Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы
статья по русскому языку (4 класс)

Хава Махаматовна Хайдарбиева

    Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – падение интереса учащихся к русскому языку, к чтению классической литературы и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично излагать свои мысли.

Как сформулировать учебную мотивацию, которая запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на учебную деятельность на уроках русского языка и во время внеурочных занятий?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы

    Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – падение интереса учащихся к русскому языку, к чтению классической литературы и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично излагать свои мысли.

Как сформулировать учебную мотивацию, которая запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на учебную деятельность на уроках русского языка и во время внеурочных занятий?

В своей педагогической деятельности я проанализировала методы собственной работы и опыт коллег и пришла к некоторым заключениям.

Для того чтобы повысить мотивацию к обучению на уроках и во внеурочных занятиях по предмету, необходимо приобщать учеников к совместному целеполаганию, планированию и прогнозированию результатов, при этом учитывать их индивидуальные психологические особенности. С этой целью на своих занятиях реализую идеи педагогики сотрудничества, технологию проблемного обучения, применяю разнообразные формы, методы и виды работ.

Например, самостоятельная работа учащихся на этапе составления схем на уроках русского языка повышает мотивацию обучения, развивает умение логически мыслить. Кроме того, такая работа позволяет каждому ребенку действовать в своем оптимальном темпе, дает возможность справляться с заданием, вселяет уверенность в собственных силах, способствует повышению интереса к учебной деятельности.

       Важно, когда учащиеся осознают, что знают, умеют, могут, поэтому на своих уроках стараюсь создавать ситуацию успеха для всех обучающихся: и для слабоуспевающих, и для учеников с ярко выраженными способностями к гуманитарным дисциплинам. Для этого строю урок и организую учебную деятельность так, чтобы появилась возможность работать со всем классом и одновременно с каждым учеником. Такой подход к организации учебной работы, на мой взгляд, позволяет формировать у учащихся учебно-познавательную компетентность, учит их более осмысленно подходить к выбору средств достижения результатов.

      На каждом занятии пытаюсь показать детям богатство содержания учебного материала, проводя невидимые нити, связывающие его с другими науками, великими открытиями человечества, с искусством и судьбами людей. Высокий результат в этом плане дают интегрированные уроки. Такая работа не только развивает разговорную грамотность учащихся, но и мотивирует их мыслительные процессы, собственное творчество.

Использование мультимедийного оборудования на уроках гуманитарного цикла формирует мотивацию к обучению и ведет к повышению качества образования.        

        Практика показывает, что дети с большим успехом усваивают учебный материал, если на уроке используются мультимедийные технологии. Это способствует интеллектуальному и эстетическому развитию обучающихся, формируется их информационная культура, необходимая для будущей социологизации учащихся. Применение современных средств обучения на уроках литературы приводит к тому, что учитель совместно с учащимися создает медиатеку, включающую в себя презентации по биографиям и творчеству писателей, составляет тесты, что в свою очередь повышает качество обучения, усиливает интерес к изучению данного материала, позволяет рационально использовать время урока, интересно объяснять материал и проверять его усвоение.

Условиями достижения оптимальных результатов считаю педагогическую поддержку учащихся и предоставление им возможности осуществлять разнообразные пробы в рамках образовательного процесса. Уделяю большое внимание внеурочной деятельности: участию ребят в предметных неделях, олимпиадах, конкурсах, играх, интеллектуальных турнирах…

Немаловажным моментом процесса обучения является оценка учителя. Она становится не только средством контроля учебной деятельности, но и стимулирует ученика, формирует у него ценностное отношение к результату своего труда, а через него к самому себе. Поэтому стараюсь, чтобы оценка была не только объективной, мотивированной, но и стимулирующей и уважительной.

Д.Карнеги писал: «Скажите кому-либо, что у него нет способности к чему-то и, что он делает все совершенно неправильно, и вы лишите его почти всяких стимулов для самосовершенствования. Но примените противоположный метод: будьте щедры в своем поощрении, создайте впечатление, что перед вашим собеседником нет ничего трудного, дайте ему понять, что вы верите в его способность справиться с задачей, что имеется необходимое для этого внутреннее чутье, и он всю ночь до рассвета будет практиковаться, чтобы добиться успеха».

Поэтому считаю, что важно заинтересовать ребят своим предметом, дать толчок к развитию их творческих способностей, создать условия для их личного развития, нравственного взросления.

    Формирование и развитие познавательного интереса к русскому языку как неродному у учащихся национальных регионов является одной из актуальных и сложных дидактических проблем в современных условиях российского образовательного пространства.

В условиях полиязыковой ситуации Дагестана, где языком межнационального общения является русский, учителей русского языка тревожит невнимание учеников к слову, ограниченность словарного запаса, неумение точно и ясно формулировать свои мысли, в целом низкий уровень русскоязычной коммуникативной компетенции школьников-билингвов.

      В связи с этим возникает остроя потребность в теоретическом осмыслении и практической разработке приемов, максимально эффективно формирующих и развивающих познавательный интерес к русскому языку как языку межнационального общения у учащихся средней школы с целью повышения уровня развития русскоязычной коммуникативной компетенции школьников-билингвов. Поиск методической доминанты в последние годы ведется в сфере игрового обучения.

Специфика лингводидактических игр в нерусской среде заключается в том, что они не только повышают интерес к занятиям и упрочивают положительную мотивацию учения, но и поэтапно формируют и развивают умения и навыки связной речи в аудировании, чтении, говорении и в письменной речи. Кроме того, в основе игровых действий лежит комплекс внутренних операций по выбору языковых средств, а также по принятию решений не только речевого, но и поведенческого характера, что облегчает учащимся сложный процесс анализа окружающего мира и закрепления отдельных явлений этого мира в неродной речи.

Передо мной встала проблема: как повысить познавательный интерес учащихся на уроках русского языка и литературы, используя информационно-коммуникативные технологии, ведь, с одной стороны, необходимо дать прочные знания по русскому языку в рамках школьного курса и сформировать у них навыки практической грамотности. С другой стороны, необходимо приобщить своих учеников к информационной культуре.

Современный урок русского языка немыслим теперь без компьютерных технологий, которые помогают формировать языковую, речевую и правописную компетенции учащихся. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок.

Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий стимулирует познавательный интерес к русскому языку и литературе, создавая условия для мотивации к изучению этих предметов, способствуют повышению  эффективности обучения и самообучения,  повышению качества образования.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности.

Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования.

В своей работе я использую технологию применения средств ИКТ в предметном обучении, технологию компьютерного урока.

Данные информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, но и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение этих информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм.

Доступность обращения, широкие возможности компьютера, качественный подбор программного обеспечения по предмету позволяет использовать персональный компьютер на уроках, активизируя учебный процесс, помогая учащимся реализовать в той или иной мере свой  скрытый интеллект и творческий потенциал. Систематическое использование компьютерных видеосюжетов и демонстрационных презентаций развивает воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому учебному материалу и предмету в целом. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности, в виде таблиц, схем, опорных конспектов, которые демонстрируют не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения).

Грамотное, обоснованное использование ИКТ способствует повышению эффективности качества  обучения и сформированности  ключевых и предметных компетенций школьников.

Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок более интересным.

Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.

Но и слишком частое проведение уроков с применением ИКТ может

отрицательно сказаться на результатах обучения: в сознании ребенка правила могут прочно ассоциироваться с кнопками и готовыми таблицами. Большее разнообразие учебных ситуаций и гибкое оперирование образами достигается на традиционных уроках. Следовательно, при изучении темы нельзя злоупотреблять компьютерной поддержкой, равно как и любым другим одним методом работы. 
Существенны преимущества использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями.

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают  учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий.

Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:

1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);

2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);

3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование учебной мотивации на уроках русского языка средствами информационно-коммуникационных технологий»

Бубликация по теме  "Формирование учебной мотивации на уроках русского языка средствами ИКТ"...

Статья. "Формирование положительной мотивации у детей при изучении русского языка ( развиваем речь играя).

Тесная связь литературы и русского языка поможет творческому развитию детей....

Организация внеурочной деятельности как средство формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников

Данная презентация посвящена проблеме повышения мотивации к изучению английского языка младшими школьниками во внеурочной деятельности, созданию комфортной образовательной среды в образовательном учре...

Дидактические игры как средство мотивации в изучении русского языка в начальной школе при формировании фонетических и орфоэпических умений.

Уже в дошкольном возрасте дети оказываются способны планировать и организовывать собственную деятельность самостоятельно. При этом самостоятельность возникает преимущественно в проблемных ситуациях, г...

Формирования положительной мотивации к изучению английского языка у младших школьников

Практика необходима для успешного преподавания и мотивирования младших школьников к изучению иностранного языка (английского). Данный опыт работы могут применять на своих уроках (внеурочных занят...