Памятка "Работа над ошибками. Орфограммы"
тренажёр по русскому языку (2, 3, 4 класс)
Памятка "Работа над ошибками. Орфограммы" помогает ученикам выполнять работу над ошибками по образцу и одновременно повторять изученные орфограммы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_orfogrammy_rabota_nad_oshibkami.docx | 39.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Орфограммы
(Работа над ошибками)
Заглавная буква в именах собственных.
Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия (стран, городов, рек, озёр, морей), названия улиц, площадей, художественных произведений, журналов называются именами собственными.
Имена собственные пишутся с большой (заглавной) буквы.
Работа над ошибками:
1. Запиши слово правильно.
2. Подчеркни большую букву.
Александр Сергеевич Пушкин, город Тула, река Нева, кошка Мурка.
Гласные после шипящих.
ЖИ-ШИ пиши с буквой И,
ЧУ - ЩУ пиши с буквой У,
ЧА-ЩА пиши с буквой А.
Работа над ошибками:
1. Запиши слово правильно.
2. Подчеркни сочетание.
Живу, пушистый, прячу, ищу, чашка, щавель.
Перенос слов.
1. Слово переносится с одной строки на другую по слогам.
2. Нельзя оставлять в конце строки и переносить на другую строку 1 букву.
МОЖНО: ака - ция НЕЛЬЗЯ: а - кация, акаци - я
3. Буквы ь, ъ, й при переносе слова нельзя отделять от стоящей впереди буквы.
4. При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строчке, а другая переносится.
Работа над ошибками:
1. Выпиши слово, подчеркни гласные буквы( сколько гласных, столько и слогов).
2. Раздели на слоги.
3. Подумай, как можно перенести, запиши.
О/си/на, оси - на. Строй/ка, строй - ка. Подъ/езд, подъ - езд. Кас/са, кас - са.
Сочетания чк, чн, нч, нщ, щн, рщ.
В сочетаниях чк, чн, нч, нщ, щн, рщ мягкий знак не пишется.
Работа над ошибками:
1. Запиши слово правильно.
2. Подчеркни сочетание.
Печник, каменщик, девочка.
Непроверяемые гласные и согласные (слова из словаря).
Написание некоторых слов нужно запоминать. Такие слова можно проверить по словарю.
Работа над ошибками:
1. Запиши слово правильно. Поставь ударение.
2.Подчеркни букву, написание которой нужно запомнить.
Корова, ученик.
Проверяемые гласные в корне слова (а, о, и, е, я).
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы безударный гласный стал ударным.
Работа над ошибками:
1. Запиши слово правильно. Поставь ударение.
2.Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную.
3.Подбери проверочное слово и запиши рядом. Обозначь орфограмму.
Делай так: сады — сад, волна — волны, червивый — червь.
Проверяемые парные согласные в корне слова.
Чтобы проверить парный согласный в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после согласного стоял гласный или звуки [л], [м], [н], [р], [в].
(Берег - берег а , морковка - морковный.)
Работа над ошибками:
1. Запиши слово правильно. Выдели корень.
2. Подбери проверочное слово и запиши рядом. Обозначь орфограмму.
Делай так: канавка - канавы, снежки - снежный, снежок, шарф - шарфы.
Мягкий знак (ь) - показатель мягкости.
Мягкость согласного звука на конце и в середине слова перед другими согласными обозначается мягким знаком (ь): львы, конь.
Работа над ошибками:
1. Запиши слово правильно.
2. Обозначь орфограмму (подчеркни ь и согласную перед ним).
Делай так: тень, тьма, ель.
Разделительный мягкий знак.
Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласных перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И.
В этом случае буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука: ружьё - ружь [й' о], колье -
коль[й' э].
Работа над ошибками:
1. Запиши слово правильно.
2. Обозначь орфограмму.
р р
Делай так: в ь ю г а, л и с т ь я.
Раздельное написание предлогов с другими словами.
Предлоги пишутся отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Предлоги никогда не употребляются с глаголами.
Работа над ошибками:
1. Запиши слово с предлогом.
2. Обозначь орфограмму.
пр
Делай так: к берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу.
Удвоенная согласная в слове.
Написание слов с удвоенными согласными в корне надо проверять по словарю.
Работа над ошибками:
1. Запиши слово правильно. Подбери однокоренное слово.
2. Обозначь орфограмму.
Делай так: класс - классный, Анна - Аннушка.
Разделительный твёрдый знак.
Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласный, перед гласными Е, Ё, Ю, Я.
Работа над ошибками:
1. Запиши слово правильно.
2. Обозначь орфограмму.
р р р
Делай так: п о д ъ е з д, с ъ е с т , о б ъ ё м.
Непроизносимые согласные в корне слова.
Для проверки слов с непроизносимым согласным звуком в корне нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный звук произносится отчётливо: честь - честный , солнечный - солнце.
Если ни в одном проверочном слове согласный не произносится, то и буква не пишется: чудесный - чудеса, ужасный - ужас, прекрасный - прекрасен.
Работа над ошибками:
1. Запиши слово правильно. Подбери однокоренное слово, где согласный произносится отчётливо.
2. Обозначь орфограмму.
Делай так: звезда - звёздный, празден - праздник, здоровье - здравствуй.
Мягкий знак на конце существительных после шипящих (ж, ш, щ, ч).
На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак: мышь, печь.
На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак НЕ пишется: гараж, борщ, камыш.
Работа над ошибками:
1. Запиши слово правильно. Определи род.
2. Обозначь орфограмму.
Делай так: луч (м.р.), лещ (м.р.), ночь (ж.р.).
НЕ с глаголами.
Слово НЕ - это частица. Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. Кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются: нездоровится, негодовать, ненавидит.
Работа над ошибками:
1. Запиши слово правильно. 2. Обозначь орфограмму.
ч гл ч гл
Делай так: не пришёл, не сделает.
Безударное падежное окончание имени существительного.
Работа над ошибками:
1. Запиши слово правильно.
2.Определи тип склонения, падеж.
3. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников (1 скл.- доска, 2 скл. – окно, 3 скл.- дверь).
4. Обозначь орфограмму.
Делай так: на опушк е (на доск е , 1скл., П.п.), у тетрад и (у двер и , 3 скл., Р.п.).
Безударное падежное окончание имени прилагательного.
Работа над ошибками:
1. Запиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится.
2. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. 3.Выдели окончание прилагательного.
Делай так: к лесу (какому?) дальн ему—м.р., ед. ч., Д.п.
Мягкий знак в личных окончаниях глаголов 2-го лица ед. числа.
Глаголы настоящего и будущего времени во 2-м лице ед.числа имеют личные окончания -ешь, -ёшь, -ишь. На конце глаголов 2-го лица пишется мягкий знак.
Работа над ошибками:
1. Запиши слово правильно. 2. Обозначь орфограмму.
Делай так: бега ешь (н.в.,2 л., ед.ч.), вспомн ишь (б.в., 2 л.. ед.ч).
Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах.
Если возвратный глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то в нём перед суффиксом - ся пишется мягкий знак: -ться. Если глагол отвечает на вопросы что делает? что сделает?, то в нём перед суффиксом - ся не пишется мягкий знак: -тся.
Делай так: (что делают?) купаются, (что делать?) купаться.
Безударное личное окончание глагола.
Работа над ошибками:
1. Запиши слово правильно. Обозначь ударение.
2. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на что оканчивается неопределённая форма глагола.
3. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола в нужном лице и числе.
Делай так: Пиш ет — писать, Ӏ спр. . Став ит - ставить, ӀӀ спр.
Однородные члены предложения.
Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. Однородные члены связаны перечислительной интонацией и союзами и, а, но. Между однородными членами перед союзами а, но всегда ставится запятая.
Работа над ошибками:
1. Запиши предложение правильно.
2.Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят.
3.Составь схему предложения.
Делай так: Сильный ветер сорвал листья с деревьев , разметал их по дороге.
,
Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге.
Простое и сложное предложение.
В простом предложении одна грамматическая основа. Сложное предложение состоит из двух и более частей (грамматических основ).
Работа над ошибками:
1. Запиши предложение правильно.
2. Подчеркни грамматические основы.
3. Составь схему предложения.
Делай так: В синем небе звёзды блещут , в синем море волны хлещут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Постановка задачи «Как проверить орфограммы в высказывании?» Орфограммы связанные и не связанные с обозначением фонем.
Урок русского языка в 3-м классе по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, программа Г.Н.Кудиной, З.Н.Новлянской – ставит целью учить определять тип орфограмм, р...
Урок русского языка в 3 классе по теме: «Обобщение знаний о правописании корневых орфограмм, требующих подбора однокоренных слов для проверки орфограммы в корне».
Тема: «Обобщение знаний о правописании корневых орфограмм, требующих подбора однокоренных слов для проверки орфограммы в корне».Цель:- создать ситуацию, помогающую на основе учебного исследования подв...
Памятка для учащегося начальной школы по русскому языку УМК Школа 2100 Работа над ошибками Орфограммы, изученные в 1-2 классе
"Как выполнять работу над ошибками" . Памятка для учащихся 1-2 классов по русскому языку. Работа над ошибками . Орфограммы, изученные в 1-2 классе...
Слова и изученной орфограммой, графическое обозначение орфограммы.rar
Слова и изученной орфограммой, графическое обозначение орфограммы...
Урок русского языка во 2 классе по системе Эльконина-Давыдова "Проверка орфограмм в корне разными способами. Проверка орфограмм по словарю"."
Дети учатся проверятьорфограммы слабых позиций всеми известными способами, сами ставят цель урока, на протяжении всего урока работают с листом самоконтроля....
Конспект урока по русскому языку. 3 класс. Тема: Работа над ошибками диктанта . Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания.
Конспект урока по русскому языку. 3 класс. Тема: Работа над ошибками диктанта . Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания....
Памятка "Орфограммы в русском языке. Работа над ошибками при изучению орфограмм"
Развитие орфографической зоркости - один из актуальных вопросов на уроках русского языка в начальной школе. В материале приведены все виды орфограмм, изучаемых в начальных классах....