Безударные гласные в корне слова.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Открытый урок по теме: Безударные гласные в корне слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezudarnye_glasnye_v_korne_slova.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Безударные гласные в корне  слова.

Тип урока:  комбинированный

Цели урока:

Предметные:
¬ усвоение особенностей проверочных и поверяемых слов, овладение способами проверки;
¬ формирование умения подбирать проверочные слова, распознавать слова, которые нужно проверять;
¬ развитие орфографической зоркости.
Метапредметные:
¬ расширение творческой деятельности учащихся;
¬ формирование объективной самооценки.
Личностные:
¬ формирование личностных универсальных учебных действий;
¬ развитие внимания, мышления, интереса к языку.

Ресурсы:

информационные: учебник  Т. Г. Рамзаевой  "Русский язык" для 3 класса;
демонстрационные: карточки для самостоятельной работы по вариантам.

Формы организации: фронтальная, дифференцированная, творческая, самостоятельная по вариантам, в парах.

                                       

                                              Ход урока:

I. Мотивация учебной деятельности (слайд 1).
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

Мы тетради все открыли,
Ровно сесть не позабыли.

 Пишем в тетрадях число, классная работа.
                                                                                               

II. Чистописание. (слайд 2)
-У нас чистописание.
- Отгадайте загадку о сказочном герое.
"Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё ж попался ... (Колобок) "

Верно, это Колобок. И писать на минутке чистописания будем ту букву, с которой начинается это имя, а значит букву К - заглавную и к строчную, а также соединения с этими буквами (уч-ся прописывают 1 строку).
На доске соединения:

 ка (нижнее), ке (среднее), ку (верхнее), як (верхнее), кл (нижнее).

Колобок (Почему написали с заглавной буквы?)

 II. Актуализация знаний.

1)Словарно-орфографическая работа. Загадки.(слайд 3)

 Посмотрите на картинку, запишите слова, поставьте ударение, выделите орфограмму.

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет

Крохи собирает. (воробе́й)

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая

Известная персона

Это ….. (воро́на).

Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет. (соро́ка)

Перья черные и с блеском,

Может быть довольно дерзким:

Всё – вредителям конец!

Имя птице той — … (Скворец)

Словарь: Ворона, скворец, сорока, воробей. (работа со словарными словами).

-На какую орфограмму записаны слова? ( На безударную гласную проверяемую и непроверяемую) Проверим написанные слова.

-. Какое слово лишнее? Почему? (Скворец- проверяемая безударная гласная,).

-Сформулируйте тему урока.

 (Правописание безударной гласной в корне слова)

Продолжим закрепление по данной теме.

- Как проверить безударную гласную?

 (подобрать проверочное или однокоренное слово).

Какие слова называем однокоренными или родственными? (имеющие общую часть- корень и значение).

– Подберите проверочное слово. (Скворушка)

2) Беседа.

-Ворона и сорока — птицы «погодливые », и наблюдение за их поведением и образом жизни дает внимательному наблюдателю немало погодных примет и зимой и летом.

Зимние приметы:

«Вороны сидят на макушках деревьев, усиленно каркают и чистятся — это зимой к снегу»

«Сорока под крышу лезет — к вьюге».

III.ФИЗМИНУТКА  

Скок да скок, скок да скок. Покатился колобок.                                                                                                                                                                                   Круглый да румяный,  прямо на поляну.

Закатившись за пенёк, отдохнуть в тени прилёг.

IV. Самостоятельная работа по вариантам.  

1. Вот названия предметов.
Лесник, соловушка, цветки, дубок.
Солнышко, ёжик, лисонька, осинка.
- Назовите неодушевлённые предметы.
- Назовите одушевлённые предметы.
Задание: Разобрать данные слова по составу. (2 уч-ся у доски)

- Молодцы, ребята, вы справились с заданием!
И сейчас, отгадав загадку, вы узнаете, что повстречалось ему на пути.

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть - нет головы.
(Гриб) (слайд 4)

- Верно, это гриб.
- А какое правило встречается при написании этого слова?
- Давайте вспомним, как проверить парную согласную?
Правило: ...(слайд 5)

V. Дифференцированная работа (на карточках)( слайд 6)
1 группа
Подбери к словам проверочное слово и вставь пропущенную букву.
Расска . - ______________ ,  ястре . - ____________ ,  бере . - _______________ , клю . - ____________ , гра . - _______________ , моро . - ______________ , сне . - __________ , шка . - ______________ .

2 группа
Подбери к словам проверочное слово и вставь пропущенную букву.
Мя . кий - _____________ ,  обно . ка - ____________ ,  остро . ки - ____________ , кре . кий - ______________ ,  кни . ка - _____________ ,  ро . кий - _____________ , ска . ка - __________________ ,  ре . кий - _________________ .

3 группа
 Подчеркни согласные, которые перед написанием надо проверять.

(Напиши  проверочные слова.)
Ночью ударил сильный мороз. Он сковал ледком лужи на лесных дорожках. Резкий ветер гулял по лесу. Зябко стало дубкам и берёзкам. Холод загнал в норки зверьков.
VI. Словарная работа

Отгадать загадки.

(Горох, капуста, морковь, огурец, овощи.)

 (вызываю к доске по 1 уч-ся, которые записывают слова)

На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков … (
Горох) ( слайд 6)

Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка. (к
апуста) (слайд 7)

Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный хвост. (м
орковь) (слайд 8)

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой? (
огурец) (слайд 9)

- Как назвать одним словом все эти отгадки? (овощи) .
- Ребята, а ведь это у нас не простые слова, а какие-то особенные, которые имеют общее название. Кто понял, какие мы написали слова? (словарные) (
слайд 10).
-Давайте в этих словарных словах поставим знак ударения и подчеркнём букву, которую нужно запомнить.
 (
слайд 11)
- Посмотрите на слайд. ( слайд 12)
Овощи и фрукты – вот полезные продукты.
- Прочитайте предложение. Что вы прочитали, как называется? (поговорка)
- А как вы считаете, почему овощи и фрукты считают полезными продуктами. (выводы уч-ся)
- Спишите поговорку, поставьте над словами знак ударения.

VII. Работа над новой темой урока. 

1. Повторение материала об однокоренных словах.
- Из каждой строчки выпишите однокоренные слова. Выделите корень, поставьте знак ударения (
слайд 13).
Лесник, перелесок, лестница.
Морс, море, моряк.
Вода, водитель, подводный
.
- Почему эти слова, которые вы написали, однокоренные?
- Давайте вспомним, какие слова называют однокоренными?
- Какое правило вы знаете о правописании корней в однокоренных словах?
( В однокоренных словах корень пишется одинаково)


2. - Посмотрите на экран (
слайд 14) 

_________- п .чник
_________- сл . вечко
________- д . лёкий
________- т . грёнок
________- пр . мая

- Попробуйте подобрать к словам проверочное слово и вставить нужную букву.
- Какие буквы вы вставили? (
е, я, о, и, а)
Вывод: Безударные гласные 
а, о, е, я, и в корне надо проверять.
- Как же проверить безударную гласную?
- Что для этого нужно сделать? (Выводы  детей)
(на доске появляется алгоритм проверки безударной гласной в корне слова:

• Прочитай слово.
• Поставь ударение.
• Выдели корень.
• Определи безударную гласную.
• Подбери проверочное слово

-А давайте прочитаем, что правило в учебнике.
Правило: с. 100

VШ. Включение в систему знаний.

1. Работа по учебнику
с. 101 упр. 233 (комментирование с места)

2. Работа с экраном
слайд 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38 (бабочки)
Вывод: - Как же проверить безударную гласную? слайд 39


3.  Работа с предложением. Какография (исправление ошибок).
- Прочитайте предложение на экране
слайд (15).
Леса с лесятами жевёт в наре.

- Прочитайте предложение. На какое правило допущены ошибки?
Запишите предложение в тетрадь. Исправьте ошибки в предложении. (взаимопроверка)

IX. Рефлексия.

- Чему же вы учились сегодня на уроке?  (Ответы детей)

Учащийся читает наизусть стихотворение:
"Безударный хитрый гласный,
слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный стал под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!"

VII. Домашнее задание:
стр. 101, упр. 234, правило -стр. 101


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных словах.

Закреплять знания учащихся в правописании безударных гласных в корне слова; обучать развитию восприятия: память,  внимание, мышление; повторить ранее изучений материал;  воспитывать ак...

Урок «Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)

Цели урока:Формировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными, учить ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формировать умение рабо...

Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

Развивать умения анализировать слова с двумя безударными гласными в корне слова, подбирать проверочные слова, называть и обозначать орфограмму....

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Открытый урок по письму и развитию речи по программе 8 вида. Слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корнеслова.

Тип урока: классический.Цель: совершенствовать орфографические умения написания слов с безударной гласной в корнеслова,           развивать умение рас...