Технологическая карта урока русского языка "Учимся различать предлоги и приставки"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_uchimsya_razlichat_predlogi_i_pristavki.docx | 36.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Учимся различать предлоги и приставки» (УМК «Начальная школа XXI века»,2 класс)
Тип урока: урок изучения новых знаний
Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по изучению различий предлогов и приставок.
Задачи предметные: содействовать изучению правила, формированию умений применять алгоритм применения правила при выполнении упражнений; уточнению, обогащению и активизации словаря учащихся; формированию умения решать графико-каллиграфических задачи, воспитанию внимательного отношения к слову.
Планируемые результаты: личностные УУД– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях; понимание причин успехов в учебе; интерес к познанию русского языка;
способствовать формированию метапредметных УУД:
регулятивных – принимать и сохранять учебную задачу; вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; принимать роль в учебном сотрудничестве; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
познавательных – строить общение в устной форме; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
коммуникативных – формулировать собственное мнение и позицию; воспринимать другое мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению.
Оборудование: учебник «Русский язык» (С.В. Иванов и др.) 2 класс 1 часть, презентация к уроку; записи на доске для каллиграфии; иллюстрации для словарной работы; карточки с заданиями для самостоятельной работы; таблички «предлог» и «приставка», иллюстрация с изображением гостьи урока – гусеницы Маши (для речевой разминки).
Ход урока
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы, формы и приемы |
Организационный момент | 3 | Приветствует учащихся. Проверяет готовность детей к уроку. Включает учащихся в повторение правил положения тетради и держания ручки. Речевая разминка. Предлагает упражнения для развития правильного речевого дыхания. Упражнение: «Надуваем воздушный шарик». Организует работу над скороговоркой: Часовщик, прищурив глаз Чинит часики для нас. Предлагает произнести скороговорку с разной интонацией: а) радости: б) огорчения | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Показывают правильную посадку, положение тетради и держания ручки. Вспоминают правило речевого дыхания: «Говорим на выдохе» Выполняют предлагаемые дыхательные упражнения – надувают воздушный шар. Произносят скороговорку с разной интонацией. | Проверка готовности рабочего места к уроку; плакат «Сидим правильно при письме». Работа над техникой речи. Закрепление правила речевого дыхания Работа над дикцией. |
Каллигра- фическая минутка | 5 | 1. Мотивирует деятельность учащихся: Организует каллиграфическую работу: - Как вы думаете, ребята, зачем нужно уметь писать красиво? Красивое письмо – показатель культуры человека, его уважительного отношения к тому, кто будет читать твою запись. Предлагает вспомнить правила красивого письма 3.Обращает внимание учащихся на слова, записанные на доске: Лампа ветка отлетел - Определите букву, над которой мы сегодня будем работать: она находится в корне глагола и обозначает в нём непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится? (Л -лет- отлетел) 3. Предлагает учащимся выполнить задание в тетради по образцу, предложенному на доске: - Итак, давайте рассмотрим образец для работы в тетради. Какую вы видите закономерность в чередовании букв и элементов? Объясните. (обл бло обл бло…) - Как будете соединять буквы в данных буквосочетаниях? -А каковы задачи нашей деятельности? Зачем мы это делаем? 4. Организует контроль и оценку учебной деятельности учащихся. - Карандашом подчеркните те буквы и элементы, в написании которых вы обнаружили ошибки. Оцените свою работу по следующим критериям: 1-2 ошибки – высокий уровень; 3-4 ошибки – средний уровень и 5 и более ошибок – низкий уровень выполнения работы. Поднимите руки, у кого 1-2 ошибки или нет ошибок совсем. | Высказывают своё мнение. Вспоминают правила красивого письма Выполняют задания учителя, отвечают на его вопросы .Самооценка по установленным критериям | Фронтальная беседа Работа в тетради Работа по образцу Отработка соединительной черты внизу строки Работа со шкалой самооценки |
Словарно-орфографическая работа | 5 |
- Рассмотрите первое слово на карточке (адрес). Сколько слогов в этом слове? Как произносится это слово? Прочитайте, как оно написано. Есть ли разница в произношении и написании? Какой слог ударный? В каком слоге мы услышали расхождение между звуком и буквой? Какой гласный звук вы слышите в этом слоге? Какой буквой он обозначается? Можно ли проверить безударную гласную в корне? Что нужно сделать? Найдите это слово в словаре в учебнике и запишите в свои словарики, обозначив место ударения и подчеркните безударную гласную» (Аналогичная работа проводится с другими словарными словами) -Составьте предложения с одним из словарных слов. |
Адрес – гласных звуков два, значит слогов тоже два. В корне мы слышим гласный звук [и], но нужно писать букву «е». Правописание проверить нельзя, его нужно запомнить». Записывают новые словарные слова в тетрадь. Устно составляют предложения с новыми словарными словами | Демонстрационные карточки с новыми словарными словами. Работа с орфографическим словариком в учебнике. Активизация словаря учащихся. |
Самоопре- деление к деятельности: формулировка темы урока, постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | 3 |
«Трем друзьям, Мише, Пете и Кате в школе дали задание: написать правильно предложение. Они выполнили его так: Катя: Снежинки долетали доземли; Миша: Снежинки долетали до земли; Петя: Снежинки до летали доземли». «Все ли ребята выполнили задание верно?» «А кто выполнил верно? Почему?» «Что не знают Катя и Петя? Как им помочь?». Просит сформулировать тему урока
учебник на странице 150 и уточнить тему урока. Просит сформулировать цель и задачи деятельности на уроке.
«Как вы думаете, зачем нам нужно знать правило правописания предлогов и приставок со словами? В каких ситуациях нам могут пригодиться знания по этой теме?» | Определяют правильность выполнения задания. Беседуют с учителем. «Нет, не все. Только один» «Верно выполнил задание Миша. Потому что он написал приставку «до» слитно со словом, а предлог «до» – раздельно». «Катя и Петя не знают правила правописания предлогов и приставок со словами. Их нужно познакомить с этим правилом». Формулируют тему урока: «Как отличить приставку от предлога». Читают тему урока в учебнике. Формулируют цель урока, уточняют задачи, опираясь на материалы в учебнике. Выказывают свое мнение. | Проблемный метод. Работа по учебнику. |
Актуализация знаний | 2 | Организует работу по актуализации имеющихся знаний по теме урока: -Что мы уже знаем по этой теме? -Что такое приставка» -Как пишется приставка со словами? -Что такое предлог? -Как пишется предлог со словами? -Как вы думаете, ребята, каких знаний нам не хватает? | Отвечают на вопросы учителя, опираясь на ранее полученные знания. | Словесные методы. |
Первичное изучение новых знаний. | 8 |
-Прочитайте предложения, представленные на слайде. «Митя побежал по тропинке»; «Митя побежал по узкой тропинке»; «Машина съехала с дороги»; «Машина съехала с широкой дороги». Предлагает подумать, чем приставка отличается от предлога. - Давайте попробуем найти способ, как же отличить предлог от приставки. Посоветуйтесь в парах. Выслушав ответы детей, учитель говорит: «Хорошо, вы молодцы. 2. Организует работу над правилом: - Откройте страницу 151 учебника и прочитайте правило. Предлагает вопросы по содержанию правила:
Организует работу по овладению формулировкой правила.
Учитель предлагает выполнить практические упражнения для закрепления информации, предложенной в правиле: «Давайте мы с вами потренируемся. В учебнике есть примеры к правилу – «от?бежать и от?дома». Попробуем вставить слово «большой» на месте вопроса. Можно ли вставить это слово в первое предложение – от?бежать?» «Хорошо, а раз это приставка, как будем писать?» «Теперь обратимся к второму слову в примере – от?дома. Можно ли вставить другое слово между «от» и «дома»?». Предлагает найти упражнение 1 в учебнике. - Какая учебная задача предлагается в данном упражнении? Как будем действовать? Требует прочитать текст упражнения выразительно. - Можно ли назвать это текстом? - Как вы это поняли? -Какова тема текста? -Какова основная мысль? -Как можно озаглавить текст? Организует лексическую работу: - Обратите внимание на слово «трясогузка». Кто знает, что или кого обозначает это слово? Правильно, это птица. Показывает фотографии трясогузки. Как вы думаете, почему эту птичку так назвали? Ее так назвали, потому что эта птичка трясет «гузом». Так раньше называли заднюю часть птицы. Это слово уже не употребляется, но его можно встретить внутри других слов, например, «подгузник». Теперь обратимся к другим словам. Как вы понимаете значение слов «вынесло», «заливные» (берега)? Предлагает списать текст, раскрывая скобки, с комментированием Организует проверку выполненного упражнения: - Какую учебную задачу вы выполняли в данном упражнении? Каким правилом вы пользовались для решения учебной задачи? - В каком случае будем писать приставку, а в каком – предлог? | Слушают учителя. Читают предложения на слайдах. Высказывают свои предположения всему классу и учителю. Делают вывод: «Между приставкой и следующим словом нельзя вставить другое слово, а между предлогом и словом – можно». 2. Дети читают правило в учебнике. Один из учеников читает правило вслух. Отвечают на вопросы учителя:
Отвечают на вопросы учителя. Высказывают своё мнение, рассуждают с опорой на правило Изучают задание к упражнению и объясняют его выполнение. Знакомятся с содержанием упражнения. Высказывают своё мнение. Высказывают свои предположения. Учащиеся письменно выполняют упражнение, устно комментируют свой выбор. Учащиеся читают правило в учебнике или рассказывают его по памяти. | Слайд с заданием Словесные методы (беседа) Работа в парах Работа по учебнику Практические методы (метод упражнения) Лексическая работа активизация, уточнение и обогащение словаря Письмо с комментированием |
Физкультминутка | 1 | Учитель предлагает упражнения: Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. | Выполняют упражнения по образцу: (Наклоны вперёд и назад.) (Рывки руками перед грудью) (Вращение головой.) (Дети садятся за парты.) | Имитация движений |
Первичная проверка понимания | 8 | Организует работу в группах. Каждой группе предлагается карточка с заданием. «Выберите капитана команды. Во время игры ваша задача – определить, приставка перед вами или предлог и отметить на листе правильное написание слов. Группа, выполнившая задание, поднимает руку, и капитан защищает ответ группы – рассказывает. Организует фронтальную деятельность. - В карточке четвертой группы есть слова «прибрежный» и «подползти». Как Вы понимаете значения этих слов? Предлагает составить словосочетание с одним из данных слов. | Объединяются в группы, выбирают командира, выполняют задание на карточке. Группа 1: (по)полю, (по)садить, (за)грибами, (на)ступила, (под)морозить; Группа 2: (под)дверью, (на)машине, (от)бежать, (в)нести, (в)лесу; Группа 3: (над)крышей, (при)бежать, (под)садить, (по)полу, (за)забором; Группа 4: (на)столе, (под)ползти, (до)земли, (до)делать, (при)брежный. Отвечают на вопросы учителя: Составляют словосочетания. | Групповая работа Карточки с разноуровневыми заданиями Лексическая работа Активизация словаря |
Первичное закрепление | 7 | Организует самостоятельную работу учащихся: «Выберите ту дорожку, на которой будете чувствовать себя уверенно. Выполните задание в тетради». Зелёная дорожка. Запиши слова, раскрывая скобки: (по)двору, (с)вернула, (за)рекой, (на)летела, (под)снегом Жёлтая дорожка. Запиши предложения, раскрывая скобки: Отец (на)писал адрес (на)конверте. Лодка (от)чалила (от)берега и (за)вернула (за)лес. Красная дорожка: Вставь подходящие по смыслу предлоги и приставки: … катилась … небо синяя туча и … шумела. Организует проверку самостоятельной работы, выявление ошибок и их коррекцию: -Кто выбрал зеленую дорожку? Желтую? Красную» -Сравните свою работу с образцом. Оцените свою работу - Кто допустил больше двух ошибок или не справился с работой? -В каких местах вы допустили ошибки? Типичные для данного класса ошибки, выявленные путем данной беседы, разбираются с учениками у доски. - Какой вывод мы можем сделать по проделанной работе? - Давайте еще раз вспомним правило. - Как мы определяем, что перед нами – слово с предлогом или слово с приставкой? | Выбирают себе дорожку и выполняют самостоятельную работу. Сравнивают выполненную работу с образцом, оценивают результаты своей деятельности в рамках этого задания. Обсуждают с учителем допущенные ошибки и работают над их коррекцией. | Самостоятельная работа в тетради Самоконтроль Коррекция знаний. |
Информация о домашнем задании | 1 | Предлагается задание в рабочей тетради (страница 78, упражнение 4). Объясняется оформление задания в тетради. | Слушают инструктаж о выполнении домашнего задания. | Словесные методы. |
Рефлексия (подведение итогов занятия) | 2 | Учитель акцентирует внимание учеников на конечных результатах учебной деятельности. - Сегодня я узнал… - Теперь я умею… - Мне было трудно… Подводит итог занятия: «Можем ли мы теперь объяснить нашим ребятам правило? Как нужно было правильно записать слова? | Формулируют конечный результат своей работы на уроке, опираясь на незаконченные предложения на слайде и полученные по итогу урока карточки. Высказывают своё мнение, повторяют правило правописания предлогов и приставок со словами, озвучивают правильное написание слов из задания Кати, Миши и Пети. | Словесные методы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка 2 класс Раздельное написание предлогов. Роль предлогов в речи
Урок разработан по системе " Школа России " с планируемыми результатами и УУД...
Технологическая карта урока русского языка 2 класс Раздельное написание предлогов. Роль предлогов в речи
Урок по ФГОС " Школа России"...
Технологическая карта урока.(русский язык)Приставки и предлоги.Правописание приставок.
Совершенствовать умения различать предлоги и приставки....
Технологическая карта урока русского языка "Приставка и предлог"
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Приставка и предлог". Цель: создание условий для формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней фор...
Технологическая карта урока русского языка "Закрепление предлог" УМК "Школа России" 2 класс
Технологическая карта урока русского языка "Закрепление предлог" 2 классЦель урока: повторение, обобщение знаний о предлоге как части речи, о его роли в предложении.Задачи урока:Дидактически...
Технологическая карта урока русского языка «Различаем разделительные ъ и ь» 2 класс (УМК «Начальная школа XXI века»)
Тема урока «Различаем разделительные ъ и ь» Тип урока: урок «открытия новых знаний»Цель урока: создание условий для формирования представления о разделительных ъ и ь...
Технологическая карта урока русского языка «Различие написания предлогов и приставок» (УМК «Перспектива», 2 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представления о различии предлогов и приставок.Планируемые результатыПредметные:1. Уметь отличать предлоги от приставок.2. Знать правила написания приставок и пр...