открытый урок по русскому языку 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Молчанова Валентина Николаевна

Конспект урока по русскому языку "Что такое суффикс", 2019, октябрь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку (3 класс)

«Что такое суффикс?».


Тема урока: «Что такое суффикс?».

ФИО: Молчанова ВН

Предмет: русский  язык

Класс: 3

Тип урока: урок усвоения новых знаний

УМК: «Школа   России»

Базовый учебник: Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2014.

Цель урока:   сформулировать у учащихся понятие о новой значимой части слова – суффиксе; развивать умение самостоятельно делать выводы на основе наблюдений; воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: словесно-наглядный,  проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный, здоровьесберегающие, игровые, ИКТ .

Методические приемы:  рассказ учителя, проблемные вопросы, работа над новыми понятиями, творческие задания,  практические упражнения.

Задачи, направленные на формирование УУД:

Личностные:  

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- самоанализ и самоконтроль результата.

- ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

Регулятивные:

-  принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

- контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем.

Коммуникативные:  

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Познавательные:

-осознавать познавательную задачу, решать её

- анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков

- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Ресурсы урока: карточки с суффиксами для игры, плакат с изображением дерева, карточки-жёлуди с заданиями, заготовки для телеграмм, сигнальные карточки со смайликами.

Ход  урока:

  1. Организационный этап

Приветственное слово учителя:

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Встаньте, дети, не ленитесь,

Все мне дружно улыбнитесь.

Здравствуйте, ребята, сели

И на парты посмотрели.

Будут нужными опять:

Книжка, ручка и тетрадь.

Не забудет про дневник

Ни один наш ученик.

Молодцы! Готов весь класс,

Поработаем сейчас.

2. Актуализация знаний

Включиться в работу нам поможет «мозговая разминка», отвечаем хором, быстро.

  • Часть слова, которая служит для  связи  слов   в предложении, называется…(окончанием)
  • Общая часть родственных слов называется…(корнем)
  • Как называется последний месяц осени…(ноябрь)
  • Что находится между городом и селом? (и)
  • Часть слова, которая стоит  перед  корнем и служит для образования новых слов…(приставка)
  • Назовите антоним к слову враг…(друг)
  • Чем кончается лето и начинается осень?  (буквой  о)
  • Сколько гласных букв в алфавите? (10) 

Рассказ учителя. Лингвистическая сказка.

- Молодцы! А теперь послушайте сказку.

Давным – давно на волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью быстро разрастаться.

Когда папа-корень превращался в деревце, на нём вырастали новые слова-веточки. Все они были очень похожи на своего папу, но в каждом слове-веточке было что-то своё, особенное. Иногда из корня вырастало целое дерево! Слова-веточки, проросшие из одного папы-корня, стали называться однокоренными, или родственными. Ведь все они были детками одного папы, то есть родственниками. Общую же часть родственных слов с тех пор называют корнем.

Конечно, именно корень является главной частью слова. Из него вырастают новые слова-веточки. Так образуется большая семья однокоренных слов.

- А что же нужно добавить к корню, чтобы образовалось новое слово? (Приставку)

- А может быть можно добавить что-то ещё?

3.  Актуализация знаний

- Откройте тетради, напишите число, пропишите слово лебедь.

- Подберите к нему однокоренные слова. (Лебёдушка, лебединая)

- Какими являются эти слова по отношению друг к другу? (Однокоренными.)

- Выделите корень.

- Кто знает, как называется часть слова, стоящая поле корня, с помощью которой мы образовали однокоренные слова? (Суффикс.)

-Кто  попробует  сформулировать  тему  урока?

-Какие задачи поставим перед собой?

Примерные ответы детей: познакомиться с новой частью слова суффикс, узнать где она находится, для чего нужен суффикс, как найти его в словах.

- Что такое суффикс? (Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.)

- Как найти в слове суффикс? (Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.)

4. Первичное усвоение новых знаний

Работа по учебнику (упр. 164 с.89)

- Прочитайте стихотворение.

- Выпишите однокоренные слова. (Ёж, ежиха, ёжик)

- Выделите в этих словах корень и окончание.

- От какого слова и с помощью какой части слова образовались слова ёжик и ежиха?

- Где стоит эта часть слова?

- Как она называется?

- Мы будем обозначать эту часть слова специальным значком ^

За корнем суффиксу

Нашлось местечко,

Обозначаю уголком

 Называю … (суффиксом)

5. Первичная проверка понимания

Работа по учебнику (упр. 165 с.89)

Прочитайте группы слов.

Сравните слова в каждой группе.

У доски работает один ученик. Записывает слова первого столбика.

В чём их сходство и различие?

Работаем все по алгоритму с доской: выделим все части в словах.

Изменим формы сов для нахождения окончания.

Так как перед нами однокоренные слова мы можем выделить корни.

Какая часть слова внесла новый оттенок в значение однокоренных слов и образовала новые слова?

Прочитайте ниже сведения о языке.

Что такое суффикс?

Для чего служат суффиксы?

Спишите по вариантам остальные два столбика.

Обозначьте окончания.

Выделите корни. Обозначьте суффиксы.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова.)

6. Физкультминутка (мультимед проектор, музыкальное сопровождение)

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

7. Первичное закрепление

Я предлагаю поиграть «Будем слово собирать». Я буду показывать вам суффикс и говорить слово, а вы будете образовывать родственные слова.

МАМА ЛЕС ШАХМАТЫ КУБ ГУСЬ СТУЛ и тп (мультимедйный проектор)

ОБРАЗОВАННЫЕ СЛОВА: мамочка, лесище, лесок, шахматист, кубик кубок, гусёнок, стульчик

Работа в группах.

У каждой группы на столе конверт с заданием. Участники группы должны выполнить задание, выделить суффиксы и повесить карточки с суффиксами на доску.

- А сейчас ребята я предлагаю вам вырастить чудо-дерево. Каждая группа, выполнив свои задания повесит на это дерево свои плоды – карточки с суффиксами. Вот  такое чудо-дерево  с необычными плодами у  нас  выросло. Это жёлуди знаний. Вы просто молодцы!

8. Домашнее задание

- Дома вам необходимо выучить правило на с. 89

По выбору:

  • Выполнить упр. 165 с.89
  • Сочинить небольшую сказку о суффиксе

9. Рефлексия ( подведение итогов занятия)

- У каждого на парте лежит небольшой листок. Сейчас вам необходимо на этом листке кратко написать своему товарищу по парте телеграмму о том, что вы узнали на сегодняшнем уроке.

Обмениваются телеграммами, читают.

8. Домашнее задание

- Дома вам необходимо выучить правило на с. 89

По выбору:

  • Выполнить упр. 165 с.89
  • Сочинить небольшую сказку о суффиксе

9. Рефлексия ( подведение итогов занятия)

- Понравилось ли вам работать в группах?

- Перед вами стояла задача - образовать новые слова при помощи суффиксов. Смогли вы это сделать сами?

-Удалось  ли  сделать  то,  что  намечали?

- Какие задание были интереснее всего?

- Какие задания вызвали трудности?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке? (Сигнальные карточки со смайликами) Оцените свою работу на уроке на лесенке успеха.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Игра «Найди свой кармашек».

(Ученики по одному выходят к доске, берут карточку с записанным на ней словом, но с пропущенным суффиксом, читают, называют суффикс, помещают в нужный кармашек.)

Приложение

Закрепление изученного материала

Работа по карточкам

Ф.И. ____________________________

1. Впиши пропущенные слова:

Суффикс – это ________________________ часть слова, которая стоит __________ корнем и служит для ________________________________.

2. Прочитай слова. Образуй от них однокоренные слова при помощи одного из данных суффиксов: - чик, - ик, - ок, - ышк-, -к-, - инк-.

Берёза - ______________, стакан - ________________, ягода - _______________, трава - ___________,

погода - _____________, ветер - _____________, город - _______________, гнездо - _______________, карандаш - ______________, морковь - _____________, дождь - _____________, зерно - ___________.

_______________________________________________________________________________________

                            На данном уроке использовались методы: словесно-наглядный,  проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа (практический), иллюстративный; технологии: здоровьесберегающие, игровые, ИКТ, личностно-ориентированные. Их применение целесообразно и эффективно. При эвристическом и исследовательском методе  знания добываются в результате собственного  познавательного труда, знания учащиеся добывают самостоятельно под руководством учителя, решают задачи, разрешают проблемные ситуации, обобщают, делают выводы в результате чего у детей формируются осознанные прочные знания. Практический метод  необходим для формирования и закрепления полученных навыков и умений, словесные методы (рассказ,объяснение, беседа) передают информацию, ставят проблему и указывают путь решения. Метод работы с книгой-чтение используется как средство приобретения новых знаний. Игровая технология воспитывает любознательность и интерес к теме, повышает активность в обучении. Наглядный метод способствует развитию памяти, мышления, устойчивого внимания. Здоровьесберегающая технология (чередование видов учебной деятельности, физминутка, релаксация, музыкотерапия) развивает физическое здоровье детей, повышает деятельность мозга, улучшается память, внимание и работоспособность. В личностно-ориентированном подходе учитель помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность, использует проблемные творческие задания, обсуждает  в конце урока не только что узнали, но и что понравилось  и что хотелось бы выполнить ещё раз, то есть создаются условия для проявления познавательной активности учащихся.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»

Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....