Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока
|
Формируемые УУД |
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика |
I.Этап самоопределения к деятельности
Словесный: слово учителя | 1 мин | - Здравствуйте, ребята, меня зовут Анжелика Николаевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Итак, давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, тонкая тетрадь, карандаш, ручка. - Сейчас сядут те, кто готов к уроку и хочет научиться новому. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. Садятся.
| Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. |
II.Актуализация знаний и мотивация
Словесный: беседа
Словесный: Составление обобщающего ответа на грамматическую тему
| 5 мин
| Фронтальная работа - А сейчас попробуйте отгадать часть речи Интересная часть речи В русском языке живёт Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет или поёт, Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит- Всё расскажет нам… - Назовите глаголы из данного текста
- Хорошо, молодцы! - Что вы знаете уже о глаголе из прошлых уроков?
План. 1.Что обозначает глагол? 2.На какие вопросы отвечает? 3.Каковы признаки неопределенной формы глагола? (на слайде)
- Хорошо, ребята, молодцы! |
(глагол) (живет, расскажет, чертит, пишет, поет, вышивает, пашет, забивает, варит, жарит, моет, чистит, расскажет) (глагол- сам.ч.р., которая обозначает действие предмета. Глаголы отвечают на вопросы что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? и др.; Глаголы, которые отвечают на вопрос что делать? Что сделать?, стоят в н.ф. Н.ф.- начальная ф. гл. Гл. в н.ф. оканчиваются на –ть, -ти, -чь) | Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
|
III. Постановка учебной задачи
Практический: выполнение пробного задания
Словесный: подводящий диалог | 3 мин | - Картинный диктант (слайды) М..рковь За..ц П..м..дор М..лина
| М..л..тки Карандаши С..баки М..шины |
- Списать в 2 столбика, вставляя пропущенные буквы (проверка) - Подберите глаголы к каждому слову - Чем будет отличаться 1 и 2 столбики? - От какой части речи вы задаете вопрос? - Как вы думаете, от чего зависит, в каком числе стоят глаголы в предложении? - Ребята, сформулируйте тему нашего урока. - А какие цели мы поставим? Для ответа используйте слова на слайде: будем учиться определять….. -Будем учиться изменять…… и находить……. - Молодцы, ребята! | (молоток, морковь, заяц, карандаш, помидор, собака, малина, машина)
(Молоток стучит, морковь растёт, заяц прыгает, карандаш лежит, собака лает, малина цветет, машина едет) (окончание) (от существительного) (от того, в какой форме употреблено сущ. в предл.) (число глаголов) (Будем учиться определять число глаголов, будем учиться изменять глаголы по числам и находить глаголы нужного числа) | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
|
IV. Открытие нового знания Словесный: беседа по правилу Наглядный: анализ правила Наглядный: наблюдение за использованием глаголов в определенных речевых ситуациях Практический: составление обобщающего ответа на грамматическую тему. | 5 мин. | - Откройте учебники на с. 109, посмотрите на правило и попробуйте самостоятельно разобраться, как изменяются глаголы. Работаем в парах - Расскажите соседу, как изменяются глаголы (вывод на слайде) - Кто закончит, сложите руки, образуя крышу домика, чтобы я видела готовность. - Кто теперь расскажет всему классу? - Несколько учеников отвечают вслух. - Ребята, кто может подвести итог, Итог: Что обозначает глагол в ед.ч. и во мн.ч.? |
(глагол в ед.ч. обозначает действие одного предмета, глагол во мн.ч. обозначает действие двух и более предметов) Работают с учебником, рассуждают в парах | Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге.
Регулятивные: Осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. |
V. Первичное закрепление
Практический: письмо по памяти
Словесный: беседа, языковой анализ
Практический: списывание с грамматическим заданием
| 7мин | Фронтальная и индивидуальная работа - Посмотрите упр. 189 - Прочитай, пожалуйста, Катя. - Теперь, каждый прочитает про себя. - Сколько столбиков дано в стихотворении? Сколько это строчек? - Теперь закрываем учебники и пишем по памяти. - Напишите первое четверостишие. Затем над глаголами укажите число. - Кто хочет выполнить задание у доски? (Один ученик у доски). - Сравните с образцом и поднимите руки те, кто выполнил по-другому? - Давайте оценим работу Коли. - Он работал самостоятельно? Выполнил верно? Что поставим? - Присаживайся, Коля, молодец! Итог: - Кто может подвести итог, по каким признакам мы определяем число глагола? - Замечательно! |
(2) ( 8) Выполняют упражнение, сверяют с образцом. Оценивают правильность выполнения. (Зеленеют все опушки, (мн.ч.) Зеленеет пруд.(ед.ч.) А зеленые лягушки Песенки поют.(мн.ч.)) Оценивают работу у доски
(по окончанию) | Познавательные: извлекают необходимую информацию из текста; осуществляют поиск необходимой информации.
Регулятивные: осуществляют поиск средств для решения учебной задачи Коммуникативные: могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса |
Физминутка |
|
|
|
|
VI. Самостоятельная работа с проверкой
Практический: Списывание с морфологическим заданием
Словесный: беседа | 7мин | Самостоятельная работа с взаимопроверкой - Самостоятельно прочтите задания к упр.190. - Кто мне скажет, в чем различие каждой пары глаголов? - Почему глаголы каждой пары имеют разные окончание? - Выполняем самостоятельно в тетради, указывая число глаголов и выделяя окончания. - Закончили писать, обменялись тетрадями, сверяем с образцом на слайде. - Если все верно, ставим «5» в тетради карандашом, если одна ошибка «4», 2 и более ошибок «3». - Встаньте те, у кого «5», садитесь. Теперь «4», «3». - Молодцы, вы отлично справились с заданием! Итог: Кто может подвести итог, и сказать, что обозначает глагол единственного и множественного числа? | Выполняют самостоятельно.
(единственное и множественное число) (обозначают одно действие, много действий) Оценивают свою работу, ставят оценку
(глагол в ед.ч. обозначает действие одного предмета, глагол во мн.ч. обозначает действие двух и более предметов) | Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге. Регулятивные: осуществлять взаимоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата; контроль, коррекция, оценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. |
VII. Включение в систему знаний
Практический: творческое списывание с восстановлением предложений
Словесный: Беседа
Практический: Игра на внимание | 7-9мин | Работа в парах - У вас на столах лежат карточки с заданием, работать будем в парах (упр.191) - Посмотрите. - Кто прочтет текст? - Кто может определить, сколько предложений в тексте? - Необходимо поставить точки, разделяя запись на предложения, вставить пропущенные буквы в окончаниях глаголов, затем определить число глаголов. - Закончили - Кто мне назовет глаголы, которые передают звуки, издаваемые птицами и насекомыми. - Сравните с образцом на слайде - Поднимите руки, у кого выполнено по-другому? - Молодцы, ребята! Итог: Сейчас начиная с первого ряда, называете глаголы ед.числа. - Хорошо, верно! - Откройте дневники, запишите домашнее задание: с.110 упр.192 - А теперь немножко поиграем и отдохнем, выполним задание на внимание: «Услышав глагол единственного числа, хлопайте в ладоши». Чтение учителем отрывка из книги Т. Рик «Здравствуй Дядюшка Глагол»: «…Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вымпел, зажёг, обжёг, флажок, дружок». Поднимите руку, кто ни разу не ошибся. - Молодцы, вы самые внимательные! |
Самостоятельно знакомятся с задание, читают текст (В траве трещат кузнечики. Скрипит жук. Воркуют дикие голуби. Стучат по деревьям дятлы. Пищат рябчики. Жужжит золотая пчёлка. Поют певчие дрозды. Трещит сойка) (Глаголы, которые передают звуки, издаваемые птицами и насекомыми: трещат, скрипит, воркуют, стучат, пищат, жужжит, трещит) Выполняют задание (скрипит, жужжит, трещит)
Записывают домашнее задание.
Внимательно слушают задание Хлопают в ладоши, если услышали глагол ед.ч. | Познавательные: осуществляют анализ и синтез, сравнение, обобщение; Регулятивные: осуществляют коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений. Коммуникативные: используют речевые средства в ходе решения учебно-познавательных задач Личностные: осуществляют смыслообразование, нравственно – эстетическое оценивание усваиваемого содержания. |
VIII. Рефлексия деятельности
Словесный: ответы на вопросы, формулирование выводов, самоанализ. | 5мин | - Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили? - Какие цели ставили? - Достигли целей? - А теперь возьмите в руки ваши карандаши: зеленый, желтый и красный. Поднимите ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если - вы довольны собой, вам понравился урок, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. ЖЕЛТЫЙ, если - у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии. И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и сегодняшний урок не понравился. - Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок. | Подводят итог урока
Отвечают на вопросы
Оценивают свои достижения
| Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. Личностные: самооценка. |