Русский язык 3 класс "Непроизносимые согласные"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Кирилина Галина Васильевна

Технологическая карта урока русского языка  с учетом присутствия в классе ученика с особыми образовательными потребностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yaz.3_klass._neproiznosimye_soglasnye.docx812.15 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка с учетом присутствия в классе младшего школьника с особыми образовательными потребностями.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

(Тема урока)

ФИО :Кирилина Галина Васильевна

Место работы:  МБОУ Чашниковская СОШ ,  г.о. Солнечногорск, д. Чашниково

Должность: учитель начальных классов

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тема урока: «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне».

Предметная программа и её автор: «Школа России» Русский язык В.П. Канакина

Цель  урока: ввести  понятие  «непроизносимая  согласная  в  корне  слова»;

научить способам проверки непроизносимой согласной в корне слова.

Тип урока: изучение нового материала.

Модель организации УПД младших школьников: АРМ (автоматизированное рабочее место) учителя , фронтальная работа, самостоятельная работа в парах.

Необходимое оборудование: мультимедийная установка, компьютер с выходом в Интернет, работа с карточками.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап

урока

Решаемая задача

Деятельность учителя

(методы и приемы)

Деятельность обучающихся

Деятельность обучающихся с дисграфией

Используемые ЭОРы

Время

(в мин.)

1

Адаптационный этап

1. Адаптировать учащихся к деятельности на уроке

Создаёт эмоциональный настрой на урок. Мотивация к учебной деятельности.

-Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Давайте улыбнемся друг другу. И пожелаем многому научиться на уроке.

Приветствует учителя, проверяет свою готовность к уроку, настраиваются на позитивное начало урока.

1-2

2. Выявить предварительные знания учащихся.

Интеллектуальное затруднение (создание проблемной ситуации)

Организует фронтальную работу в виде беседы о способах проверки парной согласной в корне слова. Предлагает проговорить алгоритм проверки парных согласных в корне слова.  

Создает проблемную ситуацию, включив в слова для анализа написания парной согласной в корне , слово с непроизносимой согласной в корне.

Подводит к формулированию темы урока

учащимися.

-Какая орфограмма объединяет слова задания?

-Осталась ещё одна не раскрытая орфограмма. Какая она? Ответить на этот вопрос сможете, прослушав фрагмент радиопередачи «Радионяня» «Непроизносимые согласные».

- Кто догадался, что это за орфограмма?

Просит назвать тему урока. Сформулируйте цель занятия.

-Что мы будем делать для достижения этой цели?

Отвечают на вопросы.  

Проговаривают

алгоритм проверки

орфограммы в корне слова.

Анализируют

проблемную ситуацию,

выделяют проблему с помощью учителя.  

- Парная согласная в корне слова.

Непроизносимая

согласная в корне слова.

Формулируют цель  занятия.

- Цель нашего

урока: «Научиться

правильно писать

слова с непроизносимой

согласной в корне

слова.»

Ставят перед собой задачи для достижения поставленной цели.

- Учиться планировать и оценивать свою работу.

Записывают слова четко проговаривая .

Внимательно проверяют запись слов по образцу, помогает выполнять проверку сосед по парте.

Исправляют ошибки.

Слайд № 1. 

со словами для анализа орфограммы

Спиши , вставив пропущенные буквы.Подчеркни парные согласные в слабой позиции:

Кошка точила ко…ти. У кота Мурзика болела ла…ка. У Муськи мя…кая шерс..ка.  Котёнок радо…но мурлыкал.

7-8

2

Основной этап

1. Формирование знаний, отношений, действий, опыта

Организация

самостоятельной

работы учащихся с

источниками

информации по поиску нового знания,

консультирует обучающихся.

Давайте обратимся к тексту

учебника и проверим ваши

предположения.

- Что же вы выяснили о правилах

проверки непроизносимой согласной

в корне слова? Какое из ваших

предположений оказалось верным?

- Работая парами, проговорите

друг другу алгоритм проверки этой орфограммы.

 

Учащиеся работают в парах, выясняют, что можно  посмотреть в словаре, спросить у взрослого, подобрать

проверочное слово.

 Читают правило в учебнике.

Составляют   алгоритм проверки

слов с непроизносимыми

согласными.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, рассуждают, анализируют, делают вывод.

 

Слайд № 2

https://lusana.ru/files/6314/573/4.jpg

Слайд № 3. Проверка

. https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0fc8/001495af-0422b6e4/img0.jpg

12

2. Разрешение интеллектуального затруднения

Организует парную работу по

выполнению тренировочных

упражнений в учебнике с

взаимопроверкой (стр. 118, 119 №

225).

- Пользуясь правилом учебника и алгоритмом проверки (таблица),

потренируемся правильно

записывать слова с непроизносимой

согласной в корне слова. В случае

затруднения, можно обратиться за помощью к соседу по парте.

Организует фронтальную проверку

Предлагают варианты заданий.

Коллективно выполняется разбор предложения по членам.

На гибких ветвях берез появилась нежная травка.

Слайд №4

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/00a0/0007c8cf-d9edf6f6/1/img6.jpg

7

Проговаривают

алгоритм проверки

слов с

непроизносимыми

согласными.

Выполняют

упражнение из

учебника.

Выполняют

взаимопроверку.

Выполняют типовые

задания  с

проговариванием

алгоритма  вслух  

по

образцу (1 уровень)

- Проверяют запись, подчеркивают опасные места, проверяют каждое слово, подбирают проверочные слова.

Взаимопроверка разбора.

3

Творческий этап

1. Первичное  закрепление знаний, действий, отношений, опыта на основе их применений

Предлагает  выполнить

самостоятельно  

 звукобуквенный разбор слова «здравствуйте»

Слайд № 5

Здравствуйте!

Диалоги

4

Выполняют фонетический разбор слова здравствуйте.

Выполняют фонетический разбор слова здравствуйте.(пользуясь справочником). Взаимопроверка разбора, правильность выполнения подтверждает учитель

2. Повышение уровня формируемых знаний на основе применения разноуровневых и творческих заданий

1)  Предлагает  выполнить

самостоятельно  разноуровневые

задания  презентация  

, работа с нетбуками:

- Предлагаю поработать

самостоятельно и выполнить

задания с использованием

нетбуков. Уровень задания

выбираете самостоятельно.

После завершения работы,

проверьте правильность

выполнения по ключу на

последнем слайде.

1) Выполняют типовые задания  с

проговариванием алгоритма  вслух  (1,

2  уровень),  по образцу (3 уровень)

1) Карточка с заданием берет из конверта, соединяет пары слов. Выполняют типовые задания  с

проговариванием алгоритма  вслух  (1, уровень)

Слайд № 6.

1 уровень (базовый):

К словам левого столбика подберите близкие по значению слова из правого столбика. Найдите слова с непроизносимыми согласными.

унылый                         яростный

огромный                      радостный

печальный                    наездник

знаменитый                  местный

здешний                       известный

всадник                        горестный

умелый                        искусный

веселый                       гигантский

нестерпимый               несносный

гневный                       грустный

2 уровень (повышенный):

Вставьте пропущенные буквы. Укажите проверочные слова.

Человек трудолюбивый – самый (________) счас…ливый. Рукам работа, а душе (_________)праз…ник. Тайна, (________)

извес…ная троим, уже не тайна. (______) Со…нце ладонью не закроешь. (________) Поз…но встанешь – мало сделаешь.  

3 уровень (высокий):

Пользуясь  образцом,  составьте  со  словами  словосочетания  таким  образом,  чтобы  придуманное  слово  начиналось  с

непроизносимой согласной, имеющейся в исходном слове.

Ласковое со…нце, праз…ник, грус…ный, звез…ный, мес…ный, трос…ник.

7

2)Организует групповую работу

обучающихся по составлению

тематического текста с включением

слов на изучаемую орфограмму.

- Где может пригодиться новое

знание?

- Теперь разделимся на группы.

Используя слова, записанные на слайде, прошу вас составить свой текст.

- Запишите свой вариант текста

или тот, который понравился вам больше всех остальных в тетрадь.

Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.

— Какая тема урока?

Выполни ли задачи, которые поставили в начале урока?

Предлагает  домашнее  задание  по выбору, проводит инструктаж по его

выполнению:

-  составить  5  предложений,

употребив      слова  с непроизносимыми  согласными в корне слова;

- найти и записать 5 пословиц, в которых употреблены   слова с  непроизносимыми

согласными в корне слова

Предлагает вспомнить цель занятия.

Прослушивают заключительный фрагмент –песню радиопередачи «Радионяня» «Непроизносимые согласные».

Организует рефлексию (памятка для

рефлексии на слайде).

Оценивает работу обучающихся.

Предлагает обучающимся

прокомментировать свои оценки.

2)Работают в группе, составляют (устно)

текст. Определяют в тексте слова с

непроизносимой согласной в корне

слова. Записывают текст в тетрадь.

Обсуждают работу группы, оценивают

результат.

Определяют уровень успешности в получении  знания.

Слушают, обсуждают домашнее задание.

Вспоминают и проговаривают  цель занятия.

Высказываются о значимости

изученной орфограммы в

дальнейшем обучении.

Оценивают свою работу по

предложенным критериям,

комментируют свой выбор.

Слайд № 7 Рефлексия

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/03ea/0005f759-7a553fb4/img12.jpg

5

Планируемые результаты

1) Личностные результаты обучения:

- формировать  представление  о  богатых  возможностях  русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи;

-  формировать  положительное  отношение  к  урокам  русского  языка  и личностного смысла учения.

2) Метапредметные результаты обучения:

Регулятивные:  проговаривать  последовательность  действий  на  уроке;  работать по плану, инструкции; осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные: слушать и  понимать речь других; формулировать и  аргументировать своё мнение и позицию; работать в паре, группе;

Познавательные:  проводить  наблюдение,  анализ,  выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку; выстраивать логическую  цепь  рассуждений  –  анализ  объектов  с  целью  выделения признаков

3) Предметные результаты обучения: формировать знания об общих закономерностях написания непроизносимых  согласных  в  корнях  слова;  соблюдать  в  практике  письма

основные  орфографические  нормы  правописания  корней  слов  с непроизносимой согласной;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Парные согласные в корне слова" 2 класс

Урок - закрепление (конспект + презентация). Цели: - формировать навыки грамотного письма; - обобщить знания уча¬щихся о двух способах проверки безударных гласных и парных согласных в корне.  ...

Конспект урока русского языка Чередование согласных в корне слова

Конспект урока русского языка Чередование согласных в корне слова...

урок русского языка "Непроизносимые согласные" 3 класс

Урок разработан с использованием игровой технологии....

конспект урока по русскому языку "Парные согласные на конце слова" + презентация

Предлагаю вашему вниманию конспект урока во втором классе по теме "Парные согласные на конце слова"...

Конспект внеклассного занятия по русскому языку "Парные согласные"

Конспект внеклассного занятия по русскому языку "Парные согласные".Цель: 1.     закрепить знания учащихся по подбору проверочных слов;2.     расширять слов...

Урок русского языка "Удвоенные согласные в русских словах".3 класс.

Технологическая карта урока русского языка"Удвоенные согласные в русских словах". Второй урок по теме  и презенация к уроку.3 класс.Объяснение на основе словообразования....