Урок русского языка в 4 классе "Различные виды лингвистических словарей" УМК Перспектива
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Сидорова Инна Феликсовна

 

            Урок ставит следующие цели: расширить знания о словарях, их названиях и назначении,
повторить и уточнить понятия « фразеологизм», « фразеологический оборот», ввести понятие «этимология» и раскрыть его значение, обучать работе с различными словарями,
научить использовать приобретённые знания в практической деятельности.
            На уроке используются методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: создание проблемной ситуации, словесное поощрение, создание атмосферы эмоционального комфорта, создание ситуации успеха, методы контроля и самоконтроля за учебно-познавательной деятельностью: устные (беседа), практические  (выполнение задания по карточке в группах), тест. Урок сопровождается презентацией.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка по теме

 « Различные виды лингвистических словарей»

4 класс УМК «Перспектива»

учитель Сидорова Инна Феликсовна

 МБОУ СОШ Средняя школа № 25 им. Н.К. Крупской г. Ульяновска

Цели и задачи урока:

Образовательные:

Расширить знания о словарях, их названиях и назначении.

Повторить и уточнить понятия « фразеологизм», « фразеологический оборот», ввести понятие «этимология» и раскрыть его значение.

Обучать работе с различными словарями.

Научить использовать приобретённые знания в практической деятельности.

Развивающие:

Развивать монологическую речь.

Развивать память.

Развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказывать, аргументировать своё мнение.

Способствовать развитию мыслительных операций: анализа, обобщения, сравнения, синтеза.

Формировать навыки самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к языку, слову, как к национальной ценности; осознание личной ответственности за красоту и правильность речи.

Содействовать развитию у детей умения общаться, радоваться успехам товарищей.

Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Методы обучения:

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: создание проблемной ситуации, словесное поощрение, создание атмосферы эмоционального комфорта, создание ситуации успеха.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: объяснительно – иллюстративный (объяснение, презентация, работа со словарями), репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый).

Методы контроля и самоконтроля за учебно-познавательной деятельностью: устные (беседа), практические  (выполнение задания по карточке в группах), тест.

Литература:

Учебник: « Русский язык», Климанова Л.Ф. Бабушкина Т.В. 4 класс 1 часть, УМК «Перспектива», М., « Просвещение» 2018 -128 с.

Словари:

Грубер Е.М. «Этимологический словарь русского языка», М.« Логид – Пресс», 2007-576с.

Даль В.И. « Толковый словарь живого великорусского языка», М., «ОЛМА медиа групп», 1 том, 2008 -640 с.

Жуков В.П. « Школьный фразеологический словарь русского языка», М.,

« Просвещение», 1980 - 447 с.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. « Толковый словарь русского языка», М. « АЗЪ» 1994 -928 с.

Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. «Орфографический словарь», М. « Просвещение» 1974–224 с.

Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. « Краткий этимологический словарь русского языка» М., «Просвещение» 1975 -543 с.

Интерактивный материал:

Презентация к уроку;

Карточки с учебными заданиями для работы в группах;

Педагогические технологии:

Педагогика сотрудничества (совместная работа, групповая работа);

Здоровьесберегающие (разноуровневые задания, смена видов деятельности, физкультминутка, благоприятный психологический климат);

Информационно-коммуникационные (презентация, электронное приложение к учебнику);

Ход урока

1. Целеполагание

Эпиграф урока : Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась.

Герцен А.И. (слайд 2)

« Под лежачий камень вода не течёт».

Как вы понимаете это выражение?

Как вы думаете, каковы цели нашего урока, что мы сегодня должны узнать, чему научиться. Какие задачи перед собой поставим, чтобы достичь цели?

Что мы должны с вами делать на уроке?

Учитель  задаёт вопрос, слушает и корректирует ответ.

Задачи урока:

  • познакомиться с различными видами словарей;
  • научиться работать со словарями;
  • выяснить, зачем нужны словари. (слайд 3)

2 главных вопроса урока:

  • Зачем нам нужны словари?
  • Пригодятся ли они в жизни? (слайд 4)

С помощью учителя учащиеся составляют план действий на уроке.

 План работы:

1.Вспомнить, что называется словарём;

2. Какие бывают словари;

3. Познакомиться со словарями;

4. Какую информацию можно получить из разных словарей;

5. Поработать со словарями, выполнить задания;

6. Подвести итог.

2. Объяснение новых понятий для успешной работы на уроке

На доске новые слова:

Лингвистика – наука, изучающая древние и современные языки.

Фразеология- 

1. Наука об устойчивых сочетаниях слов;

2. Вся совокупность устойчивых сочетаний данного языка.

Этимология – наука о происхождении слов.

Орфоэпия - наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением.

3. Открытие нового знания

Чтение учебника с. 83-84

(слайды 5 - 15)

Работа по плану, составленному учащимися.

1. Определение понятия «словарь».

Вспомним, что называется словарём.

Словарь – это собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений и сочетаний с пояснениями, толкованиями или переводом на другой язык.

2. Называем виды словарей.

Называем знакомые типы словарей: толковый, орфографический, этимологический,

синонимов и антонимов.

Учитель сообщает о том, что существуют и другие виды словарей, о которых учащиеся узнают позже.

3. Знакомство со словарями.

Демонстрация словарей:

толковых – Ожегова и Даля, орфографического, фразеологического и этимологического, орфоэпического, топонимического, словаря синонимов, словаря иностранных слов. (Выставляются на демонстрационную полочку).

4. Словарная работа

Я даю толкование слов, а вы записываете одним словом, о чём я веду речь. Ставим ударение в словах и определяем, какой буквой обозначен безударный гласный.

-разговор, деловой или задушевный (беседа);

-периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное(газета);

изображение какого – либо человека или группы людей в живописи, скульптуре или фотографии (портрет);

- таблица, в которой перечислены в последовательном порядке все дни года с делением на месяцы и недели (календарь);

Проверка выполнения задания.

Скажите, где я могла взять толкования слов, которые вам зачитывала? (В толковом словаре)

Как сказать одним словом, какие слова в результате вы написали?

Почему эти слова называются словарные? Куда вы могли заглянуть, чтобы проверить правильность написания слов? ( В орфографический словарь)

5. Физкультминутка

6. Практическая работа

Продолжение работы по плану урока

4. Знакомство с тем, какую информацию содержит каждый словарь.

5. Поработать со словарями, выполнить задания;

        Работа в группах: выполнение задания на карточкам.

         ( Смотри приложение 1)

Учащиеся делятся на группы, выбирают ответственного за выполнение задания. Вспоминают план работы в группе. Повторяют под руководством учителя план работы в группе. ( Приложение 2)

Учащиеся работают в группах, определяют назначение каждого словаря. Выполняют задания.

7. Отчет работы групп.

Выступления учащихся, выборочная запись слов, с которыми работали группы, в тетрадях.

Прослушивание ответов групп, оценивание ответственным в группе работы каждого участника.

8. Итоговый тест

Учитель читает текст о его назначении, учащиеся должны выбрать из списка номер этого словаря. (слайд 16)

Список словарей :

  1. Фразеологический
  2. Орфоэпический
  3. Толковый словарь
  4. Орфографический
  5. Этимологический
  6. Энциклопедический

Назначение словарей:

1. Словарь, содержащий в себе слова, расположенные в алфавитном порядке, с кратким описанием того, что эти слова означают и часто сопровождающий толкование слов примерами их использования.

2. Словарь, который содержит сведения о происхождении слов.

3. Словарь,  который объясняет значения устойчивых словосочетаний (фразеологизмов).

4. Словарь, который содержит сведения о правописании и произношении слов.

5. Словарь, в котором coдepжaтcя cлoвa в aлфaвитнoм пopядкe, кaждoe cлoвo нaпиcaнo в cooтвeтcтвии c ycтaнoвлeнными нopмaтивaми, c yдapeниeм, a ecли мoгyт вoзникнyть cлoжнocти c oкoнчaниями, пpивoдятcя и paзличныe иx вapиaнты.

6. Словарь, в котором объясняются понятия, даются справки о знаменитых людях, сведения о городах, странах, исторических событиях.

Проверка теста (слайд 17)

9. Рефлексия, подведение итога урока.

Подведём итог урока:

Удалось выполнить план, намеченный на урок?

Получили навыки работы со словарями?

С какими словарями учились работать?

Понравилась ли вам такая работа?

Нужно ли уметь работать со словарями? Зачем?

2 главных вопроса урока:

  • Зачем нам нужны словари?
  • Пригодятся ли они в жизни?

 

Проведите самоанализ, закончите предложения:

Мне важно уметь работать со словарями, потому что …

Самооценка:

Я ...(очень, не очень) доволен

( льна) своей работой на уроке, так как …..

Выполнил (а) работу …., поняла

( не поняла) …

Домашнее задание. Учебник № 133, Рабочая тетрадь № 90, 91

Приложение 1

Задание для группы 1.

1. Школьный словообразовательный словарь. А.Н. Тиханов

Зачем нужен данный словарь? (с. 15)

2. Найти и разобрать по составу слова:

удивительный

наблюдательный

таинственный

3. При ответе выйти к доске, записать эти слова, разобрать по составу, объяснить выделение суффиксов в слове.

Задание для группы 2.

1. Краткий словарь иностранных слов. Радовель В.А.

Зачем нужен данный словарь?

2. Найти в словаре значения следующих слов: оптимизм, альтруизм, тавтология

3. При ответе выйти к доске, записать слова на доску и объяснить значение данных слов с помощью словаря.

Задание для группы 3.

1. Школьный топонимический словарь. Поспелов Е.М.

Зачем нужен данный словарь?

2. Найти в словаре объяснение происхождения и смыслового значения следующих географических объектов:

Атлантический океан

Тихий океан

3. При ответе выйти к доске и объяснить значение данных слов с помощью словаря.

Задание для группы 4.

1. Школьный фразеологический словарь. В.П. Жуков

Зачем нужен данный словарь?

2. Найти в словаре объяснение  смыслового значения следующих фразеологических оборотов:

За словом в карман не лезет

Крокодиловы слёзы

Маменькин сынок

3. При ответе выйти к доске, написать фразеологизмы на доску  и объяснить значение данных фразеологизмов с помощью словаря.

Задание для группы 5.

1. Школьный этимологический словарь. Н.М. Шанский

Зачем нужен данный словарь?

2. Найти в словаре объяснение  смыслового значения следующих слов:

Ветчина  

Винегрет

Пельмени

Эскимо

3. При ответе выйти к доске, записать слова на доску и объяснить значение данных слов с помощью словаря.

Задание для группы 6.

1. Словарь синонимов русского языка. З.Е. Александрова

Зачем нужен данный словарь?

2. Найти в словаре слова - синонимы:

Кроткий

Отвратительный

Изумительный

3. При ответе выйти к доске и объяснить значение данных слов с помощью словаря.

Приложение 2

План работы в группе:

  1. Объединиться в группы.
  2. Вспомнить правила работы в группе.
  3. Прочитать задание, составить план выполнения работы.
  4. Распределить роли в группе, выбрать ответственного, который будет координировать работу в группе и оценивать работу каждого.
  5. Выполнить задание.
  6. Проверить правильность выполнения задания.
  7. Рассказать одноклассникам о том, что узнали.
  8. Оценить работу группы.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цель и задачи: п ознакомиться с различными видами словарей; н аучиться работать со словарями; в ыяснить, зачем нужны словари. Различные виды лингвистических словарей Урок русского языка в 4 классе

Слайд 2

Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась . Герцен А.И .

Слайд 3

Цель и задачи: п ознакомиться с различными видами словарей; н аучиться работать со словарями; в ыяснить, зачем нужны словари. познакомиться с различными видами словарей; научиться работать со словарями; выяснить, зачем нужны словари. Задачи урока:

Слайд 7

«Толковый словарь русского языка» В.И. Даль Объем словаря – 4 тома (200 000 слов и 30 000 пословиц)

Слайд 8

Толковый словарь русского языка под ред. Ожегова С.И. Объем словаря – 53 000 слов (1 том)

Слайд 9

Словари, которые мы знаем

Слайд 10

Фразеологизм – устойчивые сочетания слов, имеющие переносное значение.

Слайд 11

Этимология – наука о происхождении слов

Слайд 12

Словарь устаревших слов Объясняет значение слов, которые уже вышли из активного употребления.

Слайд 13

Словари иностранных слов Помогают определить значение иностранных слов, пришедших в русский язык из других языков.

Слайд 14

Орфоэпический словарь Объясняет особенности произношения слова. В слове поставлено ударение, есть транскрипция.

Слайд 15

Этимологический словарь Рассказывает о том, как возникли слова и как они были образованы.

Слайд 16

Тест Фразеологический Орфоэпический Толковый словарь Орфографический Этимологический Энциклопедический

Слайд 17

Ответы: 1 -3 2-5 3-1 4-2 5-4 6-6

Слайд 19

Словарь – это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Анатоль Франс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Урок русского языка. Тема "Текст. виды работы с текстом. Обобщение знаний."

Данная презентация составлена к уроку русского языка по теме "Текст. Виды работы с текстом. Обобщение знаний."  В презентации прослеживаются различные виды работы с  текстом. Презетация соде...

Презентация к уроку русского языка по теме "Виды текстов"

Введение новой темы урока через организацию проблемной ситуации....

доклад " Работа с текстом на уроках русского языка через различные виды заданий"

Ключевой единицей русского языка является текст.Одновременно текст  имеет ярко выраженную идею , которая раскрывается через его содержание....

Презентация урока русского языка 2 класс «Виды текста»

Слайд 1Знакомство с сыщиком - Шерлоком Псом. Слайд 2-4Шерлок Пёс расследует порученное ему дело о передаче шпионами важных документов. При  передаче подул сильный ветер и конверты были унесе...

Презентация на урок русского языка на тему "Виды глагола"

Данную презентацию можно использовать на уроках русского языка при изучении темы "Виды глагола"....