Формирование регулятивных УУД на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку
Представлены упражнения и приемы по формированию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar_regulyativnye_uud.ppt | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Требования ФГОС Системно-деятельностный подход в обучении Компетентностно-ориентированные технологии Субъект-субъектные отношения учителя и обучающихся Интерактивное взаимодействие и сотрудничество Самостоятельность обучающихся в целеполагании, решении проблемы, выборе форм и средств достижения цели, оценивании и рефлексии Формирование УУД
Проблема
К регулятивным УУД относятся: • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию.
Цель работы: разработка системы упражнений и приемов по формированию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.
Практическая значимость Возможность использования системы упражнений и приемов в практической деятельности учителей начальной школы при формировании регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ Задания, направленные на формирование регулятивных УУД Приём «Ассоциации» 1. Тема урока «Родственные слова». Имя урока – «Семья». - Прочитайте имя урока и назовите признаки семьи. - Каким образом слово «семья» будет связано с темой урока? (Слова делятся на группы – семьи. У каждой группы слов есть общие признаки, значит, это родственные слова) - Спланируйте свою сегодняшнюю деятельность на уроке. (Будем находить, и подбирать родственные слова, выделять их общие признаки)
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ Задания, направленные на формирование регулятивных УУД 2. Тема урока «Чередование звуков в корнях слов, которое мы не видим на письме». Имя урока – «Волшебники» - Сегодня на уроке вы будете волшебниками. Кто такой волшебник? - А что можно превращать на уроке русского языка? (Буквы, звуки, слова) - Какая цель урока? (Будем учиться превращать слова) - Проверим свои предположения, прочитаем тему урока в учебнике и правило (умение высказывать предложения на основе работы с учебником, умение работать с информацией). Зачем нужно изменять (превращать) слова? (Для проверки парного согласного на конце слова)
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ Задания, направленные на формирование регулятивных УУД 3. Тема «Безударные гласные в корне слова». Имя урока «Битва гласных». На доске запись: Трава, вода. - Что объединяет данные слова (Звук (а) в первом слоге) - А почему записаны разные буквы? - Сформулируйте тему и цель урока. Спланируйте свою деятельность и предположите, какого результата вы достигнете к концу урока).
ПЛАНИРОВАНИЕ Для формирования умения планировать собственную учебную деятельность эффективны следующие приёмы: -обсуждение готового плана решения учебной задачи; -работа с деформированным планом решения учебной задачи; - использование плана с недостающими или избыточными пунктами; - составление своего плана решения учебной задачи .
Прием «Линия времени» 1. Устанавливаем этапы на «Линии времени» - А ктуализация; Н овый продукт; Р еализация и использование продукта. Каждый этап ассоциируется со временем – на этапе актуализации идет повторение ( П рошедшее время); на этапе создания Нового продукта действия совершаются сейчас в данное время ( Н астоящее время) и на этапе Реализации и использования продукта будет происходить закрепление ( Б удущее время). 2. Переходя от одного этапа к другому необходимо выполнение ряда дополнительных действий и привлечение средств для достижения целей. 3. Формула: 3 этапа + действия и средства = Результат Актуализация Новый продукт Реализация Действия и средства Действия и средства
ПЛАНИРОВАНИЕ План урока должен быть рабочим: необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия .
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА Приёмы оценочной деятельности (при безотметочном обучении) Дети в 1 классе оценивают работу, используя разные знаково-символические средства. Введены три критерия оценивания: А - аккуратность, П – правильность, К - красота написания. Обучающиеся оценивают свою работу по трем шкалам- высокий, средний и низкий уровень, поставив крестик на одном из них. После проверки такую же работу проделывает и сам учитель. Если он согласен с мнением ученика, то он обводит крестик в кружок. Если, не согласен, ставит на шкале свою отметку выше или ниже. Затем в беседе с учащимся выясняются причины расхождения оценок.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА Начиная со 2 класса вводятся следующие формы оценивания: Лесенка – ученики отмечают на ступеньках, как усвоили материал: Нижняя – не понял, Средняя ступенька – требуется небольшая помощь, Верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал, может работу выполнить самостоятельно.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА . Светофор – оценивать выполнение заданий с помощью цветовых сигналов: Красный – нужна помощь! Зелёный – я умею сам. Жёлтый – умею, но не уверен ещё Смайлики – Весёлый –я доволен собой (справился с заданием). Простой – мне было трудно, но я справился. Грустный – мне нужна помощь (трудно, задания сложные).
Работу с эталонами , под которыми понимается точный образец установленной единицы измерения, можно проводить на минутках чистописания , где есть образцы (эталоны) написания букв, соединения букв. Пример урока русского языка по теме «Заглавная буква Т». После объяснения, показа учителем и практической тренировки учащимся дается задание: «Пропишите заглавную букву Т, соблюдая параметры эталона (наклон, высота, ширина)». Ученики должны соблюдать уже несколько критериев, входящих в эталон.
КОРРЕКЦИЯ В рабочий план учащиеся вносят необходимые дополнения и коррективы и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
КОРРЕКЦИЯ Изучая тему урока «Формы слова» учащиеся вводят коррективы в план действий по распознаванию форм слова, т.к. были затруднения в освоении. Они совместно с учителем делают план-схему и дополнительные рисунки, способствующие различать разные слова и формы одного и того же слова.
Критерии сформированности у учащегося регуляции своей деятельности: выбирать средства для организации своего поведения; запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинать и заканчивать действие в нужный момент; тормозить ненужные реакции.
Результаты сформированности регулятивных УУД : Ученик умеет составлять план действий. Ученик может внести необходимые дополнения и коррективы в план, и способ действия в случае необходимости. Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения. Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Ученик способен к волевому усилию. Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля. У ученика сформирован внутренний план действий. Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий.
Зачем необходимо ребенку формирование регулятивных УУД? Какого результата он может достичь?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян. Дмитрий Менделеев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка
В данном выступлении описан опыт по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах. ...
Статья "Формирование орфографических умений на уроках русского языка в начальной школе"
В этой работе показана важность осознанного овладения навыками грамотного письма. Опыт показывает, что только при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится част...
Самообразование"Формирование морфологических обобщений на уроке русского языка" (исследовательская работа)
Самообразование: 1. "Формирование морфологических обобщений на уроке русского языка"2. Формирование коллектива с 1 класса...
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (Formation of regulatory UUD at Russian lessons in elementary school)
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствов...
«Система учебных задач, направленных на формирование у школьников регулятивных УУД на уроках русского языка»
Основы формирования «умения учиться» закладываются в период начального обучения ребенка в школе: полученный в это время опыт во многом предопределяет успешность обучения личности в течение всей послед...
Статья "Формирование у учащихся регулятивных УУД на уроке русского языка в начальной школе"
Вашему вниманию предлагаю статью о формировании у учащихся УУД на уроке русского языка в начальной школе....
Комплекс приемов, способствующих формированию регулятивных УУД на уроках русского языка.
Комплекс приемов, способствующих формированию регулятивных УУД на уроках русского языка....