Урок русского языка
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_3_otkrytyy_urok_pechatat.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Форма слова. Окончание.

Цель: научится различать форму слова и однокоренные слова

Задачи: 

повторить  что такое однокоренное слово

повторить  что такое форма слова

найти между ними разницу

Направленные на достижение личностных результатов:

У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования

  1. Будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека;
  2. Получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка;

Материалы для учащихся:

  1. Учебник;
  2. Рабочая тетрадь.

Материалы для учителя:

  1. Карточки с заданиями
  2. Презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Этап мотивации (самоопределение)

Организует психологический настрой. Приветствует учащихся. Организует запись в тетрадях по образцу с доски.

-Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! 

-Повернитесь и посмотрите, сколько к нам пришло сегодня гостей.

 Давайте подарим гостям и  друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке.

        -Я хочу вам пожелать, чтобы вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь. Желаю всем нам успехов!

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, списывают с доски по образцу.

- приветствуют учителя, гостей и друг друга присаживаются на свои места.

Этап актуализации пробного действия.

Идет фрагмент из мультфильма «Бременские музыканты» (сыщик)

.-Сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю вас в своё детективное агентство.

-А кто такой детектив? (слайд3)

- А чем занимаются в детективных агентствах?

 -Подводим итоги: детективные агентства помогают людям. Вот и мы с вами будем вести сегодня  детективное расследование. Утром в наше детективное агентство  поступило срочное письмо: (словарный диктант)(слайд4)

-Чтоб узнать какая у нас будет цель урока, мы с вами должны выполнить задание.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.(Одиннадцатое ноября. Классная работа.)

-Какая орфограмма в слове одиннадцать?

(удвоенная согласная н)

- Словарный работа:

-А задание у нас такое запишите слова под мою диктовку.

1. Записываем  слова, через запятую.

(береза, березка, березняк, подберезовик, березонька, березовый)

-Давайте поставим ударение в слове БЕРЕЗА и подчеркнем безударную гласную.

-Выделите во всех словах корень

(слайд 5)

-Какие мы с вами записали слова?

(однокоренные слова)

-Докажите, что эти слова однокоренные?

(у всех этих слов одинаковый корень с одним и тем же значением)

-Ребята, а мы можем в тексте найти однокоренные слова?

(можем)

-На столе у вас лежит конверт №1 белого цвета.

-Прочитайте текст и выделите корень в однокоренных словах.

Береза, моя березонька,

Береза  моя белая,

Береза кудрявая!(слайд6)

-Ребята, а мы изучали окончание, как вы думаете для чего?(чтоб изменять  форму слова)

-А что такое окончание?

(изменяемая часть слова, служит для связи слов в словосочетание и предложение)

-А теперь поработаем над изменением формы слова у БЕРЕЗА,а помогут вам вспомогательные слова. (работа у доски)

Что? береза

Нет чего? березы 

Иду к чему? к березе

Вижу что? березу

Творю чем? березой

Заботится о чем? о березе

-Лексического значение поменялось?

(нет)

-А что поменялось?

(окончание)

–Что образуется при изменении окончания?

(новая форма слов)

-Как вы думаете какая тема нашего с вами урока?

(форма слова и однокоренные слова) слайд 7

-А какие мы свами поставим задачи урока?

Записывают слова, через запятую.

Отвечают на вопросы

Познавательные УУД:

Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания

Коммуникативные УУД:

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация

Этап построения проекта выхода из затруднения.

-Детектив нам принес не только диктант, но еще и пусты таблички? возьмите конверт с №2

-Которые мы будем заполнять в процессе урока.

-Что мы свами уже можем записать про однокоренные слова и форму слова?

(какие слова относятся к однокоренным, а какие к форме слова)

Однокоренные слова

        Форма слова

-береза

-березка

-березняк

-подберезовик

-береза

-березой

-о березе

-Ребята, а в парах вы можете поработать?

-Повторим работу в паре.

-Возьмите  конверте под №3

-Что в конверте лежит?

(тест)

- Вам нужно будет найти однокоренные слова и формы слова.

-В однокоренных словах выделить корень, а в форме слова окончание.

Берёзу называют символом России. Русь моя, люблю твои берёзы! Берёзонька воспета в поэзии. Под берёзой нашли гриб подберезовик. О берёзе слагали песни. На берёзах распустились почки. Любит наш народ свою березоньку и за красоту ее, и за пользу, которую она приносит. (слайд9)

-Давайте подведем итог.

-Что мы с вами узнали?

(форма слова не зависит от лексического значения, а однокоренные слова зависят от лексического значения)

-Возьмите свои таблички и запишем, что имеет форма слова и однокоренные слова.

ИМЕЮТ

Разные лексические значения

Одинаковое лексическое значение

-А теперь давайте отправим ответ нашему детективу.

(с текстом)

.

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

- доказательство.

Физминутка

Организует отдых на уроке.

на 1 - развести руки в стороны

на 2 - поднять руки вверх

на 3 - руки на пояс

на 4 - хлопнуть в ладоши

Минутный отдых.

Дети повторяют движения, за учителем.

Этап  первичного закрепления с проговариванием в речи.

-В нашем конвертике под номером 4 есть еще одно письмо

-Давайте его прочтем.

(выполните задания по уровням)

- Детектив так расположил задания по уровням

-Выполняем задание 1 уровня.

-Сначала прочитайте задание про себя.

-Если задание понятно, то выполняем

1 уровень: Прочитайте. Спишите без скобок.

Обед- (без) обеда, (к) обеду, (за) обедом, (на) обеде

Ужин- (без) ужина, (к) ужину, (за) ужином, (на) ужине.

-Выполняем задание 2 уровня.

-Сначала прочитайте задание про себя.

-Если задание понятно, то выполняем

2 уровень: Запишите рядом каждым слово это же слово, но в форме множественного числа. Выделите в словах окончание. (жёлтые конверты)

Трава-травы

Свеча - ……

Кольцо - …..

Письмо - ….

Зеленое (поле)-зеленые (поля)

Молодой (лес)- ……

-И  самое сложно задание 3 уровня.

3уровень: Спишите вставляя в слова пропущенные окончания.

Белк..  там жив..  ручн..,        

Да затейниц..  какая!

Белк..  песенк..  по..

Да орешк..  все грыз..,

А орешк.. не прост..,

Все скорлуп..  золот..,

Ядр.. - чист.. изумруд.

2.Подобрать  однокоренные слова к слову белка

Белка-

3. Измените форму слова орех

Что? Орех

Нет чего?________________________

Иду к чему? _к____________________

Вижу что? ________________________

Творю чем?_______________________

Заботится о чем?об________________

Слайд 10

-Прочитайте текст про себя.

-Из какого произведения этот отрывок?

(Сказка о царе Салтане и сыне его Гвидоне)

-Кто автор этой сказки?

(А.С Пушкин)

-Как вы думаете в прямом или переносном значение словосочетание «скорлупки золотые»

(в переносном)

-Теперь вставляем пропущенные буквы в отрывок

-Вы все выполнили задания (нет)

-Есть еще второй столбик

Прочитайте задание.

-Всем понятно задание?

-Молодцы! Вы все выполнили задания и очень хорошо помогли детективу.

-Кто готов поделиться своей работой, чтоб отправить ее детективу.

-Отправляем еще письмо детективу.

Познавательные УУД:

Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Этап рефлексии учебной деятельности.

Ответьте кратко «да» или «нет»

1.Окончание-это часть речи?

2.Окончание-это изменяемая часть слова?

3.Окончание служит для связи слов в предложение?

4.У одного и того же слова могут быть разные окончания?

5.У однокоренных слов одно лексическое значение?(слайд11)

-А теперь я вас попрошу прикрепить наши таблички на доску.

- А одну табличку я отправлю нашему детективу, чтоб он теперь тоже мог пользоваться ей.

-Встаньте возле своих парт и повернитесь к нашим гостям и скажите спасибо, что они пришли к нам на урок.

-Повернитесь ко мне улыбнитесь, а теперь повернитесь к соседу справа пожмите руку и скажите спасибо за урок, а теперь к соседу слева и тоже пожмите руку и скажите спасибо.

Познавательные УУД:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

Практическое овладение устными монологическими высказываниями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....