Интеграция экологии и краеведения в ходе реализации долгосрочного проекта «Моя малая родина»
статья (окружающий мир, 1 класс) по теме
Интеграция экологии и краеведения в ходе реализации долгосрочного проекта «Моя малая родина»
Из опыта работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интеграция экологии и краеведения в ходе реализации долгосрочного проекта «Моя малая родина»
( 1 класс по новым ФГОС)
Воспитательный компонент ФГОС НОО 2009 года ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма. Для успешности общекультурного, личностного и познавательного развития первоклассников на первой ступени образования закладываются основы нравственного, патриотического, духовного развития личности, формируется мир чувств, эмоций, воображения, мировосприятие ребёнка. Важно, чтобы каждый ребёнок испытывал чувство ответственности за место, где он родился и живёт, за каждый уголок своей малой родины и Отечества. Актуальность краеведения в вопросах воспитания и обучения подрастающего поколения на сегодняшний день представляется особенно значимой. На современном этапе в России значительно активизировались ментальные процессы. Объектом пристального внимания, изучения и исследования являются уникальность, своеобразие, самобытность каждого региона.
Учебный проект «Моя малая родина» проводится в 1 классе во время изучения раздела «Что и кто?» в рамках изучения предмета «Окружающий мир и основан на межпредметных связях с такими предметами, как: технология, ИКТ, ИЗО, краеведение, экология. Проект направлен на то, чтобы каждый ребёнок испытывал чувство ответственности за место, где он родился и живёт, за каждый уголок своей малой родины и Отечества.
Основная цель проекта: формирование у школьников активной гражданской позиции, воспитание патриота малой родины, знающего и любящего свой край, посёлок и желающего принять активное участие в его развитии.
План реализации проекта составляли все вместе. Каждый внёс своё предложение. Распределив задания, обсудив способы и сроки работы, решили, что основную часть работы дети будут выполнять под руководством учителя, а оформительскую часть выполнят самостоятельно или с помощью родителей. Так как это был наш первый проект, то многое сразу не получилось, приходилось помогать и обучать. Зато причастность к одному общему делу сближала первоклассников друг с другом.
Долгосрочный учебный проект «Моя малая родина»
Информация об авторе проекта | ||
ФИО | Колбасова Светлана Геннадьевна | |
Населённый пункт | П. Уршельский гусь-Хрустального района Владимирской области | |
Название школы | МБОУ Уршельская СОШ | |
Информация о проекте | ||
Название проекта | Моя малая Родина | |
Девиз, слоган, цитата | А в родимом краю и березки другие, И душистей сирень, зеленей тополек. Много мест на земле, но лишь в нашей России, Может каждый по сердцу найти уголок. | |
Краткая аннотация | Учебный проект «Моя малая Родина» проводится в 1 классе во время изучения раздела «Что и кто?» в рамках изучения предмета «Окружающий мир и основан на межпредметных связях с такими предметами, как: технология, ИКТ, ИЗО, краеведение, экология. Проект направлен на то, чтобы каждый ребёнок испытывал чувство ответственности за место, где он родился и живёт, за каждый уголок своей малой родины и Отечества. | |
Предметная область | Окружающий мир | |
Межпредметные связи | ИЗО, ИКТ, технология, экология, краеведение | |
Возраст участников | 7лет | |
Приблизительная продолжительность проекта | ||
Основа проекта | ||
Образовательные стандарты | Согласно новым образовательным стандартам предметная область "Окружающий мир" призвана выполнять интегрирующую функцию и обеспечить формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, государством и ставит своей задачей формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни, сознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. | |
Планируемые результаты обучения |
Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями проекта, определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования Предметные: сформированность уважительного отношения к России, родному краю, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; освоение доступных способов изучения природы и общества, развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. | |
Вопросы, направляющие проект | ||
Основополагающий вопрос | С чего начинается Родина? | |
Проблемные вопросы учебной темы | Зачем человеку малая Родина? Почему наш край называется Мещёра? Как помочь своей малой Родине? | |
Частные вопросы учебной темы | «Малая Родина»-что это такое? Как найти нашу малую Родину на карте? Какая она, наша «Малая Родина?» Откуда взялось название улиц, на которых мы живём? Какие объекты в нашем посёлке самые значимые? Что мешает быть посёлку красивым? | |
Сведения о проекте | ||
Необходимые начальные знания, умения, навыки | Умение читать (по слогам, целыми словами). Слабо читающим детям могут быть выборочно предложены задания, не требующие данного умения. Азы работы на компьютере (умение в любом темпе набрать небольшой текст, скопировать фотографии с цифрового фотоаппарата на компьютер, умение пользоваться принтером для распечатки текстов и изображений, умение искать информацию в сети Интернет. Умение общаться со сверстниками и взрослыми, формулировать вопросы, оформлять продукты труда в виде рисунков, коллажей, аппликаций. Дети, у которых данного опыта нет, могут быть подготовлены во время подготовительного периода.). |
Выход на тему проекта:
При изучении темы «Что такое Родина?» выяснили, что у каждого жителя России есть и малая родина-его родной город или село. При ответе на вопрос «Что вы знаете о своей малой родине» обнаружился дефицит знаний. Проект начался с вопроса «Хотите ли вы узнать больше о своей малой родине?»
На первом этапе мы ответили на вопрос «Почему наш край называется Мещёра?» В этом нам помогли ученики 5 класса (мои выпускники), которые приготовили небольшие сообщения и презентации и выступили с ними перед первоклассниками на классном часе. При подготовке пятиклассники использовали информацию из Викепедии, официального сайта НПП «Мещёра» и сайта «Мещёрский родник». Подготовились к этому классному часу и первоклассники. Они разучили стихи И.В.Седовой «Гимн Мещёре» и «Страна Мещёра. Потом ребята все вместе посмотрели клип и послушали «Песню о Мещёре» Владимира Большакова в исполнении автора, а также посмотрели клипы о природе Мещёры.
На одном из следующих уроков окружающего мира первоклассники научились находить свой посёлок на карте (используя гугл-карту) и получили первичное представление о его местонахождении относительно Москвы –столицы нашего государства.
Чтобы ответить на вопрос «Какая она, наша малая родина?», первоклассники побывали на экскурсии по родному посёлку. Перед ними стояла цель: внимательно рассмотреть всё, что встречается по дороге, познакомиться со значимыми объектами посёлка. После экскурсии учащиеся поделились на 4 группы. Каждая группа, предварительно обсудив, представила свой перечень наиболее значимых объектов посёлка. В результате был составлен общий список значимых объектов посёлка. Затем группы получили задания: 1 группа - сделать сообщение о здании конторы НПП «Мещёра» и о находящемся в нём Музее, 2 группа-сделать сообщение о стекольном заводе. Эти два объекта ребята посчитали наиболее значимыми, так как они встречаются только в нашем посёлке. 3 группа – сделать фотовыставку, на которой будут присутствовать фото всех остальных значимых объектов посёлка. 4 группе было поручено сделать рисунки «знаменитых» скульптурных композиций нашего посёлка- стелы на въезде, композиции «Серп и молот» в центре, памятника Неизвестному солдату. Внутри групп ребята распределили роли: кто будет фотографировать, кто делать подписи, кто оформлять выставку, кто рисовать, кто добывать информацию и т.д.
На уроке окружающего мира по теме «Что это за листья?» первоклассники ходили на экскурсию. Во время экскурсии с помощью атласа-определителя они узнали, какие деревья и кустарники растут на территории посёлка, собрали листья для коллективного гербария, смогли полюбоваться красотой родного посёлка осенью. На уроке технологии дети сделали коллективный гербарий, а остальные листья пригодились для аппликации из листьев. По впечатлениям от экскурсии на уроке ИЗО ребята нарисовали красивые осенние деревья, которые встретились им в посёлке.
На уроке окружающего мира по теме «Кто такие птицы?» выступила с сообщением о Музее птиц 1 группа. Также были подведены итоги участия первоклассников в «Днях наблюдения за птицами», организованных НПП «Мещёра». После этого урока была организована экскурсия в Музей птиц, где ребята познакомились с птицами, обитающими в нашей местности. После экскурсии была организована выставка детских рисунков «Птицы нашего края»
На следующем классном часе о своей работе отчитались 2, 3, 4 группа. Ребятам было дано новое задание. Вместе с детьми мы составили список улиц, на которых проживают ученики нашего класса. Оказалось, что на некоторых улицах проживает сразу по несколько человек из нашего класса. Так образовались микрогруппы. Остальные работали индивидуально. Нужно было сфотографировать или нарисовать свой дом так, чтобы на фото или рисунке было видно часть улицы, на которой он находится. Написать название улицы и узнать у взрослых, почему улица так называется. Свою работу дети презентовали на следующем классном часе. На нём же дети в группах искали ответы на вопросы: «Что украшает наш посёлок?» «Что портит внешний вид нашего посёлка?» Детям было предложено задание: разделить лист на две половины и с помощью взрослых записать ответы на эти вопросы, перечислив как можно больше факторов. По составленным спискам дети составили общий список факторов, влияющих на внешний вид посёлка, как положительных, так и отрицательных. Был изготовлен коллективный коллаж на листе ватмана.
Следующий этап проекта будет был связан с темами уроков окружающего мира «Откуда берется и куда девается мусор?» и « Откуда в снежках грязь?». Этот этап предполагал экологическую направленность и включал элементы исследования. Дети сфотографировали свалки, находящиеся на территории посёлка. Мы отметили места свалок на карте посёлка. Оказалось, что таких меток на карте очень много. Были выпущены агитационные листовки «Сделаем посёлок чище!» и на весну запланирована акция по уборке улиц посёлка с тем же названием. Дети взяли пробы снега в разных местах посёлка и опытным путём установили, что снег на территории посёлка гораздо грязнее вокруг стекольного завода, чем в других местах. Был сделан вывод о том, что работа местного предприятия сильно ухудшает экологию посёлка. Результаты нашего исследования мы вынесли на родительское собрание, чтобы родители задумались о проблеме загрязнения воздуха в посёлке и продумали , как призвать общественность для решения этой проблемы.
Что я ждала от этого проекта? Чего хотела достичь? Мне хотелось, чтобы дети поняли смысл понятия «малая Родина», что любить можно и нужно эту тихую улочку в посёлке, а не только красивый проспект в Москве, что любят не за красоту, а потому что это своё, родное. Что можно и нужно помогать своей малой родине с каждым днём становиться всё лучше и лучше. Я хотела, чтобы ребята осознали, что именно от них зависит, каким будет наш посёлок в будущем, чтобы они не были равнодушными наблюдателями, а были активными участниками всех начинаний на благо посёлка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по краеведению для 3 класса на тему: "Моя малая родина и её географические названия"
На занятии ребята представляют результаты своей исследовательской работы о родном городе....
Творческий проект "Моя Малая Родина - Кош-Агач", посвященный 210 - летию нашего родного села
Творческий, семейно-групповой проект ...
Проект "Наша малая Родина"
Инновационный проект обновления образовательной программы «НАША МАЛАЯ РОДИНА» Возраст детей: 7-10 лет.Срок реализации: 3 года. Авто...
Проект "Моя малая родина"
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе. Мы совместно с детьми и родителями делали проект своей малой родины. Работы выполнялись как в рабочих тетрадях, так и на отдельных плакатах....
Проект "Моя малая родина"
Приоритетной целью обучения в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, которое обеспечивает такую ключевую...
Организация и реализация долгосрочных проектов (из опыта работы воспитателя группы продленного дня)
Разберем, что собой представляет организация проектной деятельности учащихся в школе. Согласно современным требованиям ФГОС целью образования является не только усвоение знаний, но и формирование...