план-конспект по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Тема: Простые и сложные предложения.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: познакомить учащихся с понятиями простые и сложные предложения, сформировать представления о простых и сложных предложениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russyaz.docx | 178.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Шишкова Ольга Владимировна
Предмет: Русский язык
Класс: 4
Тема: Простые и сложные предложения.
Цель: познакомить учащихся с понятиями простые и сложные предложения, сформировать представления о простых и сложных предложениях.
Планируемые результаты:
Предметные: различать простые и сложные предложения, находить грамматическую основу, применять правила правописания, знаков препинания (запятой) в сложных предложениях.
Метапредметные:
- Познавательные умения: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
- Регулятивные умения: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей;
- Коммуникативные умения: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
- Личностные: ценить и понимать позицию другого, уважение к одноклассникам
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, тетради, учебник, индивидуальные карточки, кружочки (зеленые, красные).
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности.
-Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.
-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте хорошего дня.
Актуализация знаний.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Минутка чистописания
- Запишите пословицу, выделите орфограммы.
«Солнце летом греет, а зимой морозит».
- Подчеркните главные члены предложения. Что вы заметили? (В этом предложении есть однородные сказуемые).
- Расскажите, что вы знаете об однородных членах предложениях. (Однородные члены – это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову, связаны между собой с помощью интонации перечисления и союзов и, а, но, да, или только с помощью интонации перечисления (без союзов). Однородными членами могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.)
-Молодцы. Посмотрите на экран. Какое слово спряталось в ребусе?
А=Е ПРАДЕД ИЕ |
- Какое слово спряталось в ребусе? (В ребусе спряталось слово предложение.)
- Что такое предложение? (Это слова, связанные по смыслу.)
Выявления места и причины затруднения.
- Посмотрите на экран. Вставьте недостающие знаки препинания.
1. Звёзды осенью светят ярко но холодно.
2. Девочки собрали букеты из лимонных и красных и оранжевых листьев.
3. Маленькая белка наелась оглянулась и исчезла.
4. Женщины шли к магазину и что-то громко обсуждали.
5. Раздался удар грома и полил дождь.
- В каких предложениях вы поставили запятые? (В 1, 2, в 4 между первым и вторым однородными сказуемыми.)
- Где запятые не ставили? (В 4 предложении между однородными сказуемыми соединенными одиночным союзом И, в 3предложении перед первым союзом, в 4 перед союзом И, в 5 предложении)
-Докажите, что в предложениях встретились однородные члены. (Слова связаны с одним словом и отвечают на один и тот же вопрос)
Постановка целей и задач урока
-Какие однородные члены встретились в последнем предложении? (Полил, раздался)
- Докажите. (Учащиеся пытаются объяснить и понимают, что это не однородные члены предложения.)
-Почему они не являются однородными? (Они отвечают на один вопрос, но зависят от разных слов)
-Чем отличается это предложение от других? (В предложении 2 грамматические основы)
-Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорит на уроке? ( О предложениях, где 2 грамматические основы.)
- Сформулируйте задачу урока. (Познакомиться с предложениями, у которых две грамматические основы.).
- Как можно назвать предложение, которое состоит из нескольких грамматических основ (частей)? (Многосоставное, сложное)
- А как мы называем предложение, в котором одна грамматическая основа? (Простое предложение.)
- Кто догадался, какова тема нашего урока? (Мы будем говорить о простых и сложных предложениях.)
Открытие новых знаний.
- Ребята, откройте учебники на с.75 и найдите упражнение 118. Прочитайте задание. Что нам нужно сделать в этом упражнении? (Прочитать, найти главные члены предложения и записать их по образцу.) (Один ребенок работает у доски).
- Обратите внимания, сколько предложений в данном стихотворении? ( В стихотворении одно предложение.)
- Сколько частей в стихотворении? (В стихотворении 4 частей.)
- Назовите главные члены предложения. (Небо (что делало?) дышало, солнышко (что делало?) блистало, день (что делал?) становился, сень (что делала?) обнажалась, туман (что делал?) ложился.)
- Ребята, ознакомьтесь со словами Ивана Ивановича Самоварова.
- Сделайте вывод. (Сложное предложение состоит из простых предложений, связанных по смыслу.)
Физкультминутка.
(По презентации).
Работа в парах.
- Ребята, у вас на столах лежит карточка.
Ваша задача, обсудив друг с другом, найти и подчеркнуть главные члены предложения. (Работают с предложением: Наступила осень, дуют холодные ветра, птицы улетают в теплые края.)
- Назовите основу предложения. (Ответы детей. Осень наступила, дуют ветра, птицы улетают.)
- Сколько частей в данном предложении? (3)
- Докажите, что данное предложение сложное.
- Сейчас мы с вами составим алгоритм, чтобы определить простое или сложное предложение.
Выстраивают алгоритм работы с предложениями.
1. Прочитать предложение.
2. Найти грамматическую основу.
3. Определить сложное или простое.
4. Если сложное, то поставить знаки препинания.
Первичное закрепление.
- Молодцы, ребята. У вас на столах есть листочки. Напишите, пожалуйста, на этих листочках по 2 слова, которые ассоциируются у вас со словом осень.
- Обменяйтесь этими листочками. Сейчас ваша задача составить и записать в тетради сложное предложение с данными словами. (Составляют предложения и записывают в тетради).
Задание «Верные и неверные утверждения».
- Вам предлагается ряд утверждений, из которых нужно выбрать те, которые соответствуют действительности.
Если вы согласны с утверждением покажите зелёный цвет, если нет красный.
- Сложное предложение состоит из одной грамматической основы.
- Сложное предложение состоит из нескольких частей, не связанных по смыслу.
- В сложном предложении между частями ставится запятая.
- Сложное предложение состоит из одной части.
- Сложное предложение состоит из двух или нескольких грамматических основ.
Рефлексия
- О чём говорили на уроке? ( На уроке мы говорили о простых и сложных предложениях.)
- Какое предложение называют сложным? ( Сложное предложение состоит из нескольких частей, связанных по смыслу. В каждой части есть главные члены: подлежащее и сказуемое.)
- Простым? (Простое предложение имеет одну грамматическую основу.)
- Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении? (Между частями сложного предложения ставится запятая.)
-Вот и подошел к концу наш урок.
На экране презентация с предложениями которые нужно продолжить (На сегодняшнем уроке я узнал… но у меня не получилось….)
(Учащиеся комментируют свой результат.)
Оценивание работы учащихся учителем.
Домашнее задание
Стр. 76 упр. 121.
- Благодарю за хорошую работу. Похлопайте себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
План- конспект урока по русскому языку во 2 классе.
План- конспект урока по русскому языку во 2 классе по учебнику Т.Г.Рамзаевой по теме " Правописание жи-ши" . В конспекте представлены задания для закрепления и проверки правописания орфогр...
план- конспект урока по русскому языку в соответствии с ФГОС 2-го поколения
Урок по русскому языку , проводимый в первом классе по теме " Устная и письменная речь" по УМК " Школа России" был разработан в соответствии с ФГОС второго поколения. здесь хорошо прослеживаются крите...
План конспект урока по русскому языку 2 класс (по ФГОС) на тему "Род имени существительного"
Конспект урока по ФГОС в виде презентации с подробным описанием предметных, метапредметных и личностных целей и УУД....
План-конспект урока по русскому языку 3 класс
План-конспект урока по русскому языку. Базовый учебник Рамзаева Т.Г. 3 класс с применением ЭОР по теме "Упражнение в проверке безударных гласных. . На данном уроке закрепляется и обобщается прав...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Урок русского языка «Безударные гласные в корне слова» план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок по теме «Безударные гласные в корне слова" по учебнику А.В. Поляковой....