Урок русского языка во 2 классе "Корень слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

В данной разработке дан материал по изучению темы "Состав слова. Корень" Это первый урок знакомства с корнем как главной частью слова. Представлены моменты, заинтересующие учащихся, а также упражнения на закрепление данной темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.urok_2kl_russ.docx60.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока:

• Актуализировать знания о понятии «родственные слова»

• Ввести понятия «однокоренные слова», «корень».

• Научить:  

— выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней;

— определять группу родственных слов и обосновывать своё мнение;

— выполнять взаимопроверку учебного задания;

— формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога;

— писать слова с изученными орфограммами

Познавательные умения:

— определять группу родственных слов и обосновывать своё мнение;

— определять части слова и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять взаимопроверку и самопроверку учебного задания и вносить коррективы.

Коммуникативные умения:

— формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

— выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней;

— писать слова с изученными орфограммами.

Задачи:

Обучающие:

1. познакомить с признаками родственных однокоренных слов;

2. формировать умение определять в словах корень;

3. учить подбирать однокоренные слова.

Развивающие:

1. развивать мышление, внимание, память, речь учащихся;

2. развивать орфографическую зоркость учащихся;

3. развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать.

Воспитывающие:

1. воспитывать интерес к русскому языку, любознательность, аккуратность;

2. воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль;

3. воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи, умение работать в паре,

4. воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Ход урока.

1. Организационный момент.  (в тетрадях уже записаны число и Кл.работа)

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Хорошо запоминать!

- Ребята, посмотрите внимательно на СМАЙЛИКИ (облака). Какой из них вам больше всего нравится? Поднимите руки, кому больше нравится сиреневый – грустный смайлик? А кому зеленый – задумчивый? А кому – желтый – веселый, радостный?

- Я рада, что вы выбрали смайлик с хорошим настроением, с улыбкой. Я думаю, что хорошее настроение у нас у всех будет весь урок.

2. Минутка чистописания. 

У: - Начнём с минутки чистописания.
- Определите букву, которую будем писать. Она « лишняя » в этом ряду:
Б Т В Р К С Ф  

 (Буква «Р», так как этой буквой обозначаются непарные согласные звуки [р], [р’ ], а остальными – парные.)

http://festival.1september.ru/articles/526198/1.gif

Если ручкой я пишу,

Не верчусь и не спешу,

Буква к букве по линейке

Аккуратно вывожу.

3. Актуализация знаний.       Ребята, у нас гости (куклы Аня и Витя)

Аня:  Витя загадал мне загадку – ребус, помогите разгадать.       Р 1 а

Д:     Родина.     (с обр.стороны зеленого смайлика)

Аня Ребята, а как вы понимаете слова «Родина»?

У (после ответов детей) - Как известно, понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это и великая страна с великой историей, и то место на земле, где человек родился и рос, где прошло его детство, то есть свою малую родину как часть большого Отечества.

- Запишите слово «Родина» на доске и в тетрадях, объясните его написание.

4. Словарно – орфографическая работа.  (на партах орф. словари)

У: - Если вам так понравился ребус, попробуйте разгадать и те слова, которые я задумала, узнав их по моим подсказкам. Запишите их на доске и в тетрадях, поставьте ударение, объясните написание.

- Страна, в которой мы живём.                                                 Россия    

- Столица нашей страны.                                                           Москва    

- Крупный населённый пункт.                                                   город    

- Город, в котором мы с вами живем.                                     Королев

- Зелена, а не луг; бела, а не снег; кудрява, а не голова.

  Самое любимое дерево в России.                                            берёза  

 У: - Какие это слова? 

 Д: - Словарные, их написание мы проверяем по словарю

 У:  - Почему некоторые слова (прочитать) вы написали с большой буквы??

 Д: - Это имена собственные.

У: - А остальные? 

Д: - Нарицательные.

5. Этап формулировки темы и цели урока и постановка учебной задачи.

Аня:   Я очень люблю отгадывать загадки, не поможете разгадать еще одну

Я у дуба, я у зуба,                                        Я упрятан в темноту

Я у слов и у цветов.                                    Я не вверх, а вниз расту.

У: - Какое это слово? (Корень)

Аня:  Не пойму значение этого слова

У: - О каких значениях корня говорится в тексте загадки?

1) подземная часть растения;

2) внутренняя, находящаяся в десне часть зуба;

3) часть слова

У: - Сколько значений у слова корень? Какой вывод можно сделать?

Д: - Слово корень – многозначное.  

У: - Как вы думаете, какое значение имеет корень для растения, для зуба или слова?

Д:  Это важная необходимая часть.

У: - О чём мы будем говорить на уроке? Кто догадался?

Д: - Мы будем говорить о корне как части слова.

У: - Что бы вы хотели узнать на этом уроке?

У: - Обозначим проблемные вопросы: (на доске – открыть!- появляется запись)  

                                                                                                                                Снять сиреневый смайлик!

                       На доске тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.                                                                             

  1. Что такое корень слова?
  2. Какова роль корня в слове?
  3. Как выделить в слове корень?
  4. Что такое однокоренные слова?

6. Этап усвоения новых знаний. 

У: - Ребята, посмотрите на слова, записанные на доске (с обр. стороны смайликов):

Народ, родник, родина.

У: - Что у них общего?

Д: - Близкие по значению, имеют общую часть.

У: - Прочитайте, как об этом размышлял лесник из произведения К. Паустовского «Золотая роза»:   «Родник родит реку, а река льётся-течёт через… всю родину, кормит народ… и все эти слова как бы родня между собой». (на листке читает ученик.) Мне стереть словарные слова, долиновать доску для работы.

У: - Прочитайте все выделенные слова.

Родник, родит, родину, народ, родня, …

У: - Сравните и скажите, что общего имеется в этих словах?

Д: - В этих словах есть общая часть  - род-

У: - Что можно сказать о значении данных слов?

Д: - Данные слова близкие по значению

У: - Какие слова добавили бы вы? родители, родной, родственник…

У: - Как называются эти слова?

Д: - Родственные

У: - Докажите.

Д: - Слова, которые имеют общую часть и близкие по значению

У: - Как обозначим общую часть в словах?

У: - Можно сказать "выделим корень".

У: - От какого корня образовались все эти слова?

Д: - род -

У: - Выделяем вот таким значком                               (карандашом в листочке)

У: - Получили ответ на 1 вопрос?

У: - Корень - это общая часть родственных слов.

У: - Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.

У: - Ясен ли смысл слова?

Д: - Нет.

У: Оставьте корень, а другую часть слова закройте. Понятен смысл? Вывод?

Д: - В корне заключён смысл слова.

У: - Корень - это главная часть слова. От него образуются другие слова.  

Это ответ на 2 вопрос.  

У: - А кто уже догадался, как найти корень и не ошибиться?

Д: - Надо подобрать как можно больше родственных слов и выделить общую часть.

У: - Это ответ на 3 вопрос.                                                                                            

У: - Подумайте, можно дать другое название словам, образованным от одного и того же корня?

Д: - Можно – однокоренные.

У: - Сделайте вывод.

Д: - Однокоренные слова - это родственные слова, имеющие общую часть. 

У: - Это ответ на 4 вопрос.

У: А сейчас нам предстоит сложная работа, давайте встанем и немножко отдохнем.

Физминутка.            Включить доску!   Слайд – 1 (дерево с корнем –лес-)

7. Этап первичной проверки понимания. Коллективно.

У: -  А сейчас я хочу рассказать вам сказку.

ДВА КОРНЯ

Встретились однажды корень куста и корень слова.

— Здравствуй,— говорит один,— я корень, а ты кто?

— И я тоже корень,— отвечает другой.

— Я в земле живу,— говорит первый,— а ты где живёшь?

— А я живу в словах,— отвечает второй.

— Ну, какой же корень может жить в словах! — усмехнулся первый.— Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?

— Не хвастайся,— отвечает с улыбкой второй.— От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня ЛЕС.

— Подумаешь! — не унимается первый.— Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не съешь!

— А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни фруктов, ни ягод даже и назвать-то нельзя! — не сдаётся второй.

Услышали их спор люди и говорят:

— Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно.

Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть тоже общий корень — общая для всех часть, от которой все они произошли.

У: - Рассмотрите, ребята, какое дерево выросло из одного маленького корня! А мы вырастим необычное «словесное» дерево. Возьмем корень – лес -  Какие слова могут вырасти из этого корня?

На доске: Лес – перелесок – лесной – лесочек – лесник –

Кто уже увидел корень в этих словах? Покажите рукой, как нам его выделить.

Как вы думаете, а можно ли еще придумать слова с этим корнем? (лесничий, лесовичок, лесоруб и т.д.)

б)  У: - Давайте посадим дерево с корнем - сад –

Слайд – 2 (дерево с корнем –сад-)

У: - Подберите и запишите самостоятельно однокоренные слова к слову «Сад» и выделите  в них корень.   (Дать 1 мин)

У: Прочитайте, что у вас получилось. ( 2-3 чел) 

Д: Сад, садик, рассада, посадка, садовый, садовник, пересадил. И т.п…

А теперь посмотрите на экран, какое дерево вырастили Аня и Витя.

Как-то много лет назад       (Прочитать когда откроется Слайд – 3) 

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

А был садик словом.

Это слово,

Слово - корень

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло -

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада,

Вот ещё посадка рядом,

А вот садовый цветок,

Садовник пересадил в горшок.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

Какие новые для вас слова с корнем – сад – вы услышали? Запишите еще одно в ваших тетрадях. Интересно?

У: В нашем необыкновенном словесном саду, как и в обычном, могут завестись вредители – ошибки. Послушайте мою загадку.

 Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница…

Слайд – 4 - Переход на гусеницу

У: - А как вы думаете, права ли гусеница, которая считает себя родственницей гусей? Почему?

Д: Нет, гусеница – не родственное слово, так как это совершенно разные животные.

У: Попробуйте найти «лишнее» слово и на следующих слайдах.

У: - По каким признакам определим однокоренные слова?

Д: - У однокоренных слов общий смысл и общая часть.

Слайды – 5 – 6 – 7 – 8.

8. Этап закрепления знаний.    Посмотреть по времени!!! Можно дать работу по листочкам №1, где в ряду надо найти и вычеркнуть «лишнее» слово.

а)  Работа в парах. "Поделись с соседом". (Приложение)

У: - У вас на столах конверты со словами. Разделите их между собой, учитывая тему нашего урока.

(Земля, землица, земной, земляника, цветок, цветик, цветение, цветочница, вода)

У: - Что общего в словах, которые вы разделили?

Д: - Корень.

У: - Проверим, правильно ли вы разделили слова. Сколько групп однокоренных слов у вас получилось? Прочитайте слова 1-ой группы. 2-ой.

У: - Какое слово осталось?

Д: - Вода. У него нет однокоренных слов в этом конверте.

в) Коллективная работа.

Физминутка.

- Чтобы слову не было одиноко, подберём ему родственников. Встаньте.  Если я называю однокоренные слова к слову «вода», вы хлопаете, если нет - тишина.

Водичка, деревянный, водный, ромашка, рыбка, водица, воздух, ведро, подводник, водитель, водолаз, туча, дождик, водяной.

У: - Молодцы!

У: - По каким признакам вы определяли однокоренные слова?

Д: - У однокоренных слов общий смысл и общая часть.

9.  Самостоятельная разноуровневая работа по карточкам. 

У: - Поработайте самостоятельно. Из предложенных на ваших листочках заданиях выберите одно по вашему желанию и выполните его.

(Синие – средний уровень и выше среднего, зелёные – слабый уровень.)

СИНИЕ

Выпишите группы однокоренных слов. Выдели корень.

Грач, гриб, грачата, грибной, грачиха, грибок.

ЗЕЛЁНЫЕ

Напишите цепочки однокоренных слов, зачеркнув лишнее слово. Выдели корень.

Белка, бельчата, белочка, белый.

Поле, полка, полевой, полюшко.

У: - Кто выбрал задание, написанное синим цветом? Зеленым? Кто думает, что он справился с заданием? Кто сомневается? Листочки вложите в свою тетрадь, сдайте. Я обязательно проверю и на следующем уроке мы проверим ваши предположения.

10. Этап подведения итогов урока. 

У: - Чему же учились сегодня на уроке?

Д: - Учились подбирать однокоренные слова, выделять корень.

У: - Итог нашей работы подведём по вопросам, которые ставили в начале урока.

Теперь я знаю,  (дети ставят в окошках + или - )

Что корень это – главная часть слова.

Что в корне заключён – смысл слова.

Чтобы правильно выделить корень надо – подобрать родственные слова.

Однокоренные – это родственные слова.

11. Этап рефлексии.

У: – Понравился вам урок?

Д: - …

У: - Сейчас вы собой изобразите шкалу успеха.

У: - Покажите насколько вы сегодня

1) были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно

2) умеете применять свои знания.

Сидите за партами – плохо

Просто стоите – хорошо

Стоите, руки вверх – отлично

У: - Спасибо вам за урок.

У: - Пусть в нашей России никогда не умолкают голоса птиц, пусть шумят леса, стрекочут кузнечики, пусть природа живет и дышит. Пусть человек любит свою семью, свое село и город, свою страну и ее народ, а также своих соседей, другие народы и весь земной шар – нашу большую родину. 

12. Домашнее задание. 

 У: - А чтобы наша Родина стала ещё краше надо посадить дерево.     «Вырастить словесное дерево» с корнем: 1) - цвет -; 2) - рыб-.  

                 

                  Корень слова. Однокоренные слова.

«Родник родит реку, а река льётся-течёт через… всю родину, кормит народ… и все эти слова как бы родня между собой».

                                                                                                              К.Паустовский

1.   Лиса, лиственный, лисята, лисий.

       Волк, волчий, волшебник, волчица.

       Медведь, медленно, медвежата, медвежий.

       Сова, совушка, совет, совята.      

 

2.   Выпишите группы однокоренных слов. Выдели корень.

Грач, гриб, грачата, грибной, грачиха, грибок.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.  Зачеркни в каждой строке «лишнее» слово. Напишите однокоренные слова. Выдели корень.

Белка, бельчата, белочка, белый.

Поле, полка, полевой, полюшко.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Теперь я знаю,

Что корень это – главная часть слова.  

Что в корне заключён – смысл слова.

Чтобы правильно выделить корень надо – подобрать родственные слова.

Однокоренные – это родственные слова.

Комплекс упражнений № 1

1. Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза (3–5 сек.), затем открыть (3–5 сек.).
2. Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 3–5 сек., закрыть глаза (3–5 сек.). Повторить 4–5 раз.
3. Выполняется сидя или стоя. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки (3 сек.), перенести взор вдаль на 3 сек. Повторить 4–5 раз.

Комплекс упражнений № 2

Сделать несколько двигательных упражнений.

                                      Самоанализ урока

учителя начальных классов Гладышевой Ольги Викторовны

по русскому языку во 2-А классе по теме «Корень. Однокоренные слова»

Данный урок входит в блок уроков по составу слова и является уроком первичного знакомства с понятием корня, однокоренных слов.

ТИП УРОКА: по образовательным целям – урок открытия нового знания

                         по основному способу проведения – урок - беседа

                         по характеру познавательной деятельности – проблемный урок

ЦЕЛЬ: актуализировать знания о понятии «родственные слова», ввести понятия «корень», «однокоренные слова».

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

1. познакомить с признаками родственных однокоренных слов;

2. формировать умение определять в словах корень;

3. учить подбирать однокоренные слова.

Развивающие:

1. развивать мышление, внимание, память, речь учащихся;

2. развивать орфографическую зоркость учащихся;

3. развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать.

Воспитывающие:

1. воспитывать интерес к русскому языку, любознательность, аккуратность;

2. воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль;

3. воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи, умение работать в паре,

4. воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Рабочая тетрадь, карточки с заданиями, интерактивная доска, орфографический словарь, учебник «Русский язык» 2 класс, Климанова Л.Ф.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

Фронтальная работа

Работа в парах

Индивидуальная форма

Коллективная работа

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

Игровые технологии

Здоровьесберегающие технологии

ИКТ

Личностно-ориентированный подход

Технология деятельностного метода

Урок построен на проблеме помощи девочке Ане в разгадывании ребуса и понимании значения слова. Дети ставят перед собой проблему, намечают цели, которые должны достигнуть, чтобы помочь Ане, затем поэтапно решают ее.

Учащиеся быстро включились в урок, поддерживали темп и настрой урока. У детей высокий уровень развития познавательного интереса, произвольного внимания. На уроке они показали, что умеют слушать и слышать, умеют пользоваться справочной литературой, контролировать свою деятельность. Большую часть урока говорили дети, что свидетельствует об их достаточно высоком уровне мышления, развитой речи. Дети владеют терминологией, умеют высказывать собственное мнение, речь достаточно логична и содержательна.

Дисциплина на уроке осознанная. Дети хорошо работают в парах, достаточно неплохо проводят самооценку своей деятельности. По результатам рефлексии дети остались довольны своей работой. Урок им понравился. Этапы урока логично связаны между собой единой ситуацией и темой любви к родине.

В своей работе я ставила перед собой задачу не только ввести новые понятия, но и повторить пройденный материал (парные-непарные согласные, правописание непроверяемых безударных гласных, парных согласных, понятие многозначные слова, собственные и нарицательные имена существительные) активность познавательной деятельности учащихся на уроке говорит о высокой эффективности усвоения материала по данной теме.

Я считаю, что урок цели достиг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов""

Урок проведен в классе, где дети обучаются по ОС "Школа 2100". Были использованы ИКТ, технологии проблемно-диалогового обучения. Урок имел практическую направленность, была организована работа с орфог...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.

Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....

Урок русского языка "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов." /УМК "ПНШ"/

Материал содержит конспект урока "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов". /УМК "ПНШ"/...

урок русского языка "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки"

Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦель урока: создать условия для усвоения учащимися представлений о приставке как части слова.Задачи: Образовательная – познакомить с прист...

Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....