Проект по русскому языку "История одного падежа"
проект по русскому языку (3 класс)
Данный индивидуальный проект ученика 3 класса по теме "История одного падежа" относится к предмету "Русский язык"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_odnogo_padezha.docx | 16.19 КБ |
Предварительный просмотр:
История
одного падежа
Подготовил:
Нечаев Дмитрий
ученик 3-а класса
МБОУ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 2»
Руководитель: Луценко Л.Н.
учитель начальных классов
Говорят, что каждое открытие начинается с удивления. Человек удивляется, казалось бы обычным явлениям, тому, что видят все: почему яблоко падает, почему листья зеленые, а небо голубое. Человек задумывается, начинает расспрашивать, читать – и сделает открытие. Хотя бы для себя.
Вспомним отрывок из стихотворения поэта Владимира Маяковского «Кем быть?»
Быть шофёром хорошо,
а лётчиком - лучше,
я бы в лётчики пошёл,
пусть меня научат.
Простой вопрос: какой падеж В ЛЕТЧИКИ? Чтобы не гадать, давайте просклоняем это существительное:
Именительный (кто?) – летчики
Родительный (кого?) – летчиков
Дательный (кому?) – летчикам
Винительный (кого?) – летчиков.
Творительный (кем?) – летчиками
Предложный (о ком?) - о летчиках.
Перебрали все падежи. Получается, что форма летчики возможна только в именительном падеже. Но ведь в предложении Я бы в летчики пошел подлежащее – Я, а в летчики - дополнение. Но если это не именительный падеж, то что же это? Неужели какой-нибудь новый, седьмой падеж? Попробуем разобраться. Может быть это что-то из прошлого? Ведь язык меняется вместе с развитием общества. Одни формы исчезают, другие видоизменяются.
Нам известно, что винительный падеж одушевленных существительных мужского рода сходен с родительным, а неодушевленных с именительным
Падеж | Неодушевленные | Одушевленные |
И. (кто? что?) | стол, дом | брат, ученик |
Р.(кого? чего?) | стола, дома | брата, ученика |
В. (кого? что) | стол, дом | брата, ученика |
Но так было не всегда. Например, в 9 веке не было никакой разницы в склонении одушевленных и неодушевленных существительных и винительный падеж всегда совпадал с именительным. И старые формы сохранялись долго, например, у Пушкина в «Сказке о золотом петушке»:
Медлить нечего: «Скорее!
Люди на конь! Эй, живее!»
И загадка была в далёкие времена: Кто таков Иван Пятаков? Сел на конь и поехал в огонь?
(мы бы сказали: на коня)
Нам кажутся эти обороты странными. И вместе с тем, в наше время говорят: поехал в гости, пошел в летчики.
Но ведь «настоящий» винительный падеж – гостей, летчиков. Следовательно, это не седьмой падеж, а винительный, но сохранивший старую форму.
В оборотах такого типа винительный сохраняет сходство с именительным, как и много-много лет назад, когда Я видел конь звучало также естественно, как я видел дом. Со временем винительный, сходный с родительным, стали употреблять все чаще. Но не все слова одинаково легко поддавались замене. Сначала форму родительного падежа усвоили имена собственные, затем слова мужского рода, обозначающие лиц: князь, господин, отец. Тогда уже писали: Поищем себе князя (вместо старого слова князь). Зачем же понадобилось заменять форму именительного падежа родительной? Дело в том, что трудно было определить, где подлежащее, если оба существительных имеют одинаковую форму именительного падежа. Например, Сильно любила дочь мать. Кто кого любил: дочь свою мать или мать свою дочь? Непонятно. Когда мы говорим: Буксир обогнал баржу, ясно, что подлежащее – буксир, что говорят о его действиях. В предложении: Теплоход обогнал буксир тоже непонятно, кто обогнал, потому что у этих слов винительный совпадает с именительным, трудно сказать, где подлежащее, где дополнение. Единственная надежда на порядок слов. Условились считать, что подлежащее в таких предложениях должно стоять на первом месте.
Нашим предкам также было непонятно предложение Отец видит сын, как нам Мать видит дочь, и вот для того, чтобы понять, кто кого видит, где подлежащее, где дополнение, винительный падеж сменил форму именительного на форму родительного. И двусмысленное Отец видит сын превратилось в Отец видит сына или Сын видит отца, в зависимости от смысла.
Но почему винительный получил сходство с родительным, а не с дательным или, например, с творительным? Чем родительный лучше других падежей? Винительному наиболее близок родительный.
Это легко наблюдать и сейчас. При отрицании дополнение стоит в родительном падеже: вижу стол – не вижу стола. Оба падежа часто употребляются в похожих, близких по смыслу сочетаниях:
Винительный | Родительный |
купил хлеб | купил хлеба |
выпил чай | выпил чаю |
Разница очень незначительна, небольшие смысловые оттенки: родительный показывает, что речь идет о части предмета, вещества (выпил не весь чай, а немного).
Изменяется и совершенствуется наша грамматика. Все подчинено задаче точнее, полнее выразить мысль.
Задумавшись, над казалось бы простым вопросом, рассуждая, мы в очередной раз убедились, насколько сложен, богат и выразителен русский язык.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему:Пауки-одно из чудес живой природы. 2 класс. Презентация и краткая речь для выступления перед обучающимися начальной школы
Материал адаптирован для обучающихся начальной школы, содержит яркие фотографии, загадки и тест для рефлексии. Презентация может быть использована как на уроках, так и во внеурочной деятельности....
Конспект урока русского языка "Винительный падеж, Отличие винительного падежа от именительного" 3 класс
Конспект урока русского языка "Винительный падеж. Отличие винительного падежа от именительного" (3 класс) с мультимедийной презентацией....
конспект урока по русскому языку «Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного».
laquo;Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного»....
Презентация проекта по теме "История одного падежа"
Данная презентация относится к индивидуальному проекту ученика 3 класса по теме "История одного падежа2...
Учебный проект по русскому языку "История одного слова"
Учебный проект по русскому языку "История одного слова" содержит интересные сведения о значении и происхождении слов в русском языке, развивает творческие способности детей и призван р...
Формирование предложено-падежной конструкции: родительный падеж со значением местоположения с предлогами «позади/впереди» (сравнение предлогов внутри одного падежа).
Формирование предложено-падежной конструкции: родительный падеж со значением местоположения с предлогами «позади/впереди» (сравнение предлогов внутри одного падежа)....
Проектная деятельность в начальной школе . Проект по русскому языку на тему " Тайна одного слова"
Презентация по русскому языку на тему " Тайна одного слова" для учащихся 4 класса, на основе произведения М.Пришвина " Золото...