Программа по русскому языку 2 класс Школа УМК Школа России
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
В системе предметов общеобразовательной школы «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
социокультурная цель - изучение русского языка -включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и тексты-повествования небольшого объёма;
- воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus_yaz_2_kl.docx | 135.8 КБ |
Предварительный просмотр:
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Русскому языку» составлена на основе нормативно правовых документов:
- Закона Российской Федерации «Об образовании»№ 273 от 29.12.2012 г;
- 2. Примерной программы по русскому языку Канакиной В.П. ( Москва: «Просвещение» 2015.);
- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Минпросвещения России от 28 декабря 2018 года № 345 );
- 4. Приказа Минпросвещения России от 08.05.2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»;
- 5. Образовательной программы МБОУ Ефремовская СОШ по ФГОС НОО.
Цели и задачи предмета
В системе предметов общеобразовательной школы «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
социокультурная цель - изучение русского языка -включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и тексты-повествования небольшого объёма;
- воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК». 2 КЛАСС
Предмет «Русский язык» представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. Это предполагает пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.
После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Основные содержательные линии.
Материал предмета«Русский язык» представлен в примерной программе такими содержательными линиями, как:
- основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
- интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
- познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
- организационных (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).
При изучении предмета «Русский язык» осуществляется формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.
В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Личностные результаты изучения предмета «Русский язык».
У второклассника продолжает формироваться:
1. чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2. целостный, социально ориентированный взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3. уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
4. начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6.развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7.эстетическая потребность, ценностей и чувств;
8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10. установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
У учащихся будут сформированы:
- осознание и утверждение второклассником себя в социальной роли ученика, различение учебной и игровой деятельности (игры);
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- стремление к активному использованию норм поведенческого и речевого этикета;
- положительное отношение к русскому языку как одному из ведущих предметов изучения в школе;
- представление о значении русского слова как средства общения;
- ориентация на оценку учителя результатов учебной деятельности и поступков;
- самооценка результатов учебной деятельности;
- осознание причин успехов и неуспехов в учебной деятельности;
- чувств ответственности за свои поступки;
- чувств доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости;
- понимание и оценка нравственного содержания поступков одноклассников и собственных поступков;
- опыт сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и в других социальных ситуациях, а также самооценка их результатов;
- чувство гордости за свою Родину и народ, представление о значении русского слова как средства общения между людьми и как средства межнационального общения в России.
Учащиеся имеют возможность для формирования:
- ориентации на оценку результатов учебной деятельности и поступков одноклассников;
- интереса к изучению русского языка;
- потребности правильно и выразительно говорить по-русски;
- осознания своей гражданской идентичности, осознания себя как юного гражданина России.
Метапредметные результаты.
У второклассника продолжает формироваться:
1. способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2. умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3. использование знаково-символических средств представления информации;
4. активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
5. использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
6. навык смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанное построения речевых высказывании в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной формах.
7. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
8. готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;
9. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
10. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
11. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;
12. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
13. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;
Обучающиеся научатся:
- ориентироваться в организации учебного материала, структуре учебника, представленной разделами «Темы» (уроки), «Для любознательных», «Проверим себя и оценим свои достижения», «Наши проекты», в общем содержании каждой темы на основании знакомства с материалом шмуц-титулов;
- понимать и устанавливать взаимосвязь и взаимообусловленность поставленной цели, учебного материала и результатов выполнения цели урока (тему);
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности и средства её осуществления;
- совместно с учителем принимать участие в целеполагании, давать себе прогностическую самооценку (определять меру готовности к выполнению учебного задания), планировать учебные действия при решении поставленной учебной задачи;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками;
- понимать свою роль при сотрудничестве с одноклассниками в учебном процессе;
- пользоваться таблицами, схемами, представленными в учебнике и других учебных пособиях;
- использовать различные разделы учебника как источник информации для решения учебных задач;
- выбирать из различных способов решения учебной задачи оптимальные;
- находить и использовать информацию, представленную в учебнике и других учебных пособиях, для пополнения актуального познавательного опыта;
- выслушивать и принимать другое мнение или позицию;
- аргументировать собственное мнение или позицию;
- понимать целесообразность (смысл) работы в паре, группе.
Обучающиеся имеют возможность научиться:
- осуществлять процессуальный контроль (контроль над каждой частью выполняемой работы) в сотрудничестве с учителем;
- по результатам решения практических задач (наблюдений, сравнений, анализа и т. д.) делать самостоятельно выводы относительно фактов языка, сравнивать свои выводы с выводами, данными в учебнике, корректировать самостоятельно сделанные выводы;
- понимать и применять общий принцип действий с фактами языка (действий изменений и сравнений);
- строить монологические высказывания на основании диалога, обсуждения языкового материала;
- осуществлять действия по самоконтролю и взаимоконтролю.
Предметные результаты.
У второклассника продолжает формироваться:
1. первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2. понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3. позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;
5. умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;
6. осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное;
7. овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
8. освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. умение опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Система языка: фонетика, орфоэпия, графика
Обучающиеся научатся:
- анализировать на слух звучащее слово:
– выделять гласные и согласные звуки в слове;
– выделять ударные и безударные гласные звуки;
– выделять звонкие и глухие, мягкие и твёрдые согласные звуки;
– выделять парные и непарные согласные звуки, только твёрдые и только мягкие согласные звуки;
- различать слабую и сильную позицию гласных и согласных в корне слова;
- использовать способы проверки (изменение формы слова), обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
- использовать на практике знания о слогообразующей роли гласных, делить слова на слоги и для переноса;
- анализировать слова, в которых гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука (в начале слова, в середине слова, после гласных, после разделительного мягкого знака (ь)); делить такие слова на слоги и для переноса;
- различать и сравнивать слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, и слова, в которых эти буквы обозначают мягкость согласных;
- безошибочно писать слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн, щн;
- различать (сравнивать) мягкий знак (ь) как показатель мягкости и разделительный мягкий знак (ь);
- списывать слова, предложения, тексты без пропусков, вставок, искажения букв.
Обучающиеся учатся (имеют возможность научиться):
- слушать, слышать, узнавать звучание русского слова;
- чётко и правильно произносить согласные звуки и сочетания звуков, слова, фразы;
- соблюдать орфоэпические правила произношения слов;
- использовать знания и практический опыт в области фонетики, орфоэпии и графики как основу орфографически грамотного письма;
- писать под диктовку тексты (40–45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.
Лексика
Обучающиеся научатся:
- различать лексическое значение изучаемых частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол);
- толковать значение слов через подбор синонимов и антонимов;
- распознавать в тексте многозначные слова, слова, употреблённые в прямом и переносном значении.
Обучающиеся учатся (получат возможность научиться):
- объяснять особенности лексики различных типов текстов (описание, повествование; сказка, загадка и т. д.);
- объяснять значение фразеологизмов (без терминологии);
- пользоваться толковым словарём.
Морфология. Слово
Обучающиеся научатся:
- распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы по двум признакам: лексическому значению и грамматическому вопросу;
- использовать термины «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол».
В рамках темы «Имя существительное» учащиеся научатся:
- распознавать имена существительные по двум признакам: лексическому значению и грамматическому вопросу;
- различать имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и имена существительные, отвечающие на вопрос что?;
- определять форму числа имени существительного;
- изменять имена существительные по числам;
- распознавать имена собственные (имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия городов, рек и т. д.);
- распознавать имена собственные в зависимости от контекста (орёл – Орёл, роза – Роза);
- писать имена собственные по правилам.
В рамках темы «Имя прилагательное» учащиеся научатся:
- распознавать имена прилагательные по двум признакам: лексическому значению и грамматическому вопросу;
- определять, признак одного или многих предметов называет данное имя прилагательное;
- изменять имена прилагательные по числам;
- различать (характеризовать) признаки, которые называют имена прилагательные (цвет, размер, вкус и т. д.);
- различать имена прилагательные, близкие и противоположные по значению;
- выделять словосочетания имён существительных с именами прилагательными (без использования термина «словосочетание»), устанавливать между ними связь по вопросам (ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному);
- устанавливать зависимость формы числа прилагательного от формы числа существительного, с которым оно связано.
В рамках темы «Глагол» учащиеся научатся:
- распознавать глаголы по двум признакам: лексическому значению и грамматическому вопросу;
- определять, действие одного или многих предметов называет данный глагол;
- изменять глаголы по числам;
- устанавливать зависимость формы числа глагола от формы числа имени существительного, с которым он связан.
В рамках темы «Предлог» учащиеся научатся:
- находить предлоги в предложении;
- писать предлоги отдельно от других слов.
Обучающиеся учатся (имеют возможность научиться):
- находить в предложении, тексте имена существительные, имена прилагательные, глаголы по двум признакам: лексическому значению и грамматическому вопросу;
- устанавливать зависимость формы числа имени прилагательного и глагола от формы числа имени существительного, с которым данное слово связано;
- различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? и на вопрос что сделать?;
- объяснять значение предлогов в речи;
- понимать, что предлог всегда связан с существительным, независимо от места предлога в предложении;
- находить в предложении существительное, к которому относится предлог.
Морфемика (состав слова)
Обучающиеся научатся:
- подбирать группы родственных (однокоренных) слов;
- выделять корень в однокоренных словах;
- различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
- распознавать безударные гласные и парные согласные в слове как орфограммы;
- использовать в практической деятельности способы проверки безударных гласных и парных согласных (изменение формы числа и подбор однокоренных слов);
- применять правила проверки безударных гласных в корне слов с сочетаниями жи – ши.
Обучающиеся учатся (имеют возможность научиться):
- различать слова, близкие по смыслу, но не однокоренные;
- распознавать слова, одинаково звучащие, но не однокоренные;
- использовать термины «корень слова», «однокоренные слова», «родственные слова», «разные формы одного и того же слова».
Синтаксис и пунктуация.
Предложение
Обучающиеся научатся:
- различать предложения, разные по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные) с использованием терминов «повествовательное предложение», «вопросительное предложение», «побудительное предложение»;
- оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания);
- находить главные члены предложения (без терминологии);
- составлять и записывать предложения из данных слов, изменяя при необходимости форму слов;
- выбирать из данных слов и словосочетаний подходящие по смыслу для составления предложения на определённую тему;
- записывать по памяти небольшие стихотворные тексты и загадки;
- восстанавливать деформированные предложения.
Обучающиеся учатся (имеют возможность научиться):
- устанавливать взаимосвязь между целью высказывания, интонацией и знаками препинания в предложении;
- интонировать (произносить по-разному) одно и то же предложение; устанавливать при этом изменение смысла предложения;
- устанавливать связь слов в предложении по вопросам;
- выписывать из предложений словосочетания с вопросами;
- устанавливать соответствие между моделью предложения, данной в форме вопросов, и реальным предложением.
Речевое развитие
Обучающиеся научатся:
- использовать восклицательную и невосклицательную интонацию при произношении повествовательных и побудительных предложений в зависимости от речевой ситуации (контекста);
- письменно отвечать на вопросы к тексту;
- составлять небольшие тексты (6–7 предложений) по иллюстрации или на заданную тему;
- определять тему данного текста, его главную мысль, находить в тексте ключевые слова и выражения;
- записывать текст целиком или выборочно близко к тексту;
- работать с деформированным текстом (устанавливать последовательность частей текста и отдельных предложений в нём);
- различать текст-пословицу, текст-загадку, текст-описание и текст-повествование;
- строить монологические высказывания (по аналитическим планам), вести диалог;
- соблюдать орфоэпические правила;
- различать оттенки слов, точно выбирать и использовать их в речи (изба – избёнка, бежит – мчится, большой – огромный).
Обучающиеся учатся (имеют возможность научиться):
- самостоятельно составлять или воспроизводить и записывать небольшие тексты (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);
- писать изложение небольших повествовательных текстов по составленному плану;
- толковать значение слов, выражений, пословиц;
- использовать слова в переносном значении (дождь барабанит, шепчет; ручей озорной, весёлый, торопливый) в устной и письменной речи.
Орфография и пунктуация
Обучающиеся научатся:
- применять на практике следующие правила правописания:
– написание слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу, чн, чк, щн;
– общие правила переноса слов, а также переноса слов с буквой ё и мягким знаком (ь);
– правописание слов с гласными и согласными орфограммами с разделительным мягким знаком (ь);
– написание прописной (большой) буквы в именах собственных;
– правописание слов с непроверяемыми орфограммами, указанными в программе;
- проверять обозначение на письме безударных гласных и парных согласных в конце и середине слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
- безошибочно списывать слова, предложения, тексты;
- писать под диктовку тексты с изученными орфограммами и пунктограммами.
Обучающиеся учатся (имеют возможность научиться):
- применять правила правописания слов с разделительным мягким знаком (ь).
МЕСТО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Русский язык» во 2 классе начальной школы отводится 5 ч в неделю - 170 ч (34 учебных недели) .Данная рабочая программа по «Русскому языку» разработана в соответствии с утверждённым «Календарным годовым графиком МБОУ Ефремовская СОШ», «Учебным планом МБОУ Ефремовская СОШ на 2019-2020 уч.год» и рассчитана на 164 часа.
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» ВО 2 КЛАССЕ
Наша речь (4 ч).
Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Текст (5 ч).
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение её в плане. Красная строка в тексте.
Предложение (12 ч).
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.
Слова, слова, слова…(22 ч)
Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.
Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника.
Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
Звуки и буквы (61ч).
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков. Их смыслоразличительная роль в слов. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём.
Основные признаки согласных звуков.Их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й,] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.
Части речи (47 ч)
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи.
Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
Повторение (13 ч).
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.
Слова с непроверяемыми написаниями:
Алфавит, апрель, берёза, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоко, яблоня, ягода, январь.
Чистописание
Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т.д. Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания: и,ш,И,Ш,п,р,т,г; л,м,Л,М, я, Я,А; 3)у,ц,щ,У,Ц,Щ,Ч,ч; с,С,е,Е,о,О,а,д,б; ь,ы,ъ и их варианты в соединениях; н,ю,Н,Ю,к,К; В,З,з,Э, э, Ж,ж,Х,х,ф; Ф,У,Г, П, Т,Р, Б, Д.Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Письмо букв, соединений, в которых наиболее часто допускаются недочёты при начертании:Я, Т, Р, Ж, У, Х, Н, К, Ф и др. , а, у, д, з, в, б, т и др.Связное, ритмичное письмо слов и предложений.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
«РУССКИЙ ЯЗЫК». 2 КЛАСС
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .
« РУССКИЙ ЯЗЫК». 2 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов | Характеристика основной деятельности учащихся | |||||
План | Факт | ||||||||
НАША РЕЧЬ (4 ч) | |||||||||
1 | 02.09.19 | Знакомство с учебником. Какая бывает речь? | 1 | Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка. Анализировать речь людей (при анализе текстов).Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её. Различать устную, письменную речь и речь про себя. Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение» Слова с непроверяемым написанием: здравствуй (здравствуйте) | |||||
2 | 03.09.19 | Что можно узнать о человеке по его речи? | 1 | ||||||
3 | 04.09.19 | Как отличить диалог от монолога? | 1 | Отличать диалогическую речь от монологической. Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диалоге. Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику. Развивать познавательный интерес к происхождению слов. Наблюдать над этимологией слов диалог и монолог. Составлять по рисункам диалог и монолог. Слова с непроверяемым написанием: прощай (прощайте) | |||||
4 | 05.09.19 | Проверка знаний по теме «Наша речь» | 1 | ||||||
ТЕКСТ – (5 ч) | |||||||||
5 | 06.09.19 | Что такое текст? | 1 | Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст. Слова с непроверяемым написанием - сентябрь. Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту. | |||||
6 | 09.09.19 | Что такое тема и главная мысль текста? | 1 | ||||||
7 | 10.09.19 | Части текста. | 1 | Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения, заключение. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче. Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста. Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя». | |||||
8 | 11.09.19 | Контрольный диктант по теме «Текст» | 1 | ||||||
9 | 12.09.19 | Работа над ошибками | 1 | ||||||
ПРЕДЛОЖЕНИЕ – (12 ч) | |||||||||
10 | 13.09.19 | Что такое предложение? | 1 | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте. Выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Слова с непроверяемым написанием - родина Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Составлять предложения из слов. Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы Выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Писать слова в предложении раздельно. Слова с непроверяемым написанием - скоро, быстро, ветер (ветерок), | |||||
11 | 16.09.19 | Как из слов составить предложение? | 1 | ||||||
12 | 17.09.19 | Контрольное списывание | 1 | ||||||
13 | 18.09.19 | Что такое главные члены предложения? | 1 | Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения. Обсуждать алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого. Слова с непроверяемым написанием - рисунок (рисовать) | |||||
14 | 19.09.19 | Что такое второстепенные члены предложения? | 1 | ||||||
15 | 20.09.19 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения | 1 | ||||||
16 | 23.09.19 | Что такое распространённые и нераспространённые предложения? | 1 | Различать распространенное (с второстепенными членами ) и нераспространенное (без второстепенных членов) предложения. Составлять распространенные и нераспространенные предложения. Распространять нераспространенные предложения. | |||||
17 | 24.09.19 | Как установить связь слов в предложении? | 1 | Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу) | |||||
18 | 25.09.19 | Урок – повторение по теме: «Члены предложения». | 1 | Рассматривать репродукцию картины И. С. Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника. Составлять рассказ по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова. | |||||
19 | 26.09.19 | Развитие речи. Обучающее сочинение по картине | 1 | ||||||
20 | 27.09.19 | Проверочная работа по теме «Предложение». Анализ сочинений. | 1 | ||||||
21 | 30.09.19 | Контрольный диктант по теме «Предложение». | 1 | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению. Учатся опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка; употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения | |||||
Слова, слова, слова…(22ч.) | |||||||||
22 | 01.10.19 | Что такое лексическое значение слова? | 1 | Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам. Слова с непроверяемым написанием - берёза (берёзка), лопата (лопатка). | |||||
23 | 02.10.19 | Что такое лексическое значение слова? | 1 | Распознавать многозначные слова, Работать со страничкой для любознательных. Наблюдение над этимологией слова лопата. Слова с непроверяемым написанием - ягода (ягодка). | |||||
24 | 03.10.19 | Что такое однозначные и многозначные слова? | 1 | Распознавать слова в прямом и переносном значениях. Определять значение слова по толковому словарю. Слова с непроверяемым написанием - дорога (дорожка), | |||||
25 | 04.10.19 | Что такое прямое и переносное значение слов? | 1 | Работать с толковым и орфографическим словарями. Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках. Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания. | |||||
26 | 07.10.19 | Что такое синонимы? | 1 | Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы. Работать со страничкой для любознательных. Знакомиться с этимологией слова синоним, антоним. Работать со словарями синонимов, антонимов учебника. Слова с непроверяемым написанием - осина (осинка), до свидания | |||||
27 | 08.10.19 | Что такое антонимы? | 1 | Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определенными жизненными ситуациями. Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств. Подбирать к слову синонимы, антонимы | |||||
28 | 09.10.19 | Что такое антонимы? | 1 | ||||||
29 | 10.10.19 | Контрольный диктант по теме «Прямое и переносное значение слов» | 1 | Оценивать результаты выполненного задания. | |||||
30 | 11.10.19 | Работа над ошибками | 1 | ||||||
31 | 14.10.19 | Что такое родственные слова? | 1 | ||||||
32 | 15.10.19 | Что такое родственные слова? | 1 | Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Группировать однокоренные слова с разными корнями. Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах. Работать с памяткой «Кака найти корень слова». Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень Работать со словарём однокоренных слов учебника Производить анализ, сравнение, обощение при выделении в словах корня. | |||||
33 | 16.10.19 | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | 1 | ||||||
34 | 17.10.19 | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | 1 | ||||||
35 | 18.10.19 | Какие бывают слоги? | 1 | Делить слова на слоги. Определять количество в слове слогов. Классифицировать слова по количеству в них слогов. | |||||
36 | 21.10.19 | Как определить ударный слог? | 1 | Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги. Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения. Составлять простейшие слогоударные модели слов. Находить слова по заданной модели. Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова. | |||||
37 | 22.10.19 | Как определить ударный слог? | 1 | ||||||
38 | 23.10.19 | Как перенести слова с одной строки на другую? | 1 | Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (якорь, (крот, улей, зима), Переносить слова по слогам. Слова с непроверяемым написанием - жёлтый, посуда. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению. | |||||
39 | 24.10.19 | Как перенести слова с одной строки на другую? | 1 | ||||||
40 | 25.10.19 | Обучающее сочинение по серии картинок. | 1 | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению. | |||||
41 | 05.11.19 | Проверочная работа по разделу: «Слова, слова, слова…» | 1 | ||||||
42 | 06.11.19 | Контрольный диктант по теме «Слова,слова,слова..». | 1 | Оценивать результаты выполненного задания | |||||
43 | 07.11.19 | Работа над ошибками | 1 | ||||||
Звуки и буквы (34 ч) | |||||||||
44 | 08.11.19 | Как различить звуки и буквы? | 1 | Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их | |||||
45 | 11.11.19 | Как мы используем алфавит? | 1 | Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают. Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной. Работать с памяткой «Алфавит». Располагать заданные слова в алфавитном порядке. Использовать знание алфавита при работе со словарями. Слова с непроверяемым написанием – октябрь, алфавит, ноябрь. | |||||
46 | 12.11.19 | Как мы используем алфавит? | 1 | ||||||
47 | 13.11.19 | Какие слова пишутся с заглавной буквы? | 1 | Сопоставлять случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах. Использовать правило написания имен собственных и первого слова в предложении. | |||||
48 | 14.11.19 | Как определить гласные звуки? | 1 | Рассматривать репродукцию картины в «Картинной галерее» учебника. Составлять рассказ по репродукции картины, используя данное начало и опорные слова. | |||||
49 | 15.11.19 | Контрольный диктант по теме «Имена собственные» | 1 | Оценивать результаты выполненного задания. | |||||
50 | 18.11.19 | Работа над ошибками | 1 | ||||||
51 | 19.11.19 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков. Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Определять качественную Характеристику гласного звука: ударные или безударный. | |||||
52 | 20.11.19 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренного слова. Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне Планировать учебные действия при решении орфографической задачи, определять пути ее решения, решать ее в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах. Работать с орфографическим словарем учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографическому словарю. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. | |||||
53 | 21.11.19 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | ||||||
54 | 22.11.19 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | ||||||
55 | 25.11.19 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | ||||||
56 | 26.11.19 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуком в корне. | 1 | ||||||
57 | 27.11.19 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуком в корне. | 1 | ||||||
58 | 28.11.19 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуком в корне. | 1 | ||||||
59 | 29.11.19 | Развитие речи. Обучающее сочинение. С.А. Тутунов «Зима пришла. Детство» | 1 | Составлять текст из предложений. Составлять рассказ по репродукции картины С.А. Тутунов «Зима пришла. Детство». | |||||
60 | 02.12.19 | Контрольный диктант по теме «Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуком в корне» | 1 | Оценивать результаты выполненного задания. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов. | |||||
61 | 03.12.19 | Работа над ошибками | 1 | ||||||
62 | 04.12.19 | Как определить согласные звуки? | 1 | Находить в слове согласные звуки. Правильно произносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Работать с памяткой «Согласные звуки русского языка Слова с непроверяемым написанием - мороз, (морозный). | |||||
63 | 05.12.19 | Согласный звук [й] и буква И краткое. | 1 | Различать согласный звук [й'] и гласный звук [и]. Различать способы обозначения согласного звука [й'] буквами. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о звуке-невидимке [й]. Использовать правило при переносе слов с буквой «и краткое» {чай-ка). Слова с непроверяемым написанием - урожай (урожайный). | |||||
64 | 06.12.19 | Согласный звук [й] и буква И краткое | 1 | Различать согласный звук [й'] и гласный звук [и]. Различать способы обозначения согласного звука [й'] буквами. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведения¬ми о звуке-невидимке [й]. Использовать правило при переносе слов с буквой «и краткое» {чай-ка). Слова с непроверяемым написанием - урожай (урожайный). | |||||
65 | 09.12.19 | Слова с удвоенными согласными. | 1 | Наблюдать над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными. Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ванна). Слова с непроверяемым написанием - суббота (субботний). | |||||
66 | 10.12.19 | Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины А.С. Степанова «Лоси» | 1 | Составлять рассказ по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» (под руководством учителя). Составлять текст из предложений. | |||||
67 | 11.12.19 | Наши проекты. И в шутку и в серьёз. | 1 | Находить совместно со сверстниками и взрослыми информацию (занимательные задания) в учебнике, сборнике дидактических материалов, рабочей тетради и других источниках и создавать свои занимательные задания. Участвовать в презентации занимательных заданий. | |||||
68 | 12.12.19 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы их обозначающие. | 1 | Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Работать с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти». Планировать учебные действия при письме по памяти. | |||||
69 | 13.12.19 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы их обозначающие. | 1 | ||||||
70 | 16.12.19 | Как обозначить мягкостью согласного на письме? | 1 | Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Работать с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти». Планировать учебные действия при письме по памяти. | |||||
71 | 17.12.19 | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. | 1 | Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах. Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь). Переносить слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). Слова с непроверяемым написанием -мебель, коньки, декабрь. | |||||
72 | 18.12.19 | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. | 1 | ||||||
73 | 19.12.19 | Контрольный диктант по теме «Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными». | 1 | Оценивать свои достижения при выполнении заданий диктанта. | |||||
74 | 20.12.19 | Проверочная работа по теме: «Звуки и буквы» . | 1 | ||||||
75 | 23.12.19 | Работа над ошибками | 1 | ||||||
76 | 24.12.19 | Развитие речи. Работа с текстом. Проект «Пишем письмо» | 1 | Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголовок, определять части текста. Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывать ответы. Составлять продолжение рассказа. Писать письмо Деду Морозу. | |||||
77 | 25.12.19 | Обобщающий урок по теме: «Звуки и буквы» . | 1 | ||||||
ПРОВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ (27ч.) | |||||||||
78 | 26.12.19 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЩН, ЧН, НЧ | 1 | Различать непарные мягкие шипящие звуки. Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт(чтобы, скучно и др.). Работать с орфоэпическим словарём. Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирать примеры слов с таким сочетаниями. | |||||
79 | 27.12.19 | Наши проекты. Рифма. | 1 | Находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова, сочинять стихи на заданные рифмы, составлять словарик собственных рифм, участвовать в презентации выполненной работы. | |||||
80 | 30.12.19 | Повторение темы: «Твердые и мягкие согласные». | 1 | Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Работать с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти». Пла¬нировать учебные действия при письме по памяти. | |||||
81 | 13.01.20 | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ. | 1 | Различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями. Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща. чу—щу. | |||||
82 | 14.01.20 | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ. | 1 | ||||||
83 | 15.01.20 | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ. | 1 | ||||||
84 | 16.01.20 | Контрольный диктант по теме «Правописание слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ». | 1 | Оценивать свои достижения | |||||
85 | 17.01.20 | Работа над ошибками. | 1 | ||||||
86 | 20.01.20 | Как отличать звонкие согласные звуки от глухих? | 1 | Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук (глухой – звонкий, парный - непарный) и оценивать правильность данной характеристики. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных) | |||||
87 | 21.01.20 | Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. Как отличить звонкие согласные от глухих? | 1 | Определять на слух парный по глухости - звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Соотносить произношение и написание парного по глухости – звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка- трава, травушка; мороз – морозы, морозный) | |||||
88 | 22.01.20 | Проверка парных согласных в корне слова. | 1 | ||||||
89 | 23.01.20 | Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных | 1 | ||||||
90 | 24.01.20 | Изложение повествовательного текста. | 1 | Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в соответствии с вопросами. Проверять написанный текст. | |||||
91 | 27.01.20 | Правописание парных согласных на конце слова. | 1 | Определять на слух парный по глухости - звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Соотносить произношение и написание парного по глухости – звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка- трава, травушка; мороз – морозы, морозный) | |||||
92 | 28.01.20 | Правописание парных согласных на конце слова. | 1 | ||||||
93 | 29.01.20 | Правописание парных согласных на конце слова. | 1 | ||||||
94 | 30.01.20 | Самостоятельная работа по теме «Правописание парных согласных на конце слова» | 1 | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. | |||||
95 | 31.01.20 | Контрольный диктант по теме «Правописание парных согласных на конце слова» | 1 | Оценивать свои достижения при выполнении заданий диктанта. | |||||
96 | 03.02.20 | Работа над ошибками. Обобщение изученного материала. | 1 | Различать слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь). Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. | |||||
97 | 04.02.20 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | 1 | Наблюдать над произношением слов с разделительным Ь. Соотносить количество звуков букв в таких словах, как семья, вьюга. Подбирать примеры слов с разделительным мягким знаком. Различать слова с мягким знком- показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь). Объяснять написание разделительного Ь в словах. | |||||
98 | 05.02.20 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | 1 | ||||||
99 | 06.02.20 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | 1 | ||||||
100 | 07.02.20 | Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала. | 1 | ||||||
101 | 10.02.20 | Контрольное списывание. | 1 | Оценивать свои достижения | |||||
102 | 11.02.20 | Обучающее сочинение «Зимние забавы». | 1 | Работа с текстом. Деление его на части. | |||||
103 | 12.02.20 | Повторение изученного материала по теме: « Звуки и буквы» | 1 | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. | |||||
104 | 13.02.20 | Самостоятельная работа по теме «Звуки и буквы» | 1 | Оценивать свои достижения. | |||||
ЧАСТИ РЕЧИ (47 ч) | |||||||||
105 | 14.02.20 | Что такое части речи? | 1 | Соотносить слова-названия (предмет, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение. Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой. | |||||
106 | 17.02.20 | Что такое части речи? | 1 | ||||||
107 | 18.02.20 | Что такое имя существительное? | 1 | Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов – имен существительных. Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп. | |||||
108 | 19.02.20 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | 1 | Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных. Слова с непроверяемым написанием - картина(картинка). Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевленные по значению и объединять их в тематические группы | |||||
109 | 20.02.20 | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных. | 1 | Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы. Писать с заглавной буквы имена собственные. Находить информацию из справочной литературы в библиотеке, из Итернета о происхождении своей фамилии и названии своего посёлка | |||||
110 | 21.02.20 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. | 1 | ||||||
111 | 25.02.20 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет. | 1 | ||||||
112 | 26.02.20 | Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи. | 1 | Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы. Писать с заглавной буквы имена собственные. Слова с непроверяемым написанием - отец Слова с непроверяемым написанием- фамилия | |||||
113 | 27.02.20 | Заглавная буква в географических названиях. | 1 | ||||||
114 | 28.02.20 | Изложение по вопросам с дополнением текста. | 1 | Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в соответствии с вопросами. Проверять написанный текст. | |||||
115 | 02.03.20 | Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы. | 1 | ||||||
116 | 03.03.20 | Контрольный диктант по теме «Написание слов с заглавной буквы». | 1 | Оценивать свои достижения. | |||||
117 | 04.03.20 | Работа над ошибками | 1 | Оценивать свои достижения. | |||||
118 | 05.03.20 | Единственное и множественное число имен существительных. | 1 | Определять число имен существительных (единственное и множественное). Изменять имена существительные по числам. Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа (туфля- туфли). Работать с орфографическим словарём. | |||||
119 | 06.03.20 | Единственное и множественное число имен существительных. | 1 | ||||||
120 | 10.03.20 | Единственное и множественное число имен существительных | 1 | ||||||
121 | 11.03.20 | Обучающее изложение. | 1 | Оценивать свои достижения при выполнении заданий диктанта. | |||||
122 | 12.03.20 | Самостоятельная работа по теме «Имя существительное». | 1 | ||||||
123 | 13.03.20 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | 1 | ||||||
124 | 16.03.20 | Работа над ошибками. | 1 | Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в соответствии с вопросами. Проверять написанный текст. | |||||
125 | 17.03.20 | Глагол как часть речи и употребление его в речи | 1 | Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать глаголы по вопросам. Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях. Определять каким членом предложения является глагол в предложении. Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания. | |||||
126 | 18.03.20 | Глагол как часть речи и употребление его в речи | 1 | ||||||
127 | 19.03.20 | Глагол как часть речи и употребление его в речи | 1 | ||||||
128 | 20.03.20 | Единственное и множественное число глаголов. | 1 | ||||||
129 | 30.03.20 | Единственное и множественное число глаголов. | 1 | Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе. Соблюдение в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работа с орфоэпическим словарём. Слова с непроверяемым написанием - обед (обедать), | |||||
130 | 31.04.20 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 1 | ||||||
131 | 01.04.20 | Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол» | 1 | ||||||
132 | 02.04.20 | Что такое текст-повествование? | 1 | Распознавать текст-повествование. Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте. Составлять текст-повествование на предложенную тему, Находить нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ | |||||
133 | 03.04.20 | Самостоятельная работа по теме «Глагол» | 1 | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. | |||||
134 | 06.04.20 | Что такое имя прилагательное? | 1 | Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилагательное и лексическим значением имён прилагательных. Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному. Использовать в речи прилагательное различных лексико-тематических групп. Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имён прилагательных. Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Анализировать высказывания русских писателей о русском языке. Подбирать имена прилагательные — сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным. | |||||
135 | 07.04.20 | Связь имени прилагательного с именем существительным. | 1 | ||||||
136 | 08.04.20 | Прилагательные близкие и противоположные по значению. | 1 | ||||||
137 | 09.04.20 | Единственное и множественное число имен прилагательных. | 1 | Определять число имён прилагательных, распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам. Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др. | |||||
138 | 10.04.20 | Что такое текст- описание. | 1 | Распознавать текст-описание. | |||||
139 | 13.04.20 | Самостоятельная работа по теме « Имя прилагательное» | 1 | ||||||
140 | 14.04.20 | Общее понятие о предлоге. | 1 | Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Слова с непроверяемым написанием - апрель | |||||
141 | 15.04.20 | Раздельное написание предлогов со словами. | 1 | Раздельно писать предлоги со словами. Слова с непроверяемым написанием -шёл | |||||
142 | 16.04.20 | Восстановление предложений. | 1 | Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям. | |||||
143 | 17.04.20 | Самостоятельная работа по теме «Раздельное написание предлогов со словами» | 1 | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. | |||||
144 | 20.04.20 | Контрольный диктант по теме «Раздельное написание предлогов со словами» | 1 | Оценивать свои достижения | |||||
145 | 21.04.20 | Работа над ошибками | 1 | ||||||
146 | 22.04.20 | Что такое местоимение? | 1 | Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Различать местоимения и имена существительные. Слова с непроверяемым написанием -платок. | |||||
147 | 23.04.20 | Что такое местоимение? | 1 | ||||||
148 | 24.04.20 | Что такое текст- рассуждение? | 1 | Распознавать текст-рассуждение. Создавать устные и письменные тексты-рассуждения. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» | |||||
149 | 27.04.20 | Самостоятельная работа по теме «Местоимение» | 1 | ||||||
150 | 28.04.20 | Контрольный диктант по теме «Местоимение» | 1 | Оценивать свои достижения | |||||
151 | 29.04.20 | Работа над ошибками | 1 | ||||||
ПОВТОРЕНИЕ (13 ч) | |||||||||
152 | 30.04.20 | Повторение по теме «Текст» | 1 | Распознавать текст-рассуждение. Создавать устные и письменные тексты-рассуждения. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» | |||||
153 | 06.05.20 | Сочинение по картине. | 1 | ||||||
154 | 07.05.20 | Повторение по теме «Предложение» | 1 | Уметь находить главные члены предложения, выписывать словосочетания из предложения. | |||||
155 | 08.05.20 | Повторение по теме «Предложение» | 1 | ||||||
156 | 12.05.20 | Повторение по теме «Слово и его значение». | 1 | Знать правописание орфограмм в корне слова, уметь подбирать однокоренные слова. | |||||
157 | 13.05.20 | Повторение по теме «Части речи» | 1 | Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение. | |||||
158 | 14.05.20 | Повторение по теме «Части речи» | 1 | ||||||
159 | 15.05.20 | Повторение по теме «Звуки и буквы» | 1 | Умет отличать букву от звука. Правильное произношение букв и звуков. | |||||
160 | 18.05.20 | Повторение по теме: «Правило правописания буквосочетания». | 1 | Уметь применять при письме правописание буквосочетаний ж-ши, ча-ща, щу-чу, чк, чн …. | |||||
161 | 19.05.20 | Итоговый контрольный диктант | 1 | Оценить свои достижения. | |||||
162-164 | 20.05.20 22.05.20 | Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс. | 3 | Оценить свои достижения. |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
Методического совета _________________Ледянкова О.А.
МБОУ Ефремовской СОШ _________________20___года
От ______20___года№ _____
____________________Ледянкова О.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 2 класс программа "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по программе "Школа России" разработана в соответствии с ФГОС второго поколения....
Рабочая программа по русскому языку 1 класс программа "Школа России"
Рабочая программа составлена на основе авторской рабочей программы В.Г.Горецкого и др., соответствует ФГОС, содержит все необходимые разделы и подробное календарно-тематическое планирование в добуквар...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс (программа "Школа России")
Рабочая программа по русскому языку 2 класс....
Рабочая программа по русскому языку 3 класс (программа "Школа России")
Рабочая программа по русскому языку 3 класс....
рабочая программа по русскому языку 3 класс, программа "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку, соответствующей Федеральному государственному образовательно...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс. программа "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку 3 класс. программа "Школа России"...