русский язык. Тема: имя существительное.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока по русскому языку по теме " имя существительное"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
русский язык. Тема: имя существительное. | 26.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 3 классе
Тема урока «Имя существительное и его роль в речи»
Цель: ознакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных, отработать грамматическое понятие «имя существительное».
Задачи: закрепить полученные умения и навыки, совершенствовать навыки письма и орфографической зоркости; обеспечить развитие устной речи обучающихся, умение отличать имя существительное от других частей речи.
Планируемый результат
Предметные
•познакомить с именем существительным, как частью речи;
• наблюдать за значением имён существительных;
•применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.
Метапредметные
•Извлекать необходимую информацию;
•Делать выводы на основе сравнения и наблюдения;
•Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Личностные
•Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
•Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
Тип урока: Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
Оборудование: дифференцированные карточки, карточки самооценки, учебник и рабочая тетрадь.
Технологии: развивающие, метод дифференцированного обучения.
Ход урока.
I. Организационный этап.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять
Буду грамотно писать.
II. Актуализация знаний.
1.Минутка чистописания
-А сейчас – чистописание. О каком времени года это стихотворение?
Проплясали по снегам
Снежные метели
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся коньки,
Режут лед снегурки.
-Какой звук чаще всего вы слышали в этом стихотворении? С
-Какой он? (Согласный, глухой, твердый.)
-Может ли этот звук быть мягким?
-Какой буквой при письме обозначается?
-Пропишите, соединяя заглавную и строчную буквы в тетради. сСс СсС
2. Проверка домашнего задания.
Ученики находят знакомые части речи в предложении у доски.
(Клён роняет оранжевые звёзды. Гулял заяц в лунную ночь по снегу).
3.Беседа.
-Какие части речи вы знаете?
-Что такое имя существительное?
-Что такое глагол?
-На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
III. Мотивация к учебной деятельности
1. Коллективная работа. Работа над предложением.
-Прочитайте предложение на доске. Запишите его в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. Объясните орфограммы.
(За)мел…кал (в)м...розном воздухе лё...кий сн...жок.
-Разберите по членам предложения и частям речи. Проверим.
-Назовите слово с безударной гласной, непроверяемой ударением. (Морозном.)
-Подберите однокоренное имя существительное. (Мороз.)
-Выполните звукобуквенный анализ слова мороз.
Мороз – марос - 5б., 5зв., 2сл.
( Одновременно идет анализ каждого звука.)
2.Тренинг «Расселение». (Работа в парах.)
- Запишите и разделите слова на 3 группы. (Слова записаны на доске.)
Лежать, вечерний, трава, лететь, светает, зеленые, лиса, поля, спортивная.
- По какому признаку вы разделили слова? (По частям речи.)
- Какие слова отнесли к первой группе? (Лежать, лететь, светает.)
- К какой части речи относятся эти слова? (Глаголы.)
- На какие вопросы отвечают эти слова? (Что делать? Что делает?)
- Какие слова вы записали во второй группе? (Вечерний, зеленые, спортивная.)
- К какой части речи относятся эти слова? (Прилагательные.)
- На какие вопросы отвечают слова со второй группы? (Какой? Какие? Какая?)
- Какие слова вы отнесли к третей группе? (Трава, лиса, поля.)
- К какой части речи относятся эти слова? (Существительные.)
- На какие вопросы отвечают существительные? (Кто? Что?)
- Какая орфограмма встретилась вам в словах? (Проверяемая безударная гласная в корне слова.)
- Как проверяли безударную гласную в словах? (Безударная гласная проверяется – ударением)
IV. Объявление темы и цели урока.
-Послушайте стихотворение и если правильно закончите его, то сможете сформулировать тему урока.
«Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты,
Называются ПРЕДМЕТЫ.
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и болты,
Сёла, города, планеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ.
АХ, какие все слова
Восхитительные,
Называются они…….
-Тема нашего урока:
Тема нашего сегодняшнего урока – имя существительное.
-Как вы предполагаете, чему мы будем учиться на уроке?
Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала.
1.Работа с учебником. (В парах)
Из учебника «Русский язык», В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, С. 55 упр. 93
-Выпишите имена существительные. Один ученик выписывает слова, которые отвечают на вопрос КТО?, а другой на вопрос ЧТО?
Молодцы! Все справились с заданием на отлично!
2.Коллективная работа. Упражнения в написании собственных и нарицательных слов
- Почему имена существительные написаны на доске с заглавной буквы?
Имена: Андрей, Иван, дядя Коля, дед Степан, Нина, Вера, Валентина, Маргарита и Марина.
Фамилии: Петров, Николаев, Снегирев.
Клички: Барсик и Пушок, Мурзик, Шарик и Дружок.
Города: Астана, Тюмень, Казань, Тула, Харьков и Рязань, Вашингтон, Париж, Ханой – пишут с буквы прописной. Вывод:
3.Творческая работа с текстом. Наблюдение над ролью имен существительных в речи.
-Прочитайте стихотворение на доске.
Села …на …
Опустила …
Прилетает к ней …
- Что ты ищешь там?
- …
- А тебе не надоело?
- Не наскучило искать?
- Нет!
-Тому, кто занят …,
- Просто некогда скучать!
- О чем говорится в стихотворении?
- Можно понять его без имен существительных?
- Вставьте нужные слова, (комар, нектар, пчелка, делом, хоботок, цветок)
- Какова же роль имен существительных в речи?
Физминутка для глаз
4.Дифференцированная работа по индивидуальным карточкам.
-Перед вами лежат карточки (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), выберите себе ту, задания на которой вы сможете выполнить. Подчеркните те имена существительные, которые будут соответствовать значениям. Красная-высокий уровень, синяя-средний уровень, зеленая-низкий уровень.
Красная карточка:
Качества человека - доброта, красота, вежливость, быстрота, доброжелательность, трусость, высота.
Географические названия-море, Москва, гора, Россия, город, Волга, равнина, Байкал.
Синяя карточка:
Зерновые культуры - лен, пшеница, хлопок, ячмень, шерсть, рожь, васильки, овес.
Профессии - штангист, водитель, повар, футболист, учитель, продавец, хоккеист, студент, врач.
Зеленая карточка:
Игрушки - штанга, мяч, портфель, ручка, кукла, пирамидка, коньки, кубики, юла.
Мебель-диван, ковёр, стол, компьютер, шкаф, кровать, телевизор, кресло.
Проверка работ.
VI. Рефлексия.
-Что такое имя существительное?
-Приведите примеры существительных и скажите, что оно означает.
Каждому ученику предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку.
- Доволен ли тем, как прошёл урок?
- Было ли тебе интересно?
- Сумел ли ты получить новые знания?
- Ты был активен на уроке?
- Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?
- Учитель был внимателен к тебе?
- Ты сумел показать свои знания?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предмет: «Русский язык». Тема: «Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании». Класс 4 Программа 2100
Тема: «Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании».Цели:1) познакомить с понятиями «основное», «зависимое» слово в словосочетании, ут...
Конспект урока 2 класс русский язык Тема: Имя существительное. Закрепление.
Конспект урока, проведенного во втором классе по теме: Имя существительное. Закрепление....
Урок по русскому языку .Тема: имена существительные.
Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Методы обучения: наглядно-иллюстративный.Формы деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая....
Методическая разработка раздела программы по русскому языку тема : "имя существительное"
Этот материал может быть полезен для учителя начальных классов...
Технологическая карта урока. Русский язык. Тема: "Имя существительное родительного падежа" 4 класс
УМК "Школа России" Планируемые результаты УУД Предметные, метапредметные, личностные...
Разработка конспекта урока по русскому языку, тема:" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" (4 КЛАСС)
Урок повторения, углубления и обобщения изученного, развитие умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существител...
Проверочная работа по русскому языку. Тема "Имя существительное".
Эта работа может быть проведена после изучения темы "Имя существительное"....