Статья. "Формирование положительной мотивации у детей при изучении русского языка ( развиваем речь играя).
статья (1 класс) по теме
Тесная связь литературы и русского языка поможет творческому развитию детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №114 |
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА (РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ИГРАЯ) |
Работу выполнила педагог начальных классов Васькина Наталья Борисовна |
18 февраля 2013 г. |
Нередко дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако, часть первоклассников уже на первых месяцах учёбы сталкивается с трудностями в решении и объяснении математических задач, формулировании определённых правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения – недостаточное развитие у дошкольника словесно-логического мышления, которое связано с приобретением речевых возможностей.
В деятельности человека нет областей, где не употреблялась бы речь. Еще совсем недавно ценность книги и чтения была неоспорима. Но сегодня, в ХХI веке, ситуация иная. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.
Всем детям приходится учиться, а от качества развития речи ребёнка зависит и успешность его обучения, поэтому главной задачей учителей и родителей является работа над развитием речи детей.
В ходе многолетней практической деятельности педагогу приходится анализировать результаты работы с детьми, поступившими в общеобразовательную школу из разных дошкольных учреждений. Большинство из них владеет развернутой фразовой речью, знаниями и навыками, соответствующими возрастным особенностям детей.
Изучение мыслительной деятельности младших школьников показало некоторые негативные проявления речемыслительного развития ребёнка. Это связано с различными аспектами проблемы. Во-первых, с поверхностным, непоследовательным анализом проблем и ситуаций изучаемого текста, неумением выделить главное, трудностями в синтезировании информации. Во-вторых, с неумением ребёнка планировать работу и неспособностью отвлечься от внешнего, рассмотреть внутреннюю, глубинную суть проблемы. И наконец, трудности связаны с формулированием плана логической операции, её хода и результата.
Существуют утверждения известных психологов Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, В. Штерна, А. Валлона, Ж. Пиаже о том, что у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление, полностью базирующееся на детских ощущениях. Педагоги пришли к выводу: его необходимо развивать. И чем раньше и планомернее будет этот процесс, тем более высоким окажется уровень познавательной деятельности ребёнка, и быстрее осуществится переход конкретного мышления к более сложной форме – словесно-логической. Помочь в этом должна работа с книгой, текстами.
Цель упражнений, представленных в нашем проекте – воспитать эстетически развитого читателя, способного понимать позицию автора художественного текста, иметь своё суждение о произведении, жизненных явлениях, в нём отражённых. Тесная связь литературы и русского языка, заданная авторами данного цикла, поможет творческому развитию детей. Изучение художественной литературы даёт человеку возможность развивать духовный мир, впитывать опыт предшествующих поколений. Литература воспитывает гуманность, развивает эмоциональную сферу личности, воображение, мышление, память. Начинается данная работа на уроках русского языка и развития речи.
Такие уроки очень важны в жизни ребёнка, так как каждое занятие несёт в себе лексическую тему, грамматический материал, логические упражнения по развитию речи, работу по развитию и расширению активного словаря учащихся. Важным фактором в построении занятия является распределение наглядного материала: мультипликационных и художественных фильмов, таблиц, игр, презентаций, являющихся неотъемлемым компонентом интегрированного урока.
Также предлагаемые занятия содержат упражнения на развитие различных видов внимания и памяти, логического, пространственно-образного и абстрактного мышления, помогают формированию навыков речевого анализа и синтеза, тонкой моторики и графических навыков.
Полноценная учебная деятельность возможна при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определённую степень владения средствами языка, навыками свободного пользования ими.
Для детей, овладевших основными речевыми навыками, педагог выбирает упражнения, сложность которых вполне соответствует возможностям ребёнка. Доступность задания и успешное его выполнение придадут ребёнку уверенности в себе. Объединение нескольких детей в группу сделает занятие более динамичным, эмоциональным и эффективным.
В процессе выполнения предложенных упражнений активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению. Ещё В.Г.Белинский считал, что «произведение надо воспринимать сначала сердцем, затем анализировать и обобщать его содержание».
Следует помнить, что младший школьник во многом «первооткрыватель», он стремится узнавать мир, всё новое. С психологической точки зрения для успешного вовлечения их в художественное творчество есть все основания, так как у детей хорошо развиты навыки сюжетно-ролевых игр, в которых они и авторы, и герои, и актёры. Очень важен в игре оценочный принцип. Всегда нужно показать зрителю свои достижения.
Основные направления в развитии речевой деятельности ребёнка можно представить в виде следующих рубрик:
- народное творчество ( сказки, загадки, пословицы и поговорки );
- стихи (ритм, рифма, ударение, синквейн);
- игра со словом (на уровне слога, синонимы, антонимы, паронимы, составление диалогов);
- юмор и фантазия (весёлые стихи, рассказы, басни);
- времена года (временные представления: сутки, дни недели, месяцы, год);
- осень, зима, весна и лето в произведениях писателей и поэтов;
- человек и природа (животные, растения, явления природы);
- человек среди людей (взаимодействие, дружба, нравственность);
- мир вокруг нас (детская познавательная литература: умение выявить познавательный материал из литературного произведения);
- человек и искусство (способы изображения персонажей, инсценировка литературных произведений, настроение произведения);
- человек и история (исторические факты, патриотизм, героизм);
- праздник (умение сделать радостным день) «Ложка дорога к обеду»;
- общение с помощью писем (вежливые слова, умение общаться, слова благодарности).
Целью развития речи школьников является формирование читателя, который понимает художественное произведение и способен «выражать себя в слове», научить, согласно Н.Н. Батхину, «понять произведение так, как понимал его сам автор», определять главную мысль прочитанного текста и выражать ее своими словами. Это связано, прежде всего, с расширением читательского кругозора, развитием интереса к художественной книге; развитием памяти, воображения, эмоций; пониманием смысла художественного произведения, самостоятельным выбором литературы для чтения.
Вся работа по развитию речи имеет одну конечную цель - научить школьников правильно говорить и грамотно писать, то есть составлять текст в устной и письменной форме.
Основные задачи, связанные с темой работы, касаются владения навыками осознанного выразительного чтения, ознакомления с произведениями и с творчеством их авторов, с умением ориентироваться в мире книг, подбирая необходимую литературу, чтобы находить нужную информацию и систематизировать её, с отработкой практических навыков. Главная же задача учителя - дать читателю необходимые и достаточные средства для его самостоятельной читательской деятельности, направленной на осознанное, выразительное чтение.
В основу работы были положены следующие научные принципы:
- эстетический принцип – целостное художественное произведение, как эстетическая ценность;
- системности – установление связей между всеми элементами содержания литературного образования: целью, задачами, содержанием и методами работ;
- доступности – отбор содержания в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными возможностями читателя;
- преемственности и перспективности - выражается в едином подходе к формированию читателя и развитию литературного творчества с первого по выпускной класс, основанном на контроле и самоконтроле учащихся.
Каждое занятие должно нести обучающий характер. Кроме того, занятия рекомендуется организовывать на основе гуманно-личностного подхода, при котором предполагается наличие в ребёнке задатков духовных качеств, получающих дальнейшее развитие в ходе учебно-игровой деятельности.
Результатами письменно-речевой деятельности должны быть мини-сочинения.
Конкурсы и игровые занятия, драматизацию художественных произведений проводить не реже одного раза в четверть. Целесообразно подготовленный материал выносить на суд зрителя.
Проект составлен при помощи различных методических пособий и пожеланий учителей и родителей. Книжные выставки, беседы, обсуждения. Особенное внимание уделяется громкому выразительному чтению, ведь дети здесь учатся не только читать, но и слушать. Деловые игры, проигрывания ситуаций с элементами инсценировок. Проектом предусмотрены: коллективная и индивидуальная работа в группе, устная и письменная работа, наблюдение и различение разных видов текста, инсценировка художественных произведений, тематические конкурсы и ролевые , развивающие игры, словарно-аналитическая работа, интерактивные игры по развитию речи.
В проекте представлена литература по лексическим темам, рекомендуемая для прочтения. Для экономии времени учителя при подготовке к занятиям предлагаем использовать готовые наглядные материалы по темам, размещённые на сайте http:// community.livejournal.com/presentasii/ (получено письменное разрешение автора на рекламу сайта). Электронные презентации наши и других авторов, а также ссылки на художественные произведения в проекте обозначены условными значками. С целью повышения мотивации учащихся предлагаем использовать анимационные и художественные фильмы из Госфильмофонда. Весь материал нашего проекта рекомендуем копировать и использовать карточки для индивидуальной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение мотивации детей к изучению английского языка посредством применения продуктивных методов обучения
Детство, и особенно, школьные годы – это уникальное время, когда ребенку необходимо получить качественные и основательные знания, заложить интеллектуальный фундамент на всю оставшуюся жизнь. Поэ...
Статья "Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка"
Статья на тему "Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка"...
Дидактические игры как средство мотивации в изучении русского языка в начальной школе при формировании фонетических и орфоэпических умений.
Уже в дошкольном возрасте дети оказываются способны планировать и организовывать собственную деятельность самостоятельно. При этом самостоятельность возникает преимущественно в проблемных ситуациях, г...
Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы
Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – падение интереса учащихся к русскому языку, к чтению классической литературы и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, н...
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В КЛАССАХ УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ
Работа посвящена проблеме мотивации к изучению иностранного языка. Статья рассказывает о путях формирования устойчивой мотивации у младших школьников к углубленному изучению иностранных языков....
Внеурочная деятельность " Развиваем речь, играя" 1 класс
Данный курс предназначен для учащихся 1 классов, которые только приступили к изучению русского языка. Для реализации развивающих и воспитательных задач при обучении детей активно используется мет...
Методическая разработка урока русского языка "Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи"
Урок обобщения и систематизации знаний для 3 класса....