Технология проведения | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Форма учебного взаимодействия |
I.Мотивацион-ный этап 1.1Организационный момент. 1.2.Психологический настрой. (2 мин) |
Мы уже многое знаем. В своих познаниях продолжаем идти дальше, раскрывая тайны русского языка.
Будем мы внимательны, активны и старательны!
Запись даты в тетради. | Приветствие. Проверка готовности детей к уроку.
-Ребята, на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые открытия. - Поприветствуйте друг друга улыбкой! Настройтесь на интересную и активную работу! Прочитайте эти слова на слайде, они помогут вам на уроке…
- Вы готовы быть такими на уроке, как вы сейчас прочитали? Замечательно! Желаю вам с удовольствием поработать!
| Личностные УУД (самоопределение, смыслообразование) Коммуникативные УУД | Фронтальная работа |
II. Актуализация знаний (7 мин) |
Отвечают на вопросы учителя
Слайд №1
Есть ….падеж, И нет на нём чужих одежд. Его легко все узнают И в подлежащее зовут. Предлогов с детства не люблю, С собою рядом не терплю. Мои вопросы – кто? и что? Ни с чем не спутает никто.
Слайд №2 А я – падеж…. Характер мой – общительный. Кого? Чего? Нет – вот он я! Предлоги часто мне друзья: И с, и до, и у, и из – До неба вверх и с неба вниз.
Слайд №3 Я называюсь …, Работаю старательно. Кому отдать? К чему призвать? Лишь только я могу сказать. С предлогом к и по дружу, Но и один гулять хожу. Читают загадки на слайдах
Работают в парах . Некоторые пары по сигналу учителя зачитывают тексты и называют падежи выделенных слов.
На слайде портрет А.С.Пушкина
Минутка чистописания
| -Сегодня нам с вами предстоит сделать новые открытия в стране русского языка.
- Прежде чем определить тему и цели нашего урока, давайте вспомним, о чем говорили на предыдущих? (О падежах). -Сколько падежей в русском языке? - Назовите по порядку все падежи и вопросы к ним. • Что значит изменить существительное по падежам? (изменить по вопросам) • Почему каждый падеж имеет два вопроса? (вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных) • В каком падеже имя существительное является в предложении подлежащим?
- Посмотрим на «Лестницу знаний». С какими падежами мы с вами познакомились подробно?
«Лестница знаний»
| ?
|
| ? |
| ? |
| Д.п. Кому? Чему? |
| Р.п. Кого? Чего? | И.п. |
|
Кто? Что?
-Сегодня мы с вами поднимемся еще на одну ступеньку нашей лестницы, но до этого мы пройдемся еще раз по лестнице снизу вверх по первым трем ступенькам.
Загадки о падежах (по рядам)
- Как вы думаете, о каких падежах идёт речь?
- А теперь вы получите карточки с предложениями и будете работать в парах. Ваша задача: определить падеж выделенных имен существительных.
Карточка № 1
«И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом»
Карточка № 2 «Мы отныне ежеденно Вместе будем непременно У высоких СТЕН твоих Выходить из ВОД морских».
Карточка № 3 «Вот пошёл он к синему морю. (Помутилося синее море)»
- Мы прочитали тексты. Как вы думаете, что объединяет их? (Это фрагменты сказок А.С.Пушкина) -Какие это сказки (народные или литературные)? - Что такое «литературная сказка»?
- Давайте красиво запишем имя нашего замечательного поэта в тетрадях. На что нужно обратить внимание при написании? Какая орфограмма нам встретилась?(Имя собственное. Прописная буква в именах собственных).
Александр Сергеевич Пушкин – со..нце ру..кой поэзии. (Рус.кий язык – это прежде всего Пушкин – нерушимый прич.л рус.кого языка)
| Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД
| Фронтальная работа
Групповая работа
Работа в парах |
III. Постановка учебной задачи. (Целеполагание).
(5 мин)
| На слайде 2 фрагмента
Высказывают предположения о проблеме, теме урока и его задачах.
Слайды
| Прочитаем следующие фрагменты сказки А.С.Пушкина.
И д.вясь, перед собой Видит город он б.льшой.
А теперь ст.ит на нём Новый город со дв.рцом.
- Аня с Ваней поспорили. Они определяли падеж существительного город.
- Один из них рассуждал так: «Кто? Что? – город. Значит это существительное в именительном падеже». Другой доказывал так: «Кого? Что?- город. Значит это существительное в винительном падеже». - Как называется ступенька, на которую мы поднимемся по нашей лестнице? (В.п.) - Посмотрите на таблицу и найдите В.п. Что мы можем о нем сказать?
-- Каковы тема и цели урока? (Познакомиться с В.п. Научиться отличать В.п. от И.; думать, мыслить)
|
|
|
IV. Поисково-исследователь-ский этап (8-9 мин) 1.Разработка проекта по выходу из затруднения
2. Открытие нового знания
| Работают по таблице падежей . Находят сходство и различие между падежами.
Работа с «лестницей знаний». Прикрепляют В.п., вопросы и предлоги На слайде 2 фрагмента с выделенной грамматической основой.
Работа по слайдам.
На слайде алгоритм. (Составляют алгоритм, расставляя в правильном порядке предложения)
Учебник стр.49
Читают вывод в учебнике.
| - Найдите сходство между им. и вин. падежами (у неодуш. сущ. одинаковый вопрос ЧТО? - Найдите отличия между им. и вин. падежами (вопрос у одуш. сущ., предлоги у В.п.). Поделитесь друг с другом. Работа в парах. - Попробуйте предположить, почему винительный падеж так называется? (- Название связано со словом «винить»). -Правильно. Обвинить кого? Обвинить что? -Давайте выясним, в чём возникло затруднение у Ани и Вани при определении И. и В. падежей.
- Запишем эти два предложения в тетрадь. Какие орфограммы нам встретились? Найдем главные члены предложения в первом предложении.( ) Найдем главные члены предложения во втором. ( ) Что мы можем сказать о слове город как о члене предложения в первом отрывке и во втором? - Какой падеж у этих существительных? Какой вывод мы можем сделать? (Существительное город – в именительном падеже в первом предложении, т.к. является подлежащим ; существительное город во втором предложении в винительном падеже, т.к. отвечает на вопрос ЧТО, не является подлежащим, а второстепенным членом предложения.). - Сформулируем правило распознавания И. и В. п в тексте.
Работа в группах - Составим алгоритм распознавания И.п. и В.п.. 1. Читаю предложение. 2. Определяю главные члены – подлежащее и сказуемое. 3. Слово-подлежащее стоит в И.п.. 4. Другие слова в предложении, также отвечающие на вопрос что, являются второстепенными членами, следовательно, они стоят в В.п.
Давайте сравним наше открытие со сведениями о языке, которые нам дает учебник. | Познавательные УУД Регулятивные УУД
|
Работа в группах |
Физкультминутка (2 мин) | «Верно – неверно» |
|
|
|
V. Практический этап (Использование способа действия)
1.Первичное закрепление нового знания (5 мин)
2. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(3 мин)
| Просмотр фрагмента из «Сказки о рыбаке и рыбке»
Упр. 87 стр.48 Устно определяют падеж слова «Море» в 1 -2 предложениях. Выписывают то предложение, в котором слово «море» в В.п.
Самостоятельно работают с предложениями № 3,4 | -С произведениями какого автора мы работаем сегодня на уроке? -Из какого произведения этот фрагмент? - И упражнение 87 тоже составлено на основе сюжета этой сказки Пушкина. -Прочитаем задание к упр. -Определим падеж сущ море в 1 предложении, во 2 предложении. -Выпишем предложение, в котором слово море употреблено в В. п. и подчеркнем грамматическую основу.
Синтаксический разбор предл. № 1. Старик смотрел на море. (Повеств., невосклиц., простое, распр.) Схема предложения Кто? Что делал?
На что? (Куда?)
Просклоняем слово море по изуч. падеж. | Познавательные УУД Регулятивные УУД
| Фронтальная работа
Фронтальная работа
1 ученик у доски
Самостоятельная работа |
|
|
|
|
|
3. Включение в систему знаний и умений.(5 мин)
Резерв
| Упр. 89 стр.49.(Предложение № 4) 1.Устно определяют падеж выделенных имен сущ. 2.Лексическая работа со словом из словаря. 3. Фонетический разбор слова ВЁЗ |
Соломы воз возница вез.
Солома – «стебли злаков, остающиеся после обмолота» (из словаря С. Ожегова) , Вёз [в о с] – 2 слога; в- [в]-согл., зв. парн., мягк. парн.; о-[о]-гласн., ударн.; з – [с]-согл., глух. парн., тв. парн. 3 б., 3 зв. Чем с точки зрения фонетики различаются слова ВЁЗ и ВОЗ?
| Познавательные УУД Регулятивные УУД
|
|
Домашнее задание
| Игра «Именительный или винительный?»
Слайды № 26-29 Определить падеж слова « ». Поднять сигнальную карточку. Работают с сигнальными карточками.
| Я буду читать фрагменты сказок А. С. Пушкина, а вам нужно определить падеж выделенных слов. Ответ показывайте с помощью карточек с падежами. Итак, начали… (по слайду) - Молодцы! Я вижу, вы справились с этим заданием и включились в работу. -Вы готовы самостоятельно определять падежи имён существительных?
Вывод с.49 повторить, для закрепления выполнить упр. 88 (синтаксический разбор предложения по выбору учащегося)
| Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД
| Фронтальная (ИГРА) |
VI. Рефлексия
| Высказывают своё мнение. Анализируют.. Работают с сигнальными карточками. | Какое открытие мы сделали на уроке? Чему научились?
- Вы с удовольствием поработали на уроке? (смайлики). У вас получилось быть внимательными, активными и старательными? Я всех благодарю за хорошую работу. И завершить наш урок мне хотелось бы словами нашего литературного гения: «Русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах… Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность». | Личностные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД
| Беседа. |