рабочая программа по русскому языку 3 класс, программа "Школа России"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс)
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) и авторской программы автора Т.Г.Рамзаевой, УМК «Школа России».
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково
-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке на основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; - развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности. Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех еѐ проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Программа соответствует ФГОС. Уровень – базовый. Рабочая программа по русскому языку во 3 классе рассчитана на 170 учебных часов (5 часов в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.doc | 427.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тымлатская средняя школа»
«Принято» Руководитель МО: _____________/______/ Протокол № 1 от «____» ________ 2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Тымлатская средняя школа» Еременко Е.С. /_______/ «__» _______ 2019 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Тымлатская средняя школа» Горяева Л.А. /_________/ «___» ________ 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Русский язык» в 3 классе
Хечиевой Зинаиды Дондыковны,
учителя высшей квалификационной категории
2019 - 2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Т.Г.Рамзаевой «Русский язык».
Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, ознакомление обучающихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка.
Задачи:
-овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
-усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования;
-формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме;
-обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
-пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Характеристика курса.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки обучающихсяк восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи обучающихсяслужит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Обучающиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, обучающиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение обучающихсянормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц.
Место курса в учебном плане
В учебном плане МБОУ « Апраксинская СОШ» на обучение курса «Русский язык» в 3 классе отводится 170 ч (5 часов , 34 учебные недели).
Планируемые результаты.
Личностные результаты
представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;
формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).
понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
.осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД
осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из их частей;
овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД
выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
Предметные результаты освоения
основных содержательных линий программы
Развитие речи
Обучающийся научится:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
знакомство с жанрами объявления, письма;
строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
оценивать уместность использования слов в тексте;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
выделять нулевое окончание;
подбирать слова с заданной морфемой;
образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
различать изменяемые и неизменяемые слова;
узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
сравнивать, классифицировать слова по их составу;
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
наблюдать над словообразованием частей речи;
замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово;
выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
выделять в предложении основу и словосочетания;
находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
— применять ранее изученные правила правописания, а также:
непроизносимые согласные;
разделительный твёрдый знак (ъ);
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
безударные родовые окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
раздельное написание частицы не с глаголами;
— подбирать примеры с определённой орфограммой;
— обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
— определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
— применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
— безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
— писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
— проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
— применять правила правописания:
соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
запятая при обращении;
запятая между частями в сложном предложении;
безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
— при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Из них | ||
Диктанты | Сочинения | Контрольное списывание | |||
1 | Повторение изученного | 16 | 1 | ||
2 | Предложение. Словосочетание | 12 | 1 | 1 | |
3 | Текст | 3 | |||
4 | Состав слова | 63 | 5 | 2 | 1 |
5 | Части речи | 63 | 3 | 1 | |
6 | Повторение | 10 | 1 | ||
Итого | 170 | 10 | 3 | 3 |
Содержание учебной дисциплины
Повторение (16 ч) Предложение, текст, слово – единицы речи (общее понятие). Однокоренные слова. Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Слог. Правила переноса слов. Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова. Разделительный ь и ъ - показатель мягкости согласных. Сочетания жи-ши, ча-щ, чу-щу, чк, чн, чт. Слова с двойными согласными. Обозначение безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корнях слов. Проверка путём изменения формы слова и подбора однокоренных: доски-доска, соль-солить, площади-площадка.
Предложение. Словосочетание (12 ч). Виды предложений по цели высказывания (повествовательное, восклицательное, побудительное) и по интонации (восклицательное, невосклицательное). Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространённые и нераспространенные предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.
Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Текст (3 ч) Тема и основная мысль текста. Заголовок. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, союзов и, а, но, текстовых синонимов (например: ёж, зверёк, ёжик, колючий комочек и т.п.). Виды текстов: повествование, описание, рассуждение (ознакомление). Опорные слова в тексте.
Состав слова (63 ч). Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова – корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление).
Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корнях слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку-печь, лицо-личный, бег-бежать, верх-вершина, вязать-вяжет и др. (ознакомление).
Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-, от-, до, по-, под-, про-, за-, на-, над-, в-, с-. Вы-, пере-. Употребление в речи слов с приставками. Приставка и предлог (сопоставление). Разделительный ь в словах с приставками. Сопоставление ь и ъ
Суффикс значимая часть слова. Наблюдения за лексическим значением слов, образованных с помощью суффиксов. Правописание суффиксов –оньк-, -еньк-, -очк-, -ечк-, -овн-, -евн-, -оват-, -еват- (ознакомление)
Лексика Лексическое значение слова (общее понятие). Многозначные слова. Употребление слов в прямом и переносном значении. Синонимы. Антонимы. Устаревшие и новые слова (ознакомление).
Части речи (66 ч) Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, числительное, предлоги, союзы).
Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имён существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях имён существительных: солнце, озеро. Изменение имён существительных по числам и падежам.
Склонение имён существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Буква ь после шипящих на конце имён существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имён существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы).
Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имён прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний –ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые.
Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончание глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.
Умение пользоваться толковым словарём, словарём синонимов, антонимов.
Текст. Развитие связной речи. Общее понятие о видах текстов (или типах речи): повествование, описание, рассуждение; о стилях речи (разговорный, деловой, художественный).
Изложение текста-повествования по коллективно или самостоятельно-составленному плану. Сочинения-повествования по серии сюжетных картинок, по картине, а также на темы, близкие обучающимся (об играх, о наблюдениях за природой, об экскурсиях и т.п.), с предварительной коллективной подготовкой. Включение в текст фрагментов описаний или рассуждений. Написание короткого письма о своих делах с элементами рассуждения, описания или повествования. Составление устных текстов-рассуждений делового стиля.
Речевая этика. Устное и письменное приглашение, поздравление, просьба, извинение.
Повторение изученного за год (10 ч) Текст и предложение. Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ь и ъ. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Слова с непроверяемыми написаниями: автобус, адрес, аллея, аптека, библиотека, болото, ботинки, вагон, валенки, вдруг, вместе, вокруг, воскресенье, восток, вчера, герой, горох, декабрь, дорога, жёлтый, животное, завтра, завтрак, запад, завод, земляника, картина, картофель, квартира, килограмм, коллектив, коллекция, комбайн, комбайнёр, комната, компот, корабль, космонавт, космос, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, магазин, малина, месяц, метро, молоток, молоко, ноябрь, обед, овёс, овощи, огород, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, памятник, песок, пловец, победа, погода, помидор, понедельник, потом, праздник, приветливо, пшеница, пятница, ракета, рассказ, расстояние, растение, революция, рисунок, сахар, север, сегодня, сентябрь, сирень, совет, солдат, соловей, солома, столица, тарелка, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, февраль, хоккей, хороший, чёрный, четверг, чувство, яблоко, яблоня, январь.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
№ п/п | Тема раздел. Тема урока. | Кол- во часов | Дата | Деятельность учащихся | ||
План | Факт | |||||
1. | Повторение изученного во 2 классе (16 ч) | . | 2.09 | Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна). Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках | ||
Речь | 1ч. | |||||
2. | Предложение. | 1ч. | 3.09 | Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать | ||
3. | Текст – единицы языка и речи. | 1ч. | 4.09 | |||
4. | Слова, называющие предметы, признаки предметов, действия предметов | 1ч. | 5.09 | Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определить грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения.Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определить грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения. | ||
5. | Распознавание слов по вопросам, точное употребление слов в предложении. | 1ч. | 8.09 | Выбирать имена собственные, составлять текст с выбранными именами собственными. | ||
6 | Имена собственные. Заглавная буква. | 1ч | 9.09 | |||
7 | Однокоренные слова. | 1 ч. | 10.09 | Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова – синонимы, слова омонимичными корнями. | ||
8 | Звуки и буквы. Гласные буквы: е, ё, ю, я. | 1ч. | 11.09 | Различать слово и слог, звук и букву | ||
9. | Слово и слог. Перенос слов. | 1ч. | 12.09 | Различать слово и слог, звук и букву, перенос слов. | ||
10. | Мягкий знак-показатель мягкости согласных. | 1ч. | 15.09 | Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. | ||
11 | . Мягкий знак-показатель мягкости согласных. | 1ч. | 16.09 | Различать слово и слог, звук и букву. Работать с памяткой «Как сделать звукобуквенный разбор слов» Проводить звуковой и звукобуквенный разбор определенного слова. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно (компьютер). Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану. | ||
12 | Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, чт. | 1ч. | 17.09 | |||
13 | Разделительный мягкий знак ь. | 1ч. | 18.09 | Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. . Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Обосновывать знаки препинания в конце предложения. Рассматривать картинки, высказывать своё отношение к картине. анализировать содержание. Составлять по картине описательный текст. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения. Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте. | ||
14 | Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами. | 1 ч | 19.09 | |||
15 | Стартовая контрольная работа по теме «Повторение» за 2 класс | 1ч | 22.09 | |||
16. | Работа над ошибками Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами. | 1 ч | 23.09 | |||
16 | Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами. Сопоставление правил проверки парных согласных на конце слова и безударных гласных в двухсложных словах. | 1ч | 24.09 | |||
17. | Предложение. Словосочетание (12ч ) Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. | 1 ч. | 25.09 | |||
18. | Восклицательные предложения | 1ч | 26.09 | |||
19. | Сочинение по картине Левитана И.И. Золотая осень» | 1ч. | 29.09 | |||
20. | Предложения по цели высказывания и интонации. | 1ч. | 30.09 | |||
21. | Письменная передача содержания текста, точное употребление слов в предложении. | 1ч. | 1.10 | |||
22. | Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. | 1ч. | 2.10 | |||
23. | Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения. Связь слов в предложении. | 1ч. | 3.10 | Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма. Обсуждать алгоритм разбора предложения предложение по членам разбирать предложение по членам. Составлять из двух простых предложений одно сложное. | ||
24. | Текст, предложение, слово – единицы речи. Словосочетание | 1ч. | 6.10 | Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. | ||
25. | Контрольное списывание. | 1ч. | 7.10 | |||
26 | Работа над ошибками. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. | 1ч. | 8.10 | |||
27. 28 | Текст единица языка и речи. Сочинение «Забавный случай с моим домашним питомцем». Анализ сочинения. | 2ч. | 9.10 10.10 | |||
29 | Текст (3 ч ) Текст. Тема текста | 1ч. | 13.10 | |||
Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать | ||||||
30 | Тема текста. Основная мысль текста. | 1ч. | 14.10 | |||
31 | Обобщение. Заголовок текста. | 1ч. | 15.10 | |||
32 | Состав слова (63ч ) Корень. Однокоренные слова (два признака однокоренных слов). | 14 ч 1ч. | 16.10 | |||
33 | Написание корня в однокоренных словах | 1ч. | 17.10 | Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Формулировать определения окончания. Объяснять окончания и предлога в предложении. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса. | ||
34 | Понятие об окончании и его роль в в речи. | 1ч. | 20.10 | |||
35 | Роль окончания и предлога в предложении. | 1ч. | 21.10 | |||
36 | Сочинение по серии картинок « Неожиданный гол» | 1ч. | 22.10 | Рассматривать картинки, высказывать своё отношение к картине. анализировать содержание. Составлять по картине описательный текст. | ||
37 | Анализ сочинений. Подбор и написание однокоренных слов. | 1ч. | 23.10 | |||
38 | Общее понятие о приставке, суффиксе. | 1ч. | 24.10 | Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки. И суффикса. | ||
39 | Закрепление знаний о суффиксе и приставке как значимых частях слова. | 1ч. | 27.10 | |||
40 | Суффикс – значимая часть слова; образование слов с помощью суффикса | 1ч. | 28.10 | |||
41. | Приставка – значимая часть слова. Образование слов с помощью приставки | 1ч. | 29.10 | |||
42 | Контрольный диктант по теме: «Состав слова» | 1ч. | 30.10 | Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса. | ||
43 | Анализ контрольной работы. Закрепление.. | 1ч. | 31.10 | |||
44 | Обобщение знаний о составе слова. Разбор слов по составу. | 1 ч. | 10.11 | |||
45 | Изложение текста по вопросам | 1ч. | 11.11 | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику | ||
. 46 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне Правописание безударных гласных, парных согласных в корне | 10ч 1ч. | 12.11 | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | ||
47 | Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова. | 1ч. | 13.11 | |||
48 | Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова. | 1ч. | 14.11 | Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарём: Составлять словарики слов с определённой орфограммой. | ||
49 | Написание слов с парными согласными в корне слова | 1ч. | 17.11 | |||
50 | Изложение по рассказу Соколова- Миткова « В берлоге » | 1ч. | 18.11 | |||
51 | Анализ изложения. Написание слов с парными согласными в корне слова. | 1ч. | 19.11 | |||
52 | Написание слов с парными согласными. | 1ч. | 20.11 | |||
53 | Написание слов с парными согласными. | 1ч. | 21.11 | |||
54 | Диктант по теме «Парные согласные в корне» | 1ч. | 24.11 | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику | ||
55 | Анализ контрольного диктанта. Закрепление. | 1ч. | 25.11 | |||
56 | Правописание слов с проверяемой безударной гласной. Безударные гласные в корне слова. | 18ч 1ч | 26.11 | Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.
Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. | ||
57 | Правило проверки безударных гласных в корне. | 1ч. | 27.11 | |||
58 | Обобщение знаний о способах проверки слов с безударными гласными в корне. | 1ч. | 28.11 | |||
59 | Сочинение «Зимние забавы детей» | 1ч. | 1.12 | Составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану. Работать с памяткой «Как подготовиться к сочинению ». | ||
60 | Анализ сочинений. Закрепление. | 1ч. | 2.12 | Редактировать предложения с безударными гласными в корне. | ||
61 | Проверка безударных гласных в корне. | 1ч. | 3.12 | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова изученными орфограммами. | ||
62 | Слова с проверяемыми безударными гласными, парными согласными в корне | 1ч. | 4.12 | |||
63 | Изложение повествовательного текста. «Заботливый зверек» | 1ч. | 5.12 | Составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану. | ||
64 | Анализ изложения. Закрепление. | 1ч. | 8.12 | Оценивать результаты выполненного задания. | ||
65 | Слова с буквой е в корне, которая проверяется буквой ё. | 1ч. | 9.12 | Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки | ||
66. | Диктант по теме «Безударные гласные в корне» | 1ч. | 10.12 | Оценивать результаты выполненного задания. | ||
67 | Работа над ошибками. Проверка слов с двумя безударными гласными в корне. | 1ч. | 11.12 | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова изученными орфограммами. | ||
68 | Проверка слов с двумя безударными гласными в корне | 1ч. | 12.12 | |||
69 | Правописание слов с двумя безударными гласными. | 1ч. | 15.12 | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова изученными орфограммами | ||
70 | Распознавание слов, которые различаются гласной буквой в корне | 1ч. | 16.12 | |||
71. | Правописание слов с двумя безударными гласными, глухими и звонкими согласными в корне | 1ч. | 17.12 | |||
72 | Контрольный диктант за 2 четвероть по теме Контрольный диктант по теме «Правописание слов с безударными гласными».ш | 1ч. | 18.12 | Оценивать результаты выполненного задания. | ||
73 | Работа над ошибками. Анализ и составление текста-описания « Сорока» | 1ч. | 19.12 | Подробно излагать содержание повествовательного текста. | ||
74 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными в корне | (7ч) 1ч. | 22.12 | Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Составлять словарики слов с определённой орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарём ; Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | ||
75 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | 1ч. | 23.12 | |||
76 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | 1ч. | 24.12 | |||
77 | Правописание слов типа чудесный. опасный. | 1ч. | 25.12 | |||
78 | Списывание текста по теме: «Слова с двумя безударными гласными в корне» | 1ч. | 26..12 | |||
79 |
| 1ч. | 14.01 | |||
80. | Диктант по теме: «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова» | 1ч. | 15.01 | |||
81 | Работа над ошибками. Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных | 1 ч. | 16.01 | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | ||
82 | Изложение с использованием памятки « Знакомые следы» | 19.01 | ||||
83 | Правописание приставок и безударных гласных в корнях слов с приставками. Приставка – значимая часть слова | 1ч | 20.01 | |||
Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | ||||||
84 | Правописание приставок. | 1ч. | 21.01 | |||
85 | Правописание безударных гласных в приставках | 1ч. | 22.01 | |||
86-87 | Написание приставок и безударных гласных в корне | 2ч. | 23.01 26.01 | Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. . | ||
88 | Обучающее изложение « Алёшкина яблоня» | 1ч. | 27.01 | Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарём. Составлять словарики слов с определённой орфограммой | ||
89. | Работа над ошибками. Правописание предлогов и приставок. | 1ч. | 28.01 | |||
90-91 | Разделительные ь и ъ знаки. Разделительный твердый знак. | 2ч | 29.01 30.01 | |||
92 | Ь и ъ разделительные знаки. | 1 ч. | 2.02 | |||
93 | Контрольное списывание по теме: ««Разделительный мягкий и твердый знак» | 1 ч. | 3.02 | Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | ||
94 | Работа над ошибками. Написание слов с разделительными ь и ъ. | 1ч. | 4.02 | Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | ||
95 | Части речи (66ч ) Понятие о частях речи. | 33ч. | Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи. | |||
96 97 | Общее понятие о местоимении как части речи. Упражнение в определении частей речи | 1ч. | 5.02 6.02 | |||
98 | Изменение имен существительных, прилагательных и глаголов по числам. | 1ч. | 9-10.02 | Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи. | ||
99 | Обобщение сведений о частях речи. . | 1ч. | 11.02 | Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение местоимений. | ||
100 | Имя существительное. Имя существительное. | 20 ч 1ч. | 12.02 | Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. | ||
101 | Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? Что? | 1 ч. | 13.02 | |||
102 | Обучающее изложение Яхта « Спасибо» | 1ч | 16.02 | Составлять устный и письменный рассказ по картинке. | ||
103 | Работа над ошибками. Большая буква в именах собственных. | 1ч. | 17.02 | Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные | ||
104 | Род имен существительных | 1ч. | 18.02 | |||
105 | Род имен существительных в ед. и мн.ч. | 1ч. | 19.02 | Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части, соответствующие плану, выписать трудные слова, записать текст по памяти. | ||
106 | Определение рода имён существительных в тексте | 1ч. | 20.02 | Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. Наблюдать над толкованием значения некоторых имён. Составлять (с помощью взрослых) рассказ о своём имени. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных | ||
107 | Родовые окончания имен существительных | 1ч. | 24.02 | Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. | ||
108 | Изменение имен существительных по числам | 1ч. | 25.02 | Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. | ||
109 | Изменение имен существительных по числам и определении рода | 1ч. | 26.02 | Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. Составлять устный и письменный рассказ. | ||
110 | Изменение окончаний имен существительных в зависимости от связи с другим словом. Склонение имён существительных. | 1ч. | 27.02 | |||
111 | Склонение имен существительных, распознавании падежей | 1ч. | 2.03 | Анализировать таблицу «Склонение имён существительных» по вопросам учебника. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей. | ||
112 | Определение падежа, наблюдение над ролью в предложении существительных в Им.п | 1ч. | 3.03 | Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять падеж имён существительных | ||
113 | Склонение имен существительных и распознавание падежей, разбор по членам предложения. | 1 ч. | 4.03 | Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. | ||
114 | Изложение. «Длиннохвостые разбойники» | 1ч. | 5.03 | Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному. Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь | ||
115 | Анализ изложения.Закрепление. | 1ч. | 6.03 | |||
116 | Написание слов с шипящими на конце. | 1ч. | 9.03 | Правильно употреблять в речи словосочетания с шипящими на конце. Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь. | ||
117 | Упражнения в правописание слов с шипящими. | 1 ч. | 10.03 | |||
118 | Диктант по теме «Имя существительное» | 1 ч. | 11.03 | .Записывать текст под диктовку и проверять написание. | ||
119 | Работа над ошибками. Обобщение знаний об именах существительных. | 12.03 | ||||
120 | Имя прилагательное. Понятие об имени прилагательном как части речи. | 15 ч 1ч. | 13.03 | Правильно употреблять в речи словосочетания с шипящими на конце. | ||
121 | Связь имен прилагательных с именами существительными | 1ч. | 16.03 | Записывать текст под диктовку и проверять написание. | ||
122 | Прилагательные – синонимы и прилагательные – антонимы | 1 ч. | 17.03 | Определять лексическое значение имён прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным — имена существительные. | ||
123 | Диктант. За 3 четверть | 1ч. | 18.03 | Определять лексическое значение имён прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным — имена существительные. Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов; Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении тексте подбирать к слову антонимы и синонимы находить в них необходимую информацию о слове. | ||
124-126 | Раблта надошибками. Изменение имен прилагательных по родам. | 3ч. | 19.03 | |||
127 | Правописание родовых окончаний имен прилагательных | 1ч. | 20.03 | Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов; Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении тексте подбирать к слову антонимы и синонимы находить в них необходимую информацию о слове. Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. | ||
128 | Изменение имен прилагательных по числам | 1 ч. | 1.04 | |||
129 | Диктант по теме «Имя прилагательное» | 1ч. | 2.04 | Изменять имена прилагательные по родам в Развитие и обогащение словарного запаса именам прилагательными единственном числе. Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных. | ||
131-132 | Анализ контрольного диктанта.Закрепление. Правописание окончаний прилагательных во мн. ч. | 2ч | 3.04 6.04 | Писать правильно родовые окончания имён прилагательных. Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, пенистый шампунь, белый лебедь. | ||
133 | Контрольное списывание. | 7.04 | Определять форму числа имени прилагательного, изменить имена прилагательные по числам. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов. | |||
134 | Работа над ошибками. | 8.04 | Оценивать результаты выполнения задания. |
136 | Глагол Понятие о глаголе как части речи | 25 ч. 1ч. | 9.04 | Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять лексическое значение глаголов Определять лексическое значение глаголов Выделять в текстах – рассуждение причину явлений, событий. . Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам. Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам. Составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составлять текст, подбирать заголовок к тексту. | |
137 | Роль глаголов в предложении. | 1 ч. | 10.04 | ||
138 | Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы | 1 ч. | 13.04 | ||
139 | Употребление глаголов в прямом и переносном смысле | 1 ч. | 14.04 | ||
140 | Текст – рассуждение. | 1 ч. | 15.04 | ||
141 | Изменение глаголов по числам | 1ч. | 16.04 | ||
142 | Упражнение в определении числа глагола и изменении глаголов по числам. | 1ч. | 17.04 | ||
143. | Обучающее изложение. | 1 ч. | 20.04 | ||
144 | Работа над ошибками. | 1ч. | 21.04 | ||
145 | Понятие о временных формах глагола. | 1 ч. | 22.04 | Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов. | |
146. | Определение времени глагола. | 1 ч. | 23.04 | ||
147 | Неопределенная форма глагола. | 1ч | 24.04 | Узнавать неопределенную форму глагола по вопросам. | |
148 | Речевой этикет. Составление приглашения | 1 ч. | 27.04 | Составлять приглашение из слов. | |
149 | Изменение глаголов по временам | 1 ч. | 28.04 | Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, - о) Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим словарём. | |
150 | Обучающее изложение. « В половодье» | 1 ч. | 29.04 | Анализировать текст, отбирать содержание для обучающего изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста. | |
151 | Работа над ошибками. Определение времени глагола и изменение глагола по временам | 1 ч. | 30.04 | Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов. | |
152 | Изменение по родам глаголов прошедшего времени. | 1 ч. | 5.05 | Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, - о) Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим словарём | |
153 | Глаголы в прошедшем времени. Правописание глаголов с приставками. | 1 ч. | 6.05 | ||
154 | Правописание частицы не с глаголами | 1ч. | 6.05 | Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей | |
155 | Правописание частицы не с глаголами. | 1 ч. | 7.05 | Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не | |
156 | Обобщение и систематизация изученного о частях речи. | 1ч | 8.05 | Работать с памяткой «Порядок разбора глагола». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи. Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. | |
157. | Правописание частицы не с глаголами | 1 ч. | 11.05 | ||
158 | Обобщение знаний о глаголе | 1ч. | 12.05 | ||
159 | Диктант по теме «Глагол» | 1 ч. | 13.05 | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | |
160 | Работа над ошибками | 1ч. | 14.05 | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | |
161 | Повторение в конце учебного года. Обобщение знаний о предложении | 10ч. 1ч. | 15.05 | Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения. | |
162 | Обобщение знаний о тексте | 1ч. | 18.05 | Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать | |
163 | Состав слова | 1 ч. | 19.05 | Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей. | |
164 | Обобщение правил о написании проверяемых гласных и согласных в корне слова | 1 ч. | 20.05 | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. | |
165 | Правописание приставок Ъ и Ь разделительные знаки. | 1 ч. | 25.05 | ||
166 | Итоговый контрольный диктант | 1 ч. | 21.05 | ||
167 | Работа над ошибками | 1ч. | 22.05 | ||
168-169 | Частиречи | 1ч. | 26.05 | Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи. | |
170 | КВН | 1 ч. | 27.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 4 класс Школа России
Рабочая программа по русскому языку 4 класс Школа России...
Рабочая программа по русскому языку - 1 класс ("Школа России")
РУССКИЙ ЯЗЫК ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ1 класс (50 ч)Программа: ШКОЛА РОССИИ. Канакина В.П, Горецкий В.Г., Бойкина М.В,. Дементьева М.Н. Стефаненко Н.А. Русский язык.// Рабочие прогр...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс Школа России
Учителям входящим в новые стандарты в этом году предстоит написать рабочих программы с УУД. Моя программа, возможно, поможет вам....
Рабочая программа по русскому языку по программе "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения...
Рабочая программа по русскому языку по программе "Школа России" 1 класс.
Основная цель программы заключается в «развитии у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах». Традиционная программа позволяет тщательно ...
рабочая программа по русскому языку по программе "Школа России"3 класс
Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с Федеральным Законом от29.12.2012 №273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным...