открытый урок по русскому языку 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока по русскому языку "Что такое суффикс", 2019, октябрь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx | 25.16 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку (3 класс)
«Что такое суффикс?».
Тема урока: «Что такое суффикс?».
ФИО: Молчанова ВН
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тип урока: урок усвоения новых знаний
УМК: «Школа России»
Базовый учебник: Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2014.
Цель урока: сформулировать у учащихся понятие о новой значимой части слова – суффиксе; развивать умение самостоятельно делать выводы на основе наблюдений; воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный, здоровьесберегающие, игровые, ИКТ .
Методические приемы: рассказ учителя, проблемные вопросы, работа над новыми понятиями, творческие задания, практические упражнения.
Задачи, направленные на формирование УУД:
Личностные:
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- самоанализ и самоконтроль результата.
- ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке
Регулятивные:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи
- контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем.
Коммуникативные:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Познавательные:
-осознавать познавательную задачу, решать её
- анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков
- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Ресурсы урока: карточки с суффиксами для игры, плакат с изображением дерева, карточки-жёлуди с заданиями, заготовки для телеграмм, сигнальные карточки со смайликами.
Ход урока:
- Организационный этап
Приветственное слово учителя:
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Встаньте, дети, не ленитесь,
Все мне дружно улыбнитесь.
Здравствуйте, ребята, сели
И на парты посмотрели.
Будут нужными опять:
Книжка, ручка и тетрадь.
Не забудет про дневник
Ни один наш ученик.
Молодцы! Готов весь класс,
Поработаем сейчас.
2. Актуализация знаний
Включиться в работу нам поможет «мозговая разминка», отвечаем хором, быстро.
- Часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…(окончанием)
- Общая часть родственных слов называется…(корнем)
- Как называется последний месяц осени…(ноябрь)
- Что находится между городом и селом? (и)
- Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов…(приставка)
- Назовите антоним к слову враг…(друг)
- Чем кончается лето и начинается осень? (буквой о)
- Сколько гласных букв в алфавите? (10)
Рассказ учителя. Лингвистическая сказка.
- Молодцы! А теперь послушайте сказку.
Давным – давно на волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью быстро разрастаться.
Когда папа-корень превращался в деревце, на нём вырастали новые слова-веточки. Все они были очень похожи на своего папу, но в каждом слове-веточке было что-то своё, особенное. Иногда из корня вырастало целое дерево! Слова-веточки, проросшие из одного папы-корня, стали называться однокоренными, или родственными. Ведь все они были детками одного папы, то есть родственниками. Общую же часть родственных слов с тех пор называют корнем.
Конечно, именно корень является главной частью слова. Из него вырастают новые слова-веточки. Так образуется большая семья однокоренных слов.
- А что же нужно добавить к корню, чтобы образовалось новое слово? (Приставку)
- А может быть можно добавить что-то ещё?
3. Актуализация знаний
- Откройте тетради, напишите число, пропишите слово лебедь.
- Подберите к нему однокоренные слова. (Лебёдушка, лебединая)
- Какими являются эти слова по отношению друг к другу? (Однокоренными.)
- Выделите корень.
- Кто знает, как называется часть слова, стоящая поле корня, с помощью которой мы образовали однокоренные слова? (Суффикс.)
-Кто попробует сформулировать тему урока?
-Какие задачи поставим перед собой?
Примерные ответы детей: познакомиться с новой частью слова суффикс, узнать где она находится, для чего нужен суффикс, как найти его в словах.
- Что такое суффикс? (Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.)
- Как найти в слове суффикс? (Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.)
4. Первичное усвоение новых знаний
Работа по учебнику (упр. 164 с.89)
- Прочитайте стихотворение.
- Выпишите однокоренные слова. (Ёж, ежиха, ёжик)
- Выделите в этих словах корень и окончание.
- От какого слова и с помощью какой части слова образовались слова ёжик и ежиха?
- Где стоит эта часть слова?
- Как она называется?
- Мы будем обозначать эту часть слова специальным значком ^
За корнем суффиксу
Нашлось местечко,
Обозначаю уголком
Называю … (суффиксом)
5. Первичная проверка понимания
Работа по учебнику (упр. 165 с.89)
— Прочитайте группы слов.
— Сравните слова в каждой группе.
У доски работает один ученик. Записывает слова первого столбика.
— В чём их сходство и различие?
— Работаем все по алгоритму с доской: выделим все части в словах.
— Изменим формы сов для нахождения окончания.
— Так как перед нами однокоренные слова мы можем выделить корни.
— Какая часть слова внесла новый оттенок в значение однокоренных слов и образовала новые слова?
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Что такое суффикс?
— Для чего служат суффиксы?
— Спишите по вариантам остальные два столбика.
— Обозначьте окончания.
— Выделите корни. Обозначьте суффиксы.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова.)
6. Физкультминутка (мультимед проектор, музыкальное сопровождение)
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)
7. Первичное закрепление
— Я предлагаю поиграть «Будем слово собирать». Я буду показывать вам суффикс и говорить слово, а вы будете образовывать родственные слова.
МАМА ЛЕС ШАХМАТЫ КУБ ГУСЬ СТУЛ и тп (мультимедйный проектор)
ОБРАЗОВАННЫЕ СЛОВА: мамочка, лесище, лесок, шахматист, кубик кубок, гусёнок, стульчик
Работа в группах.
У каждой группы на столе конверт с заданием. Участники группы должны выполнить задание, выделить суффиксы и повесить карточки с суффиксами на доску.
- А сейчас ребята я предлагаю вам вырастить чудо-дерево. Каждая группа, выполнив свои задания повесит на это дерево свои плоды – карточки с суффиксами. Вот такое чудо-дерево с необычными плодами у нас выросло. Это жёлуди знаний. Вы просто молодцы!
8. Домашнее задание
- Дома вам необходимо выучить правило на с. 89
По выбору:
- Выполнить упр. 165 с.89
- Сочинить небольшую сказку о суффиксе
9. Рефлексия ( подведение итогов занятия)
- У каждого на парте лежит небольшой листок. Сейчас вам необходимо на этом листке кратко написать своему товарищу по парте телеграмму о том, что вы узнали на сегодняшнем уроке.
Обмениваются телеграммами, читают.
8. Домашнее задание
- Дома вам необходимо выучить правило на с. 89
По выбору:
- Выполнить упр. 165 с.89
- Сочинить небольшую сказку о суффиксе
9. Рефлексия ( подведение итогов занятия)
- Понравилось ли вам работать в группах?
- Перед вами стояла задача - образовать новые слова при помощи суффиксов. Смогли вы это сделать сами?
-Удалось ли сделать то, что намечали?
- Какие задание были интереснее всего?
- Какие задания вызвали трудности?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке? (Сигнальные карточки со смайликами) Оцените свою работу на уроке на лесенке успеха.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Игра «Найди свой кармашек».
(Ученики по одному выходят к доске, берут карточку с записанным на ней словом, но с пропущенным суффиксом, читают, называют суффикс, помещают в нужный кармашек.)
Приложение
Закрепление изученного материала
Работа по карточкам
Ф.И. ____________________________
1. Впиши пропущенные слова:
Суффикс – это ________________________ часть слова, которая стоит __________ корнем и служит для ________________________________.
2. Прочитай слова. Образуй от них однокоренные слова при помощи одного из данных суффиксов: - чик, - ик, - ок, - ышк-, -к-, - инк-.
Берёза - ______________, стакан - ________________, ягода - _______________, трава - ___________,
погода - _____________, ветер - _____________, город - _______________, гнездо - _______________, карандаш - ______________, морковь - _____________, дождь - _____________, зерно - ___________.
_______________________________________________________________________________________
На данном уроке использовались методы: словесно-наглядный, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа (практический), иллюстративный; технологии: здоровьесберегающие, игровые, ИКТ, личностно-ориентированные. Их применение целесообразно и эффективно. При эвристическом и исследовательском методе знания добываются в результате собственного познавательного труда, знания учащиеся добывают самостоятельно под руководством учителя, решают задачи, разрешают проблемные ситуации, обобщают, делают выводы в результате чего у детей формируются осознанные прочные знания. Практический метод необходим для формирования и закрепления полученных навыков и умений, словесные методы (рассказ,объяснение, беседа) передают информацию, ставят проблему и указывают путь решения. Метод работы с книгой-чтение используется как средство приобретения новых знаний. Игровая технология воспитывает любознательность и интерес к теме, повышает активность в обучении. Наглядный метод способствует развитию памяти, мышления, устойчивого внимания. Здоровьесберегающая технология (чередование видов учебной деятельности, физминутка, релаксация, музыкотерапия) развивает физическое здоровье детей, повышает деятельность мозга, улучшается память, внимание и работоспособность. В личностно-ориентированном подходе учитель помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность, использует проблемные творческие задания, обсуждает в конце урока не только что узнали, но и что понравилось и что хотелось бы выполнить ещё раз, то есть создаются условия для проявления познавательной активности учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....
Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)
Тип урока: повторение изученного Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...
Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.
Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»
Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....