Приёмы работы над словарными словами с учащимися разных образовательных способностей в соответствии с ФГОС
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена.
Одним из важнейших этапов урока русского языка в начальных классах является словарно – орфографическая работа. В ней выделяются следующие составные части: представление нового слова из «Словарика», с которым учащиеся знакомятся на уроке; формулирование лексического значения; освоение его орфографии; введение нового слова в активный словарь детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_so_slovarnymi_slovami.docx | 16.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы работы над словарными словами с учащимися разных образовательных способностей в соответствии с ФГОС
Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена.
Одним из важнейших этапов урока русского языка в начальных классах является словарно – орфографическая работа. В ней выделяются следующие составные части: представление нового слова из «Словарика», с которым учащиеся знакомятся на уроке; формулирование лексического значения; освоение его орфографии; введение нового слова в активный словарь детей.
1.Работа над словарными словами используя метод ассоциативного запоминания слов.
Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.
Методика
1. Записать словарное слово (Сл. слово) и поставить ударение.
Например: береза, морковь
2. Выделить зеленым цветом (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.
Например: бе- ре- за, мо-рковь
3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму.
Например: бЕ., бе. ; мО, мо.
4. Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова.
Требования к ассоциативному образу:
Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.
Модель:
Ассоциативная связь может быть по:
§ цвету;
§ месту расположения;
§ форме;
§ звучанию;
§ действию;
§ вкусу;
§ материалу;
§ назначению;
§ количеству;
§ и т.д.
Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Например:
Словарное слово
v береза - по цвету белая..
v береза - кудрявая: нужен гребень, чтобы расчесать - по форме как буква е.
Результат: береза - белая - гребень (е)
v морковь - овощ(о)
v морковь - из неё делают морковный сок(о)
Результат: морковь – овощ - сок(о)
5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).
Например:
Б
Б Е Р Ё З А
Л
А
Я
6.
Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.
ВНИМАНИЕ!
НЕ навязывайте ребенку своей ассоциации.
Ценность - наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.
Примеры словарных слов и ассоциативных образов:
2. Работа над словарными словами через этимологический анализ слова. Обращение к истории слов может помочь детям в изучении орфографии отдельных слов.
Последовательность словарной работы:
1. Найди в слове «ошибкоопасное» место.
В . Р . БЕЙ
2. Попробуй проверить орфограмму:
а) определи значение слова;
ВОРОБЕЙ - маленькая птичка с серо-черным оперением
б) определи, в какой части слова находится орфограмма;
ВОРОБЕЙ
3.Найди этимологическую справку.
ВОРОБЕЙ-слово восходит к древней основе ВОРТ- (ворота). От нее образованы такие слова как «ворота, забор».
М О Р К О В Ь
В
О
Щ
Д
П О Г О Д А
Ж
Д
Ь
С
П О Г О Д А
Л
Н
Ы
Ш
К
О
4. Заполни “окошко” в слове.
ВОРОБЕЙ
5. Запиши слово в словарик.
Этимология некоторых слов слов:
ПЛАТЬЕ, ПЛАТОК- в основе этих двух слов лежит древнерусское слово ПЛАТЪ, что означает « кусок материи».
ВЕТЕРАН пришло к нам из французского языка, но родилось оно от латинского слова ВЕТУС, что значит старый
ПАЛЬТО- «ПАЛЕА»( «плащ с капюшоном»)
СОРОКА- «СОРКА»(«сорить словами»)
АРБУЗ – «КАРБУЗ»(буквально «ослиный огурец»)
ГОРОД – ОГОРОЖЕННОЕ место ВЧЕРА - от ВЕЧЕР МОРКОВЬ- общесл. «МОРКВА»
ТОПОР – стар.слав.ТОПР(секира – боевое оружие)
3.Работа над словарными словами используя стихотворения.
Например, при знакомстве со словарным словом ПЕТУХ поможет стихотворение И. Конькова.
ПЕТУХА спросили дети: - Почему зовут вас Петей? - Так ответил Петя детям: - Хорошо умею ПЕТЬ я.
Примеры стихотворений:
Чтоб не обиделась КОРОВА
И не прокисло МОЛОКО,
Мы оба этих дружных слова,
Напишем в корне с буквой О.
Я скажу сестре и брату,
Что железную ЛОПАТУ
И ТОПОР, и МОЛОТОК
С буквой «О» пиши, дружок.
МАШИНА, ВАГОН, ПАССАЖИР И ТРАМВАЙ-
Пиши с буквой «А» их и не забывай!
4. Работа над словарными словами используя метод звуковых (фонетических) ассоциаций при удачном созвучии фразы и словарного слова:
ЗАПАД – на западе солнце ПАДАЕТ.
УЛИЦА – на улице вижу знакомые ЛИЦА.
КОСТЯ В КОСТЮМЕ, А ПАВЕЛ В ПАЛЬТО.
5. Работа над словарными словами используя ребусы.
СОРОКА – 40 А
столица - 100
6. Работа над словарными словами используя составлен
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы работы со словарными словами.
Приёмы работы со словарными словами...
Приёмы работы со словарными словами
Словарная работа может и должна быть интересной и разнообразной. Предлагаемы в работе приёмы помогут детям в запоминании словарных слов и развитии орфографической зоркости....
Приёмы работы над словарными словами
Приёмы работы над словарными словами...
Приёмы работы со словарными словами
laquo;Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русск...
Методическая разработка по теме «Методы и приёмы работы со словарными словами в начальной школе»
В методической разработке даны приемы работы со словарными словами на уроках в начальнгой школе....
Эффективны приёмы работы со словарными словами в начальной школе
Проблема формирования орфографической зоркости и повышение грамотности учащихся остается одной из важных проблем методики преподавания русского языка в начальной школе.Словарная работа на уроке являет...
Методы и приёмы работы со словарными словами с обучающимися с ОВЗ (ТНР)
Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарног...