Статья "Трудности формирования навыка письма"
статья по русскому языку (1 класс)

Начало школьной жизни ребенка-трудный и ответстственный  период,новая форма поведения ,новый вид деятельности,сложнейшая умственная работа. Особые трудности в процессе обучения возникают у первуоклассников при письме.Преодолеть эти трудности очень важно,так как письмо является базовым навыком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_22trudnosti_formirovaniya_navyka_pisma22.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Трудности формирования навыка письма

Письмо один из сложнейших видов деятельности.Это навык,формирующийся длительно,он объединяет в себе все психические функции-внимание, восприятие, память, мышление.

В основе письма лежит способность сконцентрировать внимание,умение не отвлекаться,работать по инструкции,по плану,видеть алгоритм,который дети ещё не могут самостоятельно выработать.

Процесс письма напряженнее и сложней, чем устная речь, протекает более осознанно и требует от пишущего максимального сосредоточения.Двигательные комплексы у детей в начале обучения слабо развиты и неопределённы. Формированию и воспроизведению двигательных образов мешает излишняя мышечная напряженность пишущей руки. Психологическая сложность процесса письма затрудняет формирование графических навыков. Над этой проблемой работали многие специалисты (Н.Н.Соколов, Ф.Г. Голованов, О.В.Пронина и др.).

Уменьшить трудности при обучении письму можно в том случае, если в процессе обучения учитывать психофизиологические механизмы письма и возрастные и индивидуальные возможности первоклассников. Одной из важных задач является такое построение учебного процесса, которое позволяет всем детям быть успешными без перенапряжения их нервной системы, без работы на пределе их психофизиологических возможностей.

Поэтому одной из актуальных проблем современного начального образования является – предупреждение трудностей овладения письмом и чтением, которые являются базовыми учебными навыками и без освоения которых эффективное обучение затруднено или просто невозможно. Разрешить эту проблему поможет знание причин возникновения трудностей обучения письму и чтению, умение их выделять и дифференцировать, необходимы для организации эффективной помощи ребёнку.

                      Трудности при обучению письму

1.Маленький опыт графической работы.

2.Несовершенная работа координации руки.

3.Низкий уровень зрительной координации и зрительной памяти.

4.Неправильная постановка руки.

Перед учителем начальных классов стоит задача сформировать графический навык письма, затем совершенствовать его до автоматизма. Овладение техникой письма – основа письменной речи.

Учебная деятельность, мотивация достижения успехов в младшем школьном возрасте

Учебная деятельность, как самостоятельная, складывается именно в младшем школьном возрасте и во многом определяет интеллектуальное развитие детей от 6-7 до 10-11 лет, также определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой и общения. Образуются основные составляющие учебной деятельности: учебные действия, контроль и саморегуляция. Первоклассники и значительная часть учащихся вторых классов не способны к полноценной саморегуляции. У первоклассников (отчасти второклассников) доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Для интеллектуального развития младших школьников большое значение имеет расширение сферы и содержания их общения с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые выступают в роли учителей, служат образцами для подражания и основным источником разнообразных знаний. Дети этого возраста доверяют и полностью признают авторитет взрослого человека.

Характеризуя себя, как личность, младший школьник повторяет то, что о нём говорит взрослый. Это касается такого важного личностного образования, закрепляющегося в этом возрасте, как самооценка. Также, важным моментом является сознательная постановка многими детьми цели достижения успехов и волевая регуляция поведения. У человека с достижением успехов связаны два разных мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудач. Оба они, как противоположно направленные тенденции, формируются в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте в ведущих для детей данного возраста видах деятельности: у дошкольников – в игре, а у младших школьников – в учении. Если люди, обладающие достаточно большим авторитетом для детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи. Если внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребёнка приходятся на успехи, то тогда складывается мотив достижения успехов.

Этот возраст можно назвать периодом возникновения и закрепления очень важной личностной характеристики ребёнка, которая становясь достаточно устойчивой, определяет его успехи в различных видах деятельности, в том числе и учебной.

Факторы,создающие риск возникновения трудностей обучения письму

Нарушение письма – следствие комплекса причин, связанных как с функциональной зрелостью ребёнка, так и с организацией учебного процесса. На начальном этапе обучения эти трудности еще не «неуспеваемость», но при отсутствии адекватной помощи они перерастут в неё (в нарушение почерка, письма и письменной речи).

При анализе причин трудностей обучения письму и чтению, как правило, выделяются внешние (экзогенные) и внутренние .

Экологические (внешне средовые) условия жизни ребёнка - оказывают влияние на рост, здоровье и развитие ребёнка, что сказывается на способности детей успешно осваивать письмо и чтение.

Социокультурные условия жизни и развития ребёнка могут оказать существенное влияние на развитие трудностей обучения письму и чтению. Дефицит внимания к развитию ребёнка чаще всего приводит к нарушению или несформированности речи, отсутствию навыков координации движений, организации деятельности. Считается, если у таких детей нет эндогенных факторов риска, то при благоприятных условиях обучения они могут быстро наверстать упущенное.

Приводить к трудности обучения письму и чтению, негативно влиять на развитие и здоровье ученика могут школьные факторы риска. Это факторы, связанные с неэффективностью организацией учебного процесса, неадекватными методиками и требованиями. К их числу относят:

- стрессовая тактика педагогических воздействий;  - интенсификация и нерациональная организация учебного процесса;  - недостаточный уровень знаний педагога о причинах и механизмах школьных трудностей.  

Одним из источников стресса в школьной жизни может являться жесткая агрессивная среда, конфликтные ситуации с педагогами и сверстниками, конфликты между родителями и школой, в которых страдающая сторона – ребёнок.

Ограничение времени, как фактор риска, может приводить к снижению качества учебной работы, неудачам, заставляя ребёнка испытывать несостоятельность, недовольство взрослых и т.п. Это может быть связано, как с увеличением объёма и интенсивности учебных нагрузок, так и с технологией и методикой обучения. Безотрывное письмо нарушает психофизиологическую структуру письма, требует возвратных движений точно по линии.

К внутренним факторам относят неблагоприятные факторы раннего развития, состояние здоровья, развития мозга, нарушения в развитии познавательных функций, незрелость мозга.

Причиной возникновения трудностей письма и чтения на начальных этапах формирования этих навыков, могут быть различные нарушения речевого развития. Это развитие сенсомоторной стороны речи, навыки языкового анализа, грамматического строя речи, словообразовательных процессов, понимания логико-грамматических отношений и связную речь. Нарушение или недоразвитие этих составляющих может привести к нарушениям формирования навыков письма и чтения.

Трудности могут быть связаны также с расстройством кратковременной памяти или перегрузкой рабочей памяти, что естественно при учебной перегрузке, интенсификации и нерациональной организации учебного процесса. У детей с трудностями формирования навыков письма и чтения может отмечаться выраженная неравномерность психического развития, недостаточная сформированность высших психических функций (внимания, памяти, мышления), дисгармония в развитии отдельных интеллектуальных функций.

Исследователи считают, что многие из этих проблем могут быть в значительной мере скомпенсированы еще до начала обучения, либо в процессе обучения при правильной работе с детьми и соответствующей организации учебного процесса.

Важно понимать, что трудности звуко - буквенного анализа в начале обучения испытывают все дети ,вне зависимости от формирования речи.

Пути преодоления трудностей в обучении письму и чтению 

Можно выделить три основных условия выстраивания методики обучения, которые могут позволить преодолеть трудности в овладении навыков письма и чтения.

1. Учёт психофизиологических механизмов и закономерностей формирования навыков, а также механизмов их развития в процессе обучения (необходимо отойти от принципа механического копирования).

2. Учёт степени сформированности познавательных функций и механизмов организации деятельности ребёнка на определенном этапе возрастного развития (определение возраста начала обучения).

3. Выстраивание методики обучения так, чтобы несовершенная (несформированная) техника письма и чтения не тормозила развитие письменной речи – умения письменно выражать свои мысли.

Этапы формирования навыка письма

Когда начинается обучение письму и чтению (средний возраст первоклассников – примерно 6,5 лет), многие необходимые для формирования навыков функции еще недостаточно сформированы. Возрастную несформированность функций нельзя рассматривать как задержку развития. Чисто «техническое» выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей 6-7-летнего возраста слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено отвердение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, а также низка выносливость к статическим нагрузкам (непременной составляющей письма). Кроме того, у многих детей не сформированы механизмы пространственного восприятия и зрительной памяти, зрительно-моторной координации и звукобуквенного анализа, что создаёт дополнительные трудности. Важнейшим элементом обучения письму является звуковой (звукобуквенный) анализ. Процесс звукового анализа, выделения фонем и перевода их в графемы также осуществляется осознанно, и если на первом этапе не уделять достаточное внимание звукобуквенному анализу, не дать ребёнку достаточно времени для проведения этой работы, успешного формирования навыка не будет, недостатки могут закрепиться, и скорректировать их в дальнейшем будет очень трудно.

Первый этап формирования навыка письма характеризуется тем, что внимание ребёнка направлено на анализ звука, который нужно написать, затем – на перекодировку фонем в графему, удержание в памяти последовательности фонем и графем. Второй этап – написание буквы. Нужно представлять (знать) ее графический образ, знать и уметь выполнить необходимое движение (по правильной траектории, соблюдая чередование и соотношение элементов отдельных букв, их соединений в слова).

Но и это еще не письменная речь, а только владение техникой письма, которое условно можно разделить на три основных этапа:   - аналитический, когда все действия (от анализа звучащего слова до перевода фонемы в графему) находятся под контролем, требуют активного внимания, анализа каждого компонента действия;   - синтетический, когда отдельные действия становятся целостными (например, звуко-буквенный анализ и перевод фонемы в графему не разделяется, письмо букв не разделяется на отдельные элементы);   - автоматизации – когда письмо представляет собой целостное действие, а некоторые его элементы выполняются автоматически, без активного внимания и контроля.

Многие ученики начальной школы в процессе формирования навыков «застревают» на втором этапе и не переходят к третьему. Графически и орфографически-правильное письмо затруднено, а письменная речь остается несформированной.

Эффективность формирования первого («технического») этапа обучения письму и чтению определяет успешность освоения этих навыков. Характерной чертой этапа формирования навыка является очень медленное, поэлементное выполнение каждого действия. Каждый элемент буквы на начальном этапе обучения выполняется раздельно, даже если от ребёнка требуется связное (слитное) выполнение буквы.

Из-за несовершенства координации движений и несформированность нервно-мышечной регуляции выполнить движение быстрее ребёнок не может и вынужден сокращать время паузы. Поэтому снижается степень осознания деятельности, контроля. У ребёнка нет времени оценить, правильно ли выполнено действие, нет возможности продумать следующее действие. Закрепляется неэффективный, нерациональный вариант, который становится препятствием для перехода к следующим этапам овладения навыком. Важно учитывать, что скорость письма не должна быть навязанной – она должна стать естественным результатом совершенствования движений, а плавность (связность) также должна возникать как естественный результат формирования навыка.

Связность в письме букв – это уже второй (синтетический) этап формирования навыка, и пока не пройдёт первый этап, пока не закреплено выполнение всех графических элементов, пока связность (не безотрывность) не становится естественным результатом освоения первого этапа, письмо не может и не должно быть связным.

Только на третьем этапе обучения, когда выполнение каждого элемента (буквы) уходит из-под постоянного контроля, возможно достаточно быстрое, плавное и связное (но не безотрывное) письмо. На этом этапе резко изменяется и схема движений: они становятся более связными, плавными, резко сокращается пауза.

Традиционно в процессе обучения письму большое внимание и много времени уделяется упражнениям, чистописанию. В процессе обучения письму необходимы упражнения и тренировки. Многократные упражнения наиболее целесообразны и эффективны лишь на третьем этапе формирования навыка. Первые два этапа – это осознанная и очень медленная деятельность, а не только механические упражнения. До тех пор, пока ребёнок не осознал, не осмыслил, «как делать» (не осознал алгоритм действия, например, при выполнении каждой отдельной буквы – схему, траекторию движений – «откуда начать, куда вести, где закончить»), пока не сформирована задача действия, «упражнять» ребёнка бессмысленно.

«Перескок» через аналитический и синтетический этапы тормозит формирование навыка. Именно поэтому осознанность действий выделяется как ведущий принцип обучения. Необходимость осмысливать и осознавать действие определяет и напряженность письма, и медленный темп деятельности.

Особого внимания требуют дети с недостатками произношения, слуха, а также дети с фонетико-фонематической недостаточностью, так как на следующих этапах этот процесс «уходит» из-под контроля сознания. Ребёнок уже не фиксирует на нем свое внимание, но сам механизм звукобуквенного анализа остается и в случае затруднений вновь выступает на первый план, тормозя формирование навыка.

Первый этап обучения (фактически – букварный период) может значительно удлиняться, затягиваться, если методика обучения не соответствует закономерностям формирования навыка и возрастным особенностям ребёнка. Этот период значительно удлиняется у детей с недостаточно сформированными познавательными функциями (внимания, восприятия, организации деятельности и т.п.), готовых к обучению, у детей с расстройствами или задержками в развитии моторных и зрительно-моторных функций, у детей с отклонениями в состоянии здоровья.

Помощь при трудностях

1.Диагностика и прогнозирование.

2.Наблюдение и анализ проблем

3.Консультация специалистов

4.Определение цели и задач помощи.

5.Составление плана помощи

6.Постепенность, пошаговость освоения учебного материала.

7.Индивидуальный темп обучения. Переход к новому только после усвоения предыдущего.

8.Регулярное повторение пройденного.

9.Оценка результатов (2раза в год)

Таким образом, формирование навыка письма процесс длительный и сложный. Первый этап определяет успешность всего навыка,в последствии когда ребёнку надо будет "схватить "все слово, целую фразу, оформить и записать свою мысль. Овладеть письменной речью можно "только при условии ,если в первые школьные года ребёнок усвоил и выработал ряд приемов, вплотную подведших его к процессу письма, подготовивших и неимоверно облегчивших для него овладение идеей техникой записи"(Л.С. Выготский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы работы по формированию навыка письма в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Практика  работы в данной школе показала, что значительная часть детей, по­ступающих в школу,  имеют не только специфические нарушения в развитии,  но и...

"Этапы формирования навыка письма"

В данном материале раскрываются этапы формирования навыков письма....

Формирование навыков письма при коммуникативном подходе.

Статья  Формирование навыков письма при коммуникативном подходе....

Формирование навыков письма обучающихся начальных классов средствами изобразительного искусства

Понимание родителями значимости уроков изобразительного искусства в школе поможет ребенку не только сформировать навык письма, но и оградит его от дополнительных трудностей обучения, сохранит физическ...

Влияние некомпенсированного ОНР на формирование навыка письма и чтения у младших школьников

Статья посвящена влиянию  некомпенсированного общего недоразвития речи на формирование навыков письма и чтения у младших школьников. Рассматриваются причины, ведущие к трудностям овладения письмо...

Подготовка к школе. Занятие №1 "Формирование навыка письма, чтения".

Конспект занятия с дошкольниками в рамках курса "Подготовка к школе"....

Особенности формирования навыков письма у леворуких детей.

Исследовательская работа по педагогике....