Памятка "Работа над ошибками. Орфограммы"
тренажёр по русскому языку (2, 3, 4 класс)

Соловьёва Валентина Николаевна

Памятка "Работа над ошибками. Орфограммы" помогает ученикам выполнять работу над ошибками по образцу и одновременно повторять изученные орфограммы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_orfogrammy_rabota_nad_oshibkami.docx39.37 КБ

Предварительный просмотр:

  Орфограммы

(Работа над ошибками)

                        Заглавная буква в именах собственных.

Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия (стран, городов, рек, озёр, морей), названия улиц, площадей, художественных произведений, журналов называются именами собственными.

Имена собственные пишутся с большой (заглавной) буквы.

        Работа над ошибками:

1. Запиши слово правильно.

2. Подчеркни большую букву.

Александр Сергеевич Пушкин, город Тула, река Нева, кошка Мурка.

        Гласные после шипящих.

ЖИ-ШИ пиши с буквой  И,

ЧУ - ЩУ пиши с буквой  У,

ЧА-ЩА пиши с буквой  А.

Работа над ошибками:

1. Запиши слово правильно.

2. Подчеркни сочетание.

Живу, пушистый, прячу, ищу, чашка, щавель.

        Перенос слов.

1. Слово переносится с одной строки на другую по слогам.

2. Нельзя оставлять в конце строки и переносить на другую строку 1 букву.

          МОЖНО:  ака - ция                          НЕЛЬЗЯ: а - кация, акаци - я 

3. Буквы ь, ъ, й при переносе слова нельзя отделять от стоящей впереди буквы.

4. При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строчке, а другая переносится.                      

Работа над ошибками:

1. Выпиши слово, подчеркни гласные буквы( сколько гласных, столько и слогов).

2. Раздели на слоги.

3. Подумай, как можно перенести, запиши.

     Оиа, оси - на. Строй/ка, строй - ка. Подъ/езд, подъ - езд. Кас/са, кас - са.

        

Сочетания чк, чн, нч, нщ, щн, рщ.

В сочетаниях чк, чн, нч, нщ, щн, рщ мягкий знак не пишется.

Работа над ошибками:

1. Запиши слово правильно.

2. Подчеркни сочетание.

Печник, каменщик, девочка.

              Непроверяемые гласные и согласные (слова из словаря).

Написание некоторых слов нужно запоминать. Такие слова  можно проверить по словарю.        

Работа над ошибками:

1. Запиши слово правильно. Поставь ударение.

2.Подчеркни букву, написание которой нужно запомнить.

Корова, ученик.

        

                           Проверяемые гласные в корне слова (а, о, и, е, я).

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы безударный гласный стал ударным.

Работа над ошибками:

1. Запиши слово правильно. Поставь ударение.

2.Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную.

 3.Подбери проверочное слово и запиши рядом. Обозначь орфограмму.

Делай так: сады — сад, волна — волны, червивый — червь.

                

                        Проверяемые парные согласные в корне слова.

Чтобы проверить парный согласный в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после согласного стоял гласный или звуки [л], [м], [н], [р], [в].

(Берег - берег а , морковка - морковный.)

Работа над ошибками:

1. Запиши слово правильно. Выдели корень.

 2. Подбери проверочное слово и запиши рядом. Обозначь орфограмму.

Делай так: канавка - канавы, снежки - снежный, снежок,  шарф - шарфы.

        Мягкий знак (ь) - показатель мягкости.

Мягкость согласного звука на конце и в середине слова перед другими согласными обозначается мягким знаком (ь):  львы, конь.

Работа над ошибками:

1. Запиши слово правильно.

2. Обозначь орфограмму (подчеркни ь и согласную перед ним).

Делай так:  тень,  тьма, ель.

        Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласных  перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И.

В этом случае буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука: ружьё - ружь [й' о], колье -

коль[й' э].  

Работа над ошибками:

1. Запиши слово правильно.

2. Обозначь орфограмму.

                                                р                                                           р

Делай так:  в ь ю г а,  л и с т ь я.

        Раздельное написание предлогов с другими словами.

Предлоги пишутся отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Предлоги никогда не употребляются с глаголами.

Работа над ошибками:

1. Запиши слово  с предлогом.

2. Обозначь орфограмму.

                                          пр

Делай так:   к  берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу.

        

        Удвоенная согласная в слове.

Написание слов с удвоенными согласными в корне надо проверять по словарю.

Работа над ошибками:

1. Запиши слово  правильно. Подбери однокоренное слово.

2. Обозначь орфограмму.

Делай так:   класс - классный, Анна - Аннушка.

                Разделительный         твёрдый знак.        

Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласный, перед гласными Е, Ё, Ю, Я.

Работа над ошибками:

1. Запиши слово правильно.

2. Обозначь орфограмму.

                                                      р                              р                                        р

Делай так:  п о д ъ е з д,  с ъ е с т , о б ъ ё м.

        Непроизносимые согласные в корне слова.

Для проверки слов с непроизносимым согласным звуком в корне нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный звук произносится отчётливо: честь - честный , солнечный - солнце.

Если ни в одном проверочном слове согласный не произносится, то и буква не пишется: чудесный - чудеса, ужасный - ужас, прекрасный - прекрасен.

Работа над ошибками:

1. Запиши слово  правильно. Подбери однокоренное слово, где согласный произносится отчётливо.

2. Обозначь орфограмму.

Делай так:   звезда - звёздный, празден - праздник, здоровье - здравствуй.

                  Мягкий знак на конце существительных после шипящих (ж, ш, щ, ч).

На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак: мышь, печь.

 На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак НЕ пишется: гараж, борщ, камыш.

Работа над ошибками:

1. Запиши слово  правильно. Определи род.

2. Обозначь орфограмму.

Делай так:   луч (м.р.), лещ (м.р.), ночь (ж.р.).

НЕ с глаголами.                                  

Слово НЕ - это частица. Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. Кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются: нездоровится, негодовать, ненавидит.

Работа над ошибками:

1. Запиши слово  правильно. 2. Обозначь орфограмму.

                                  ч               гл               ч              гл

Делай так:   не  пришёл, не  сделает.

                                        Безударное падежное окончание имени  существительного.

Работа над ошибками:

1. Запиши слово  правильно.

2.Определи тип склонения, падеж.

3. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников (1 скл.- доска, 2 скл. –  окно, 3 скл.- дверь).        
4. Обозначь орфограмму.

Делай так:   на опушк е  (на доск е , 1скл., П.п.), у тетрад и  (у двер и , 3 скл., Р.п.).

Безударное падежное окончание имени  прилагательного.

Работа над ошибками:

1. Запиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится.  

2. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному.       3.Выдели окончание прилагательного.        

Делай так:  к лесу (какому?) дальн ему—м.р., ед. ч., Д.п.

         Мягкий знак в личных окончаниях глаголов 2-го лица ед. числа.

          Глаголы настоящего и будущего времени во 2-м лице ед.числа имеют личные окончания -ешь, -ёшь, -ишь. На конце глаголов  2-го лица  пишется мягкий знак.

Работа над ошибками:

1. Запиши слово  правильно.  2. Обозначь орфограмму.

Делай так:   бега ешь (н.в.,2 л., ед.ч.), вспомн ишь (б.в., 2 л.. ед.ч).

       

Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах.

Если возвратный глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то в нём перед суффиксом - ся пишется мягкий знак: -ться. Если глагол отвечает на вопросы что делает? что сделает?, то в нём перед суффиксом - ся  не пишется мягкий знак: -тся.

Делай так: (что делают?) купаются, (что делать?) купаться.

Безударное личное окончание глагола.          

Работа над ошибками:

1. Запиши слово  правильно. Обозначь ударение.

2. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на что оканчивается неопределённая форма глагола.

3. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола в нужном лице и числе.

Делай так:   Пиш ет — писать,  Ӏ спр.  . Став ит - ставить,  ӀӀ спр.

Однородные члены предложения.

        Однородные         члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. Однородные члены связаны перечислительной интонацией и союзами  и, а, но. Между однородными членами перед союзами а, но всегда ставится запятая.

        Работа над ошибками:

1. Запиши предложение правильно.

2.Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят.

3.Составь схему предложения.

 Делай так: Сильный ветер  сорвал листья с деревьев , разметал их по дороге.

                         ,        

Сильный ветер  сорвал листья с деревьев  и  разметал их по дороге.

                     

                              Простое и сложное предложение.

В простом предложении одна грамматическая основа. Сложное предложение состоит из двух и более частей (грамматических основ).

Работа над ошибками:

1. Запиши предложение правильно.

2. Подчеркни грамматические основы.  

3. Составь схему предложения.

Делай так: В синем небе  звёзды  блещут  , в синем море волны  хлещут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Постановка задачи «Как проверить орфограммы в высказывании?» Орфограммы связанные и не связанные с обозначением фонем.

Урок русского языка в 3-м  классе по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, программа Г.Н.Кудиной, З.Н.Новлянской – ставит целью учить  определять тип орфограмм,  р...

Урок русского языка в 3 классе по теме: «Обобщение знаний о правописании корневых орфограмм, требующих подбора однокоренных слов для проверки орфограммы в корне».

Тема: «Обобщение знаний о правописании корневых орфограмм, требующих подбора однокоренных слов для проверки орфограммы в корне».Цель:- создать ситуацию, помогающую на основе учебного исследования подв...

Памятка для учащегося начальной школы по русскому языку УМК Школа 2100 Работа над ошибками Орфограммы, изученные в 1-2 классе

"Как выполнять работу над ошибками" . Памятка для учащихся 1-2 классов по русскому языку. Работа над ошибками  . Орфограммы, изученные в 1-2 классе...

Слова и изученной орфограммой, графическое обозначение орфограммы.rar

Слова и изученной орфограммой, графическое обозначение орфограммы...

Урок русского языка во 2 классе по системе Эльконина-Давыдова "Проверка орфограмм в корне разными способами. Проверка орфограмм по словарю"."

Дети учатся проверятьорфограммы слабых позиций всеми известными способами, сами ставят цель урока, на протяжении всего урока работают с листом самоконтроля....

Конспект урока по русскому языку. 3 класс. Тема: Работа над ошибками диктанта . Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания.

Конспект урока по русскому языку. 3 класс.  Тема: Работа над ошибками диктанта . Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности  проверки их написания....

Памятка "Орфограммы в русском языке. Работа над ошибками при изучению орфограмм"

Развитие орфографической зоркости - один из актуальных вопросов на уроках русского языка в начальной школе. В материале приведены все виды орфограмм, изучаемых в начальных классах....