Приёмы работы со словарными словами
консультация по русскому языку на тему
«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка,» - писал известный ученый – методист А.В.Текучев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_raboty_so_slovarnymi_slovami.docx | 48.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе
«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка,» - писал известный ученый – методист А.В.Текучев.
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Освоение словарного состава языка идет параллельно с развитием речи ребенка, осознанием смысла слов. Понимание смысла, структуры слова, возможности его употребления происходит только через организацию ситуаций, в которых ученик может связать новое слово с другими, т.е. включить его в словосочетание, предложение.
Таким образом, одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является задача научить ребёнка писать словарные слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффектным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.
Изучив опыт коллег по организации словарной работы на уроках в начальных классах, стала использовать в собственной педагогической деятельности некоторые приемы и методы по отработке написания непроверяемых орфограмм. Многие упражнения оказались эффективными и результативными.
В методике Н.П. Кононыкина и Н.А. Щербаковой указываются следующие виды
упражнений со словарем: выписывание с разных страниц словаря слов, объединяемых каким-либо признаком; образование однокоренных слов: специалист, специальный, специализироваться; использование словарного материала для упражнений в фонетическом разборе слов, составление предложений с теми или иными словами и т.д.
Ряд методистов указывают на обращение к этимологии словарных слов.
Этимологический анализ – важное средство повышения грамотности. Это и понятно: при
сознательном, интересном усвоении чего бы то ни было, степень запоминания значительно повышается. Немаловажно и то обстоятельство, что всякая сознательная работа приносит человеку большое моральное удовлетворение, чем механическая. Например, слово «малина» можно проверить словом «маленький». Кроме того, на
уроках русского языка выработке грамотного письма может оказать большую поддержку
знание иностранного языка: например немецкого, где при отсутствии редукции гласных
безударные гласные в словах произносятся «ясно» (кондуктор, трактор, революция).
Другой пример: слово «капуста» можно проверить словом «капут» («голова»).
Школьный этимологический анализ применяется для того, чтобы пробудить у детей
интерес к трудным словам, развить у них орфографическую зоркость, чтобы они легче
усваивали их написание.
В технологии В.Н. Зайцева предлагается следующую систему работы по повышению
грамотности.
В первый день ученики знакомятся с написанием словарных слов.
Во второй день ученики пишут в рабочих тетрадях словарный диктант из 10-15 слов.
Проверка диктанта осуществляется сразу же: слова записываются на классной доске, и
учитель поясняет их написание, ученики исправляют в тетрадях допущенные ошибки.
Домашнее задание: составить рассказ из 2-4 предложений с использованием нескольких слов из словарного диктанта.
На третий день ученики обмениваются тетрадями для чтения составленных
товарищами рассказов.
На четвертый день проводится контрольный словарный диктант.
Методика П.С. Тоцкого основана на орфографическом чтении.
Орфографическое чтение можно использовать на любом уроке. При работе над
словарем удобнее брать слова тематическими блоками (5-7 слов) и изучать один блок в
течение недели.
Пятый день Проверка.
Методические приемы работы над правописанием словарных слов
1.Использование метода группировки
при изучении слов с непроверяемым написанием
ПОГОДА ДОРОГА ОГОРОД ОВОЩИ ГОРОХ МОРКОВЬ ОГУРЕЦ ПОМИДОР | Была хорошая погода. Мы поехали по дороге на огород. Мы посадили овощи: горох, морковь, огурцы, помидоры. |
ОДНАЖДЫ ОСИНА ОРЕХ ЯБЛОКО | Ого! Однажды на осине выросли орех и яблоко! |
УЛИЦА РИСУНОК СИРЕНЬ СИНИЦА | Я на улице рисовал рисунок. На моём рисунке сирень и синица. |
ТОВАРИЩ ЛОПАТА ЯГОДА ХОРОШО УРОЖАЙ
| Мой товарищ вскопал лопатой грядки, посадил ягоды, будет хороший урожай. |
МЕСЯЦ ЗАЯЦ ЯЗЫК ЗЕМЛЯНИКА | Был месяц июнь. Заяц положил на язык землянику. |
КЛАСС СУББОТА РУССКИЙ ХОККЕЙ | У нашего класса в субботу был русский язык, а потом мы пошли на хоккей. |
2.Вставь пропущенные буквы в словарных словах. Поставь ударение в словах.
з мл ника м две ь
зв нит ктябрь
к ньки вет р
б р за к рзина
- Диктант
Задание к диктанту.
Подчеркните волнистой линией слово, значение которого следующее: «лиственное дерево с белой корой» (берёза).
Подчеркните одной чертой слово, значение которого «птица с чёрным или серым оперением» (ворона).
- .Игра подсказка
_ о _ о _ _ _ (воробей)
_ е _ _ _ (петух) - Загадки
1. Забор стоит, а за забором огурцы и помидоры. (огород)
2. Кто шагает с сумкой книг утром в школу? (ученик)
3. Если б не было его не сказал бы ничего. (язык) - Кроссворды
1. | ||||||||||
2. | ||||||||||
3. | ||||||||||
4. | ||||||||||
5. | ||||||||||
6. |
По горизонтали:
- Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь)
- Гладишь — ласкается,
Дразнишь — кусается.
(Собака)
- Накормить друзей обедом Или чай попить с соседом,
Послужить вам рада я,
Только мойте вы меня.
(Посуда)
- Нещадно бей нас в оркестровой яме, Но никогда ты за столом с друзьями.(Тарелка)
- В волосах заколочки.
Юбочка на ней.
Любит всё блестящее, Кукол-голышей.
(Девочка)
- Новое, тёплое, коричневое,
На зиму отличное.
(Пальто)
По вертикали:
- Столица России —
Наш город родной.
Мы все в нём стремимся Жить дружной семьёй.
(Москва)
- Ребусы:
- Сказки
Например, Сказка Андерсена «Дни недели»
- Тесты:
Тест № 1. Укажите номера слов, в которых пропущена буква Е.
- ВЕТ…Р
- УЛ…ЦА
- Р…СУНОК
- СЕВ…Р
- М…ДВЕДЬ
- С…НИЦА
- Б…РЁЗА
Тест № 2. Укажите номера слов, в которых пропущена буква О.
- КВ…РТИРА
- Д…РОГА
- …Г…РОД
- К…РТИНА
- ОВ…ЩИ
- Г…РОХ
- К…Р…НДАШ
- П…МИДОР
Варианты анаграмм:
- АЕСДР(адрес)
- ОКОРАВ (корова)
- ЛОМОКО (молоко)
|
со... (собака) |
во... (сорока) |
ма... (мальчик) |
ло... (лопата) |
|
РА, ТА, БО |
КА, ДАШ, РАН |
ДЕ, КА, ВОЧ |
ДЕ, НЫЙ, ЖУР |
НИ, НА, МА |
НА, ВО, РО |
- Домашнее задание: Найти значение, происхождение (откуда пришло слово) словарного слова … Оформить отдельно на альбомном листе (желательно красочно)
Заключение.
На основании изученной теоретической и методической литературы можно сделать следующие выводы.
Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. К сожалению, словарная работа на уроках русского языка носит эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы, и повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в школе.
В качестве наиболее эффективных в методической литературе предлагаются следующие приемы работы со словарными словами: группирование, составление связного текста, словарные диктанты, проверяющие не только правописание, но и понимание значения используемых слов, тесты, этимологический анализ слова. Главное, чтобы эта работа велась систематически, с учетом уровня учебных возможностей учащихся и их возрастных особенностей.
Подобная словарная работа способствует повышению орфографической грамотности учащихся, повышает интерес к русскому языку, развивает зоркое внимание к слову, развивает речь учащихся, повышает их словарный запас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы работы со словарными словами.
Приёмы работы со словарными словами...
Приёмы работы со словарными словами
Словарная работа может и должна быть интересной и разнообразной. Предлагаемы в работе приёмы помогут детям в запоминании словарных слов и развитии орфографической зоркости....
Приёмы работы над словарными словами
Приёмы работы над словарными словами...
Методическая разработка по теме «Методы и приёмы работы со словарными словами в начальной школе»
В методической разработке даны приемы работы со словарными словами на уроках в начальнгой школе....
Эффективны приёмы работы со словарными словами в начальной школе
Проблема формирования орфографической зоркости и повышение грамотности учащихся остается одной из важных проблем методики преподавания русского языка в начальной школе.Словарная работа на уроке являет...
Методы и приёмы работы со словарными словами с обучающимися с ОВЗ (ТНР)
Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарног...
Приёмы работы над словарными словами с учащимися разных образовательных способностей в соответствии с ФГОС
Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего зве...