Различные виды лингвистических словарей
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок русского языка по теме " Различные виды лингвистиячеких словарей" проводится в 4 классе по УМК "Перспектива".
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок в разделе «Слово и его значение», урок изучения нового материала с опорой на имеющиеся знания
Цель урока: знакомство с различными типами лингвистических словарей, их устройством и назначением, умение пользоваться словарями.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
- формировать потребность у учащихся обращаться к словарям русского языка;
- находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях синонимы, антонимы, фразеологические обороты;
- обогатить словарный запас учащихся.
Метапредметные УУД:
- познавательные: умение выбирать необходимые словари для решения предметных учебных задач;
- коммуникативные: умение осознанно, с пониманием строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
-регулятивные: умение сосредоточиться на решаемой учебной задаче; умения воспринимать и логически перерабатывать информацию, поступающую из различных источников;
Личностные УУД:
- осознание российской гражданской идентичности (знание истории, культуры, языка своего народа);
- формирование навыков осознанной самооценки усваиваемого материала на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_lingvisticheskih_slovarey.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку.
Класс: 4 А
Учитель: Красильникова Светлана Александровна, учитель начальных классов МБОУ «ЗСОШ №3» г. Заинска Республики Татарстан
Тема: Различные виды лингвистических словарей
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок в разделе «Слово и его значение», урок изучения нового материала с опорой на имеющиеся знания
Цель урока: знакомство с различными типами лингвистических словарей, их устройством и назначением, умение пользоваться словарями.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
- формировать потребность у учащихся обращаться к словарям русского языка;
- находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях синонимы, антонимы, фразеологические обороты;
- обогатить словарный запас учащихся.
Метапредметные УУД:
- познавательные: умение выбирать необходимые словари для решения предметных учебных задач;
- коммуникативные: умение осознанно, с пониманием строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
-регулятивные: умение сосредоточиться на решаемой учебной задаче; умения воспринимать и логически перерабатывать информацию, поступающую из различных источников;
Личностные УУД:
- осознание российской гражданской идентичности (знание истории, культуры, языка своего народа);
- формирование навыков осознанной самооценки усваиваемого материала на уроке.
Образовательные технологии: информационно-коммуникативные технологии, системно-деятельностный подход, работа в группах, приём синквейн.
Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, работа в парах.
Оборудование и материалы: Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1/ Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2018, выставка словарей изучаемых типов: Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой,4-е издание дополненное, российская Академия наук институт русского языка имени В.В.Виноградова, М.: 2005, Словарь фразеологизмов /(авт.сост. М.А.Котова). – М.: РИПОЛ классик; СПб: ООО «Издательство «Пальмира»», 2017, Толковый словарик русского языка: Пособие для учащихся начальных классов/ под ред. Т.Г.Рамзаевой. – М.: Просвещение, 1989, Новейший школьный словарь синонимов и антонимов.М.: ООО «Дом славянской книги», 2012, музыкальный словарь: Начальная школа/ Сост. М.А.Давыдова. – М.:ВАКО, 2012, М.Фасмер. Этимологический словарь русского языка, Санкт-Петербург, Издательство «Азбука» Издательский центр «Терра», 1996, карточки для работы в группах
Ход урока
- Организация начала урока
Раз, два – выше голова.
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим!
II. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.
Не позволяй душе лениться
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
- Начинаем наш урок. Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите? (словари).
- Как вы понимаете значение этого слова? (Это сборник слов с пояснением или переводом в алфавитном порядке.)
- Какие словари вы знаете? Для чего они нам нужны?
- Каких авторов словарей вы знаете и можете назвать?
- Как вы думаете, чему мы будем учиться на сегодняшнем уроке?
- Сформулируйте цель и задачи нашего урока. (ответы детей, учитель корректирует ответы).
- Да, действительно, сегодня мы будем говорить о словарях. Узнаем, как они устроены, какие именно сведения о слове дает словарь каждого типа, научимся ими пользоваться.)
III. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
- Сейчас вам будет дано задание по группам. Надо будет прочитать высказывание и объяснить его смысл. При выполнении задания можно пользоваться словарями, которые есть на нашей выставке.
Работа по группам (6 групп).
Задание для 1 группы: прочитайте и объясните высказывание.
Книга за семью печатями
Задание для 2 группы: прочитайте, вставьте пропущенные буквы в словах:
К...мандовать, в..лноваться.
Задание для 3 группы: прочитайте и объясните лексическое значение слов.
Боронить, изумительный.
Задание для 4 группы: прочитайте и подберите синонимы к словам.
Интересный, бежать.
Задание для 5 группы: прочитайте и подберите антонимы к словам.
Румяный, закат.
Задание для 6 группы: прочитайте и объясните происхождение слова.
Собака.
Словарная работа. (По ходу ответов групп проводится словарная работа).
- Запишите в тетрадях число, классная работа. Мы запишем некоторые слова и выражения, которые будут встречаться вам при выполнении заданий. (Один ученик работает у доски).
Командовать, волноваться, собака, интересный, румяный, закат, книга за семью печатями.
- Обозначьте сверху над словами, какими частями речи они являются.
Проверка. Отвечают командиры групп.
- В каком словаре вы можете проверить выполнение задания? (1 гр. - фразеологический словарь, 2 гр. - орфографический, 3 гр. - толковый, 4 гр. – словарь синонимов, 5 гр.- словарь антонимов, 6 гр. – затрудняются, …этимологический словарь)
IV. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности.
- Всем ли было легко выполнить задание? Какой группе было труднее всех? Почему возникло затруднение? (они не знали, какой им нужен словарь).
- Где мы можем это узнать? (дети высказывают разные предположения, учитель подводит к тому, что можно посмотреть в учебнике).
V. Построение проекта выхода из затруднения. (Открытие нового знания).
Работа по учебнику (с.83-84)
- Для того чтобы узнать, в каком словаре найти происхождение слова собака, обратимся к нашему учебнику. Прочитаем сообщение Самоварова.
- Что вы узнали из сообщения профессора?
- Сможете ли вы теперь ответить на вопрос? (да)
- В каком словаре надо искать происхождение слова? (в этимологическом)
Учитель показывает этимологический словарь и даёт краткие сведения о нем. Этимологи́ческий слова́рь — это лингвистический словарь, который содержит информацию об истории отдельных слов и изменениях, которые они претерпели.
Наука о происхождении слов называется этимологией, поэтому такие словари названы этимологическими.
- Что значит лингвистический? (изучающий языки)
- Следовательно, из этимологического словаря мы можем узнать, из какого языка пришло к нам слово, как оно было образовано.
- Найдите происхождение слова «собака».
- Как будем искать? (Один ученик находит и зачитывает). (Собака – слово не русское, попало в русский язык из языка скифов и звучало «сбака», «збака». Обозначало оно всё ту же собаку. Но есть и другие версии происхождения этого слова).
- Почему собаку называют другом человека?
VI. Реализация построенного проекта
Цель: научиться пользоваться разными типами словарей и определять, в каком словаре искать информацию.
- Поиграем в игру «Угадай». Я буду называть вам слово, а вы должны назвать словарь, который нам может понадобиться.
Телега, внимательный, бить баклуши, путешествовать, бдительный и т.д.
- Молодцы, теперь вы сможете не только правильно написать слово, но и сможете объяснить его значение и найти происхождение.
VII. Физкультминутка под музыку (Песня «Человек собаке друг» из мультфильма «Бобик в гостях у Барбоса». Слова Михаила Либина, композитор Владимир Комаров).
VIII. Первичное закрепление
Работа по учебнику (с.83).
- Прочитайте задание к упр.132(коллективное выполнение).
- Как вы поняли задание? (записывать фразеологизмы вместе с подобранными к ним синонимами).
- Что такое фразеологизм? (Это устойчивые сочетания слов, имеющие переносное значение.)
- В каком словаре можно узнать значение фразеологизма?
- Некоторые словари помогают узнать не только значение слов, но и устойчивых оборотов, или фразеологизмов. Поэтому такие словари называются фразеологическими. В них объясняется современное значение устойчивого оборота, приводится история его возникновения.
- Как узнать значение фразеологизма в словаре? (все в том же алфавитном порядке).
(Учащиеся знакомятся с устройством словаря, находят значение выделенных фразеологических оборотов, записывают их в тетрадь.)
- За словом в карман не полезет — находчив в разговоре, споре, красноречив.
- Хлопать глазами — бездействовать, молчать; быть растерянным.
- Клевать носом — дремать сидя.
- Бить баклуши — бездельничать, заниматься пустяковым делом.
- Расскажите о происхождении фразеологизма бить баклуши.
- Рассмотрите иллюстрации. Какие словари вы на них видите? (перечисляют).
XI. Самостоятельная работа с самопроверкой
1. Работа по учебнику Упр. 134 (с. 84)
- Какой словарь нам сейчас понадобится? (Орфографический словарь.)
- Какие сведения о слове дает орфографический словарь? (В нем можно узнать правописание слова, орфограмму в котором нельзя проверить.)
(Самостоятельная работа. Проверка в парах по орфографическому словарю.)
XII. Рефлексия учебной деятельности
Выполнение упр.135(коллективное устное выполнение). Название словаря выберите из карточек со словами, представленных на доске.
- Фразеологический словарь.
- Орфоэпический словарь.
- Толковый словарь.
- Орфографический словарь.
- Этимологический словарь.
- Энциклопедический словарь.
- Составьте и запишите в тетрадь синквейн со словом словарь. Зачитайте.
- Выберите для себя и закончите предложение.
- На сегодняшнем уроке я узнал…
- Сегодня я похвалил бы себя за …
- Урок показался мне ...
XIII. Подведение итогов урока
- С какими видами словарей мы познакомились?
- Какие словари есть у вас дома?
- Какие словари вам хотелось бы приобрести?
Учитель благодарит детей за работу на уроке.
XIV. Домашнее задание
По выбору: упр.133, с. 84 или придумать и записать карточку по теме урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с лингвистическими словарями
Работа со словарями – это возможность формирования всех ключевых компетенций. Словари являются полезным пособием для развития речи. С помощью словаря учащиеся обогащают свой словарный запас, уточняют ...
Педагогический проект "Обогащение лексического запаса младших школьников на основе использования лингвистических словарей"
В данном проекте отражены основные моменты использования словарей на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе...
Презентация к уроку русского языка "Слово как языковый знак. Знакомство с различными видами лингвистических словарей"
Презентация к уроку русского языка "Слово как языковый знак. Знакомство с различными видами лингвистических словарей"...
Виды работ с различными видами текстов на уроке чтения.
Известно из работ психологов из практики нач. обучения, что у учащихся начальных классов особое восприятие художественных произведений. С одной стороны, оно фрагментарно, дети уделяют внимание отдельн...
Тема «Знакомство с различными видами лингвистических словарей. Слово как языковый знак» . Урок по русскому языку 4 класс УМК "Перспектива"
Цель: помочь детям понять необходимость лингвистических словарей.Задачи:- познакомить с особенностями лингвистических словарей; понять их сходство и различие.-способствовать формированию умения ...
Урок русского языка в 4 классе "Различные виды лингвистических словарей" УМК Перспектива
Урок ставит следующие цели: расширить знания о словарях, их названиях и назначении,повторить и уточнить понятия « фразеологизм», « фра...
Работа с лингвистическими словарями в начальной школе
В статье рассматривается необходимость обращения обучающихся начальной школы к лингвистическим словарям, предназначенным для средней и старшей школы, приводится ряд рекомендаций для организации работы...