь.

[ д’икабр’]

[ д’] = д

[и] о е

[к] – к

[а] о а

[б] – б

[р'] = рь

________

6 зв. 2 сл. 7 б.                        декабрь

- Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь).

- Первый зимний (декабрь).

3.                                Минутка чистописания.

Пальчиковая гимнастика “Здравствуйте”.

Дети поочередно касаются подушечками пальцев каждой руки большого пальца этой же руки.

Показ

сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.


4.

Продолжаем говорить о начальной форме глагола.

Учебник с.93 (упр. 281)

- Перед вами три группы слов. На какие две новые группы можно разделить каждую?

I ряд                смех, х . х . тать, см . шить, улы . ка, б . лезнь, б . леть, ч . ихать,

кашель (существительные - изменяются по падежам)

                    глаголы - по временам

II ряд                б . лить, бел . н . кий, светлый, св . тить, св . тать.

III ряд        см . треть, рас . м . треть, решить, решат, ответить, отвечать.

- Запишите слова каждой группы в два столбика.

- Выполните указанный разбор.  

- Выделите в них те части, в которых скрыто различие в значениях слов.

- Сравните подчеркнутые слова по значению и строению.

        светить                                                        светать

- излучает свет (солнце светит)                                - о рассвете: начинается

- кто красив, но холоден и бездушен, светит,                 (осенью поздно светает)

да не греет

- направлять свет, чтобы кому-то было видно

(посвети фонарем)

- показаться или быть привлекательным

(вы сегодня светитесь от счастья)

- о желаемом: предстоять, предвидеться

(нам светит загородная поездка)

“Толковый словарь” С.И Ожегов

   I                                                    II                                 прилаг.

смех                        хохотать                белить                беленький

улыбка                смешить                светить                светлый

болезнь                болеть                светать

кашель                чихать

   III

что делать                что сделать

решать                решить

смотреть                рассмотреть

отвечать                 ответить


5.

Физкультминутка.

“Котик”                 Лучик котика коснулся

                        Котик сладко потянулся

“Кузнечики”        Поднимайте плечики

                        Опускайте плечики

                        Поднимите плечо

                        Опустите плечо

“Веселые ножки”        Выполнять сидя. Выставить одну ногу вперед на пятку, на носок, убрать под стул. То же с другой ногой.

6.

Выборочный диктант (письмо с “окошками”).

Д:   Мудрейшая птица Сова.

      Все слышит, но очень скупа на слова,

      Чем больше услышит – тем меньше болтает она.

- Запишите глаголы в столбик.

- Поставьте в нач. форму (пам. С.138)

слыш .т        /слышал/        слышать

услыш .т        /услышал/        услышать

болта .т        /болтал/        болтать

7.

Гимнастика для глаз.

8.

Упражнение 285.

Прочитай строки, в которых Н. Сладков выразил свои мысли о природе. Ты думаешь так же, как автор, или иначе?

Природа служит нам, радует нас, уд . вляет.

Но мы должны ее ув . жать и береч .   .

Ребята тоже могут помоч .  ей. Пр . рода друг ч . л . века. А (с) другом надо друж  . ть.


- Выпиши то предложение, которое могло бы стать заголовком. Написание слов узнай в словаре.

- Выпиши глаголы, которые стоят в неопределенной форме, в разные столбики – в зависимости от вопросов, на которые они отвечают.

- Поставь в начальную форму другие глаголы, допиши каждый в нужный столбик.

9.

Итог:        Зачем нужно ставить слова в начальную форму?

                Какая начальная форма у глаголов, у имён существительных?


“Природа служит нам, радует нас, уд . вляет.

Но мы должны ее ув . жать и береч .   .

Ребята тоже могут помоч .  ей. Пр . рода друг

ч . л . века. А (с) другом надо друж  . ть.”

                                                                        Н.Сладков

светить                                                             светать

- излучает свет (солнце светит)                                - о рассвете: начинается

                                                                        (осенью поздно светает)

- кто красив, но холоден и         

бездушен, светит, да не греет

- направлять свет, чтобы кому-то было

видно (посвети фонарем)

- показаться или быть привлекательным

(вы сегодня светитесь от счастья)

- о желаемом: предстоять, предвидеться

(нам светит загородная поездка)

“Толковый словарь” С.И Ожегов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе "Временные формы глагола"

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе....

Конспект урока по русскому языку (3 класс). Тема: Неопределенная форма глаголов 2 ч. УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя:- закрепление знаний учащихся о начальной форме глагола.Планируемые результаты:Предметные:-знать: вопросы неопределенной формы глагола ; - уметь: находить неопределенную...

Конспект урока по русскому языку (3 класс). Тема: Неопределенная форма глаголов 1 ч. УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя:- формирование и обобщение знаний учащихся о начальной форме глагола.Планируемые результаты:Предметные:-знать: вопросы неопределенной формы глагола ; - уметь: находить н...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: "Неопределенная форма глагола" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Цель деятельности по проблеме ВКР: формирование грамматических умений посредством словесно-графически...