Формирование общероссийской гражданской идентичности через осознание понятия «Родина»
статья по русскому языку
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная жизнь молодого поколения, т.к. пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
В этом отношении младший школьный возраст – самый благоприятный период духовного развития.
Для него характерен высокий уровень эмоциональности, непосредственность, жажда познания окружающего мира и себя, как его неотъемлемой части.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_repina.docx | 31.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование общероссийской гражданской идентичности через осознание понятия «Родина»
Репина Елена Юрьевна,
учитель начальных классов
МБОУ Гимназия № 46 г. Кирова
Россия - это общее географическое и историческое пространство, в котором на протяжении нескольких столетий живут различные по своей культуре и вероисповеданию народы, объединенные одной исторической судьбой. В настоящее время особое звучание приобретают вопросы укрепления общего духовного пространства России через возвращение к традиционным идеалам и ценностям. Духовное единство народа – это такой же важный фактор развития страны, как политическая и экономическая стабильность. [1; 2]
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная жизнь молодого поколения, т.к. пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В этом отношении младший школьный возраст – самый благоприятный период духовного развития. Для него характерен высокий уровень эмоциональности, непосредственность, жажда познания окружающего мира и себя, как его неотъемлемой части. [5; 6]
Современное информационное пространство, использующее все возможности современной техники, крайне агрессивно, оно навязывает детям зачастую чуждые российским традициям ценности. Образовательные организации должны раскрывать способности и таланты молодых россиян, подготовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире, и при этом воспитать их настоящими гражданами и патриотами. Отсюда возникает проблема: как привить младшим школьникам исконные нравственные и духовные ценности, научить любить и уважать свою Родину. [8; 9]
Во соответствии с ФГОС, на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся. Среди личностных результатов освоения основной образовательной программы обозначена необходимость формирования основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. [10, с. 4-5]
Исследования гражданской идентичности в отечественной научной литературе опираются, главным образом, на теорию социальной идентичности Г. Тэджфела и социальной категоризации Дж. Тернера. [3, с. 61] Термин «гражданская идентичность» включает в себя когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности); ценностный (наличие позитивного или негативного отношения к факту принадлежности); эмоциональный (гражданские чувства, патриотизм); деятельностный (реализация гражданской позиции в конкретной деятельности и поведении) компоненты. [4, с. 76]
На наш взгляд, формирование гражданской идентичности обучающихся в образовательной организации возможно в процессе гражданско-патриотического воспитания. Оно должно быть построено на изучении как локальной (история семьи, ближайшего социального окружения: школа, город), так и региональной истории (история и культура Вятского края, Кировской области).
В связи с этим, при разработке собственной воспитательной программы становления гражданской идентичности младших школьников нами были поставлены следующие задачи:
- углубление знаний обучающихся о Родине, своем крае, месте рождения;
- углубление знаний об истории, традициях, культуре народов России;
- воспитание гражданского самосознания и причастности к родным истокам;
- формирование у обучающихся чувства ответственности за будущее России.
По нашему мнению, знакомство с родным краем нужно начинать с более содержательного знакомства с историей своей семьи, в частности –с составления родословной. Так, со своими учениками в 1-м классе на уроке окружающего мира нами проводилась беседа «Ваш семейный архив». Обучающиеся пытались ответить на следующие вопросы:
- Что вы знаете о своей семье, о своих родителях, о дедах и прадедах? Как зовут, где живут и учатся, или работают ваши двоюродные и троюродные братья и сестры, тети и дяди? Например, в Прибалтике в некоторых школах на специальных уроках памяти ученики по очереди встают и рассказывают все, что они знают об истории своей семьи, о своих предках. Некоторые могут рассказывать весь урок. А мы с вами? На сколько минут хватит ваших знаний? Такие знания нужны всем. В некоторых семьях есть люди, которые собирают старые письма и фотографии, наводят справки о родственниках. С ними интересно поговорить, потому что эти люди могут многое рассказать о своей семье. Попробуйте и вы узнать побольше о своей семье.
Исследовательская работа показала, что даже многие родители не имеют достаточных сведений о своих предках. Поэтому первоклассникам пришлось расспрашивать дедушек и бабушек о тех, кто жили до них. Проведенная ими работа стала очень нужным делом, т.к. в каждой семье появилось свое генеалогическое древо. А в некоторых семьях нашлись даже какие-то старинные вещи, семейные реликвии.
Дети сделали выводы, что Кировская область - многонациональный регион. Среди их предков оказались и русские, и татары, и марийцы, и чуваши. Например, Витя Казаков узнал, почему в их семье празднуют не только Пасху и Рождество, но и Курбан-байрам. Все его родственники по маминой линии – татары и у них другая вера, они мусульмане. А Марина Кальсина, съездив в деревню, услышала, как ее уже очень старенькая прабабушка умеет говорить на чувашском языке.
Посетив школьный музей «Наследие», школьники узнали, что наш край имеет обширное героическое прошлое. Так, жители Вятского края боролись с монгольскими захватчиками, защищали с оружием в руках советскую власть в годы гражданской войны, более 600 тыс. жителей Кировской области сражались на фронтах Великой Отечественной войны, почти 258 тыс. из них погибли. «А в вашей семье кто-нибудь воевал?» - спросил экскурсовод.
С этого момента начался новый этап нашей исследовательской деятельности. В поисковую работу были вовлечены все члены семей. [7] Некоторым из них пришлось направлять запросы в архив, расспрашивать односельчан, дальних родственников и даже ехать за сведениями в другие области. Так, например, съездив в город Казань, Витя Казаков узнал, что его прадед был удостоен звания «Герой Татарстана».
Дети сделали вывод: не было ни одной семьи, которую не коснулись бы беды и страдания войны. Не было и таких, кто отказался защищать Родину. Многие погибли на фронте, другие голодали в тылу. В это страшное время все были охвачены одним стремлением – спасти страну от немецко-фашистских захватчиков. Наши предки были готовы к самопожертвованию ради светлого будущего своих детей и внуков, ради мира и счастья на родной земле.
Материалов было собрано так много, что мы с классом решили к 65-летию Победы оформить «Книгу памяти». В настоящее время она является экспонатом нашего школьного музея. А Совет ветеранов г. Кирова вручил нам за проделанную работу Благодарственное письмо. Дети радовались результатам проделанной работы. А мы увидели их личностный рост: они стали больше любить свою семью, гордиться своими предками.
На следующий год по материалам «Книги памяти» мы подготовили литературно-музыкальную композицию «Урок истории страны» и выступили на городском конкурсе-фестивале «Баллада о солдате», где стали дипломантами. В дальнейшем обучающиеся неоднократно выступали на этом конкурсе, но уже в номинации «Автор». Они писали сочинения, стихи, в которых выражали свою любовь к семье, родной стране, родным местам. Жюри конкурсов, также как и мы с родителями, замечали, что в этих произведениях есть «душа». (см. Приложения 1-3)
«Книга памяти» - это лишь маленький сборник историй о жизни людей нашей страны. А мы с ребятами считаем, что с этого большого и нужного дела началась история нашего класса, история нашего творчества, история нашей дружбы, любви друг к другу. Эта работа затронула душу детей, заставила их задуматься, нужна ли людям война, хотим ли мы так же страдать. Не так много нужно человеку для счастья – всего-то любовь и понимание.
Сейчас тем детям, написавшим «Книгу памяти», уже по 14 лет. Мы много вместе пережили, много путешествовали по городу Кирову, ездили в село Великорецкое, посетили города России: Великий Устюг, Москву, Санкт-Петербург. Очень много общались, говорили «по душам».
Уверена, что наша система воспитательной работы оправдала себя. Воспитанники научились самому главному – любить и быть счастливыми там, где они живут, а значит любить Родину. Это утверждение можно подтвердить фразами из сочинений обучающихся:
«Мне кажется, что все люди на нашей Земле хорошие, а самое главное – добрые. Ведь доброта самое главное в человеке».
«Я очень люблю свою жизнь, школу, друзей, учительницу, весь мир. Пусть даже большую часть людей я не знаю, пусть даже они могут быть плохими, злыми, но я знаю, что в каждом есть хорошее и доброе. Я люблю свою семью, маму за то, что я родилась. Если бы я не родилась, не познакомилась бы со своими друзьями. И, вообще, я благодарна всем людям».
«У меня есть все для счастливой жизни. Понимающие и поддерживающие родители, лучшие подруги, лучшая учительница, которая очень часто разговаривает с нами «по душам». Иногда ее речь затрагивает нашу душу до слез».
Таким образом, формирование всех компонентов гражданской идентичности обучающихся возможно на ступени начального общего образования через приобщение младших школьников к традиционным нравственным ценностям и использование ресурсов локальной и региональной истории.
Список литературы
- Азаров, Ю.П. Педагогика любви и свободы / Ю.П. Азаров. М., 1994. 607 с.
- Азаров, Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П. Азаров. 2-е изд., переработ. и доп. М., 1985. 238 с. (Библиотечка семейного чтения).
- Ерёмина, Т.Ю. Научные исследования гражданской идентичности личности / Т.Ю. Ерёмина // Молодой исследователь: вызовы, поиски и перспективы развития российского образования: сборник материалов XX Международной научно-практической конференции аспирантов и молодых исследователей; под общ. ред. С.Ю. Новоселовой. М.: ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», 2017. С. 60-65.
- Ерёмина, Т.Ю. Социальное партнерство как ресурс формирования гражданской идентичности личности / Т.Ю. Ерёмина // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2017. № 2. С. 75-80.
- Жиренкова, О.Е. Быть гражданином России / О.Е. Жиренкова. М.: «ВАКО», 2008.
- Маленкова, Л.И. Ребенок учится тому, что видит у себя в дому / Л.И. Маленкова // Домашнее воспитание. № 2, 1998.
- Першина, Ю.В. Изучение истории Великой Отечественной войны как ресурс гражданско-патриотического воспитания личности школьника / Ю.В. Першина // Развитие социального партнерства в решении проблем образования и воспитания школьников: Сборник методических материалов учителей МБОУ «СОШ № 70» г. Кирова, научн. ред. и авт.-сост. Ю.В. Першина, Т.Ю. Ерёмина, КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», МБОУ «СОШ № 70» г. Кирова. Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2016. С. 4-8.
- Петракова, Т.И. Духовные основы нравственного воспитания / Т.И. Петракова. М.: ИМПЭТО, 1997. 46 с.
- Плохова, М.Г. Семейное воспитание как средство социализации личности / М.Г. Плохова // Социализация личности: исторический опыт советского периода и современные тенденции. М., 1993. С. 45-53.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0% BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/748/%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1_%D0%9D%D0%9E%D0%9E.pdf (дата обращения: 02.10.2017).
Приложение 1
Письмо брату
Старший брат – самый лучший на свете!
Он со мною играл и гулял,
Покупал мне игрушки, конфеты,
От мальчишек всегда защищал.
Помню вечер декабрьский, холодный,
Запорошенный снегом вокзал,
В этом поезде брат мой любимый
Далеко-далеко уезжал.
Помню я, как заплакала мама
И как папа ее утешал:
-Ты не плачь, дорогая, не надо,
Наш мальчишка мужчиною стал!
Ну зачем надо нам расставаться?
Я тогда не сумела понять.
Почему мы должны оставаться,
Ну а ты далеко уезжать?
И тогда мне ответила мама:
- Будет в армии брат твой служить
Настоящему взрослому парню
По- другому нельзя поступить!
Чтоб смогла ты спокойно учиться,
Веселиться, с друзьями играть,
Чтобы мирно в саду пели птицы,
Кто-то должен страну защищать!
Кто страны охраняет границы?
Ну, конечно же, русский солдат.
Тем солдатом ты можешь гордиться,
Потому, что он твой старший брат!
Нелегко и непросто бывает,
Жизнь солдата всегда – тяжкий труд,
Но ведь в армию, я точно знаю,
Только смелые парни идут!
Не боятся они испытаний
И страну защитят от врагов.
Много в армии сильных и храбрых,
Не бывает в строю слабаков!
Ты на фото такой же веселый,
И солдатская форма к лицу!
Ты стал выше, сильней и красивей,
маме радость и гордость отцу!
У меня все идет хорошо,
И стараюсь я лучше учиться,
Чтобы ты далеко-далеко
Мог своею сестрёнкой гордиться!
Знаю я, мы увидимся скоро,
Пусть быстрее бежит день за днем,
Ты служи, милый братик, достойно!
Ну а мы тебя любим и ждем!
Заузолкова Дарья, 2 класс,
Приложение 2
Стихотворение о Родине
Рвется душа на волю,
Мысли не удержать.
Так хочется мне по полю
В жаркий денек пробежать.
К белой березе прижаться,
Ручкой погладив кору,
И звонко вдруг рассмеяться
В тихом сосновом бору.
К речке спуститься быстрой,
Что за оврагом бежит.
Мост обогнуть старинный,
Который лет сто стоит.
Сложно мне передать
Нежные чувства мои.
Как одним словом назвать
Родные просторы земли?
Родина, Матушка, Мать-
Это из песни слова.
Так будем тебя называть
Наша родная страна!
Ронжина Анастасия, 3 класс
Приложение 3
К бабушке в гости
На горушке стайка изб
Щурит слепо окнами,
Словно бабушки на лавке
Хвастаются внуками.
С остановки напрямик
Через луг и мостик
Я бегу по траве
К бабушке в гости
Вот знакомая изба,
Три окошка в ряд.
Вдоль забора ели
Калитку сторожат.
Под ногой шуршит трава,
Сладко пахнет липа.
Где петунья цвела,
Выросла крапива.
И молчит старый дом
Двери на замочке.
Не мелькает в огороде
Бабушкин платочек.
А вокруг тишина!
Солнце припекает.
Над зеленой травой
Бабочки летают.
Взрослым стал давным-давно!
Все я сам решаю.
А зачем сюда спешил,
Этого не знаю!
Прошлое ушло как тень.
Детство не вернуть назад
И закрыта крепко дверь,
Не открыть никак.
Кулдов Григорий, 3 класс,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности.
Сегодня Россия переживает сложный период своей истории. Одна из са-мых больших опасностей, подстерегающих наше общество – это размываниенравственных ориентиров личности. У современных детей искажены п...
Патриотическое воспитание в игре как метод формирования основ гражданской идентичности дошкольника и младшего школьника
В статье даётся описание проведения праздника, посвящённого Дню защитника Отечества....
Роль семьи в формировании российской гражданской идентичности младших школьников
Формирование у родителей представления о гражданской идентичности как личностном качестве и раскрытие основных направлений воспитания гражданской идентичности у младших школьников....
Формирование российской гражданской идентичности школьника: потенциал курса ОРКСЭ
Большое значение имеет введение в школах курса ОРКСЭ, который имеет целью формирование у учащихся, целостной картины мира, нравственных установок и ценностей. В рамках данного курса учащиеся зна...
Статья "«Значение программы «Этикет и культура общения в духовно-нравственном воспитании личности россиянина - ступени к формированию российской гражданской идентичности»
В статье раскрыта важность духовно-нравственного воспитания личности россиянина, ступени к формированию российской гражданской идентичности и показана актуальность и значимость в достижении этого допо...
«Практика клубной деятельности как основа формирования российской гражданской идентичности гимназиста»
Представляем вашему вниманию передовые и инновационные педагогические практики деятельности гражданско-патриотического клуба «Славия». «Я - граждан...
Выступление на НПК " Формирование российской гражданской идентичности школьника: потенциал курса ОРКСЭ" в г. Улан-Удэ 2017г.
quot;Детские объединения, как один их способов гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения"...
- Мне нравится (1)