Технологическая карта по русскому языку на тему "Род имен прилагательных" 3 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Цель деятельности учителя: ознакомление с изменением имен прилагательных по родам; формирование умений определять род имён прилагательных.
Планируемые результаты
Предметные:
знать: способы определения рода у имен прилагательных;
уметь: соотносить окончания прилагательных с вопросом; изменять прилагательные по родам; согласовывать прилагательные с существительными.
Личностные:
- сформировать уважительного отношения к иному мнению;
- принять и освоить социальную роль обучающегося, развить мотивы учебной деятельности и сформировать личностный смысл учения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Род имен прилагательных" 3 класс УМК "Школа России" | 28.88 КБ |
Род имен прилагательных 3 класс | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 5.03.2019 | Учитель: Ходыкина М.Ю. |
Школа: МАОУ СОШ № 152 | Студент: Уржумова О. |
Класс: 3в | Методист: Кондратьева И.И. |
Кабинет: 214 |
Конспект урока по русскому языку
Тема: Род имен прилагательных
Цель деятельности учителя: ознакомление с изменением имен прилагательных по родам; формирование умений определять род имён прилагательных.
Планируемые результаты
Предметные:
знать: способы определения рода у имен прилагательных;
уметь: соотносить окончания прилагательных с вопросом; изменять прилагательные по родам; согласовывать прилагательные с существительными.
Личностные:
- сформировать уважительного отношения к иному мнению;
- принять и освоить социальную роль обучающегося, развить мотивы учебной деятельности и сформировать личностный смысл учения.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: УМК «Школа России» учебник «Русский язык» 3 класс: В 2 ч./В.П.Канакина,В.Г.Горецкий.-М.:Просвещение\Учебник,2015.-Ч.2; учебная презентация.
Этап урока Методы и приемы | Хро нометраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой | 1 мин | Парная форма работы -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Александровна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. -Посмотрите друг на друга, пожелайте друг другу хорошего урока и отличных оценок. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. | Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный: орфографический диктант | 3 мин. | Фронтальная форма работы - Откройте тетради запишите число и классная работа - Сейчас я загадываю загадку, а вы записываете отгадки. Не забудьте поставить ударение и выделить орфограмму. (Один ученик идет к доске, записывает отгадки) 1. Второй месяц весны… 2. Самая близкая звезда к Земле 3. Инструмент для забивания гвоздей. 4. Шестой день недели. 5. Антоним к слову «белый» 6. Овощ, сочный плод, из которого готовят томат. 7. Овощ, корнеплод оранжевого цвета, сладкий на вкус. 8.Синоним к слову «друг». 9. Предмет мебели, предназначенный для сна. 10. Дикое животное, проводящее зиму в спячке. - Сравните ваши слова со словами, которые записаны на доске. - Назовите «лишнее» слово - Почему оно лишнее? - Что общего у оставшихся слов? -Докажите. -Ребята, имена существительные изменяются по родам? - Как определить род имен существительных? - Определите род имен существительных. - Давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним»: слово черный. - Скажите, а сможем ли мы определить род этого слова? - Почему возникло это затруднение? | Выполняют задание. -Апрель -Солнце - Молоток -Суббота -Черный -Помидор -Морковь - товарищ -кровать - медведь -черный - Потому что это имя прилагательное Это имена существительные. Отвечают на вопросы кто? что? И обозначают предмет.-нет, сущ. не изменяются по родам, это постоянный признак - подставить местоимения Другая часть речи. | К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; |
III. Постановка учебной задачи Словесный: работа с книгой Словесный: подводящий диалог | 5 мин. | Фронтальная работа - Ребята, как определить род? -Является ли это постоянным признаком? имя прилагательное с существительным связано. Сегодня мы с вами должны узнать, изменяются ли по родам имена прилагательные. - Откройте учебник на стр. 72 и предположите тему урока. - Какую цель вы поставите на урок? | Отвечают на вопросы -Задать вопрос от существительного. - Нет, оно изменяется -Род имен прилагательных -Научиться определять род имени прилагательного | Л: учебно- познавательный интерес, мотивация К: владеть диалогической формой речи Р: целеполагание |
IV. Открытие нового знания Практический: Анализ языкового материал Чтение и анализ правила Наглядный: анализ таблицы | 15 мин. | Первичное знакомство с текстом. Фронтальная форма работы -Прочитайте в упр. 124 на стр. 72 словосочетания Молодой лес, молодая роща, молодое дерево. (на слайде) Назовите имена прилагательные. Назовите окончания имён прилагательных. Что вы заметили? - От чего зависит род и число имени прилагательного? - Назовите окончания из 1 и 2 столбика - Прочитайте ниже сведения о языке. - Как изменяется имя прил. в единственном числе? Найди в правиле. - Как определить род имени прил.? Найди в правиле. - Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте. - Откройте учебники. Прочитайте упр. 125. Рассмотрите таблицу. - А теперь, пользуясь правилом и таблицей, ответьте на вопросы в учебнике: - В форме какого числа имена прил. изменяются по родам? -Какого рода бывают имена прил.? -По каким признакам можно определить их род? -Расскажите о прилагательных м.р., ж.р, ср.р. - Посмотрите на пример. У каких прилагательных безударное окончания? -Как можно проверить? -У прилагательного какого рода окончания нельзя проверить с помощью вопросов? - А сейчас прочитайте, на что нужно обратить внимание. - Что вы узнали? | Отвечают на вопросы - Разные окончания у имен прилагательных - От существительного, с которым оно связано смыслу. - -ой, -ая, - ое, -ее, -ий, -яя. - По родам. -По роду существительного, с которым оно связано. - единственного числа -м.р., ж.р., ср.р. -По вопросу и окончанию - лесной, лесная, лесное. - Задать вопрос | Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров |
V. Первичное закрепление Практический: Списывание с грамматическим заданием Словесный: беседа | 6 мин. | Фронтальная форма работы - Откройте страницу 73, посмотрите упражнение 126. - Прочитайте задание. Что нужно сделать? - Ребята, в каком числе стоят все прил.? -А что мы знаем о прил. в единственном числе? - Как определить род имени прил. в ед. числе? - Сейчас два человека пойдут к доске. Остальные будут работать в тетрадях. 1 вариант будет составлять словосочетания с 1 и 2 прил.; 2 вариант с 3 и 4 прил. - Закончили. - Расскажите, как вы определили род у имени прил.? -Давайте проверим. Правильно ли сделали те, кто выполнял у доски? Оцените их работу. | Отвечают на вопросы и выполняют задание - в ед. числе. - изменяется по родам - задать от сущ. вопрос | П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации. |
1 мин | Физминутка | |||
VI. Самостоятельная работа с проверкой Практический: Упражнение Списывание | 6 мин. | Фронтальная и групповая формы работы. - Откройте страницу 74, посмотрите упражнение 127. - Прочитайте загадки. Что помогло их отгадать? - Как определить род имени прил. в ед. числе? - Спишите загадки в тетрадь, определите род имен прил., выделите их окончание. - Расскажите, как вы определили род у имени прил.? - Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, и мы проверим правильно ли вы определили род имени прил. и выделили окончание. Посмотрите на слайд. Если все правильно поставьте плюс. - Обменяйтесь тетрадками. | Выполняют самостоятельно упражнение. -прилагательные - задать вопрос | Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения. Р: целеполагание К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. |
VII. Включение в систему знаний Практический: Упражнение Словесный: беседа | 3 мин. | Фронтальная и групповая формы работы -Сейчас мы поработаем в группах. Каждая группа получит свой текст. Вам нужно вставить пропущенные слова в текст. (Приложение) - Первая группа прочитайте, что у вас получилось. - Слова какой части речи пропущены в тексте? - Определите род пропущенных прилагательных. Давайте проверим. Вторая группа? Третья группа? Четвертая? Пятая? Шестая? - Для чего нужны прилагательные в тексте? Откройте дневники и запишите домашнее задание на стр. 74 упр. 128 | Работают в группах с текстом, выделяют род. имен. прил. | П: построение рассуждения; осуществление синтеза К: умение полно и точно выражать мысли;, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной. |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: формулирование выводов, обобщений. | 2 мин. | - Какая тема была сегодня на уроке? -Какую цель мы ставили на урок? Достигли мы её? - Чем отличается род сущ. от рода прил.? Кто считает, что сегодня он всё понял поднимет зелёный карандаш. А кто сегодня не до конца понял о чём мы говорили на уроке, поднимет желтый карандаш. Вы большие молодцы, урок окончен! | Отвечают на вопросы - | П: построение речевого высказывания П: осуществление синтеза |
Падают листья.
Пришла в парк _______ осень. Чуть сыровато. На ________паутинках висят _______________ листочки. Как хороши они! Долго падают __________ листья. Трава уже пожелтела и напоминает __________ ковёр. Я провожаю _____________ глазами листок. Он падает на _________ ковер осени.
Слова для справок: теплая, пожелтевшие, последние, прозрачных, золотой, яркий, голубыми.
Помощник.
Идёт человек по________ лесу. На деревьях __________ шапки снега. _________ ели выпрямились. __________ лапы держат снег. А _________ берёзы согнулись дугой. Человек стукнул _________ палкой по берёзе. ________ снег с вершины свалился. _________ красавица свободно вздохнула, выпрямилась.
Слова для справок: тяжёлые, зимнему, снежные, еловые, дубовой, тонкие, русская, пушистый.
Лакомка.
Стоял _______ день. Странный шум доносился из _________ ельника. Мы осторожно раздвинули ___________ ёлочки. На земле сидел __________ ястреб. Своими _______________ лапами он прижимал к земле кусок __________ сот. Пчёлы атаковали ____________ разбойника.
Слова для справок: тёплый, колючие, молодого, когтистыми, крупный, пернатого, пчелиных.
Ёж.
Был в лесу ________пень, там в дупле _______ еж устроил гнездо. ________ днем он спал, а_______ вечером выходил на охоту. Однажды _______вечером еж проснулся и пошел искать пищу. Вдруг он увидел___________ змею. Змея зашипела и бросилась на ежа.
Слова для справок: колючий, старый, пятнистую, летним, жарким, поздним.
Весна.
Стояла _____погода. Потом вдруг подул________ ветер. Небо закрыли_______ тучи. Три дня лил _______дождь. Утром выглянуло______ солнце. Зеленела______ трава. Надулись почки калины и ______березы. Пришла________ весна.
Слова для справок: сильный, ясная, молодая, толстые, серые, теплый, яркое, липкой, настоящая.
Прогулка.
Синие небо и________ дыхание ветерка так и манили меня на прогулку. Я отправился в________ рощу. ________ роса еще покрывала траву, и в воздухе чувствовалась_______ сырость. _________листочки деревьев были точно покрыты лаком. На траве сверкали_______ капли росы. Слова для справок: соседнюю, молодые, утренняя, крупны, свежее, ранняя.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: «Род имён прилагательных» Цели урока: 1)узнать, как определить род имени прилагательного; 2) научиться определять род имени прилагательного.
Упражнение 127 Шапочка алая, Жилеточка нетканая, Кафтанчик рябенький. Красный цвет, Винный вкус, Каменное сердце. Ж.р. М.р. Ср.р.
1 группа Падают листья. Пришла в парк тёплая осень. Чуть сыровато. На прозрачных паутинках висят пожелтевшие листочки. Как хороши они! Долго падают последние листья. Трава уже пожелтела и напоминает золотой ковёр. Я провожаю голубыми глазами листок. Он падает на яркий ковер осени.
2 группа Помощник. Идёт человек по зимнему лесу. На деревьях снежные шапки снега. Тяжёлые ели выпрямились. Еловые лапы держат снег. А тонкие берёзы согнулись дугой. Человек стукнул дубовой палкой по берёзе. Пушистый снег с вершины свалился. Русская красавица свободно вздохнула, выпрямилась.
3 группа Лакомка. Стоял тёплый день. Странный шум доносился из молодого ельника. Мы осторожно раздвинули колючие ёлочки. На земле сидел крупный ястреб. Своими когтистыми лапами он прижимал к земле кусок пчелиных сот. Пчёлы атаковали пернатого разбойника. Мн.ч.
4 группа Ёж. Был в лесу старый пень, там в дупле колючий еж устроил гнездо. Жарким днем он спал, а поздним вечером выходил на охоту. Однажды летним вечером еж проснулся и пошел искать пищу. Вдруг он увидел пятнистую змею. Змея зашипела и бросилась на ежа.
5 группа Весна. Стояла ясная погода. Потом вдруг подул сильный ветер. Небо закрыли серые тучи. Три дня лил теплый дождь. Утром выглянуло яркое солнце. Зеленела молодая трава. Надулись почки калины и липкой березы. Пришла настоящая весна. Ср.р.
6 группа Прогулка. Синие небо и свежее дыхание ветерка так и манили меня на прогулку. Я отправился в соседнюю рощу. Утренняя роса еще покрывала траву, и в воздухе чувствовалась ранняя сырость. Молодые листочки деревьев были точно покрыты лаком. На траве сверкали крупные капли росы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка "Слово и слог" 1 класс. Школа России
Работа содержит технологическую карту урока русского языка с применением материала портала Учи.ру...
Технологическая карта урока русского языка. Тема "Род имен существительных" 3 класс. УМК "Школа России"
Технологическая карта урока русского языка. Тема "Род имен существительных" 3 класс. УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока русского языка «Морфологический разбор имени существительного как части речи»(УМК «Школа России, 4 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: совершенствование знаний о морфологическом разборе имени существительного как части речи, падежных окончаниях имён существительных.Задач...
Технологическая карта урока русского языка «Именительный падеж имени существительного» 3 класс УМК Школа России В. П. Канакина, В. Г. Горецкий
Тип урока: открытие «нового знания»Цель урока: формирование представления о роли имён существительных в именительном падеже впредложении, развитие умения определять падеж существ...
Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Связь имени прилагательного с именем существительным" (УМК "Школа России", 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование представления о способе связи имени прилагательного с именем существительным.Задачи урокаДидактические:Сформировать умени...
Технологическая карта урока русского языка. Тема:"Изменение имен прилагательных по родам"(3 класс, УМК "Школа России").
Тип урока: “открытие” нового знания. Цель урока: формирование представлений об изменении имен прилагательных по родам; Задачи урокаДидактические:Познакомить с изменением им...
Технологическая карта урока русского языка. Тема:"Изменение имен прилагательных по числам"(3 класс, УМК "Школа России").
Тип урока: “открытие” нового знания. Цель урока: формирование представлений об изменении имен прилагательных по числам; Задачи урокаДидактические:Познакомить с изменением и...