русский язык. Тема: имя существительное.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Джанбекова Севиле Серверовна

Конспект урока по русскому языку по теме " имя существительное"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 3 классе

Тема урока «Имя существительное и его роль в речи»

Цель: ознакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных, отработать грамматическое понятие «имя существительное».        

Задачи: закрепить полученные умения и навыки, совершенствовать навыки письма и орфографической зоркости; обеспечить развитие устной речи обучающихся, умение отличать имя существительное от других частей речи.

Планируемый результат

Предметные

•познакомить с именем существительным, как частью речи;

• наблюдать за значением имён существительных;

•применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Метапредметные

•Извлекать необходимую информацию;

•Делать выводы на основе сравнения и наблюдения;

•Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Личностные

•Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

•Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

Тип урока: Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

Оборудование: дифференцированные карточки, карточки самооценки, учебник и рабочая тетрадь.

Технологии: развивающие, метод дифференцированного обучения.

Ход урока.

I. Организационный этап.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постараюсь все понять

Буду грамотно писать.

II. Актуализация знаний.

1.Минутка чистописания

     -А сейчас – чистописание. О каком времени года это стихотворение?

     Проплясали по снегам

     Снежные метели

     Снегири снеговикам

     Песню просвистели.

     У заснеженной реки

     В снежном переулке

     Звонко носятся коньки,

     Режут лед снегурки.

-Какой звук чаще всего вы слышали в этом стихотворении?    С

-Какой он? (Согласный, глухой, твердый.)

-Может ли этот звук быть мягким?

-Какой буквой при письме обозначается?

-Пропишите, соединяя заглавную и строчную буквы в тетради. сСс   СсС

2. Проверка домашнего задания.

Ученики находят знакомые части речи в предложении у доски.

(Клён роняет оранжевые звёзды. Гулял заяц в лунную ночь по снегу).

3.Беседа.

-Какие части речи вы знаете?

-Что такое имя существительное?

-Что такое глагол?

-На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

III. Мотивация к учебной деятельности

1. Коллективная работа. Работа над предложением.

-Прочитайте предложение на доске. Запишите его в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. Объясните орфограммы.

 (За)мел…кал  (в)м...розном  воздухе  лё...кий сн...жок.  

-Разберите по членам предложения и частям речи. Проверим.

-Назовите слово с безударной гласной, непроверяемой ударением. (Морозном.) 

-Подберите однокоренное имя существительное. (Мороз.)

-Выполните звукобуквенный анализ слова мороз.

Мороз –   марос  - 5б., 5зв., 2сл.

( Одновременно идет анализ каждого звука.)

2.Тренинг «Расселение». (Работа в парах.)

- Запишите и разделите слова на 3 группы. (Слова записаны на доске.)

     Лежать, вечерний, трава, лететь, светает, зеленые, лиса, поля, спортивная.

- По какому признаку вы разделили слова? (По частям речи.)

- Какие слова отнесли к первой группе? (Лежать, лететь, светает.)

- К какой части речи относятся эти слова? (Глаголы.)

- На какие вопросы отвечают эти слова? (Что делать? Что делает?)

- Какие слова вы записали во второй группе? (Вечерний, зеленые, спортивная.)

- К какой части речи относятся эти слова? (Прилагательные.)

- На какие вопросы отвечают слова со второй группы? (Какой? Какие? Какая?)

- Какие слова вы отнесли к третей группе? (Трава, лиса, поля.)

- К какой части речи относятся эти слова? (Существительные.)

- На какие вопросы отвечают существительные? (Кто? Что?)

- Какая орфограмма встретилась вам в словах? (Проверяемая безударная гласная в корне слова.)

- Как проверяли безударную гласную в словах? (Безударная гласная проверяется – ударением)

 IV. Объявление темы и цели урока.

-Послушайте стихотворение и если правильно закончите его, то сможете сформулировать тему урока.

«Вещи, люди и цветы,

Носороги и коты,

Джинсы, майки и штиблеты,

Называются ПРЕДМЕТЫ.

Шубы, шапки и зонты,

 Гвозди, гайки и болты,

Сёла, города, планеты –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ.

АХ, какие все слова

Восхитительные,

Называются они…….

-Тема нашего урока:

Тема нашего сегодняшнего урока  – имя существительное.

-Как вы предполагаете, чему мы будем учиться на уроке?

Физкультминутка  

V. Закрепление изученного материала.

1.Работа с учебником. (В парах)

Из учебника «Русский язык», В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, С. 55  упр. 93

-Выпишите имена существительные. Один ученик выписывает слова, которые отвечают на вопрос КТО?, а другой на вопрос ЧТО?

Молодцы! Все справились с заданием на отлично!

2.Коллективная работа. Упражнения в написании собственных и нарицательных слов

- Почему имена существительные написаны на доске с заглавной буквы?

Имена: Андрей, Иван,  дядя Коля, дед Степан, Нина, Вера, Валентина, Маргарита и Марина.

Фамилии: Петров, Николаев, Снегирев.

Клички: Барсик и Пушок, Мурзик, Шарик и Дружок.

Города: Астана, Тюмень, Казань, Тула, Харьков и Рязань, Вашингтон, Париж, Ханой – пишут с буквы прописной. Вывод:

3.Творческая работа с текстом. Наблюдение над ролью имен существительных в речи.

-Прочитайте стихотворение на доске.

Села …на …

Опустила …

Прилетает к ней …

   - Что ты ищешь там?

    - …

    - А тебе не надоело?

    - Не наскучило искать?

     - Нет!

     -Тому, кто занят …,

     - Просто некогда скучать!

- О чем говорится в стихотворении?

- Можно понять его без имен существительных?

- Вставьте нужные слова,  (комар, нектар, пчелка, делом, хоботок, цветок)

- Какова же роль имен существительных в речи?

Физминутка для глаз

4.Дифференцированная работа  по индивидуальным карточкам.        

-Перед вами лежат карточки (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), выберите себе ту, задания на которой вы сможете выполнить. Подчеркните те имена существительные, которые будут соответствовать значениям. Красная-высокий уровень, синяя-средний уровень, зеленая-низкий уровень.

Красная карточка:

Качества человека - доброта, красота, вежливость, быстрота, доброжелательность, трусость, высота.

Географические названия-море, Москва,  гора, Россия, город, Волга, равнина, Байкал.

Синяя карточка:

Зерновые культуры - лен, пшеница, хлопок, ячмень, шерсть, рожь, васильки, овес.

Профессии - штангист, водитель, повар, футболист, учитель, продавец, хоккеист, студент, врач.

Зеленая карточка:

Игрушки - штанга, мяч, портфель, ручка, кукла, пирамидка, коньки, кубики, юла.

Мебель-диван, ковёр, стол, компьютер, шкаф, кровать, телевизор, кресло.

Проверка работ.

VI. Рефлексия.

-Что такое имя существительное?

-Приведите примеры существительных и скажите, что оно означает.

Каждому ученику предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку.

  • Доволен ли тем, как прошёл урок?
  • Было ли тебе интересно?
  • Сумел ли ты получить новые знания?
  • Ты был активен на уроке?
  • Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?
  • Учитель был внимателен к тебе?
  • Ты сумел показать свои знания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: «Русский язык». Тема: «Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании». Класс 4 Программа 2100

Тема: «Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании».Цели:1)    познакомить с понятиями «основное», «зависимое» слово в словосочетании, ут...

Конспект урока 2 класс русский язык Тема: Имя существительное. Закрепление.

Конспект урока, проведенного во втором классе по теме:  Имя существительное. Закрепление....

Урок по русскому языку .Тема: имена существительные.

Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Методы обучения: наглядно-иллюстративный.Формы деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая....

Методическая разработка раздела программы по русскому языку тема : "имя существительное"

Этот материал может быть полезен для учителя начальных классов...

Технологическая карта урока. Русский язык. Тема: "Имя существительное родительного падежа" 4 класс

УМК "Школа России" Планируемые  результаты  УУД Предметные,  метапредметные, личностные...

Разработка конспекта урока по русскому языку, тема:" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" (4 КЛАСС)

Урок повторения, углубления и обобщения изученного,   развитие  умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существител...

Проверочная работа по русскому языку. Тема "Имя существительное".

Эта работа может быть проведена после изучения темы "Имя существительное"....