Рабочая программа по русскому языку для учащегося 5 кл. с УО (вариант 1) (автор курса Якубовская Э.В.)
рабочая программа по русскому языку
Программа учитывает особенности познавательной деятельности учащихся с нарушениями интеллекта, направлена на разностороннее развитие личности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ind.rp_russk._yaz._5v_kl.docx | 42.99 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Русский язык» разработана для обучающегося 5в класса с УО (вариант 1.) индивидуального обучения на дому на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования обучающихся с ОВЗ, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требований к результатам освоения АООП НОО; программы формирования универсальных (базовых) учебных действий, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1) по русскому языку
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности учащихся с нарушениями интеллекта, направлена на разностороннее развитие личности обучающихся. Содержание обучения русскому языку имеет практическую направленность, тесно связано с жизнью. Программа определяет оптимальный объём знаний и умений по русскому языку, который доступен большинству школьников.
Цель обучения:
-обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им в овладении речевой деятельностью.
Основные задачи курса:
-закрепить навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
-выработать практические навыки грамотного письма;
-развивать речь учащихся, обогащать её словарь;
-учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
-воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность.
Поставленные задачи определяются особенностями психофизического
развития воспитанников с нарушениями интеллекта. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной работы с ними, для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приёмов педагогического воздействия.
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
- совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
- коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
- развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
- развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
- коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
Программа коррекционной работы направлена на осуществление специальной поддержки (сопровождения) освоения программы (вариант 1) обучающимися с УО и реализуется в ходе всего учебно-образовательного процесса:
- через содержание и организацию образовательной деятельности (индивидуальный и дифференцированный подход, развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими;
- обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению);
- в рамках внеурочной деятельности, курсов коррекционно-развивающей области в
форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (по оказанию коррекционной помощи в овладении базовым содержанием обучения, коррекции нарушений
устной речи, коррекции и профилактике нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям).
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
-принцип коррекционно – речевой направленности;
-воспитывающий и развивающие принципы;
-принцип доступности обучения;
-принцип систематичности и последовательности обучения;
-принцип наглядности в обучении;
-принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Коммуникативно – речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно – развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учётом психофизического развития. Типологических и индивидуальных особенностей учащихся.
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь (поддержку) в освоении базового содержания образования и
коррекции нарушений устной речи, коррекции и профилактике нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям, способствует формированию универсальных учебных действий у указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Коррекционно-развивающая работа включает:
- выбор оптимальных для развития указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с коррекционных программ/методик, методов и приѐмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организацию и проведение педагогами и специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения (согласно расписанию коррекционно-развивающих занятий специалистов);
- системное воздействие на учебно-познавательную деятельность обучающегося в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
- коррекцию и развитие высших психических функций;
- развитие эмоционально-волевой и личностной сфер указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и психокоррекцию его поведения;
- социальную защиту указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в случаях неблагоприятных условий жизни при психо- травмирующих обстоятельствах.
Содержание коррекционной работы
Профилактика специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Развитие способности пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту бытовых задач. Развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию обучающегося. Обучение правилам коммуникации и умениям использовать их в актуальных для обучающихся бытовых ситуациях. Расширение и обогащение опыта коммуникации обучающегося в ближнем и дальнем окружении. Развитие потребности и умений активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. Коррекция нарушений психического и речевого развития обучающихся. Формирование «чувства» языка, умения отличать правильные языковые формы от неправильных. Формирование языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических). Развитие навыков семантического программирования и языкового оформления как предложений, так и текста. Формирование умений понимать содержание художественного произведения, работать с текстом (умение выделять части текста, составлять план текста и т. д.). Формирование умения выражать свои мысли.
2. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Русский язык» является одним из основных учебных предметов, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обуславливает его специфику. Все знания обучающихся,, получаемые ими, в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой, орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по данной программе. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным учебным планом начального общего образования и примерной программой рабочая программа по курсу «Русский язык» предусматривает в 5 классе 70 часов в год (35 учебные недели, 2 часа в неделю)
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения.
В достижении намечаемых результатов обучения большое значение имеет преподавание в школе такого предмета как русский язык, так как подготовка подрастающего поколения к практической деятельности немыслима без овладения русским литературным языком. Для каждого человека, на каком бы участке ему не пришлось работать после окончания школы, знание русского языка, умение свободно выражать свои мысли просто необходимо.
Программа направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Цели предмета:
1) Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитии интуиции и «чувства языка».
2) Усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание)
3) Овладение умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.
Задачи предмета:
1) Овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
2) Формирование орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
3) Обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
4) Эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.
Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Специальная задача коррекции речи, мышления и правописания обучающихся с УО является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
Обучающийся к концу 5 класса должен уметь:
- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;
- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
- проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;
- обозначать мягкость согласной буквой Ь;
- разбирать слово по составу;
- выделять имя существительное как часть речи;
- строить простое распространенное предложение;
- связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);
- пользоваться школьным орфографическим словарем
Обучающиеся должны знать:
алфавит; способ проверки написания гласных и согласных (путём изменения формы слова)
6. Содержание учебного предмета
Повторение.
Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, е, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, е, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит.
Состав слова. Текст
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.
Части речи. Текст.
Части речи: Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.
Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.
Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное число).
Род имен существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род).
Имя прилагательное. Изменение прилагательных по родам. Окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода.
Глагол. Изменение глаголов по временам.
Предложение. Текст.
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные.
Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Связная речь
Заполнение дневника учащимися.
Работа с деформированным текстом.
Изложение по предложенному учителем плану (примерная тематика: из жизни животных, школьные дела, поступки учащихся).
Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений.
Составление рассказа, по опорным словам, после разбора с учителем (примерная тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой).
Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.
Повторение пройденного за год.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Содержание курса | Характеристика деятельности учащихся |
Повторение. | Восстановление деформированного текста. Составление предложений, изменяя слова по смыслу. Упражнение в составлении предложений. Устное изложение текста по плану. Составление связного текста. |
Звуки и буквы. Текст. | Восстановление деформированных предложений. Восстановление текста по опорным словам. Составление предложений с заданными парами слов. Составление текста по опорным словам. Редактирование текста Коллективное сочинение по серии картинок. Устное составление предложений. Давать характеристику звука. Тренировка в написании словарных слов. |
Состав слова. Текст. | Подбор родственных слов. Объяснение смысла слова. Выделение корня слова. Подбор однокоренных слов. Составление текста по плану. Нахождение и выделение окончания. Работа с деформированным текстом. Образование новых слов с помощью приставок. Согласование слов в словосочетаниях и предложениях. Объяснение значения образованных слов. Подбор родственных слов к данным словам. Образование новых слов с помощью суффикса. Выделение основной мысли текста. Восстановление деформированных предложений. Составление текста по серии картинок и опорным словам. Составление предложений на заданную тему. Находить словарное слово в словаре. Находить в тексте слова с приставками и предлогами. Составление рассказа, используя словосочетания. Написание записки по образцу. |
Части речи. Текст. | Написание текста описательного характера, по данным вопросам. Распознавать части речи по вопросам. Редактирование текста. Составление рассказа. Образование слов разных частей речи.. Ответы на вопросы. Деление текста на части по данному плану. Распознавание существительных по вопросам. Составление текста по рисунку. Составление словосочетаний и предложений. Составление текста по плану и опорным словам. Изменение имён существительных по числам. Определение рода имени существительного. Восстановление деформированного текста. Восстановление текста по опорным словам. Употребление правила написания существительных женского и мужского рода с шипящей на конце. Составление рассказа на основе фотографий и личного впечатления. Письменные ответы на вопросы. Изменение существительных по родам. Выделение словосочетаний из предложений. Редактирование текста. Подбор слов для проверки безударной гласной в корне слова. Подбор родственных слов к данному слову. Восстановление деформированных предложений. Запись текста с опорой на рисунки и словосочетания. Написание изложения по вопросам и опорным словам. Пересказ текста по опорным словам. Написание сочинения – миниатюры. Составление рассказа по картинкам, вопросам и опорным словам. |
Предложение. Текст. | Составление предложений различных по интонации. Выделять главные члены предложения. распространять их. Письменные ответы на вопросы. Разбор предложений по членам. Составление предложений. Различать распространённые и нераспространённые предложения. Составление рассказа из деформированного текста по картинке. Нахождение в тексте однородных членов предложения. Распространение предложений. Пересказ текста с опорой на сделанную запись. Написание сжатого изложения. |
Повторение | Составление текста по плану. Подбор родственных слов к данному слову. Составление вопросов к тексту. Изложение текста по вопросам. Составление рассказа из деформированного текста. Определение падежей. Письменный ответ на вопрос к тексту. Написание сочинения по плану и словосочетаниям. Составление текста. |
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Якубовская Э.В. Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы /Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова, - 3-е изд.- М.: Просвещение, 2018.-223 с. : ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Русскому языку ( КРН, VII вида) для 4 класса, автор Рамзаева Т.Г.
Программа предназначена для обучения детей с ЗПР....
Рабочая программа по русскому языку 3 класс 2014/15 учебный год авторы Бунеев, Бунеева, Пронина
Рабочая программа разработана по ФГОС, 10% процентов учебного материала представлено в виде занятий в форме неурочной деятельности, что отражено в учебно-тематическом плане и календарно-тематическом п...
Рабочая программа по русскому языку 4 класс,система Л.В.Занкова Автор учебника Полякова А.В.
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе авторской программы А.В. Поляковой, Н.А.Песняевой «Русский язык», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонен...
Рабочая программа по русскому языку по школе России в 2 классе. Авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий На 2014 – 2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «Русский язык» для 2 класса на 2014 – 2015 учебный год составлен...
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса УМК "Школа России" автор В.П. Канакина.
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса УМК "Школа России"...
Рабочая программа по русскому языку (для учащихся с интеллектуальными нарушениями вариант.1)
Рабочая программа по русскому языку ( для учащихся с интеллектуальными нарушениями вариант 1) 2 класс....
Рабочая программа по русскому языку для детей ЗПР (3 класс, вариант 7.1)
Рабочая программа по русскому языку для детей ЗПР (3 класс, вариант 7.1)(Школа России)...