план-конспект по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Тема: Простые и сложные предложения.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: познакомить учащихся с понятиями простые и сложные предложения, сформировать представления о простых и сложных предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russyaz.docx178.18 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Шишкова Ольга Владимировна

Предмет: Русский язык

Класс: 4

Тема: Простые и сложные предложения.

Цель: познакомить учащихся с понятиями простые и сложные предложения, сформировать представления о простых и сложных предложениях.

Планируемые результаты:

Предметные: различать простые и сложные предложения, находить грамматическую основу, применять правила правописания, знаков препинания (запятой) в сложных предложениях.

Метапредметные:

 - Познавательные умения: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

 - Регулятивные умения: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей;

- Коммуникативные умения: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

- Личностные: ценить и понимать позицию другого, уважение к одноклассникам

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, тетради, учебник,  индивидуальные карточки, кружочки (зеленые, красные).

Ход урока:

Мотивация к учебной деятельности.

-Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке.

Глазки шире открываем,

Слушаем и запоминаем.

Ни минуты не теряем.

-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте хорошего дня.

Актуализация знаний.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Минутка чистописания

- Запишите пословицу, выделите орфограммы.

«Солнце летом греет, а зимой морозит».

- Подчеркните главные члены предложения. Что вы заметили? (В этом предложении есть однородные сказуемые).

- Расскажите, что вы знаете об однородных членах предложениях. (Однородные члены – это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову, связаны между собой с помощью интонации перечисления и союзов и, а, но, да, или только с помощью интонации перечисления (без союзов). Однородными членами могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.)

-Молодцы. Посмотрите на экран. Какое слово спряталось в ребусе?

А=Е

ПРАДЕД Картинки по запросу "запятая без фона""Картинки по запросу "запятая без фона""  Картинки по запросу "ложка картинка для детей без фона""Картинки по запросу "запятая без фона""Картинки по запросу "запятая без фона""    ИЕ

- Какое слово спряталось в ребусе? (В ребусе спряталось слово предложение.)

- Что такое предложение? (Это слова, связанные по смыслу.)

Выявления места и причины затруднения.

- Посмотрите на экран.  Вставьте недостающие знаки препинания.

1. Звёзды осенью светят ярко но холодно.

2. Девочки собрали букеты из лимонных и красных и оранжевых листьев.

3. Маленькая белка наелась оглянулась и исчезла.

4.  Женщины шли к магазину и что-то громко обсуждали.

5. Раздался удар грома и полил дождь.

- В каких предложениях вы поставили запятые? (В 1, 2, в 4 между первым и вторым однородными сказуемыми.)

- Где запятые не ставили? (В 4 предложении между однородными сказуемыми соединенными одиночным союзом И, в 3предложении перед первым союзом, в 4 перед союзом И, в 5 предложении)

-Докажите, что в предложениях встретились однородные члены. (Слова связаны с одним словом и отвечают на один и тот же вопрос)

Постановка целей и задач урока

-Какие однородные члены встретились в последнем предложении? (Полил, раздался)

- Докажите. (Учащиеся пытаются объяснить и понимают, что это не однородные члены предложения.)

-Почему они не являются однородными? (Они отвечают на один вопрос, но зависят от разных слов)

-Чем отличается это предложение от других? (В предложении 2 грамматические основы)

-Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорит на уроке? ( О предложениях, где 2 грамматические основы.)

- Сформулируйте задачу урока. (Познакомиться с предложениями, у которых две грамматические основы.).

- Как  можно назвать предложение, которое состоит из нескольких грамматических основ (частей)? (Многосоставное, сложное)

- А как мы называем предложение, в котором одна грамматическая основа? (Простое предложение.)

- Кто догадался, какова тема нашего урока?  (Мы будем говорить о  простых и сложных предложениях.)

Открытие новых знаний.

- Ребята, откройте учебники на с.75 и найдите упражнение 118. Прочитайте задание. Что нам нужно сделать в этом упражнении? (Прочитать, найти главные члены предложения и записать их по образцу.) (Один ребенок работает у доски).

- Обратите внимания, сколько предложений в данном стихотворении? ( В стихотворении одно предложение.)

- Сколько частей в стихотворении? (В стихотворении 4 частей.)

- Назовите главные члены предложения. (Небо (что делало?) дышало, солнышко (что делало?) блистало, день (что делал?) становился, сень (что делала?) обнажалась, туман (что делал?) ложился.)

- Ребята, ознакомьтесь со словами Ивана Ивановича Самоварова.

- Сделайте вывод.  (Сложное предложение состоит из простых предложений, связанных по смыслу.)

Физкультминутка.

(По презентации).

Работа в парах.

- Ребята, у вас на столах лежит карточка.

Ваша задача, обсудив друг с другом, найти и подчеркнуть главные члены предложения.  (Работают с предложением:  Наступила осень, дуют холодные ветра, птицы улетают в теплые края.)

- Назовите основу предложения. (Ответы детей. Осень наступила, дуют ветра, птицы улетают.)

- Сколько частей в данном предложении? (3)

- Докажите, что данное предложение сложное.

- Сейчас мы с вами составим алгоритм, чтобы определить простое или сложное предложение.

 Выстраивают алгоритм работы с предложениями.

1. Прочитать предложение.                                                                                                                                                                                                                                              

2. Найти грамматическую основу.

3. Определить сложное или простое.

4. Если сложное, то поставить знаки препинания.

Первичное закрепление.

- Молодцы, ребята. У вас на столах есть листочки.  Напишите, пожалуйста, на этих листочках по 2 слова, которые ассоциируются у вас со словом осень.

- Обменяйтесь этими листочками. Сейчас ваша задача составить и записать в тетради сложное предложение с данными словами. (Составляют предложения и записывают в тетради).

Задание «Верные и неверные утверждения».

- Вам предлагается ряд утверждений, из которых нужно выбрать те, которые соответствуют действительности.

Если вы согласны с утверждением покажите зелёный цвет, если нет красный.

- Сложное предложение состоит из одной грамматической основы.

- Сложное предложение состоит из нескольких частей, не связанных по смыслу.

- В сложном предложении между частями ставится запятая.

- Сложное предложение состоит из одной части.

- Сложное предложение состоит из двух или нескольких грамматических основ.

Рефлексия

- О чём говорили на уроке?  ( На уроке мы говорили о простых и сложных предложениях.)

- Какое предложение называют сложным? ( Сложное предложение состоит из нескольких частей, связанных по смыслу. В каждой части есть главные члены: подлежащее и сказуемое.)

- Простым? (Простое предложение имеет одну грамматическую основу.)

- Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении? (Между частями сложного предложения ставится запятая.)

-Вот и подошел к концу наш урок.

На экране презентация с предложениями которые нужно продолжить (На сегодняшнем уроке я узнал… но у меня не получилось….) 

(Учащиеся комментируют свой результат.)

Оценивание работы учащихся учителем.

Домашнее задание

Стр. 76 упр. 121.

- Благодарю за хорошую работу. Похлопайте себе.

https://sun9-33.userapi.com/c853520/v853520897/1451ea/hTURzqr4UtI.jpghttps://sun9-25.userapi.com/c855328/v855328897/1454e5/oICa72W3BiM.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

План- конспект урока по русскому языку во 2 классе.

План- конспект урока по русскому языку во 2 классе по учебнику Т.Г.Рамзаевой по теме " Правописание жи-ши" .  В конспекте представлены задания для закрепления и проверки  правописания орфогр...

план- конспект урока по русскому языку в соответствии с ФГОС 2-го поколения

Урок по русскому языку , проводимый в первом классе по теме " Устная и письменная речь" по УМК " Школа России" был разработан в соответствии с ФГОС второго поколения. здесь хорошо прослеживаются крите...

План конспект урока по русскому языку 2 класс (по ФГОС) на тему "Род имени существительного"

Конспект урока по ФГОС в виде презентации с подробным описанием предметных, метапредметных и личностных целей и УУД....

План-конспект урока по русскому языку 3 класс

План-конспект урока по русскому языку. Базовый учебник Рамзаева Т.Г. 3 класс с применением ЭОР по теме "Упражнение в проверке безударных гласных.  . На данном уроке закрепляется и обобщается прав...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Урок русского языка «Безударные гласные в корне слова» план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок по теме «Безударные гласные в корне слова" по учебнику А.В. Поляковой....