Выступление на НПК " Формирование российской гражданской идентичности школьника: потенциал курса ОРКСЭ" в г. Улан-Удэ 2017г.
статья
"Детские объединения, как один их способов гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НПК г. Улан-Удэ | 24.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на НПК в Г. Улан-Удэ 2017г.
« Детские объединения, как один из способов
гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения»
Батурина Елена Филипповна
МБОУ «Усть – Баргузинская сош им. Шелковникова К.М.»
учитель начальных классов
(8924 395 80 85)
baturina67@bk.ru
Детские движения и организации России включают сегодня сотни направлений деятельности, тысячи ежегодных мероприятий, массу удивительных идей и зачастую действительно полезных и содержательных инициатив. Это скауты и миротворцы, пионеры и патриоты, экологи и туристы, артисты и журналисты, юные историки и краеведы... Всех объединяет молодость и желание сделать мир вокруг себя и свою жизнь ярче, интересней, насыщенней, а значит – лучше. Жизнь детского движения – это настоящий калейдоскоп удивительных событий, интересных мероприятий и проектов.
Современные детские объединения занимаются благотворительными делами, организуют активный отдых, соревнуются в интеллектуальных и спортивных турнирах, инициируют экологические проекты. Без них не может в полном объёме проходить воспитание юных лидеров, такие организации как никто другой помогают ребятам социализироваться, общаться и дружить.
В Усть – Баргузинской средней общеобразовательной школе 8 лет назад была создана детская организация «Радужная страна» для учащихся 1-4 классов. Все педагоги начальной школы активно включились в работу этой организации. Была разработана программа. Весь ученический коллектив начальной школы представляет собой дружину «Радужная страна». Все учащиеся с первого по четвёртый класс, а это более 500 учеников, являются жителями «Радужной страны» образуя отряды. Организация имеет свой флаг, гимн, эмблему, газету. В каждом отряде избираются органы власти. Отряды живут по законам «Радужной страны» и проводят свою работу в соответствии с планом воспитательной работы школы. Главой «Радужной страны» является президент (председатель совета дружины). Выборы проходят ежегодно. Высшим органом власти является Совет «Радужной страны», в состав которого входят председатели советов отрядов и учителя начальных классов.
Наша организация - добровольная, самодеятельная, самоуправляемая, многонациональная организация детей, подростков и взрослых, нацеленная на идеалы гуманного и демократического общества, действующая в соответствии с Конституцией РФ.
Цель дружины: помочь каждому школьнику познать и улучшить окружающий мир, вырасти достойным гражданином своего Отечества.
Задачи дружины:
1. Создание условий для воспитания моральных качеств личности ученика начальных классов;
2. Объединение отрядов в процессе совместной, коллективной деятельности, направленной на пользу Отчизне, родному посёлку, его жителям и членам дружины;
3. Создание условий для полноценного отдыха и культурного развития детей.
Девиз – «Бороться и искать, найти и удивиться и в семицветье радуги к гармонии стремиться.»
Символика организации:
Галстук. Этот знак принадлежности к детской организации. Галстук можно завязывать узлом, соединять концы галстука зажимом или значком. Его носят как с парадной формой, так и с повседневной формой одежды. Каждая параллель имеет свой цвет галстука.
Эмблема. Это знак, отражающий направления работы дружины. Используется при оформлении уголков, стендов.
Газета. Орган информирования учащихся о делах, проблемах и досуге их сверстников, оказание помощи в нахождении ими жизненных ориентиров и профориентации, воспитание патриотизма и чувства любви к своей школе, посёлку, своей Родине.
Вступить в организацию может любой мальчик и девочка, как правило, с 7лет. Приём проводится добровольно и индивидуально.
На торжественной линейке ребята дают торжественную клятву. Старшие члены организации повязывают галстуки.
Дружинный сбор – высший орган самоуправления, на котором выбираются совет дружины, командиры отрядов, ассистенты, флагоносец. Дружинный сбор принимает Устав, вносит в него изменения. Организация имеет также свои законы, правила, традиции, клятву. Определена зона дружинных дел.
Основные направления деятельности
1.Учебно-познавательная.
2. Спортивно-оздоровительная.
3.Экологическая.
4.Художественно-эстетическая.
5.Милосердие и т.д.
Уроки курса ОРКСЭ помогают учителям более полно раскрывать значимость нашей организации. Изучая раздел 4 «Твой нравственный выбор» учащиеся узнают что такое духовные ценности и какую роль они играют в жизни людей. Что такое самосовершенствование и что значит «работать над собой». Какие существуют права ребенка и как эти права защищаются Конституцией Российской Федерации.
Обучающиеся получают возможность научиться: применять знания о правах ребенка в повседневной жизни; с помощью этических норм регулировать свое поведение; определять для себя перспективы личностного роста.
Мы проводим множество мероприятий, которые не носят просто меропритийный характер, они действительно направлены на воспитание подрастающего поколения. К сожалению результаты этой деятельности не сразу ощутимы, но пройдет какой-то период времени и мы увидим совсем других людей, которые другими глазами посмотрят на свою страну, захотят работать в ней, созидать и творить.
Обязательная часть нашей работы заключается в военно-патриотическом воспитании. Ее основная цель: формирование чувства любви к Родине, формирование готовности к будущей службе в армии – предстоящей защите нашей страны. Проводимые нами мероприятия помогают приобщению школьников к общей истории нашей страны, ее необъятной духовности.
Уроки ОРКСЭ дают учащимся возможность более глубоко понять что такое нравственный выбор; как и почему люди его совершают. Что такое подвиг и во имя чего люди совершают подвиги. Кто из наших предков и современников достоин нашего уважения и памяти. Какие героические страницы нашей истории мы всегда должны помнить. Что означает свобода человека и за что человек несет ответственность. Что такое ответственность и в чем она может проявляться. Что такое заповеди и почему они являются нравственным законом для людей. (раздел 3 «Человек в мире людей»)
Данные понятия закрепляются участием в традиционных дружинных сборах. «День Конституции» на котором принимаем в ряды дружины новых членов - первоклассников , «День Защитника Отечества» где мальчики показывают первые успехи в строевой подготовке, «День Победы». Регулярно проводятся военно-спортивные соревнования «Армейские забавы», «Зарничка».
Вопросы воспитания чувств патриотизма, принадлежности к малой Родине и Отчизне актуальны на каждом возрастном этапе становления человека. Патриотическое воспитание в начальной школе, привитие трепетного отношения к своим истокам – первоочередная воспитательная задача, которую берутся решать педагоги первого школьного звена. Они должны учитывать особенности личности ребят. Младшим школьникам свойственны доверчивость, высокая эмоциональность и восприимчивость. Ребята с удовольствием участвуют в общепоселковых мероприятиях: «Чистые воды Байкала», «Общепоселковый кросс», «Лыжня России», «Сбережем живую ель».
В числе основных мероприятий, нацеленных на формирование патриотизма у младших школьников, проводятся тематические классные часы, «Годовщина Сталинградской битвы», «К Дню снятия блокады Ленинграда», конференция «Дети войны», праздничные встречи с ветеранами. Совместно с ФГБУ «Заповедное Подлеморье» проходят коллективные творческие дела, выездные экскурсии, ознакомление с важным историческим прошлым родного края, уникальными традициями и обычаями русского и бурятского народа.
Чувство любви к собственному народу начинает формироваться от любви к окружающим сверстникам и взрослым.
Воспитание патриотизма, гражданственности является важным фактором формирования и развития личности. В патриотизме – сила государства.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Основная проблема воспитания патриотизма у младших школьников заключается в том, что общее внимание к патриотизму как проявлению нравственности значительно ослабло в последние годы. В итоге у многих молодых людей сформировался дефицит таких важных нравственных качеств, как гуманность, законопослушность, коллективизм, направленных на сохранение связей во многих общностях – от узкого семейного круга до государства в целом.
Комплексное понятие «Родина» включает в себя все окружающие условия жизни: занимаемую территорию, климатические особенности, общую организацию общественной жизни, уникальные языковые особенности, но и этим оно не ограничивается. Чувство Родины у учащихся начальных классов начинается со всего того прекрасного, чем искренне восхищается ребёнок, что вызывает отклик в его сердце.
Хотя он еще не в состоянии осознавать все эти впечатления, но, пропуская их сквозь собственное детское восприятие, они играют немаловажную роль в становлении юного патриота.
Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности позволяют нам расширить границы патриотического воспитания школьников, помогают стать устойчивой основой для формирования фундаментальных ценностей подрастающего поколения, развивают неповторимые человеческие и личностные качества детей. Хорошие традиции не забыты и ребята вновь объединяются вместе для добрых и интересных дел. Главной же задачей педагогов является популяризация детского движения как такового и привлечение ребят в их ряды.
Литература:
- Тенденции развития детских организаций и объединений в третьем тысячелетии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции.(Челябинск, 16-19 апреля 2003 г.). — Челябинск, 2003. — 250 с.
- Проблемы формирования молодежных общественных объединений в Российской Федерации/ В.Г.Новиков, Т.Е. Петрова, В.В.Фещепко.— М., 2001.
- Программа «Развитие воспитания в системе образования» на 2008–2010 г. Вестник образования. 2008 № 1.
- https://www.menobr.ru › ... › Детские организации в школе
- Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение,2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности.
Сегодня Россия переживает сложный период своей истории. Одна из са-мых больших опасностей, подстерегающих наше общество – это размываниенравственных ориентиров личности. У современных детей искажены п...
Патриотическое воспитание в игре как метод формирования основ гражданской идентичности дошкольника и младшего школьника
В статье даётся описание проведения праздника, посвящённого Дню защитника Отечества....
Роль семьи в формировании российской гражданской идентичности младших школьников
Формирование у родителей представления о гражданской идентичности как личностном качестве и раскрытие основных направлений воспитания гражданской идентичности у младших школьников....
Формирование российской гражданской идентичности школьника: потенциал курса ОРКСЭ
Большое значение имеет введение в школах курса ОРКСЭ, который имеет целью формирование у учащихся, целостной картины мира, нравственных установок и ценностей. В рамках данного курса учащиеся зна...
Статья "«Значение программы «Этикет и культура общения в духовно-нравственном воспитании личности россиянина - ступени к формированию российской гражданской идентичности»
В статье раскрыта важность духовно-нравственного воспитания личности россиянина, ступени к формированию российской гражданской идентичности и показана актуальность и значимость в достижении этого допо...
«Практика клубной деятельности как основа формирования российской гражданской идентичности гимназиста»
Представляем вашему вниманию передовые и инновационные педагогические практики деятельности гражданско-патриотического клуба «Славия». «Я - граждан...