Приёмы работы над словарными словами с учащимися разных образовательных способностей в соответствии с ФГОС
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена.

Одним из важнейших этапов урока русского языка в начальных классах является словарно – орфографическая работа. В ней выделяются следующие составные части: представление нового слова из «Словарика», с которым учащиеся знакомятся на уроке; формулирование лексического значения; освоение его орфографии; введение нового слова в активный словарь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_so_slovarnymi_slovami.docx16.76 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы работы над словарными словами с учащимися  разных образовательных способностей в соответствии с ФГОС

           

         Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена.

Одним из важнейших этапов урока русского языка в начальных классах является словарно – орфографическая работа. В ней выделяются следующие составные части: представление нового слова из «Словарика», с которым учащиеся знакомятся на уроке; формулирование лексического значения; освоение его орфографии; введение нового слова в активный словарь детей.

1.Работа над словарными словами используя метод ассоциативного запоминания слов.

Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Методика

1. Записать словарное слово (Сл. слово) и поставить ударение.

Например: береза, морковь

2. Выделить зеленым цветом (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.

Например: бе- ре- за, мо-рковь

3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму.

Например: бЕ., бе. ; мО, мо.

4. Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова.

Требования к ассоциативному образу:

Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.

Модель:

Ассоциативная связь может быть по:

§ цвету;

§ месту расположения;

§ форме;

§ звучанию;

§ действию;

§ вкусу;

§ материалу;

§ назначению;

§ количеству;

§ и т.д.

Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Например:

Словарное слово

v береза - по цвету белая..

v береза - кудрявая: нужен гребень, чтобы расчесать - по форме как буква е.

Результат: береза - белая - гребень (е)

v морковь - овощ(о)

v морковь - из неё делают морковный сок(о)

Результат: морковь – овощ - сок(о)

5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).

Например:

Б

Б Е Р Ё З А

Л

А

Я

6.

Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.

ВНИМАНИЕ!

НЕ навязывайте ребенку своей ассоциации.

Ценность - наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.

Примеры словарных слов и ассоциативных образов:

2. Работа над словарными словами через этимологический анализ слова. Обращение к истории слов может помочь детям в изучении орфографии отдельных слов.

Последовательность словарной работы:

1. Найди в слове «ошибкоопасное» место.

В . Р . БЕЙ

2. Попробуй проверить орфограмму:

а) определи значение слова;

ВОРОБЕЙ - маленькая птичка с серо-черным оперением

б) определи, в какой части слова находится орфограмма;

ВОРОБЕЙ

3.Найди этимологическую справку.

ВОРОБЕЙ-слово восходит к древней основе ВОРТ- (ворота). От нее образованы такие слова как «ворота, забор».

М О Р К О В Ь

В

О

Щ

Д

П О Г О Д А

Ж

Д

Ь

С

П О Г О Д А

Л

Н

Ы

Ш

К

О

4. Заполни “окошко” в слове.

ВОРОБЕЙ

5. Запиши слово в словарик.

Этимология некоторых слов слов:

ПЛАТЬЕ, ПЛАТОК- в основе этих двух слов лежит древнерусское слово ПЛАТЪ, что означает « кусок материи».

ВЕТЕРАН пришло к нам из французского языка, но родилось оно от латинского слова ВЕТУС, что значит старый

ПАЛЬТО- «ПАЛЕА»( «плащ с капюшоном»)

СОРОКА- «СОРКА»(«сорить словами»)

АРБУЗ – «КАРБУЗ»(буквально «ослиный огурец»)

ГОРОД – ОГОРОЖЕННОЕ место ВЧЕРА - от ВЕЧЕР МОРКОВЬ- общесл. «МОРКВА»

ТОПОР – стар.слав.ТОПР(секира – боевое оружие)

3.Работа над словарными словами используя стихотворения.

Например, при знакомстве со словарным словом ПЕТУХ поможет стихотворение И. Конькова.

ПЕТУХА спросили дети: - Почему зовут вас Петей? - Так ответил Петя детям: - Хорошо умею ПЕТЬ я.

Примеры стихотворений:

Чтоб не обиделась КОРОВА

И не прокисло МОЛОКО,

Мы оба этих дружных слова,

Напишем в корне с буквой О.

Я скажу сестре и брату,

Что железную ЛОПАТУ

И ТОПОР, и МОЛОТОК

С буквой «О» пиши, дружок.

МАШИНА, ВАГОН, ПАССАЖИР И ТРАМВАЙ-

Пиши с буквой «А» их и не забывай!

4. Работа над словарными словами используя метод звуковых (фонетических) ассоциаций при удачном созвучии фразы и словарного слова:

ЗАПАД – на западе солнце ПАДАЕТ.

УЛИЦА – на улице вижу знакомые ЛИЦА.

КОСТЯ В КОСТЮМЕ, А ПАВЕЛ В ПАЛЬТО.

5. Работа над словарными словами используя ребусы.

СОРОКА – 40 А

столица - 100

6. Работа над словарными словами используя составлен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы работы со словарными словами.

Приёмы работы со словарными словами...

Приёмы работы со словарными словами

Словарная работа может и должна быть интересной и разнообразной. Предлагаемы в работе приёмы помогут детям в запоминании словарных слов и развитии орфографической зоркости....

Приёмы работы над словарными словами

Приёмы работы над словарными словами...

Приёмы работы со словарными словами

laquo;Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русск...

Методическая разработка по теме «Методы и приёмы работы со словарными словами в начальной школе»

В методической разработке даны приемы работы со словарными словами на уроках в начальнгой школе....

Эффективны приёмы работы со словарными словами в начальной школе

Проблема формирования орфографической зоркости и повышение грамотности учащихся остается одной из важных проблем методики преподавания русского языка в начальной школе.Словарная работа на уроке являет...

Методы и приёмы работы со словарными словами с обучающимися с ОВЗ (ТНР)

Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарног...