Влияние некомпенсированного ОНР на формирование навыка письма и чтения у младших школьников
статья на тему

Лактионова Ольга Васильевна

Статья посвящена влиянию  некомпенсированного общего недоразвития речи на формирование навыков письма и чтения у младших школьников. Рассматриваются причины, ведущие к трудностям овладения письмом и чтением у детей. Изучаются особенности  детей с ОНР и выявляются условия, без выполнения которых овладение письмом не предоставляется возможным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Одной из самых главных причин школьной неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательных школ являются различные нарушения устной речи, которые проявляются в затруднении процесса овладения правильным чтением и грамотным письмом. Корнев А.Н. : «Расстройство устной речи препятствует развитию дифференцированных фонематических представлений, дезорганизует фонематическое восприятие, затрудняют овладение фонематическим анализом».

      Речевые нарушения очень многообразны по своим проявлениям. Одни касаются только нарушения произношения, другие затрагивают фонематические процессы, третьи охватывают фонетико-фонематическую  и лексико-грамматическую системы языка.

           В основном учителей и родителей больше волнуют проблемы в письме у ребенка, т.к. они в дальнейшем  влияют на учебные успехи. К таким проблемам относятся нарушения письменной речи, как  дисграфия и дислексия. Причина их появления — общее недоразвитие речи (ОНР).  У детей с ОНР снижена способность  анализировать явления языка,  они редко  подмечают и выделяют звуковые , морфологические, синтаксические элементы речи и не всегда сознательно используют их в своей практике. Также у них наблюдается недосформированность слухоречевой памяти,  внимания и навыков самоконтроля. То есть по сути, нарушены все компоненты речевой системы : ребенок обладает бедным словарным запасом, нарушено звукопроизношение и звуковосприятие, грамматический строй речи осваивается с трудом. Однако интеллект у детей с ОНР не нарушен. Сбой дают те системы организма, которые отвечают за процесс «кодировки» устной речи в буквенные символы – письмо и «раскодировки» — чтение. Дети с ОНР достаточно расчлененно воспринимают  звуковой состава слова и воспроизводят слоговые ряды. Смешения фонем приобретают более узкий характер. Они происходят только в пределах определенных звуковых отношений между родственными группами. Не четкое различение определенных фонем между собой приводит к их смешению. Ошибки касаются, в основном,  звуков, принадлежащих к родственным группам (придумывание слов на определенный звук, сравнение слов по звуковому составу, выделение звуков в слове). Недостаточная сформированность звуковой стороны речи находит свое специфическое выражение и в словарных затруднениях. Для взрослого, который свободно пишет и читает, эти процессы кажутся естественными и легкими, но если проанализировать их и изучить углубленно, то окажется, что они сложны и требуют согласованности многих анализаторов и функций организма. Все эти особенности препятствуют полноценной учебной деятельности и ведут к стойкой неуспеваемости.

      Лалаева Р.И. отмечает, что для развития письменной речи важное значение имеет сознательный анализ составляющих ее звуков. Однако, чтобы обозначить при письме тот или иной звук буквой, необходимо не только выделить его из слова, но и обобщить выделенный звук в устойчивую фонему на основе слухопроизносительной дифференциации. Умение выделить фонемы из слова и правильно их дифференцировать является одним из необходимых условий развития анализа звукового состава слова, также как и умение представить звуковой состав слова в целом, а затем, анализируя его, выделить звуки, сохраняя их последовательность и количество в слове.

     Причин, ведущих к расстройству письма, достаточно много. Это может быть связано с органическими повреждениями корковых зон головного мозга, участвующих за формирование навыков чтения и письма, незрелостью этих систем мозга, нарушением их функционирования. На нарушение чтение и письма могут повлиять   и длительные соматические заболевания детей в ранний период их развития, неблагоприятные внешние факторы, такие как : неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка и т.д. Часто нарушения чтения и письма сочетается с психическим или психофизическим инфантилизмом, с выраженной неравномерностью психического развития, с определенными особенностями структуры интеллекта, с недостаточностью таких психических функций, как внимание, память.

    Решение данной проблемы является очень важным, т.к. в последнее время значительно возросло количество детей с ОНР, которые испытывают большие трудности при обучении в школе. Эти трудности сильно влияют на процессы формирования письма и чтения, а письмо и чтение-это база для дальнейшего обучения.

       Письменная речь – одна из форм языка, идущая после устной речи. Однако для различных форм языковой деятельности первичной может быть как устная, так и письменная речь.  Письменная речь долгое время накапливала, передавала и обрабатывала информацию, менялась сама и изменяла самого человека, в особенности его способность к абстрактному мышлению. В составляющие части письменной речи входят  чтение и письмо. «Письмо есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Любая система письма характеризуется постоянным составом знаков». И устная, и письменная формы речи представляют собой вид временных связей второй сигнальной системы, но, в отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения. Овладение письменной речью – это установление новых связей между словом: слышимым и произносимым, видимым и записываемым, т.к. процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов:  речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.

       Цель начального периода обучения грамоте – сформировать у ребенка образ слова, в котором будут объединены акустические, артикуляторные, оптические и кинетические стороны. Решающую роль играет узнавание буквы и связанного с ней звука, тогда в дальнейшем навык чтения превращается в зрительное узнавание звукового образа слогов, целых слов, а иногда и фраз, сложившихся уже в процессе устного общения. Если у ребенка отсутствуют четкие представления о звуковом составе слова и о том, из каких звуковых элементов состоит слог или слово, у него с трудом формируются обобщенные звуко-слоговые образы. Соответственно ребенок  не может объединить звуки в слоги по аналогии с теми, которые он уже усвоил. Для правильного зрительного восприятия и узнавания слога или слова в процессе чтения нужно, чтобы звуковой состав был четок и ребенок мог правильно произносить каждый входящий в него звук. Преодоление трудностей слияния звуков в большей мере зависит от развития устной речи ребенка : чем лучше владеют дети устной речью, тем легче им произвести слияние звуков читаемого слова. У детей легко создаются в процессе обучения звуковые образы слогов и слов в их обобщенном звуко-буквенном обозначении. В тех случаях, когда это по каким-либо причинам не происходит, ребенок отстает в обучении чтению, задерживаясь долго на побуквенном чтении, испытывает трудности соединения, не умеет переходить от букв к звукам разговорной речи.

    Трудности в овладении техникой чтения влияют и на понимание прочитанного. Эти две стороны процесса чтения неразрывно связаны между собой. Эльконин Д.Б. : «Будет ли понятно данное слово-зависит от того, связана ли его звуковая форма со значением. Если эта связь имеется, возникает понимание, если такой связи нет, то слово может быть правильно прочитано, но не понятно». Например, ребенок недостаточно различающий звонкие , глухие или сонорные звуки, может смешивать значения звукового состава сливаемых слов. Можно с уверенностью сказать, что дети, допускающие ошибки такого рода, еще недостаточно выделяют слово как самостоятельную единицу из речевого потока. Усвоение грамматических форм языка не может протекать полноценно при недостаточном овладении звуковым составом слова, в том числе окончаний и других фонетических (морфологических) средств выражения грамматических значений. Если в устной речи не обязательно точно и строго соблюдаются законы построения речи за счет поясняющих жестов и интонации, то в письме все погрешности пользования грамматическими формами становятся заметны.

   Дети с ОНР нуждаются в специально организованных занятиях, на которых происходило бы знакомство со звуковым и морфологическим составом слова, подготавливая к усвоению орфографического навыка.  Л.С. Выготский: «Обучение следует поставить так, чтобы чтение и письмо для чего-то были нужны ребенку... письмо должно быть осмысленно для ребенка, должно быть вызвано естественной потребностью, надобностью, включено в жизненную необходимую для ребенка задачу».

  Существует несколько обязательных условий, без выполнения которых овладение письмом не представляется возможным:

а) понимание фонематической структуры слов;

б) умение проводить фонематический анализ; 

б) обладание слухо-речевым различением всех фонем русского языка; 

в) пользование синтаксическим делением речевого высказывания на предложения и слова; 

г) владение полным набором звукобуквенных комбинаций;

д) имение базовых навыков чистописания  и умение соединения их в безотрывном письме.

      Таким образом, можно сделать вывод: на процесс формирования письма влияет состояние всей речевой системы, а так же состояние общей и мелкой моторики.  Для устранения трудностей процесса формирования письма должна вестись  коррекционно-логопедическая работа, которая направлена на формирование:

—хфонематических процессов; 

— представлений о звуко-буквенном составе слова; 

— навыков анализа и синтеза; 

— коррекции дефектов произношения; 

—лексико-грамматической стороны речи; 

—связного высказывания; 

—представлений о морфологической стороне речи; 

— развития общей и мелкой моторики. 

В результате такой коррекционно-логопедической работы значительно снизится количество трудностей при обучении письму у детей с ОНР.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cтатья "Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников"

Статья о формах и методах работы с учениками начальльной школы по формированию у них потребности в здоровом образе жизни....

Доклад "Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности"

Доклад на заседании ШМО учителей начальных классов по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий в начальном обучении...

Обобщение опыта. Проблемы формирования навыка декодирования и его интериоризация младшими школьниками на уроках литературного чтения.

Одним из важнейших общеучебных умений является навык чтения. Без достаточно высокого уровня сформированности данного навыка невозможно дальнейшее качественное образование учения.В последние годы отмеч...

Выявление и устранение трудностей при формировании навыков письма и чтения; коррекция почерка.

В этой работе даны методические рекомендации родителям в работе над навыками письма и чтения, в том числе приведены приемы коррекции почерка....

Преодоление трудностей в формировании навыков письма и чтения у младших школьников

Презентация к мастер-классу для родителей и специалистов....

Деятельностные формы и методы работы в процессе формирования навыков беглого осознанного чтения у младших школьников.

Чтение - один из основных способов приобретения информации, поэтому овладение навыками полноценного чтения является для учащихся важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам. Как ос...