Программа долгосрочного проекта "Морфологическая трилогия"
рабочая программа по русскому языку
Цель проекта: обобщение, закрепление и углубление знаний, полученных за курс 5 – 6 классов по разделу «Морфология» (имя существительное, имя прилагательное, глагол); расширение познавательных интересов учащихся с учётом развития и становления русского литературного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_proekta_morfologicheskaya_trilogiya.docx | 27.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Наумова Татьяна Рудольфовна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 18» г. Воткинска
ПРОГРАММА
долгосрочного проекта «Морфологическая трилогия»
Цель проекта: обобщение, закрепление и углубление знаний, полученных за курс 5 – 6 классов по разделу «Морфология» (имя существительное, имя прилагательное, глагол); расширение познавательных интересов учащихся с учётом развития и становления русского литературного языка.
Задачи проекта:
- Углубить и расширить теоретические знания учащихся о частях речи.
- Совершенствовать умения и навыки учащихся в распознавании частей речи, определении грамматических категорий.
- Сформировать языковую и коммуникативную компетенции учащихся при создании лингвистической сказки, используя информационно коммуникационные технологии.
- Активизировать образное и логическое мышление учащихся.
- Развить познавательные мотивы учащихся и создать ситуацию успешности.
Исходя из задач проекта, программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:
- иметь представление о жанре лингвистической сказки;
-анализировать текстовой материал (предложенные образцы лингвистических миниатюр);
- создавать авторские тексты, оформлять тексты в программе MS Word версии 97-2003 или выше;
- создавать проект в формате презентации, выполненной в программе MS
PowerPoint (версия программы 97-2003 или выше);
-соблюдать грамматические нормы современного русского литературного языка;
-редактировать предложенные для прочтения тексты (видеть и исправлять грамматические ошибки);
- пользоваться дополнительными учебно-методическими материалами, Интернет – ресурсами.
Проект длится в течение двух лет с учащимися одного класса.
Ежегодное направление проектной деятельности предлагается педагогом в соответствии с изучаемой программой по морфологии русского языка (имя существительное, имя прилагательное, глагол – отсюда и название проекта «Морфологическая трилогия»)
Направления деятельности:
Познавательная деятельность способствует овладению навыками познания дополнительного материала по морфологии, правильность использования жанровых особенностей лингвистической сказки, творческому подходу к решению учебных и практических задач, участию в проектной деятельности.
Информационно-коммуникативная деятельность реализует адекватное восприятие устной речи, осознанное чтение текстов сказок-образцов, владение монологической и диалогической речью, владения нормами литературного языка, использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Дизайнерская – творческий подход и эстетичность в оформлении презентации проекта.
Рефлексивная - обеспечивает владение навыками контроля и оценки, умениями совместной деятельности, оценивание своей деятельности при создании и защите проекта.
Реализация данной программы происходит на уроках развития речи, занятиях по внеурочной деятельности.
Тематическое планирование по обучению написанию сочинения
в жанре лингвистической сказки на уроках русского языка и созданию проекта в формате презентации, выполненной в программе
MS Power Point, на внеклассных занятиях
(первый год реализации проекта)
№ п\п | Тема занятия | Умения | Коли-чество часов |
1. | Вводное занятие. Знакомство с темой, целями и задачами проекта, учебно-методической литературой, компьютерной техникой. | Первоначальные навыки работы с дополнительной литературой, компьютерными программами Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Internet Explorer, инструкциями по созданию проекта. | 1 |
2. | Лингвистическая сказка как жанр речи. Типы лингвистических сказок. | Умения выявлять жанровые особенности лингвистической сказки, определять ее основное назначение. Умение самостоятельно определять содержание данного речевого жанра. | 1 |
3. | Тема и основная мысль текста лингвистической сказки. | Умение определять тему и основную мысль текста, находить взаимообусловленные смысловые части текста, средства их связи. | 1 |
4. | Сюжетное разнообразие и композиция лингвистической сказки. | Умение выбирать сказочный сюжет в соответствии с содержанием теоретического материала. Умение выбирать композицию в зависимости от сюжета данного речевого жанра. | 1 |
5. | Языковые особенности лингвистической сказки. | Умение употреблять образные средства при создании авторского текста. | 1 |
6. | Выбор темы, нахождение сюжета для создания авторского текста, составление плана авторского текста. | Умение составлять простой и сложный план текста. | 1 |
7. | Написание авторского текста по самостоятельно выбранной теме. | Умение писать сочинения в жанре лингвистической сказки. | 1 |
8. | Обсуждение получившихся текстов. Редактирование текстов. | Умения находить грамматические ошибки и исправлять их. | 1 |
9. | Подбор материалов для оформления слайдов презентации, выполненной в программе Microsoft Office PowerPoint. | Умение работать в программе Microsoft Internet Explorer, с дополнительной литературой, содержащей иллюстрации, умение работать со сканером. | 1 |
10. | Создание презентации проекта по выбранной теме в программе Microsoft Office PowerPoint. | Умение вводить изображение и наносить на него анимации, накладывать и анимировать текст на изображение, вводить в презентацию видеосюжетов и звука. | 3 |
11. | Защита получившихся проектов «Все сказки будут в гости к нам». | Умение выступать на публике, соблюдая нормы литературного языка. | 3 |
Тематическое планирование по обучению написанию сочинения
в жанре лингвистической сказки на уроках русского языка и созданию проекта в формате презентации, выполненной в программе
MS Power Point, на внеклассных занятиях
(второй год реализации проекта)
№ п\п | Тема занятия | Умения | Коли-чество часов |
1. | Вводное занятие. Знакомство с темой, целями и задачами проекта, учебно-методической литературой, компьютерной техникой. | Первоначальные навыки работы с дополнительной литературой, компьютерными программами Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Internet Explorer, инструкциями по созданию проекта. | 1 |
2. | Выбор темы, нахождение сюжета для создания авторского текста, составление плана авторского текста. | Умение составлять простой и сложный план текста. | 1 |
3. | Написание авторского текста по самостоятельно выбранной теме. | Умение писать сочинения в жанре лингвистической сказки. | 1 |
4. | Обсуждение получившихся текстов. Редактирование текстов. | Умения находить грамматические ошибки и исправлять их. | 1 |
5. | Подбор материалов для оформления слайдов презентации, выполненной в программе Microsoft Office PowerPoint. | Умение работать в программе Microsoft Internet Explorer, с дополнительной литературой, содержащей иллюстрации, умение работать со сканером. | 1 |
6. | Создание презентации проекта по выбранной теме в программе Microsoft Office PowerPoint. | Умение вводить изображение и наносить на него анимации, накладывать и анимировать текст на изображение, вводить в презентацию видеосюжетов и звука. | 3 |
7. | Защита получившихся проектов «Все сказки будут в гости к нам». | Умение выступать на публике, соблюдая нормы литературного языка. | 3 |
Примерные темы для написания сказок.
- Жители страны Русский язык.
- Здравствуй, Имя существительное.
- Здравствуй, дядюшка Глагол.
- Доброе утро, Имя прилагательное.
- Полина – имя собственное.
- Грибошка в стране Частей речи.
- Какого рода Забияка?
- Как Имя прилагательное стало кратким.
- Жители страны Глаголия.
- Имя прилагательное и Маленькая разбойница.
- Сказочный зоопарк (неизменяемые имена существительные).
- Как дядюшка Глагол приобрел совершенный вид.
- Жили-были две страны: Множественного и Единственного числа.
- Прилагательное в странах Превосходство и Сравнение.
- Ох, уж эти падежи!
- В какую сторону они склоняются (разносклоняемые имена существительные).
- Спор братьев Кос и Кас, Гар и Гор, Бер и Бир.
- Глагольчики убегают от голодного Дракона (спряжение глагола).
- Цветущий сад волшебницы Имя прилагательное (роль имени прилагательного в предложении).
- Куда переходит Глагол?
Форма контроля знаний
- Создание творческих проектов учащихся (индивидуальных или групповых) по написанию лингвистической сказки на самостоятельно выбранную тему и созданию презентации этих проектов в программе Microsoft Office PowerPoint. Проекты в текстовом варианте публикуются в рубрике «Проба пера» ежемесячной школьной газеты «Свой голос».
- Объём работы – произвольный. Оценка и стандарты:
Список учебно-методических материалов, предлагаемых для работы учителя и учащихся.
- Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средне школе: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985.
- Милославский И.Г. Как разобрать и собрать слово: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1993.
- Современный русский язык: В 3-х ч. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 « Русский язык и литература». Ч 2. Словообразование. Морфология / Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов. – М.: Просвещение, 1981.
- Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.: Цитадель-трейд, 2006.
- Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. – М.: просвещение, 1971.
- Шанский Н.М. Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М.: Дрофа, 2000.
- Чешко Л.А. Русский язык: Для подготовительных отделений вузов: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1990.
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 кл. общеобразоват. Учеб. заведений. - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2000.
- Русский язык: Практика: Сб. задач и упражнений: Учеб. пособие для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Сост. А.Ю. Купалова; Науч. ред. В.В. Бабайцева. – М.: просвещение, 2000.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. Учебник для 6-го класса, - М.: «Баласс», 2000.
- Русский язык: Учебник для 5 класса / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. – М.: Просвещение, 1999.
- Русский язык: Учебник для 6 класса / М.Т. Баранов и др. – М.: Просвещение, 2002.
- Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. Секреты Орфографии. «Просвещение». Москва. 1991 год.
- Татьяна Рик. Доброе утро, Имя прилагательное. Веселые учебники. РИО «Самовар». 1994 год.
- Татьяна Рик. Здравствуй, Дядюшка глагол. Веселые учебники. РИО «Самовар». 1994 год.
- Татьяна Рик.Здравствуй, Имя существительное. Веселые учебники. РИО «Самовар». 1994 год.
- Диск CD. Русский язык. 9 класс. Редактор тестов – издательство «Учитель». 2009 год
- Диски CD. Русский язык. 5,6,7,8,9 классы. Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской и А.Леканда. ООО «Дрофа». 2006 год
- Диск CD.1С:Репетитор. Тесты по пунктуации. ЗАО «1С».2000, 2003 год.
- Диск CD. Готовимся к ЕГЭ. Русский язык. Просвещение. МЕДИА. 2002 год
- Диск CD. Большая детская энциклопедия. Русский язык. ИДДК. 2008 год.
Приложение
Методические рекомендации по созданию проекта по русскому языку.
- Приступая к созданию проекта по русскому языку, еще раз убедитесь, что тема, которую вы будете отображать в своей работе, изучена хорошо (неточностей в изложении темы быть не должно).
- Выберите одну из предложенных тем по изученному разделу.
- Найдите соответствующие учебно-методические материалы по выбранной вами теме. Используйте предложенный список учебно-методических материалов.
- Найдите соответствующую вашей работе тему для оформления слайдов. Используйте программу Microsoft Internet Explorer. Обязательно делайте ссылки, соблюдая авторские права всех участников Интернета.
- Проект необходимо сделать в формате презентации, выполненной в программе MS Power Point (версия программы 97-2003 или выше).
- Презентация может содержать ваши рисунки и рисунки других авторов (ссылки на авторство обязательно), клипы, видео и аудио сюжеты.
- На слайды презентации желательно наложить анимацию.
Используйте возможности переключателей.
- Следите за эстетической стороной оформления презентации. Выбирайте оптимальный размер, цвет и тип шрифта.
- Старайтесь не перегружать плакат дополнительной текстовой информацией.
- Постарайтесь, чтобы ваша работа была яркой по оформлению, увлекательной по содержанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
долгосрочный экологический проект "Расту я- растет яблонька моя"
Работа над проектом началась в сентябре 2009 года, когда я набрала первоклашек. В нашей школе решили разбить сад. Мы с родителями и детьми посадили яблоньки и вот уже третий год ухаживаем за сад...
Творческий долгосрочный проект "Моя семья".
Семья - это главное в жизни! Здорово, когда дети любят и уважают своих родителей, гордятся достижениями своих родствеенников, чтут память предков....
Долгосрочный проект по теме "Красная книга Владимирской области"
Методическая разработка состоит из пояснительной записки и презентации. Цель долгосрочного проекта по окружающему миру по теме "Красная книга Владимирской области": воспитание бережного отношения к пр...
Интеграция экологии и краеведения в ходе реализации долгосрочного проекта «Моя малая родина»
Интеграция экологии и краеведения в ходе реализации долгосрочного проекта «Моя малая родина»Из опыта работы....
Долгосрочный проект "Цветы"
Выращивание рассады для школьной клумбы....
Долгосрочное и краткосрочное планирование по обновленной программе для 1 класса
Уважаемые коллеги школ Казахстана....имеется долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование по предметам 1го класса по обновленной программе 12-летней школы...материал по ФО И СО....ЗВОНИТЕ ...
Долгосрочная программа по применению игровых технологий: «Солнечные лучики
Программа по игровым технологиям...