Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Местоимение"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс по программе  УМК "Школа России" В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Знакомство с частью речи - местоимение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока    2 класс

УМК «Школа России»

Предмет: русский язык

Тема: «Местоимение.»

Цели: через организацию учебного сотрудничества формировать представления о местоимении как части речи, его роли в предложении, совершенствовать умение правильно распознавать личные местоимения среди других слов в предложении, правильно употреблять местоимения в письменной и устной речи

Планируемые результаты:

Личностные:

- способствовать развитию доброжелательности, сотрудничества со сверстниками и учителем, самостоятельности, самоопределения.

- уметь оценить свою работу и работу товарища;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Метапредметные:

Регулятивные

- принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

-уметь строить работу с партнёрами;

-использовать речевые средства для решения познавательных задач

Познавательные

- осознавать местоимение как часть речи,

- осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

- совершенствовать умения использовать местоимений в речи.

 -освоение способов работы с учебной книгой, умение сравнивать, делать выводы;

Предметные:

- распознавать личные местоимения среди других слов в предложении

- различать местоимения и имена существительные

- приводить примеры разных частей речи

Оборудование: учебник «Русский язык» - 2 класс, часть 2 (авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий), карточки для

учащихся, мультимедийный проектор, компьютер, презентация урока.

Технологии (способы/средства реализации педагогической цели):

  • технология деятельностного метода; игровая технология;
  • здоровьесберегающая технология;
  • технология формирования коммуникативной культуры и навыков сотрудничества.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Мотивационный

Цель: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

- Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте!

Подарите друг другу улыбку. Я надеюсь, что совместный труд принесёт нам радость общения.

-  Я желаю вам удачи на уроке. Пожелайте удачи друг другу.

- Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!» Слайд 1

- А что такое тайна?

-А вы готовы открывать тайны? Тогда начнем?!

Приветствуют учителя.

Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей.

Высказывают свои предположения.

1.Регулятивные

а) нацеливание на успешную деятельность.

2.Личностные

а)выражение  положительного отношения к процессу познания.

Актуализация знаний и постановка темы урока

Цель: организовать работу по повторению и применению полученных знаний

Каллиграфическая минутка

Цель: развивать умения каллиграфически правильно писать буквы

Самоопределение к деятельности

Определение темы урока

1.– У нас урок русского языка. Проверьте готовность.

Какие части речи вы изучили?

Слайд 2

Откройте тетради, положите их правильно с наклоном, запишите число, а внизу с большой буквы классная работа.

 3. Чистописание:

- Ребята, сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий. Прежде чем мы их выполним, запишем дату и выполним работу по чистописанию.

- А вот какую букву мы будем писать, вы узнаете, отгадав загадку.

-Она в начале важных слов:

Мир, Москва и мама.

Она в начале вкусных слов:

Мороженое, мёд.

Её увидишь у метро,

Ведь там она живёт.

             ( буква «м»)

Слайд 3

Выпишите знакомые слоги. Тыамянмывзонксонаионоронитвы

(ты   я   мы    он    она    оно  они  вы)

Запишите их

- Проверка       Слайд 4

- Что сможете сказать об этих словах?

- Что называют  местоимением?

Определите тему урока

Тема: Местоимения         Слайд 5  

Назовите цель урока:

- Почему она так называется? ( Местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов, чтобы текст был более красивым и правильным.)

 

- Такие местоимения называют личные

СЛАЙД 6. Это личные местоимения.

Ответы учащихся

Выполняют письмо по образцу. Вырабатывают каллиграфический почерк.

Записывают в тетради

Это местоимения.

Отвечают правило о местоимении.

Способствовать ознакомлению с личным местоимением, его значением, употреблением в речи , развитию умения распознавать личные местоимения среди других слов и в предложении; различать местоимения (в начальной форме) и имена существительные Распознание личных местоимений среди других слов и в предложении. Развивать речь учащихся.

1.Регулятивные

а) нацеливание на успешную деятельность.

2.Личностные

а)выражение  положительного отношения к процессу познания.

3.Коммуникативные

а) формирование умения слушать и слышать

Предметные:

классифицировать объекты по определенному признаку.

совершенствование умения писать буквы и их соединения

- постановка учащимися цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что не известно

Работа по теме урока

Цель: сформировать понятие о местоимении, как части речи

- Мы стремимся к тому, чтобы наша речь была правильной и выразительной, но иногда частое употребление одного и того же слова режет слух. Чтобы избежать повторов, на помощь приходит нам  новая для часть речи.

А сейчас я попрошу вас выступить в роли редакторов. Кто такой редактор? У вас на парте находится конверт с текстом, который вы сейчас и будете править. Прочитаем его.

В солнечный день дети пошли за грибами. Дети взяли с собой плетёные корзины. Дети вышли на поляну. Около берёзы дети увидели подберёзовик с коричневой шляпкой.

- Что вы узнали из текста?

-На что вам, как редакторам нужно обратить внимание?

- Чем вы будете заменять повторяющееся слово

-Что такое подберёзовик?

Пришло время редактирования текста.

Посмотрим, что у вас получилось.

Запишите первое и второе предложение в тетрадь.

Подчеркните грамматическую основу предложений. Подпишите части речи.

-На что вы обратили внимание?

К какому выводу пришли?

- Как вы думаете, зачем нам нужны местоимения?

- Можем ли мы обойтись без них?

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!

Редактор – человек, который редактирует (исправляет) текст при подготовке его к печати

Работа в парах.

В каждом предложении повторяется имя существительное дети. Нужно его заменить.

Повторяющиеся имена существительные в рядом стоящих предложениях можно заменить:

• местоимением;

• синонимами;

образным выражением.

-Съедобный гриб.

В солнечный день дети пошли за грибами. Они взяли с собой плетёные корзины. Ребята вышли на поляну. Около берёзы они увидели подберёзовик с коричневой шляпкой.

Работа в тетради.

- Во втором предложении подлежащее выражено местоимением.

-Вывод: в русском языке подлежащее может быть выражено как существительным, так и местоимением.

-Местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов, чтобы текст был более красивым и правильным.

Познавательные: Высказывание собственных предположений, выдвижение гипотез

Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывают разные мнения; координируют в сотрудничестве разные позиции. Обмениваются
мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания. (коммуникативные УУД)

Предметные:

- Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении

- Различать местоимения и имена существительные

Физминутка

Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью; снять физическую усталость

Слайд 7.

Светит, яркое, вы, солнце, оно, дует, тёплый, он, ветер, они, бегут, она, кружат, мы.

Глагол- приседают, существительное – шагают, прилагательное- наклоны туловища, местоимения - подпрыгивают

Осуществляют профилактику утомляемости.

Закрепление изученного материала

Цель: развивать умения применять полученные знания на практике

Работа по учебнику

1.Молодцы! Отдохнули, давайте продолжим дальше разгадывать тайну русского языка. Ребята, а давайте немного понаблюдаем за местоимениями и узнаем  о них ещё кое-что интересное. Готовы?

Слайд 8

На доске картинки: солнце, цветок, девочка, фрукты, ягода, дерево, мальчик, шары.

Замените картинки словами, а затем местоимениями. Взаимопроверка.

( Правильные ответы на доске).

солнце-  оно

 цветок - он

 девочка- она

 фрукты,- они

 ягода - она

дерево – оно

 мальчик - он

 шары - они

- Какие ещё знаете местоимения? Что называют  местоимением?

2. Упр. 175

- Какие местоимения встретились в тексте?

Упр. 177

-Рассмотрите рисунок. Что изображено?

- Прочитайте предложения. Что вы заметили? Это текст?

- Расположите предложения так, чтобы получился текст.

- Придумайте заголовок.

Слайд с картинками.

Устно с коментированием

Слайд для проверки

Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они- это местоимения.

Местоимение – часть речи, которая заменяет в предложениях имя существительное, отвечает на те же вопросы, что и существительное, но не называет предметы, а указывает на них.

В русском языке подлежащее может быть выражено как существительным, так и местоимением.

Предложения записаны не по порядку. Это  не текст.

Самостоятельная работа.

Р.-Развитие учебно-познавательной мотивации.

К-

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

П.-Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

Рефлексия

Цель: развивать рефлексивные умения. Создавать ситуацию для осмысления всей работы на уроке

Самооценка.

Вспомните девиз нашего урока. -Какую тайну мы сегодня разгадали?

- Какую часть речи изучали?  

- Какое определение вывели?

-Что вы можете сказать о роли местоимений в речи?

Оцените свою работу на уроке.

Сегодня на уроке я …

Мне удалось…

Я могу похвалить…

Я недостаточно…

Я старался…

Отметьте себя на лестнице успеха и вложите её в рабочую тетрадь.

Отвечают на вопросы

img1

К.-Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Итог урока

Домашнее задание

Цель: закрепить знания о местоимении

Провести инструктаж по выполнению дом. задания Упр.178

Слушают объяснения учителя.

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе по теме " Местоимение как часть речи:его значение,употребление в речи."

Первый урок  по теме " Местоимение". Тип урока: изучение нового материала, знакомство с новой частью речи....

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс на тему: " Местоимение как часть речи". Школа России

Развивать у учащихся умения определять признаки местоимения как части речи, находить местоимения в тексте, отличать от имён существительных....

Технологическая карта урока родного русского языка в 4 классе по теме "Местоимение как часть речи"

Тип урока: изучение нового материалаЦель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи....

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Местоимение". (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: совершенствование умений определять морфологические признаки местоимений; закрепление умений орфографически правильно обозначать на письме местоимения с предлогами; рас...

Методическая разработка урока по Русскому языку Тема: «Местоимение как часть речи»

Разработка урока по ФГОС с использованием иновациооных технологий....

Технологическая карта урока по русскому языку "Знакомство с учебником "Русский язык ".Язык и речь ,их значение в жизни людей."

Познакомить с учебником русского языка, его структурой; дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения, об основных видах речевой деятельности че...